Творец любит этот мир: Божья забота о Его творении и наша ответственность

Этот доклад был представлен на Комитете по вопросам веры и науки в университете Эндрюса 20 октября 2016 года. Более подробное научное изложение проблемы, поднятой ДжоЭнн Дэвидсон, можно найти в журнале «Творец, Творение, и Церковь: возвращая экологии статус теологии», AUSS, vol. 45/1 (2007): 101-122)

Адвентисты седьмого дня своим названием свидетельствуют о двух величайших событиях, которые носят вселенский характер, и которые являются частью их вероучения: одно уже произошло, а другое произойдет в будущем. Свое понимание этих двух событий они выразили в фундаментальных пунктах вероучения — доктринах, которые считаются особенно важными для этого мира в его последние дни.

Любовь Бога к Своему творению и животным

Иногда может казаться, что от нас ускользает истинное значение этих двух доктрин. Например, вера в то, что седьмой день — Суббота дана великим Творцом в течение первой недели сотворения этого мира, подчеркивает, что Он, Творец, есть Господин времени и пространства. И эта весть является жизненно важной! Тем не менее, многие адвентисты, кажется, упускают из виду то, насколько благ Творец, и как Он любит Свое творение. От Бытия до Откровения, на страницах Священного Писания напоминается о том, что Творец никогда не переставал заботится о мире, хотя человек постоянно этим злоупотреблял. Вот несколько примеров его заботы:

  1. На пятый день творческой недели Создатель благословил только что созданных птиц и морских существ. Текст гласит: «Всех их Бог благословил, сказав: будьте плодовитыми и многочисленными» (Быт 1:22).1 Обратите внимание, к кому был обращен Его глас, когда на земле еще не было человека! На следующий день творения Бог дал те же повеления человеку и наземным животным, после чего произнес: «весьма хорошо»!
  2. В Ноевом ковчеге вместе с людьми были спасены животные — в действительности, животных в ковчеге было гораздо больше, чем людей. Затем, после потопа, Бог заключил с Ноем завет, который включал в себя и животных. Данный завет Бог повторяет дважды:

«Затем сказал Бог Ною и его сыновьям: «Ныне утверждаю Я Завет Свой с вами, и потомством вашим после вас, и со всяким живым творением, которое с вами вышло из ковчега: с птицами, и скотом, и с всеми зверями — со всем живым на земле… И вот знак, — сказал Бог, — который я даю вам на вечные времена, как свидетельство о Завете о Союзе между Мною и вами и всем живым на земле: радуга Моя в облаках будет знаком Союза между Мной и землею» (Быт 9: 8-13, курсив автора).

Творец, не колеблясь, включает в Свой завет животных!

  1. Заповедь о субботе в Декалоге включает как людей, так и животных, коим Бог дарует Свое благословение. Эта мысль вновь подчеркивается в книге Исход: «Шесть дней ты можешь заниматься своей обычной работой, а в седьмой должен ее прекратить, чтобы могли отдохнуть и вол, и осел твой. Пусть набираются сил в этот день и сын рабыни твоей, и человек пришлый, работающий у тебя» (Исх. 23:12, курсив автора). Благословенное время отдыха даруется как людям, так и животным. Даже самой земле выделялся седьмой год для отдыха от засевов (Исх. 23:10-11; Лев. 25:1-7).
  2. После того как Валаам трижды ударил ослицу, Господь отверз ее уста (Числ. 22:28), и она спросила Валаама, за что тот бьет ее, как бы напоминая о том, что она верно служила ему в течение долгого времени. Ослица, очевидно, уже обладала неким интеллектом. Текст утверждает лишь то, что Бог «отверз ее уста», и она воззвала к Ва-лааму на том языке, проигнорировать который тот просто не мог.
  3. Обратите внимание на свидетельство псалмопевца: «Праведность Твоя — что горы великие, суждения Твои — словно глубины морские. Жизнь и людей, и животных в Твоей руке, Господи» (Пс. 35:7). То, как Бог заботится о животных, уже было продемонстрировано в повествовании о потопе, согласно которому Бог вместе с человеком спасает и животных. Современное человеческое мышление постепенно низвело ценность животных к самой низшей ступени. Авторы Библии, напротив, подчеркивают, насколько драгоценна для Творца жизнь каждого живого существа!
  4. Когда люди пытаются представить жизнь на небесах, их мысли часто ограничиваются золотыми улицами и арфами. Бог же, описывая будущее восстановление совершенного мира, упоминает и животных:

«Тогда волк будет жить близ ягненка, рядом лягут барс и козленок, друг подле друга будут теленок, и лев, и тучный скот, а дитя малое поведет их на пастбище. Медведица и корова пастись станут вместе, бок о бок их детеныши лягут, и лев питаться будет соломой, словно бык.

Ребенок сможет играть у самой норы змеиной, и даже в гнездо гадюки запустит руку малыш.

И на всей горе Моей святой никого уже не разорят и не обидят, ибо познание Господа наполнит землю, как воды наполняют море. В тот день корень Иессея станет знаменем для народов: племена к нему устремятся, и обитель его прославлена будет» (Ис. 11:6-10, курсив автора).

  1. Священное Писание завершается описанием великого хора, славословящего Творца. Обратите внимание, насколько разные голоса поют в этом хоре:

«Видел я тогда и слышал хор ангелов, окружавших престол (было их тьмы тем и тысячи тысяч), и тех живых существ, и старцев. Ликуя, пел этот могучий хор: «Достоин Агнец закланный принять власть, богатство, мудрость! Ему — могущество и честь, хвала и слава!» И услышал я, как всякое творение на небе и на земле, под землей и в море — все живые существа во Вселенной — вторили: «Сидящему на престоле и Агнцу — хвала и честь, слава и могущество во веки веков!» (Откр. 5:11-13, курсив автора).

Эта великая сцена поклонения отражает ту же перспективу уже в Ветхом Завете. Обратите внимание на голоса, поющие и славословящие Бога в 148 Псалме:

«Аллилуйя! Славьте Господа с небес, славьте Его в высях небесных! Славьте Его, все ангелы Его! Славьте Его, все воинства небесные! Славьте Его, солнце и луна! Славьте Его, все звезды сияющие! Славьте Его, небеса небес и воды, что над ними! Пусть имя Господа прославляют они: Он повелением Своим их сотворил! Поставил Он их на веки вечные, Он дал уставы, и их не преступит никто. Да славят Господа с земли чудовища морские и все глубины океанов и морей, огонь и град, снег и туман и ветер ураганный, исполняющий наказы Господни. Да славят Его все горы и холмы, плодовые деревья и кедры все, звери и скот всякий, пресмыкающиеся и птицы крылатые. Пусть цари земли и все народы, князья и все судьи земли, юноши и девы, старики и дети славят имя Господне, ведь имя Его — выше всех имен, величие Его выходит за пределы земли и небес!» (курсив автора).

Слова известного христианского славословия включают в себя эту величайшую библейскую весть: «Славьте Бога, от Которого источники благословений, хвалите Его все живое…» К сожалению, немногие, произносящие во время пения эти слова, понимают их истинное значение, заключающееся в объединении великого множества голосов, славословящих Бога.

В настоящее время наука пытается исследовать способы общения животных.2 Используя свой уникальный язык, животные способны прославлять Бога, о чем мы можем даже не догадываться!

Мы не должны позволить современному эволюционному мышлению заслонить от нас великую истину Священного Писания, выраженную в том, что Бог любит этот мир и всех существ, которых Он создал. Более того, мы должны помнить, что животные не немые. Эллен Г. Уайт отметила этот факт еще столетие назад:

«Сообразительность, присущая многим бессловесным тварям, весьма приближается к человеческой, и это является еще одной тайной. Животные видят, слышат, любят, испытывают страх и страдают. Они используют свои органы правильнее, чем большинство из нас, людей. Они проявляют сочувствие и нежность по отношению к тем, кто страдает вместе с ними. Многие животные привязываются к людям, ухаживающим за ними, далеко превосходя в своей преданности некоторых представителей рода человеческого. Их преданность человеку бывает настолько сильной, что разлука причиняет им огромные страдания.

Какой человек, имеющий в груди сострадающее сердце и когда-либо заботившийся о домашних животных, может смотреть им в глаза, полные доверия и привязанности, и по своей воле отдавать их под нож мясника? Неужто он способен с удовольствием поглощать сладкие кусочки их плоти?«3

Поразительно, но Эллен Уайт писала о жестокости, которой не избежать при употреблении в пищу мяса задолго до ужасающе жестокой современной практики «принудительного откорма животных». И как после описания некоторых из этих практик сказал мой университетский преподаватель-диетолог: «Если вас это шокирует, значит вам не все равно».

На ум приходят, по крайней мере, два аспекта: (1) Вера в заботливого Творца предполагает, что и мы должны заботиться обо всех живых существах, а также с особой бережностью относиться к земле, которую Бог дал человеку в пользование. В конце концов, даже земле Бог повелел давать отдых каждые семь лет. (2) Разумный и чуткий уход за любым живым существом включает в себя воздержание от употребления в пищу плоти мертвых животных и осознание того, что Бог, предлагая человеку в пищу вегетарианскую диету, особым образом благословляет человека.

Суть вопроса

Известны ли адвентисты как верные управители вверенных Богом земных ресурсов? В само наше название вложена весть о Творце и Его тварном мире, но мы не осознаем и не понимаем до конца важность принципов заботы о творении в полной мере. Мы умаляем вверенное нам управление и сводим его лишь к уплате десятины (хотя это действительно важно). Почему адвентисты не являются частью распространяющегося сегодня движения за исключение из рациона питания мяса — ради сохранения здоровья и сохранения жизни Божьих творений?

Информирование и формирование подобного мироощущения может принести реальные блага для других, равно как и для нас самих. Это напомнит нам о том, что Бог всегда призывал Свой народ быть благословением для мира. Уже Аврааму было сказано: «Родоначальником великого народа Я сделаю тебя, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое: ты должен стать благословением для многихБлагословением ты будешь для всех народов земли» (Быт. 12:2-3, курсив автора).

Адвентисты были призваны быть благословением, делясь благой вестью Евангелия. Тем не менее, Евангелие иногда сводится лишь к своду правил, которым нам нужно следовать для того, чтобы достичь совершенства к пришествию Иисуса. Даже свидетельства Эллен Уайт используются некоторыми в качестве молота, а кто-то и вовсе игнорирует ее слова. Но когда речь заходит о свободной от насилия растительной диете, которую она рекомендует, вместо того, чтобы подумать о том особом благословении, которое Бог предлагает Своей человеческой семье, многие заявляют: «Чтобы быть спасенным, не нужно быть вегетарианцем!»

Но суть не в этом! Через Эллен Уайт Бог дал нам наставления о здоровом образе жизни, чтобы мы могли быть благословенны и делились этим благословением с погибающим миром. Трехангельская весть является глубокой богословской истиной, имеющей многогранное значение, понять которое можно благодаря тщательным размышлениям, а очищение собственного разума благодаря отказу от вредной пищи приносит еще большее благословение. Вот, что пишет Эллен Уайт о древнем Израиле:

«Господь ясно сказал Израилю, что если он будет соблюдать Божьи заповеди, то получит обильные благословения и будет избранным и святым народом. Когда Израильский народ странствовал в пустыне, Бог через Моисея предостерег народ от непокорности, пообещав, что наградой за послушание будет здоровье. Состояние разума в значительной мере связано с физическим здоровьем и в особенности с состоянием органов пищеварения. Бог не давал евреям мясной пищи, потому что Он знал: ее употребление породит болезни и неповиновение людей. Чтобы смягчить их характеры и побудить к деятельности силы разума, Он лишил их мяса и дал ангельскую пищу — манну небесную».4

Обратите внимание, что Господь явил чудо, дав человеку в пищу манну, прежде чем Он дал Декалог на горе Синай. В последние годы появляется все больше исследований, посвященных ужасающей жестокости, которая имеет место в современном животноводстве, и которая приносит вред здоровью, вызывая болезни как у животных, так и у людей. Еще задолго до этих современных тенденций, Эллен Уайт отмечала особую жестокость по отношению к животным в контексте мясной промышленности. Она обращает внимание на данную проблему, напоминая о тесной связи между физическим и духовным здоровьем:

«Нравственный вред от мясного питания не менее ощутим, чем недуг физический. Мясная пища вредна для здоровья, и все, что поражает тело, оказывает соответствующее воздействие на ум и душу. Подумайте о жестокости по отношению к животным, которой не избежать при употреблении мясной пищи, и о последствиях этого как для тех, кто причиняет им боль, так и для тех, кто это видит. Как это разрушает нежность, с какой нам необходимо относиться к этим Божьим творениям!»5

В другом месте Эллен Уайт говорит:

«Употребление мяса десятикратно увеличивает риск различных заболеваний. Умственные, нравственные и физические силы тают, если употребление мясных продуктов входит в привычку. Мясоедение выводит организм из равновесия, затуманивает разум и притупляет нравственное восприятие… самый безопасный путь для вас — полностью отказаться от мяса«.6

В мире сегодня организовываются крупные международные конференции и даже веганские круизы, которые проводят известные специалисты по здоровому образу жизни, однако специалисты из среды адвентистов седьмого дня вряд ли когда-либо принимали в них участие. Тем не менее, уже в течение длительного времени мы обладаем знаниями о преимуществах и благословениях, которые дает свободная от насилия диета на растительной основе. Не прячем ли мы дарованный нам свет «под сосудом» и не лишаем ли мы людей этого великого благословения, которое Бог намеревался передать через нас? Хотя мы и провели несколько исследований о пользе здорового образа жизни в течение последних ста лет, мы могли бы внести гораздо больший вклад в эту сферу, чтобы поддержать свидетельства Эллен Уайт, которые только сейчас начали подтверждаться современной наукой. Мы могли бы быть теми, кем Бог жаждет видеть Своих последователей — «светом миру» (Мф. 5:14). Он хочет, чтобы Его народ — будь то в Ветхом Завете, в Новом Завете, или в современном мире, был светом и благословением на фоне бесполезных идей, которые предлагает этот погибающий мир:

«Господь сделает так, что ты будешь головой, а не хвостом. Если будешь внимать заповедям Господа, Бога твоего, которые ныне повелеваю тебе исполнять, и если будешь ревностно следовать этим заповедям, всегда будешь наверху, а не внизу» (Втор. 28:13, курсив автора).

Однако, на протяжении многих лет перспективные свидетельства Эллен Уайт часто игнорируется, кто-то рассматривает их как способ обретения спасения, а кто-то считает устаревшими. Что было бы, если бы адвентистские исследователи и педагоги всерьез восприняли материалы, предлагаемые Эллен Уайт и изучали их, вместо того, чтобы игнорировать (ибо истина может быть рядом)7, и нашли бы способы, как с научной точки зрения представить их в качестве благословения?

Наше название не может не привлечь внимание к тварному миру, как посредством святости седьмого дня — Субботы, так и посредством того, что Бог обещал прийти вновь, чтобы обновить любимый им мир и положить конец греху. Таким образом, мы возвращаемся к вопросу:

Почему мы так медлительны в провозглашении того благословения, которое дает свободная от насилия растительная диета, данная в Эдеме Богом человеку и животным (Быт. 1:29-31)? Когда Иисус вернется, эта диета будет восстановлена:

«Отрет Он все горькие слезы с очей их: не будет уже смерти, ни скорби не будет больше, ни крика, ни боли, [ибо] всё прежнее ушло» (Откр. 21:4, курсив автора). Почему мы медлим, чтобы стать верными управителями земли, ограничивая свое понимание верного управления лишь финансами? Если мы верим в буквальное сотворение нашего мира, почему нам неизвестно о том, как с радостью заботиться о нем? Личный пример Иисуса должен вдохновлять нас, ведь Он не забывает даже о малой птице (Лук. 12:6). Он восхищается лилиями, которые создал: «Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» (Лук. 12:27).

Вера в буквальное Второе пришествие Иисуса и истребление земли огнем не означает, что мы должны быть небрежными или причинять ущерб этому миру. Иисус не был таким. Несмотря на то, что Иисус знал, что в один прекрасный день этот мир очистится и обновится, Он заботился о нем, когда жил на земле: Он исцелял больных, воскрешал мертвых (хотя знал, что они умрут снова до Его Второго пришествия), и с заботой относился к животным.8 Вот, как Эллен Уайт описывает Его служение:

«Иисус был Источником целительной милости для мира, и во все годы уединенной жизни в Назарете она изливалась потоками любви и нежности. Престарелые, скорбящие, обремененные грехами, дети с их невинными забавами, лесные звери и терпеливые вьючные животные — все становились счастливее рядом с Ним. Тот, Кто властвовал над всеми мирами, склонялся над раненой птицей, чтобы помочь ей. От Его внимания ничто не ускользало, и Он всякому готов был служить.

Таким образом, «преуспевая в премудрости и в возрасте», Иисус преуспевал и в любви у Бога и человеков. Он привлекал к Себе сердца людей, проявляя сочувствие ко всем. Надежда и бесстрашие, которые исходили от Него, делали Его благословением для каждого дома».9

В другом месте она пишет:

«И малая птица не падает на землю без ведома Отца. Ненависть сатаны к Богу побуждает его радоваться уничтожению даже бессловесных творений. Только благодаря покровительственной заботе Бога птицы остаются невредимыми, чтобы услаждать нас своим радостным пением. Но Он не забывает даже малых птиц«.10

Мы должны иметь особое сострадательное отношение к миру не для того, чтобы впечатлить Бога своими добрыми делами. Нашей мотивацией должно стать желание быть благословением для этого мира, будучи тем «светом на холме», о котором говорил Иисус.

ДжоЭнн Дэвидсон, преподаватель теологии в университете Эндрюса

1Все библейские тексты взяты из Современного перевода Библии, выполненным в ИПБ в Заокском.

2Например, Monty Roberts, The Man Who Listens to Horses (New York: Ballentine, 2009); Candace Savage, Encounters with the Wise Guys of the Avian World (Vancouver: Graystone, 2015).

3Эллен Г. Уайт, Служение исцеления (Mountain View, CA: Pacific Press, 1942), 315–316.

4Эллен Г. Уайт, Основы здорового питания (Washington DC: Review and Herald, 1938), 375 (emphasis supplied).

5Э. Уайт, Служение исцеления, 315.

6Эллен Г. Уайт, Свидетельства для церкви (Boise, ID: Pacific Press, 1948), 2:63–64.

7″Истина, которую мы проповедуем миру, должна быть для нас живой реальностью. Очень важно, чтобы, защищая доктрины, которые, по нашему мнению, являются основополагающими принципами нашего вероучения, мы никогда не позволяли себе использовать сомнительные аргументы. Они, конечно же, могут заставить замолчать нашего противника, но они не прославляют истину. Мы должны приводить здравые аргументы, которые не только заставят умолкнуть наших оппонентов, но и приведут к самому тщательному и пристальному исследованию» (Эллен Г. Уайт, Служители Евангелия [Washington, DC: Review and Herald, 1915], 299).

«Притчи Иисуса были предназначены для того, чтобы пробудить в Его последователях дух исследования, могущий привести к более ясному изложению истины. Когда Иисус объяснял Своим ученикам значение произнесенных Им притч, вокруг них вновь собирался народ, чтобы слушать Его. Слова Иисуса достигали разума многих людей и находили отклик в их сердцах. Иисус обращался не только к простым умам, среди Его слушателей были и образованные люди, которые в своих сердцах могли подвергнуть слова Иисуса критике. Иисуса слушали книжники, фарисеи, врачи, правители и представители всех народов; но среди них не находилось ни одного, кто осмелился бы открыто опровергнуть слова Иисуса в присутствии многолюдной толпы слушающих» (Ellen G. White, The Spirit of Prophecy [Battle Creek, MI: Seventh-day Adventist Pub-lishing Association, 1870], 2:241–42).

8″Многие жестоко избивают животных, стремясь показать, кто является хозяином. Подобное отношение к Божьим тварям встречается довольно часто. Человек, тем самым, дает волю нетерпению или гневу и изливает его на беспомощных созданий, которые своим поведением показывают, что превосходят своих хозяев. Они переносят жестокость хозяев смиренно, без возмездия. Дети, будьте добры к бессловесным животным. Никогда не причиняйте им боль без надобности. Вырабатывайте в себе привычку к добрым делам. Я вышлю вам одну вырезку из газеты, и вы сами сможете увидеть, не превосходят ли неразумные животные некоторых людей, позволяющих себе зверское поведение по отношению к ним» (Letter 26, 1868, 2–3 [To Edson and Willie White, Dec. 16, 1868] in 3MR, 49.1).

9Эллен Г. Уайт, Желание веков (Boise, ID: Pacific Press, 1940), 74.

10Э. Уайт, Свидетельства для церкви, 8:272.

По материалам бюллетеня Института библейских исследований

Exit mobile version