Гомосексуализм в истории

Данная статья посвящена историческому анализу проблемы гомосексуализма. Подобная практика берет свое начало еще на древнем Ближнем Востоке, проявляет себя в Израиле и Иудее, Греко-Римском мире, в христианстве и гностицизме, прослеживается в Европейском средневековье и открыто пропагандируется в современном мире.

Древний Ближний Восток

Египет

До сих пор не найдено ни одного египетского закона, где говорилось бы о гомосексуализме.1 «В древнем Египте не было распространено документирование нетрадиционной сексуальной практики».2 Но все же такие случаи были. Например, фараон Пепи II (24 век до н.э.) скорее всего, имел гомосексуальные отношения с одним из своих полководцев. Некоторые исследователи выдвинули предположение о том, «что гомосексуализм египтянами осуждался».3

«Для того чтобы создать идеальные семейные отношения в Египте, для молодого человека требовалось найти себе хорошую жену и расширить семью рождением детей. Так как наследство передавалось по женской линии, рождение дочери имело большое значение. Молодой муж состоял в тесных взаимоотношениях со своим дедом по материнской линии«.4

О практике гомосексуализма свидетельствуют надгробные надписи. Так, умерший человек утверждает, что имел гомосексуальные отношения с богом. Так как активный партнер имел власть, а пассивный партнер рассматривался как не имеющий власти, умерший человек в надгробном тексте якобы утверждал, что он не боится бога Атума.5 Чтобы подтвердить свою власть, египтяне имели право насиловать побежденных врагов.

«Самое известное описание гомосексуализма в египетской литературе — история о том, как бог Сет попытался изнасиловать своего младшего брата… Сет выказывал чрезмерный интерес к телу Гора… Сексуальные наклонности Сета всегда разнятся; его не волнует, замужем ли женщина или нет… он получает двух сирийских богинь, Анат и Астарту в качестве жен. Он насилует Анат».

Но согласно папирусу П. Честера Битти VII, она одета как мужчина. Используемое египетское слово отражает совокупление между животными, а не людьми.6 Боги устанавливают не только «нравственные принципы для людей», но также и человеческие концепции, используемые для рационализации собственного поведения. «Те, кто поклонялся Сету, могли имитировать его поступки, хотя эти действия рассматривались как мерзость теми, кто поклонялся другим богам».7

Имела место в Египте и педерастия. Гомосексуальные отношения возможно не «рассматривались как нечто плохое, если они были основаны на взаимном согласии«.8 С другой стороны, в Книге Мертвых, умерший человек, который «предстает пред судьей в ином мире», говорит: «Я не имел сексуальные отношения с мальчиком. Я не осквернил себя… Я не извращенец: у меня не было сексуальных отношений с юношей«.9 Уолд заявляет: «До конца первого тысячелетия до н.э. не существовало никаких запретов, равно как и законных одобрений однополых сексуальных контактов. Что повлияло на изменение отношения египтян к гомосексуализму, выявить не удается».

Месопотамия

Подобная ситуация складывалась и в Месопотамии. В ранней истории никаких законов относительно гомосексуализма не существовало. В середине второго тысячелетия до н.э., гомосексуализм попал в список сексуальных преступлений. До сих пор обсуждается вопрос, относился ли этот закон только лишь к гомосексуальному насилию или нет. Наказание, кроме всего прочего, заключалось в кастрации преступника, чтобы он более не совершал подобных преступлений. Был и другой закон, который относился к ложному обвинению в гомосексуальном поведении. В законе оговаривалась ситуация, когда гомосексуального насилия как такового не было, и подобные отношения имели место по обоюдному согласию. В таком случае, обвинитель также подвергался кастрации.10

А следующий закон отражает то, что необязательно имело место в обществе. В предписаниях магических текстов śumma alú можно найти следующие слова:

  1. Если мужчина имел связь с себе подобным (мужчиной), то он превзойдет других своих братьев и сослуживцев.
  2. Если, находясь в заключении, мужчина возжелает отношений с другим мужчиной, подобно тому, кто занимается храмовой проституцией, то совокупление с себе подобным не принесет добра.
  3. Если мужчина вступит в связь со служителем храма, беды оставят его.
  4. Если мужчина имеет связь со своим придворным (мужчиной) на протяжении целого года, он уже не переживает о происходящем.
  5. Мужчина навлечет на себя беды, если имеет связь с рабом.11

Однако эти тексты могут относиться лишь к культу, и не отражать то, что на самом деле происходило в повседневной жизни людей того времени. Спрингетт отмечает: «Сексуальная связь при поклонении богу или богине была довольно распространена, и данные действия не рассматривались, как нечто преступное, но как знак посвящения и преданности. Жрицы, соблюдающие обычай, по-видимому были очень уважаемы, так как даже цари посвящали своих дочерей на служение в храмах… С другой стороны, вавилонские авторы не рекомендовали брать в жены храмовых проституток… Мужчины, связанные с культом (assinnu), рассматривались как евнухи, гомосексуалисты, или как те и другие одновременно».12

Богиня любви и войны Иштар/Инанна, была фигурой неоднозначной, иногда действуя как женщина, а порой — как мужчина. Она «не соответствовала ожидаемой от женщины роли жены и матери, и в большинстве случаев вела себе как мужчина… Соответственно, Иштар поклонялись как возлюбленной деве, и как бородатому воину».13 В шумерском гимне говорится о том, что у Иштар была сила превращать женщин в мужчин, а мужчин в женщин.14 Не удивительно, что посвященные assinuus, kurgarrus и kulu’us или galas действовали точно так же. «Кажется, что все три группы, принадлежащие к культам, рождались мужчинами (или гермафродитами), но… их внешность была либо полностью женская, либо же они имели как мужские, так и женские характеристики«.15 … Возможно, посвященные культу вступали в однополые отношения… их пол неоднозначен: даже соответствующий знак клинописи, обозначающий их (UR.SAL) означал «мужчина-женщина» или буквально «собака-женщина» («собака» представляла собой мужское начало в негативном смысле)».16 О том, как их воспринимало общество, пишет Теппо:

«Будучи представителями третьего пола, assinnus, kurgarrus и kulu’us разрушали одну из важнейших границ месопотамского общества — границу между мужчиной и женщиной. Такие люди аномальны: двуполые приверженцы двуполой богини Иштар, которая сама по себе была главной нарушительницей этой границы. Это делает приверженцев посвященными, сильными и опасными, и в то же время аморальными, маргинальными и устрашающими».17

Скудость информации, однако, может указывать на то, что гомосексуализм не был распространен в Месопотамии достаточно широко.18

Хетты

«Ни один из хеттских законов не запрещал гомосексуализм, за исключением случаев инцеста: «Если мужчина изнасилует своего сына, ему грозит смертельная казнь»».19 Так как имеется очень мало информации о гомосексуализме среди хеттов, нельзя сказать наверняка, была ли распространена подобная практика или нет. Однако мы знаем о скотоложстве. «Сексуальная связь с овцами или коровами была запрещена… Но связь с лошадьми или мулами не грозила никаким наказанием».20

Хананеи

Тексты, где было бы описано гомосексуальное поведение хананеев, не сохранились. Основываясь на Лев. 18:24 и исходя из его контекста, можно предположить, что подобные отношения в Ханаане практиковались. «В данном случае, однако, нужно сказать, что известные нам тексты не говорят о гомосексуализме как о чем-то распространённом, и в сохранившихся рисунках это также не прослеживается. Культ плодородия, промискуитет, скотоложство, инцест — да, но не гомосексуализм».21

Древний Израиль и Иудея

Израиль

Ветхий Завет запрещает гомосексуализм (Лев. 18:22; 20:13). В нем приводятся случаи его проявления. Все эти случаи воспринимались негативно. Гомосексуализм — это мерзость, и должен быть наказуем.

Иудаизм

В ветхозаветном апокрифе Премудрость Соломона неоднократно говорится о грехе Содома, он осуждается, главным образом, как грех не гостеприимства. Но в (14:26) говорится о сексуальной распущенности, что может указывать на гомосексуализм.

Псевдоэпиграфы также настроены враждебно по отношению к гомосексуализму, в большей степени это видно из 2-й книги Еноха. «Во второй книге Еноха 34:1-3 идет речь о мужеложстве, тогда как в 10:4, 5 конкретно говорится о педерастии. В книге прослеживается негативное отношение и к тому, и к другому.22 Согласно второй книге Еноха, гомосексуализм практиковался даже до потопа. Авторы псевдоэпиграфа, где упоминается мужеложство, рассматривают это не только «как грех в религиозном смысле, но также как беззаконие в гражданском или уголовном смысле… Евреи осуждали язычников за признание гомосексуализма законной практикой, на что указывают их законодательства…«.23

Раввинистический иудаизм не был исключением. «В Мишне прописывается, что за гомосексуализм требуется наказание более суровое, нежели смерть». Mishnah Sanhedrin 8:7 «рассматривает гомосексуализм наравне с такими преступлениями, как убийство и прелюбодеяние, отдельно от так называемых „ритуальных“ преступлений. Мишна считает гомосексуализм более тяжким преступлением, чем убийство, но не таким тяжким как скотоложство, осквернение Субботы или идолопоклонство, учитывая их духовные последствия. Мишна также запрещает неженатому мужчине учить детей, и двум неженатым мужчинам спать под одним покрывалом (Qiddushin 4, 13f)».

«Талмуд в последних изданиях говорит о лесбиянстве как о лишении женщины права на брак с первосвященником (Bab. Shabbat 65a) и не допускает в суд свидетелем того, кто соглашался на акт педерастии (Bab. Yevamot 25a)».24

Осуждали гомосексуализм Филон Александрийский и Иосиф Флавий. Оба считали, что «закон должен запрещать гомосексуальную практику… такие законы должны существовать среди всех народов. Скорее всего, они не ограничивали действие этих законов только практикой педерастии, учитывая тот факт, что они пишут о двуполых людях и содомском грехе. Оба автора превозносят закон Моисеев над соответствующими законами язычников.25

Греко-римский мир

Греция

«Наиболее распространенной практика гомосексуализма была в древней Греции… Без сомнения, гомосексуализм в Греции был в значительной мере связан с самовлюбленным образом жизни греков, а также с их «религией». Гомосексуализм был распространен среди богов (например, Зевс совокуплялся с Ганимедом, Геракл с Иолаем или Гиласом, Апполон с Гиацинтом), поэтому люди имели все основания оправдывать данную практику».26

Некоторые исследователи считают, что гомосексуализм мог возникнуть в греческом обществе около 1400 года до н.э. В седьмом/шестом веке до н.э. женщина по имени Сафо с острова Лесбос начала писать о своих чувствах к девушкам. Слово лесбиянство произошло от названия того места, родом откуда была эта женщина. Имела ли она сексуальную связь с другими девушками, или просто испытывала к ним определенные чувства, остается не ясным. В любом случае, это не было связано ни с каким культом.

«Самой распространенной формой гомосексуализма среди греков была педерастия. Данный термин связан с программой обучения мальчиков, на которую их отдавали отцы. Обучал их также мужчина. Как один из элементов учебы, мальчик, которого называли eromenos, время от времени должен был предоставлять своему наставнику (erastes) гомосексуальные услуги».27 Эта практика считалась почетным институтом. От мальчиков, обычно достигших половой зрелости, не ожидалось, что они будут получать радость от сексуальных отношений, они просто должны были терпеть. Иначе, их бы считали извращенцами. Когда мальчик вырастал, то от него не требовалось более исполнять пассивную роль в сексуальных отношениях.28

Дело Тимарха в Афинском суде показывает, что этот администратор города был вовлечен в педерастию, гомосексуализм, проституцию и скотоложство.29 Он бы приговорен к смертной казни.30

Де Янг полагает, что «гомосексуализм среди греков был очень разнообразен: педерастия, как среди мужчин, так и женщин и мужская проституция. Подобная практика считалась обоюдной и постоянной, так же, как насилие и неверность… Гомосексуализм стал узаконенным в военной службе, в системе образования и в домах. Многие из великих художников, поэтов, военачальников, философов, включая Сократа, Платона и Аристотеля, — были гомосексуалистами или педерастами».31 Хотя Платон поддерживал педерастию, позднее он в какой-то мере изменил свою позицию.32 Законы необходимы, «чтобы регулировать сексуальную деятельность среди гетеросексуалистов и гомосексуалистов».33 Платон также разделяет веру в андрогенический миф34 о «возникновении сексуальной дифференциации».35 Эсхинес стремился защитить мальчиков и даже рабов от сексуального домогательства и насилия.

Рим

«Римское общество, кажется, унаследовало распространившуюся практику гомосексуализма от Греции во втором веке до н.э. Гомосексуализм встречался во всех формах (педерастия, мужская проституция, наемные мальчики, взаимность среди взрослых и лесбиянство). Римляне на протяжении нескольких веков вносили поправки в законы, чтобы узаконить гомосексуализм в его различных проявлениях.36 Например, (1) Lex Scantia (около 226 года до н.э.); (2) Lex Julia de adulteriis coecendi (около 17 года до н.э.); (3) First novella (538 год н.э.); (4) Second novella (544 год н.э.). Удивительно то, что первые законы против гомосексуализма были составлены до того, как сформировалась христианская церковь.

Христианство и гностицизм

Ортодоксальное христианство

Новый Завет, как и Ветхий Завет, осуждает гомосексуальную практику. Подобную позицию поддерживали Августин и Златоуст. «Апостольская конституция (7.2) говорит о том, что мужеложство является неприемлемым поведением для христианина…».37 И «к четвертому веку церковные соборы начали вводить правила и запреты по данному вопросу. Вскоре правительство Рима переняло позицию церкви, и Рим начал издавать свои законы против данной практики».38

Гностики

В то время как ортодоксальное христианство придерживалось позиции Ветхого и Нового Заветов, гностики практиковали другой подход. Они по-своему истолковывали библейские тексты. Отец Церкви Эпифаний описывает группу, которая называлась барбелитами. Они вовлекались в «ритуальные совокупления с противоположным полом, прибегая к крайним мерам, для того, чтобы предотвратить оплодотворение и воспроизведение потомства…«39 Те, кто участвовал в подобных действах, все еще считались девственниками, образом Божьим, теми, кто отражал Его святость. Но «подобные действия считались приемлемыми только для неофитов: более продвинутые приверженцы секты40 вовлечены в гомосексуализм» … Для гностиков однополый секс, будучи столь ужасным искажением гендерного процесса, противоядием к запрещенному совокуплению с противоположным полом, если хотите, позволял освободиться из оков принадлежности к своему полу.41 Они не желали подчиняться природе.

Для Наасенов гетеросексуальная связь является «абсолютным злом и осквернением…Павел заявлял, что сексуальный акт между женщинами — «неестественен» (para physin); наасены возражали, говоря, если пол естественен, то поступать неестественно является благословением«42 … Гностики считали, что «ни мужчина, ни женщина не являются истинным человеком, но таковым является новое творение, новый человек». Действительно, подобный мотив присутствует в большинстве, если не во всех, рукописях гностиков: истинный человек, или anthrōpos, не принадлежит к конкретному полу, так как пол — это создание злого, низшего и чрезмерно мужеподобного бога, цель которого — ввести в заблуждение человечество для того, чтобы оно не осознавало свое небесное происхождение«.43

Средневековая Европа и Новое время

Христианская Церковь рассматривала гомосексуальные отношения как тяжкий грех. Согласно Григорию Нисскому, наказание варьировалось между девятью годами покаяния и отлучением от Церкви. Самое подробное обсуждение данного вопроса можно найти в работе Комениуса. Особое внимание он обращает на лесбиянство. В средневековье гомосексуализм ассоциировался с ересью. Фома Аквинский критически относился к гомосексуализму и заявлял, что половые органы не должны использоваться в тех случаях, когда не идет речь о продолжении рода. Гомосексуализм является почти таким же гнусным деянием, как и скотоложство.44 Позиция Церкви оказала влияние на государство. Часто гомосексуалисты подвергались преследованиям, и даже казни.

Хотя в гражданском кодексе Франции гомосексуализм не упоминался, британский, а также германский и австралийский законы предполагали наказание за гомосексуальное поведение вплоть до конца 19-го столетия, а в некоторых случаях и до середины 20-го столетия.45 Со временем гомосексуальные отношения в некоторых странах были узаконены, получив равные права с гетеросексуальным браком. Либерализм и секуляризм в купе с гомосексуальным лоббизмом, во многих странах поспособствовали коренным изменениям во взглядах касательно данного вопроса.

В тоже время законы, осуждающие так называемый «язык вражды», ограничили свободу слова в некоторых странах. Кроме того, используя законы о недопущении дискриминации, государство предприняло попытки оказать влияние на Церковь, которая осуждает гомосексуальное поведение, отказывая практикующим гомосексуалам при приеме на работу. Тем самым государство выступает против свободы совести. Хотя и прискорбно то, что гомосексуалисты преследовались и подвергались казням, что противоречит духу Евангелия, не лучше и дискриминация тех, кто не согласен с гомосексуальным поведением. Люди должны учиться жить в обществе, где есть различные мнения, и уважать выбор каждого.

Заключение

Данный краткий экскурс показал, что разнообразные формы гомосексуализма были присущи большинству, если не всем культурам древнего Ближнего Востока. Подобная практика не всегда была эксплуататорской и жестокой. Тем не менее, во многих культурах отношение к различным формам гомосексуального поведения не было однозначным. Хотя в конкретных обстоятельствах подобное поведение и допускалось, оно не считалось нормой, и не должно было приниматься обществом, придерживающегося гетеросексуального брака и семейных отношений, в которых важную роль играли дети.

Следуя универсальной библейской позиции, на протяжении веков еврейское и христианское общество отвергало любую форму гомосексуального поведения. И только с недавнего времени некоторые церкви, идя на уступки новшествам различных культур и секулярных властей, стали допускать возможность гомосексуального поведения, в то время как другие церкви, проявляя уважение к гомосексуалистам, не поддерживают и не мирятся с подобным образом жизни.

Эккехардт Мюллер, заместитель директора ИБИ
По материалам бюллетеня Института библейских исследований

1Ср. Donald J. Wold. Out of Order: Homosexuality in the Bible and the Ancient Near East (Grand Rapids: Baker Books Publishing Company, 1998), 56.

2Ronald M. Springett. Homosexuality in History and the Scriptures (Silver Spring: Biblical Research Institute of the General Conference, 1988), 34.

3Wold, 56.

4Springett, 34.

5Wold, 56.

6Springett, 35, 37.

7Springett, 39.

8Wold, 59.

9Wold, 57-58.

10См. Wold, 47-58; Springett, 40-41.

11Wold, 48.

12Springett, 41.

13Saana Teppo, «Sacred Marriage and the Devotees of Iśtar», in Sacred Marriages: The Divine-Human Sexual Metaphor from Sumer to Early Christianity, ed. Marti Nissinen and Risto Uro (Winona Lake, IN: Eisenbrauns, 2008), 76.

14См. Teppo, 85.

15См. Teppo, 77.

16Teppo, 81. Kathleen McCaffrey, «Reconsidering Gender Ambiguity in Mesopotamia: Is a Beard Just a Beard?» in Sex and Gender in the Ancient Near East: Proceedings of the 47th Rencontre Assyriologique Internationale, ed. Simo Parpola and Robert Whiting (Helsinki: Neo-Assyrian Text Corpus Project, 2002), 379-391. Автор утверждает, что мужчины, которые исполняли женскую роль, должны были рассматриваться в своем обществе как третий пол.

17Teppo, 91.

18См. Wold, 51.

19Wold, 54.

20Martha Tobi Roth, Harry A. Hoffner, and Piotr Michalowski. Law Collection from Mesopotamia and Asia Minor, 2nd ed. (Atlanta, GA: Scholars Press, 1997), 236.

21Wold, 60.

22James B. De Young. Homosexuality: Contemporary Claims Examined in the Light of the Bible and Other Ancient Literature and Law (Grand Rapids: Kregel Publica-tions, 2000), 87.

23De Young, 244.

24De Young, 246.

25De Young, 248.

26De Young, 252.

27Springett, 87.

28Ср. Springett, 87-88.

29См. De Young, 235-237.

30См. De Young, 235-237, для более детального описания.

31De Young, 252-253.

32Более детально см. David L. Balch (ed). Homosexuality: Science and the «Plain Sense» of Scripture (Grand Rapids: Wm B. Eerdmans Publishing Company, 2000), 44-45.

33De Young, 253-254.

34Springett, 97-98: «В этом мифе Платон объясняет, что первоначально человек имел двойственную природу. Он имел четыре головы, четыре ноги, два лица и два половых органа, лица смотрели в противоположные стороны, как если бы два человека стояли спиной к спине. Некоторые из этих творений сочетали мужскую и женскую природу в обеих частях тела, кто-то лишь женскую природу в обеих частях, а у кого-то (третий пол) каждой части тела принадлежал отличный от другой пол. Эти творения были настолько сильны, что стали высокомерными и начали нападать на богов. Из-за этого Зевс разделил этих четырехногих существ, и они стали двуногими. Те, у кого в обеих частях присутствовала мужская природа стали двумя мужчинами, у кого женская — двумя женщинами, а те, у кого была смешанная природа (гермафродиты), стали мужчиной и женщиной. На данном основании автор учитывает различные сексуальные желания, очевидные для общества. Каждый человек для отношений ищет свой или противоположный пол, в зависимости от своей первоначальной ориентации. Когда две потерянные части встречаются — они влюбляются. Созданием данного мифа Платон пытается объяснить, почему некоторых мужчин и женщин привлекает тот же самый пол».

35Balach, 46.

36Ср. De Young, 257.

37De Young, 251.

38De Young, 252.

39Jonathan Cahana, «Gnostically Queer: Gender Trouble in Gnosticism». Biblical Theology Bulletin 41/1 (2011): 26.

40Cahana, 27.

41Cahana, 26-27.

42Cahana, 28, 29.

43Cahana, 30.

44Ср. Bailey, «Homosexuality», in Die Religion in Geschichte und Gegenwart, third edition, ed. Kurt Galling (Tubingen: J. B. C. Mohr, 1959), 443.

45Bailey, 443.

Exit mobile version