Окончив Свою миссию при первом пришествии, Иисус Христос оставил обетование ученикам о Своем возвращении во второй раз. Это «блаженное упование» христиане пронесли сквозь века, ожидая возвращения своего Господа. Вера в скорое пришествие Христа была движущей силой христианства во все века. В течение многих веков ранние исследователи находили в книгах пророка Даниила и Откровении доказательства о скором Втором пришествии Христа. Века проходили, а их убеждения все не находили своего воплощения. К началу девятнадцатого века исследователи были готовы к новому взгляду на вопрос о Втором пришествии.
Будучи озабоченными вопросом Второго пришествия, христианские исследователи различным образом истолковывали это событие. Некоторые из них, как английский служитель Даниил Уайтби, ожидали «духовного» пришествия Христа. В отличии от него Уильям Миллер верил, что Второе пришествие Христа будет личным.
Если большинство исследователей в основном соглашались в том, что Второе пришествие Христа будет скоро, то в отношении понимания вопроса тысячелетнего царства существовали различные мнения. Некоторые под тысячелетним царством подразумевали тысячу лет мира и благополучия на земле. Они видели это благополучие как результат совершенствования общества. Они считали, что тысячелетнее царство можно построить человеческими усилиями. Тех, кто считал, что тысячелетнее царство будет перед Вторым пришествием, называют постмилленаристами.
Однако были и те, кто считал, что тысячелетнее царство будет после Второго пришествия Христа. Они основывали свои премилленаристские взгляды на 20-й главе Откровения. Среди них был ревностный проповедник скорого Второго пришествия, Уильям Миллер.
Многие исследователи Библии пришли к пониманию пророчества о 1260 годах в результате потрясающих событий, связанных с Французской революцией. Для них 1798 год, когда наполеоновский генерал Бертье взял в плен папу Пия VI, стал заключительной датой для пророческого периода 1260 лет. Вскоре внимание исследователей привлекло пророчество о 2300 годах из Даниила 8:14. Ряд исследователей считали, что после окончания 2300 летнего периода будет Второе пришествие Христа, которое должно произойти между 1830-1850 гг. В начале 19 столетия многие исследователи считали, что период 2300 лет соответствует периоду с 457 г. до Р.Х. по 1843 г. по Р.Х.
Эти взгляды в отношении пророчества о 2300 днях также разделял баптист Уильям Миллер. Подобно другим исследователям он считал, что по истечении данного периода придет Христос.
Уильям Миллер родился и воспитывался в семье баптистов. Его дедушка по линии матери и два дяди были служителями баптистской церкви. Но в молодые годы он усомнился в вере. Он подружился с людьми, которые оказали на него свое пагубное влияние, — он стал деистом и начал скептически относиться к Библии и религии. Только пережив непонятные для него тогда опыты во время войны 1812 года, он стал задумываться о Боге и Его провидении. Позже, в 1816 году, он пережил обращение и принял крещение в баптистской церкви. Он стал прилежно исследовать Библию. Миллер отложил все прежние взгляды и при исследовании пользовался только Библией и симфонией. Начав с Бытия, читая стих за стихом, Миллер обнаружил, что «сравнивая Писание с историей, можно было увидеть, что все исполнившиеся пророчества исполнились буквально». При настойчивом исследовании Писания в течение 1816-1818 гг. Миллер убедился, что «Библия является системой открытых Богом истин». В это время он усвоил определенные правила толкования Библии. Миллер увидел, что взгляды постмилленаристов, утверждающие, что тысячелетнее царство будет перед пришествием Христа, не имеют библейского основания.
Особое внимание Миллер уделил исследованию большого пророческого периода о 2300 днях из книги пророка Даниила 8:14. Подобно многим исследователям своего времени, он ошибался, полагая, что святилище в Даниила 8:14 символизирует нашу землю. Но он правильно определил, что день в пророческих периодах означает год. Миллер также понял, что в восьмой и девятой главах книги Даниила описывается один и тот же пророческий период. Основываясь на Даниила 9:24-27, он вычислил, что пророческий период 2300 дней начался в 457 г. до н.э. Отсчитывая от этой даты весь период 2300 лет, Миллер пришел к удивительному открытию: по окончанию периода 2300 лет, примерно в 1843 году (в последствии эта дата была исправлена на 1844 г.), будет Второе пришествие Христа. И до Второго пришествия Христа остается 25 лет.
Несмотря на то, что еще в 1818 году Миллер пришел к убеждению, что Христос скоро придет, ему понадобилось еще 13 лет, чтобы переосмыслить важность этого события. В течении последующих 4 лет Миллер пересмотрел все свои исследования и систематизировал их в 20-ти пунктах. Прошло еще 9 лет до того, как он окончательно убедился, что Бог призывает его к особой миссии проповедовать миру о своих убеждениях. Он пережил неописуемую борьбу с Богом пока, наконец, не согласился принять на себя ответственную миссию. 14 августа 1831 года стало днем начала его проповеди. Как только он начал проповедовать, исчезли его сомнения и неуверенность. Он чувствовал «величие темы», которую по провидению Божьему ему было поручено раскрыть.
Последующие 13 лет Уильям Миллер посвятил проповеди о Втором пришествии Христа. За это время он сказал 4 000 проповедей и лекций в 500 населенных пунктах. Он не был одинок в этой проповеди: совместно с ним проповедовали 200 служителей, принявших его взгляды о Втором пришествии Иисуса Христа. Своей проповедью они достигли, по крайней мере, аудитории около 500 000 тысяч человек. Впоследствии тех, кто вместе с Миллером ожидали возвращения Господа, было 50 000. Проповедь Миллера была основана на Откровении 10:11; в этом стихе говорится о
том, что «времени уже не будет». Поэтому миллериты с радостью и тревогой готовились к дню 22 октября 1844 года. Они оставили все в этом мире и посвятили себя приготовлению к встрече со своим Спасителем. Некоторые даже не убирали урожай с полей. Но великий день ожидаемого возвращения Христа наступил и прошел. Христос не пришел и ожидавших постигло Великое разочарование.
Исполнилось пророчество Иоанна о сладко-горьком свитке. Вначале он был «сладким в устах», но позже стал «горьким во чреве» (Откр. 10:6-10). Проповедь о скором возвращении Господа была радостной и «сладкой» вестью для ожидающих, но привела их к великому разочарованию. Только теперь выявилась роковая ошибка Миллера и его сподвижников.
Многие задают вопрос: «Но почему Бог не показал Миллеру ошибку? Ведь Уильям Миллер начал проповедовать не по своей воле, — Бог его призвал к проповедованию». Если бы Бог оставил его в покое, он ни за что не начал бы проповедовать о 2300 днях. Бог знал, что Миллер ошибался; почему Он призвал его проповедовать? Потому что Бог знал, что в подсчетах пророчества о 2300 днях Миллер был прав, но ошибался в самом событии.
Христос собирался начать великое дело спасения людей в 1844 году — об этом необходимо предупредить мир. Миллер был самым подходящим человеком для этой миссии.
Мы не всегда полностью понимаем действия Бога, однако, мы знаем, что ответ, данный Богом, находился в Библии, но Миллер был не в состоянии его видеть. Для Миллера еще не пришло время, чтобы понять ответ Библии. Так было во дни Иисуса, когда однажды Он сказал Своим ученикам: «Еще много имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить» (Ин.16:12).
Ошибка Миллера была в том, что он считал, что святилище, о котором написано в Даниила 8:14, символизирует землю. Но его подсчеты даты имели библейское основание.
Великое разочарование привело искренних искателей к новому пониманию значения этого
пророчества. Вскоре после разочарования была открыта истина о новом этапе служения Христа как Великого Первосвященника во Святом Святых небесного святилища.
Взгляды Уильяма Миллера, которых мы придерживаемся по сей день, имеют для нас большое значение. В отличие от других богословов, Миллер не ошибался в основных пунктах вероучения: Иисус вернется в начале тысячелетнего царства; Второе пришествие Христа будет буквальным и личным; оно произойдет скоро; нам следует готовиться к нему; в пророчествах день символизирует год, поэтому 2300 «вечеров и утр» — это 2300 лет; они начались в 457 году до н.э. и закончились в 1844 году, поэтому 1844 год ознаменовал час суда, настало время возвещать весть первого ангела.
Для адвентистов седьмого дня 1844 год имеет важное значение. Он знаменует собой не только окончание большего пророческого периода, но и начало особого ходатайственного служения Христа; он знаменует собой начало последнего времени; он указывает на исполнение некоторых других пророчеств; он показывает, что времени для проповеди Евангелия и провозглашения трехангельской вести осталось мало. 1844 год также указывает нам на наши корни, которые так дороги для нашего народа. Елена Уайт советовала нам ценить опытами народа Божьего в прошлом. Она писала: «Нам нечего бояться за будущее, если только мы не забудем того пути, которым вел нас Господь» (Очерки жизни, с. 196).
Всеволод Андрусяк, директор Центра исследования трудов Эллен Уайт