Основные вопросы касательно тысячелетнего царства, часть 2: диспенсациональный премилленаризм

Основные вопросы касательно тысячелетнего царстваВ первой части данной статьи, посвященной миллениуму, рассматривались различные интерпретации тысячелетнего царства и, на основании текста из книги Откровение, говорилось в пользу премилленаризма. Данный подход, однако, заключает в себе два варианта интерпретации: исторический премилленаризм и диспенсациональный премилленаризм. Вторая часть статьи будет посвящена рассмотрению диспенсационального премилленаризма, а затем мы перейдем к таким важным вопросам, как понимание двух воскресений из Откровения 20, природа тысячелетнего царства и актуальность библейской интерпретации тысячелетнего царства для верующих сегодня.

Поскольку премилленаризм представлен в двух основных формах, остается вопрос, какому из них — историческому премилленаризму или диспенсациональному премилленаризму стоит отдавать предпочтение. Тема диспенсационального премилленаризма довольно обширна и рассмотреть ее в достаточной мере в данной статье невозможно. Здесь представлены лишь несколько основных моментов, по которым позиция автора расходится с идеями диспенсационализма.

Как уже отмечалось в первой части статьи, основное различие между диспенсациональным и историческим премилленаризмом заключается в герменевтических подходах. Сторонникам исторического премилленаризма кажется, что диспенсационализм основывается на предположениях, которые трудно проверить, и на библейских текстах и концепциях, не относящихся напрямую к тысячелетнему царству.1

Теория временного разрыва применительно к 7-й главе книги пророка Даниила, согласно которой семидесятая неделя отделена тысячелетием от предшествующих шестидесяти девяти недель, которые начинаются в персидские времена и заканчиваются началом служения Иисуса на земле — не убедительна. В тексте ничто не указывает на то, что подобный разрыв присутствует. Это означало бы и то, что, хотя начало шестидесяти девяти недель может и должно указывать на то, когда должен прийти Мессия, подтвердить, что Иисус и есть Тот, Кто пришел в указанное время – в начале семидесятой недели – невозможно. В противном случае, можно было бы установить и дату Второго пришествия Христа – за семь лет до Его действительного пришествия – что запрещено в Новом Завете. Таким образом, возникают явные противоречия.

Тайное восхищение и невидимое пришествие Христа, предшествующее официальному Второму пришествию, трудно подтвердить библейскими данными, что принуждает людей прибегать к замысловатым маневрам, чтобы доказать свою точку зрения.

Диспенсационализм отдает предпочтение неоправданному буквализму, который может выглядеть как простое решение для понимания эсхатологии, хотя в действительности данный взгляд лишь усложняет дело. Типологию должно понимать и использовать так, как это представлено в Писании, не сводя ее просто к аллегории. Она должна иметь возможность функционировать в качестве герменевтического инструмента, чтобы понять библейскую весть, потому что Писание использует ее именно так.2 Разницу между литературными жанрами, такими, как классическое пророчество и апокалиптическое пророчество следует воспринимать всерьез, и ее не стоит игнорировать. Утверждение, что неисполненные предсказания Ветхого Завета, обращенные к Израилю, все еще ждут своего буквального исполнения, игнорирует условные пророчества, как, например, те, что представлены в благословениях и проклятиях во Второзаконии, в пророческой вести Иеремии (18:5-10) и в опыте Ионы. Данное утверждение игнорирует и Новозаветную трактовку этих вестей.3

Восприятие буквального Израиля, как принадлежащего к особой диспенсации и играющего определенную роль в последние дни, отличается от исторического премилленаризма.4 Один исследователь справедливо замечает, что идея восстановления Ветхозаветной системы жертвоприношений противоречит Евреям 8:13. В тексте прямо говорится о том, что Ветхозаветный культ остался в прошлом и утратил свою актуальность.5

В то время как библейские тексты, кажется, исключают амилленаризм и постмилленаризм, они не поддерживают ключевые положения и диспенсационального премилленаризма. Современные представители этой школы, кажется, возвращаются к историческому премилленаризму, что должно только приветствоваться.

Два воскресения, упомянутые в 20-й главе книги Откровение

В Откровении 20:4-6 говорится о двух воскресениях. Как их следует понимать? Амилленаристы и премилленаристы значительно отличаются между собой в этом вопросе.6 Чтобы истолковывать тысячелетнее царство, как христианскую эпоху, необходимо духовное понимание, по меньшей мере, одного из двух воскресений. Более того, возникает законный вопрос: а кто же те, что сидят на престолах (Откр. 20:4)?

В свое время Августин, движимый желанием противостоять буквальному хилиазму, утверждал, что «многие христиане неправильно понимают Откровение 20:1-6, думая, что первое воскресение является физическим».7 Он считал, что это не так. Скорее всего, это относится к моменту личного обращения человека. Он «интерпретирует престолы из Откр. 20 как «седалища властей, которые в настоящее время руководят Церковью».8 Эта идея, скорее всего, вступает в конфликт с библейским текстом, накладывая на него богословское значение, которое в нем не заложено.

Контекст

Откровение 19:21 свидетельствует об уничтожении при втором пришествии Иисуса всех сторонников сатанинской троицы. Один из исследователей, усматривая в Откровении 19 указание на второе пришествие Христа, утверждает: «в главах, предшествующих 20:7-10, присутствует лишь одна информационная линия. Эта информация сообщается читателю самым сильным языком, какой только можно представить, напоминая о том, что при парусии никто не останется в живых, кроме верных».9 В Откровении 20:1-3 говорится о заключении сатаны. Согласно Откровению 20:4, часть людей встретят начало тысячелетнего царства живыми и часть людей воскреснет. Эти люди сидят на престолах и участвуют в работе Небесного суда. Очевидно, что они являются верными детьми Божьими. Но кто они на самом деле? Идет ли только о мучениках, упомянутых в том же стихе чуть ниже, или они представляют бóльшую группу людей? С этим вопросом сталкиваются и переводчики Библии. Например, если Common English Bible в 4 стихе видит только одну группу людей: «Затем я увидел престолы и людей, сидящих на них и им было дано судить. Они были теми, кто был обезглавлен», то English Standard Version и другие версии Библии описывают, по крайней мере, две группы людей: «Затем я увидел престолы и сидящих на них, которым было дано судить. Еще я увидел там тех, кто был обезглавлен».

Упоминание о престолах, на которых сидят люди, напоминает читателям картину двадцати четырех старцев, сидящих на престолах на небесах (Откр. 4:4; 11:16). Однако, здесь присутствует еще и обетование, данное побеждающим из Лаодикии, последней из семи церквей. Иисус говорит им: «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцом Моим на престоле Его» (Откр. 3:21). Это обетование, косвенно повторяющееся в песне из Откровения 5:9-10,10 в настоящее время кажется испол-ненным, учитывая то, что Сидящий на вели-ком белом престоле (Откр. 20:11), скорее всего, Сам Иисус.11 О том, что святые будут судить мир, писал и Павел (1 Кор. 6:2).

Итак, если речь идет о более представительной группе, то она включает в себя, прежде всего, мучеников, «которые были обезглавлены за свидетельство Иисуса и за Слово Божие». В нее могут входить как Ветхозаветные мученики («пострадавшие за слово Божие»), так и Новозаветные мученики (претерпевшие мученическую кончину за свидетельство Иисуса).12 В нее входят и те, «которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою». Эти слова по всей видимости указывают на Божий народ последнего времени, независимо от того, претерпели они мученическую смерть или нет. Были ли среди них те, кто живыми встретил Второе пришествие? Этот вопрос здесь не настолько важен. Акцент делается скорее на тех, кто принял участие в первом воскресении, которое в отличии от второго воскресения защищает их от второй смерти и дает им право быть священниками Бога и Иисуса и «царствовать с Ним тысячу лет» (Откр. 20:8). Включаются ли в эту группу живые святые, то есть те, кто не умер при Втором пришествии? Павел говорит об этих людях в 1 Фессалоникийцам 4:13-17. Возможно, как указывает на то Mealy, намек на это присутствует и в Откровении, с помощью тщательно подобранного выражения «они ожили» (ἔζησαν), которое может означать как ожили в смысле воскресли, так и просто «они жили»13 (Откр. 20:4), то есть не умирали.

Таким образом, контекст предполагает, что все нечестивые погибнут во время Второго пришествия. Они не остаются в живых в течение тысячелетия. Но есть первое воскресение в начале тысячелетнего царства, означающее, что тысячелетнее царство тесно связано со Вторым пришествием Христа. И те, кто принял участие в первом воскресении, будут править со Христом тысячу лет (Откр. 20:4, 5б, 6).

Прервав описание праведных и их участи (Откр. 20:5а), Иоанн «перескакивает» к описанию участи нечестивых, прежде чем к концу пятого стиха снова вернуться к искупленным. Остальные, а именно нечестивые, умершие и не ожившие в начале тысячелетнего царства, будут воскрешены в конце этого периода. Начиная с 7-го стиха, акцент делается на этих воскресших людях и сатане. Откровение 20:13 явно указывает на их воскресение.

В данном случае вряд ли можно говорить о духовном воскресении. Духовное воскресение означало бы, что люди фактически живы, но задают своей жизни новое духовное направление. Здесь описывается не тот случай. Верующие умерли когда-то в прошлом, и были призваны к жизни при первом воскресении. Таким образом, их воскресение является физическим воскресением. То же самое верно и для тех, кто не принял Божий дар спасения.

Термин ezēsan

Хотя данные обсуждения должны прояснить вопрос, необходимо понять два момента. Первый – это термин «они ожили» (ezēsan) в стихах 4 и 5. Тот же термин в той же самой форме (аорист, изъявительное наклонение, активный залог, третье лицо множественного числа) используется относительно обеих групп людей — искупленных и воскресших после окончания тысячелетнего царства, чтобы принять вторую смерть. Мученики ожили; нечестивые не ожили до окончания тысячи лет. Иоанн подразумевает четкий параллелизм, противопоставляя эти две группы людей друг другу. Этот контраст теряется, если духовное воскресение сравнивается с физическим воскресением. Тогда как значение слова может меняться в зависимости от контекста, «в данном случае глагол ἔζησαν используется два раза в одном и том же контексте», пишет Эриксон, «и ничто в контексте не предполагает смысловое изменение. Следовательно, мы имеем здесь два воскресения одного и того же вида, но с участием двух различных групп с интервалом в тысячу лет».14

Термин anastasis и его использование в Новом Завете

Слово «воскресение», используемое в Откровении 20:5-6 переведено с греческого anastasis. В Откровении оно используется лишь дважды, хотя при описании воскресения используется и другая терминология.15 В Новом Завете anastasis встречается сорок два раза, в основном в Евангелиях, Деянии, и 1-м Коринфянам, главным образом, в главах, посвященных воскресению. В Евангелии от Лу-ки 2:34 термин переводится как «вставать»/«восстание», в других местах он пере-водится как «воскресение». Термин используется Иисусом, чтобы описать Себя как Воскресение и Жизнь. В этом контексте происходит физическое воскрешение Лазаря. Anastasis обычно используется при описании физического воскресения Иисуса, а также воскрешении людей, как верующих, так и неверующих. Единственный текст, в котором anastasis может пониматься в переносном смысле — Римлянам 6:5. Но даже этот случай оспаривается. Тогда как Kruse имеет в виду «настоящую воскрешенную жизнь»16 верующих, большинство исследователей склоняются в пользу будущего физического воскресения. Так, Bruce, Dunn, Matera и Schreiner говорят о будущем воскресении.17 Moo справедливо заключает: «хотя духовные последствия воскресения ощущаются уже сейчас, мы не должны повторять ошибку ранней церкви (Ср. 2 Тим. 2:18) и придавать воскресению лишь символический смысл».18

Таким образом, вряд ли можно утверждать, что термин «воскресение» (anastasis) в Откровении 20:5-6 означает духовное воскресение. Более того, о двух различных физических воскресениях говорится и в других книгах Иоанна, что свидетельствует в пользу буквального понимания и первого воскресения, и второго. По словам Иоанна, Иисус провозгласил два различных будущих воскресения: «Не дивитесь сему: ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Ин. 5:28-29). Это подтверждается и в Деяниях 24:15, где Павел утверждает, что он имеет «надежду на Бога, что будет воскресение мертвых, праведных и неправедных». Иисусова теология воскресения находит свое отражение в Евангелии от Иоанна, у Павла, и в Апокалипсисе, «Откровении Иисуса Христа» (Откр 1:1).19

Предварительные итоги

Несмотря на широко распространенное представление о том, что в Откровении 20:5-6 имеется в виду два различных вида воскресения — духовное и физическое – интерпретация двух случаев использования слова «воскресение» в данном отрывке легко проясняется при исследовании непосредственного контекста, а также изучении соответствующей терминологии. «Воскресение» в Откровении 20:5-6 в обоих случаях следует понимать, как буквальное и физическое. Предвзятые варианты интерпретации тысячелетия не должны стоять выше самого текста.

Природа Тысячелетия

Правление и суд

Мы подходим к последнему вопросу — природе тысячелетнего царства. Мы уже вскользь касались данного вопроса. Библейский текст указывает на то, что тысячелетнее царство – это промежуток времени, в течение которого искупленные будет царствовать со Христом и участвовать в процессе суда (Откр. 20:4-6). Те же, кто был на стороне сатанинской троицы и противился Богу, остаются в это время мертвыми (Откр. 19:17-21). Сатана скован в бездне. Как замечает один исследователь, «сатана полностью лишился силы, и потерял власть обольщать народы даже в рамках своего заточения, если бы это и было возможно».20 «Подходя к Откровению 20:3 читатель узнает о том, что сатана и все нераскаявшиеся грешники исчезают с лица земли (предположительно, исчезают и все демонические духи, данная идея исходит из прочтения Иса-ии, основываясь на Откровении). Они оказались скованными в бездне на «многие дни» (Ис. 24:22), находясь в ожидании божественного призыва на суд. Все злые силы были побеждены и изгнаны с земли».21

Несмотря на то, что в течение земной истории границы между праведными и неправедными часто могли казаться размытыми, Откровение проясняет, что в заключительном конфликте перед Вторым пришествием Христа останется только две группы людей: те, кто следуют за Агнцем и те, кто поклоняются дракону, морскому зверю, или его образу. Вторая группа страдает от семи язв и погибает при Втором пришествии Христа; первую группу не затрагивают язвы, и она царствует со Христом 1000 лет.

Подобный сценарий исключает возможность для человека иметь второй шанс. Праведники, наконец, спасены, а неправедные осуждены. Он исключает и возможность любой евангелизации в течение тысячелетнего царства. Если никто из нечестивых не выжил, и поэтому не в состоянии изменить свою позицию, то евангелизация лишена всякого смысла.

Нет Золотого века на Земле

Но где же находятся последователи Христа? Как правило, тысячелетнее царство представляется, как своеобразный золотой век на земле со Христом, царствующем в мире над его жителями. Откровение 20 не обращается напрямую к вопросу о том, где находятся искупленные в течение тысячи лет, но описывает нападение воскресших противников Бога и Христа на «стан святых и город возлюбленный» (Откр. 20:9). Это нечестивые люди, которые ожили при втором воскресении.

С другой стороны, народ Божий изображен как стан и город. Союз «и» (kai) следует понимать эпексегетически – стан является городом или представляет город.22 Это аллюзия на «Иерусалим и его особый статус в глазах Бога».23 Иерусалим/Гора Сион в Ветхом Завете часто рассматривался как возлюбленный город (Иер. 12:7; Пс. 77:68; 86:2).

Aune, однако, предполагает, что Новый Иерусалим не может быть возлюбленным городом, поскольку он спустится с небес только в Откровении 21.24 Однако, подобный аргумент требует строгой хронологической последовательности в книге Откровение. Мы уже отмечали, что эсхатологическая часть Откровения, как правило, расположена в хронологическом порядке, но допускает и прерывание хронологического повествования серией сцен, относящихся к более ранним событиям (например, Откр. 17:10), вводными заявлениями (Откр. 20:5, б), и короткими параллельными повествованиями (Откр. 20:7-10; 11-15). К тому же, в Откровении 19:7 говорится о браке Агнца и о приготовлении Его невесты. В Откровении 21:2, 9-10 вновь упоминается о невесте, но на этот раз она изображается как невеста-город, святой город, Новый Иерусалим.25 Описывая в Откровении 19 и далее город, Иоанн имеет в виду Новый Иерусалим и народ Божий. Великий город Вавилон, как противопоставление святому городу, был разрушен в Откровении 18. Единственным оставшимся в живых городом является невеста-город. Это тот же город, что в Откровении 20:9.26

Таким образом, в Откровении 20:9 мы имеем предваряющее описание нисхождения Нового Иерусалима на землю. Это означает также и то, что народ Божий окажется на земле только после окончания тысячелетнего царства. Во время же тысячелетнего царства народ Божий находится на небесах.

Параллельное повествование, поддерживающее данный вывод, можно найти в Откровении 7. Шестая печать заканчивается Вторым пришествием, Днем Господним. Откровение 6:15-16 предполагает, что неправедные погибнут. Возникает вопрос, а кто же устоит в тот день (Откр. 6:17). На этот вопрос отвечает последующее повествование шестой печати в Откровении 7. Те, кто пережил Второе пришествие, представлены как 144 000 и великое множество. 144 000 находятся на земле, в то время как великое множество — на небе. Мы уже показали, что это одна и та же группа.27 Они стоят перед престолом вселенной (Откр. 7:9, 15) с ангелами (Откр. 7:11) и служат Богу в Его скинии, очевидно, как священники. Это соответствует священнической роли народа Божия в Откровении 20:6. Престол Божий находится на небесах, как указывает на то начало видения о печати (Откр. 4:2). Скиния там, где Божий престол. Это небесное святилище, где находятся искупленные. Остальная часть 7-й главы, хотя и схожа с Откровением 21 и 22б, кажется, описывает время тысячелетнего царства, не упоминая его. Бесспорно, святые находятся на небе, а не на земле. Восьмая печать безмолвия на небесах (Откр. 8:1) может указывать на суд в конце тысячелетия и новое творение.28

Предварительные итоги

Тысячелетнее царство не описывается в контексте всемирной евангелизации и не представлено как время благоденствия и мира для детей Божьих. Оно изображается как время, в течение которого верные будут служить в качестве священников,29 царствовать со Христом, и участвовать в тысячелетнем судебном процессе. Сатана скован в бездне,30 прочие силы зла уничтожены, противники Бога мертвы, а верные находятся на небесах. Земля на это время обезлюдела. В конце тысячелетнего периода произойдет решительное столкновение с силами зла с последующим исполнением приговора и утверждением нового неба и новой земли.

Актуальность правильного понимания тысячелетнего царства сегодня

Кто-то может спросить, а какое это все имеет значение? Почему для нынешнего поколения вопрос о том, что представляет собой тысячелетнее царство с библейской точки зрения особенно актуально? Ниже изложены некоторые мысли по данному вопросу. Исследование данной темы имеет важное значение для нас, потому что:

  1. Оно связано с Иисусом31 и Его царствованием, в котором примут участие искупленные. Как Царь царей и Господь господствующих, Иисус участвует в последнем суде, и, очевидно, Он тот, Кто сидит на «великом белом престоле… от лица Которого бежало небо и земля» (Откр. 20:11). Как Творец и Спаситель, Он также является Судьей — всеведущим, вездесущим и всемогущим. Он не только «любвеобильный Иисус», но и Владыка вселенной. Он любит всех живущих на земле, включая каждого конкретного человека.
  2. Подобное исследование связано с глубоким стремлением человечества к справедливости в мире, где царит несправедливость. Оно порождено нестерпимым желанием человечества положить конец всякому злу. «Без Бога человек практически ничем не ограничен в своей способности к деструктивности и самообману».32 Но Бог вступится за Своих детей и вознаградит людей тем, что они заслуживают. Следовательно, процесс суда приведет к более глубокому пониманию любви, святости и справедливости Бога, продемонстрировав в то же самое время всю уродливость греха. Он также оправдает Божий характер.
  3. Исследование помогает увидеть завершение плана спасения. Бог приведет существующую эру зла к концу так, что греха больше не будет, и он никогда не сможет более навредить творению Бога. Искупленные будут ценить в еще большей степени дар спасения и вечного общения с Богом и прославлять Его в вечности.
  4. Исследование информирует людей о том, что мир не станет лучше автоматически, равно как и люди не обретут спасение автоматически. Не существует универсализма в том смысле, что все, в конце концов, окажутся в царстве Божьем. Один исследователь пишет: «Мы склонны считать, что время вылечит проблему человеческого греха таким образом, каким даже проповедь креста никогда не обещала сделать. Но время лишь доказывает неисправимость человеческого характера. Какие реальные основания может иметь человек для уверенности в том, что будет любить Бога в следующей жизни, если ненавидел его в настоящей?»33 Мы должны слушать Бога, стараться понять Его и принять решение в Его пользу.
  5. Исследование призывает людей не откладывать свое решение в пользу Бога. Второго шанса за пределами этой жизни не будет. Не стоит бояться последовать за Христом, не стоит это откладывать на потом, уже сегодня можно получать ежедневные благословения, которые наполнят нашу жизнь истинным смыслом.
  6. Исследование помогает искупленным понять, почему Бог не может спасти всех их близких. Но Бог утешит их в потере и «отрет всякую слезу с очей их» (Откр. 7:17; 21:4).
  7. Исследование удерживает людей от искаженного понимания Бога. Во-первых, в Боге нет пристрастности. Перед Ним все люди равны, и спасаются все одинаково: если принимают Божью благодать и посвящают Богу свою жизнь. Бог не тиран, который вечно наказывает в аду тех, кто принял решение пойти против Него. Бог есть любовь, Он честный и справедливый, и заслуживает доверия, любви и послушания.

Заключение

Тысячелетнее царство, включающее в себя заключение сатаны в оковах и смерть неправедных, с одной стороны, и благословенное священническое и царственное правление святых, — с другой, очевидно, следует за Вторым пришествием, а не предшествует ему. Поэтому премилленаристский подход лучше всего соответствует библейскому повествованию. Нет оснований символически истолковывать первое, второе, или оба упомянутых в 20 главе книги Откровение воскресения. Это физические воскресения — воскресение верных во время Второго пришествия, и второе воскресение — в конце тысячелетия. Здесь присутствует и реальный суд, и решения, которые будут приниматься на небесах во время тысячелетнего периода.

Тысячелетнее царство – это не эпоха мира и благоденствия на земле, это эпоха окончательного Божьего суда, который, однако, не затрагивает истинных детей Божьих. Суд устанавливает справедливость в Царстве славы. Тем, чьи имена записаны в книге жизни (Откр. 20:12) не нужно бояться этого суда, но радоваться тому, что с окончанием тысячелетнего царства эпоха мира сего придет к своему концу, и наступит новая эпоха – вечной и непревзойденной жизни в присутствии Бога.

Эккехардт Мюллер, помощник директора Института библейских исследований
По материалам бюллетеня Института библейских исследований

1Критику классического диспенсационного премилленаризма, см. напр., Grenz, 94—121.

2См. напр, Richard M. Davidson, Typology in Scripture: A Study of Hermenteutical τὐπος Structures, Andrews University Seminary Doctoral Dissertation Series, vol. 2 (Berrien Springs, MI: Andrews University Press, 1981).

3См. George Eldon Ladd in The Meaning of the Millennium: Four Views, ed. Robert G. Clouse (Downers Grove, IL: InterVarsity, 1977), 26–27. Посредством библейских примеров автор показывает, что «Ветхий Завет переосмысливается в свете событий Христа» (21), «буквальная герменевтика не работает» (23), и «Ветхий Завет интерпретируется Новым Заветом (27). См. также Hans K. LaRondelle, The Israel of God in Prophecy: Principles of Prophetic Interpretation (Berrien Springs, MI: Andrews University Press, 1983).

4Там же, 25: «Павел избегает называть церковь Израилем, кроме Гал. 6:16, но этот текст вызывает много споров. Действительно, Павел обращается к пророчествам для церкви, которые в своих ветхозаветных условиях принадлежат буквальному Израилю; он называет церковь сынами, семенем Авраамовым. Он призывает верующих к истинному обрезанию. Таким образом сложно избежать вывода о том, что Павел рассматривает церковь как духовный Израиль».

5Там же, 26; Millard J. Erickson, Contemporary Options in Eschatology: A Study of the Millennium (Grand Rapids, MI: Baker, 1977), 103. Hans Bietenhard, Das tausendjäh-rige Reich: Eine biblisch-theologische Studien (Zürich: Zwingli Verlag, 1955), 125–126, говорит о том, что Церковь образуют Израиль и христиане-язычники. Он отвергает идею о том, что Израиль будет посланником для мира во время тысячелетнего царства. Церковь, состоящая из христиан евреев и язычников, является светом для народов. Обещания, данные народу Божьему в Ветхом Завете, начинают исполняться для всей церкви Нового Завета. (121-124).

6For Sung Wook Chung, “Toward the Reformed and Covenantal Theology or Premillennialism: A Proposal,” in A Case for Historic Premillennialism: An Alternative to “Left Behind” Eschatology, eds. C. L. Blomberg and S. W. Chung (Grand Rapids, MI: Baker Academic, 2009), xix, “амилленаризм представляет собой гностическое прочтение Откровения 20:1–6.”

7Donald Fairbarn, “Contemporary Millennial/Tribulational Debates: Whose Side was the Early Church On?” in A Case for Historic Premillennialism: An Alternative to “Left Behind” Eschatology, eds. C. L. Blomberg and S. W. Chung (Grand Rapids, MI: Baker Academic, 2009), 116.

8Там же, 117. Цитата взята из книги Августина “Град Божий” 20.9 (Bettenson, 916; NPNF1 2:430).

9J. Webb Mealy, After the Thousand Years: Resurrection and Judgment in Revelation 20 (Sheffield: JSOT Press, 1992), 122.

10Ladd, 264: «Обещание царствования со Христом повторяется в Откр. 5:9-10 и адресовано ко всем святым…» Автор также обращается к Даниилу 7:9, где в дополнение к престолу Божию упоминается несколько других престолов, и 27-му стиху, в котором говорится о правлении народа Божия.

11См. Stephen S. Smalley, The Revelation to John: A Commentary on the Greek Text of the Apocalypse (Downers Grove, IL: InterVarsity, 2005), 516. Simon J. Kistemaker, Revelation, New Testament Commentary (Grand Rapids, MI: Baker, 2011), 544–545, предполагает, что “Бог судит человечество через Своего Сына.” Francis D. Nichol, ed., The Seventh-day Adventist Bible Commentary (Washington, DC: Review and Herald, 1957), 7:883: “Здесь, несомненно, представлен Христос, который ведет. . . .” Brian K. Blount, Revelation, The New Testament Library (Louisville, KY: Westminster John Knox, 2009), 372, однако, говорит о “Всемогущем Боге,” и Ladd, 271, упоминает, что в Откровении, как правило, “это Бог, сидящий на престоле (Откр. 5:1, 7, 13).” Da-vid E. Aune, Revelation 17–22, Word Biblical Commentary 52C (Nashville, TN: Thomas Nelson, 1998), 1101, думает о Боге, но заявляет, что “отсутствие даже упоминания об Агнце в этой сцене суда, поражает.”

12О двух свидетелях см. в Ekkehardt Mueller, “The Two Witnesses of Revelation 11,” Journal of the Adventist Theological Society, 13/2 (2002): 30–45.

13Mealy, 112.

14Millard J. Erickson, Christian Theology., 2nd ed. (Grand Rapids, MI: Baker, 1998), 1217.

15Напр. самоописание Иисуса в Откровении 1:18 как «живый; и был мертв, и се, жив во веки веков,

и имею ключи ада и смерти» или два свидетели, которые были убиты (Откр 11:7) и в которых вошел «дух жизни от Бога» (Откр. 11:11).

16Colin G. Kruse, Paul’s Letter to the Romans, The Pillar New Testament Commentary (Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1991), 262.

17F. F. Bruce, Romans, Tyndale New Testament Commentaries, rev. ed. (Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1989), 130; James D. G. Dunn, Romans 1–8, Word Biblical Commentary 38A (Dallas, TX: Word, 1988), 318; Frank J. Matera, Romans, Paideia Commentaries on the New Testament (Grand Rapids, MI: Baker Academic, 2010), 160; Thomas R. Schreiner, Romans, Baker Exegetical Commentary on the New Testament (Grand Rapids, MI: Baker, 1998), 312.

18Douglas J. Moo, The Epistle to the Romans, The New International Commentary on the New Testament (Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1996), 371.

19John Sweet, Revelation, New Testament Commentaries (Philadelphia, PA: Trinity Press, 1990), 289, отмечает, что «большинство евреев следовали фарисейской вере в общее воскресение, за которым следует вторая смерть, окончательное истребление нечестивых из грядущего века…, а идея двух воскресений принадлежит исключительно Иоанну. Первое из них является предвкушением и гарантией для тех, кто достоин вечного священнического правления (224f)».

20Mealy, 98.

21Там же, 101.

22См. Smalley, 514. Он также утверждает, «Вместе эти два образа «стана» и «города» говорят о детях Божьих, как тех, кто еще в пути, и тех, кто уже достиг места назначения…» (514). Ср. Osborne, 714; Kistemaker, 543; Beale, 1027.

23Там же.

24Aune, 1098–1099. Koester, Revelation, 790, считает, что «поклоняющееся сообщество является предвестником святого города, Нового Иерусалима, где Божье правление будет полностью и окончательно проявлено (21:2)».

25Beale, 1027, утверждает: «Вместо «возлюбленного города» Bohairic версия использует словосочетание «новый город», а Эфиопская версия — «святой город», как ранние попытки отождествить этот город со «святым городом» на новом небе и земле из Откр. 21:2. Это согласуется с приведенным выше размышлением, которое подразумевает, что «город» преследуемых святых из Откр. 20:9 является инаугурацией нового творения, города, который будет состоять из сообщества искупленных и которое находит свое завершение в Откр. 21:2».

26Ср. G. R. Beasley-Murray, Revelation, The New Century Bible Commentary (Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1983), 315–318.

27См. Ekkehardt Mueller, “Who Are the 144,000 and the Great Multitude?” in Interpreting Scripture: Bible Questions and Answers, Biblical Research Institute Studies, vol. 2, ed. Gerhard Pfandl (Silver Spring, MD: Biblical Re-search Institute, 2010), 433–437.

28См. Ekkehardt Mueller, Der Erste und der Letzte: Studien zum Buch der Offenbarung, Series: Adventistica Forschungen zur Geschichte und Theologie der Siebenten-Tags-Adventisten, vol. 11 (Frankfurt: Peter Lang, 2011), 170–172.

29Это может включать в себя доступ к Богу (Patterson, 354-355) и поклонение Богу (Osborne, 709).

30В Бытие 1:2 греческий термин abyssos описывает состояние Земли как «безвидна и пуста». Еврейское термины, описывающие эту пустоту появляются снова в Иеремии 4:23. Последующие стихи описывают пустую землю с которой исчезли люди и птицы.

31Ср. Smalley, 516.

32Mealy, 247. Он перечисляет такие страшные реалии, как «третий Рейх, Хиросима и Нагасаки, апартеид, Уганда под гнетом Иди Амина, красные кхмеры, так называемая «Фолклендская война», Площадь Тяньаньмэнь и война с Ираком» (247). К данному списку он мог бы добавить многие другие зверства, на которые способны люди.

33Там же.

 

Exit mobile version