Уроки из первой главы Евангелия от Матфея

Евангелие от Матфея открывает новозаветный канон. Этот выдающийся труд был не просто описанием исторического события. Он также свидетельствовал об основополагающей важности этого события для христиан. Как книга Бытия знакомит нас с нашим Богом и Творцом всего, так же и это первое Евангелие знакомит нас с Иисусом Христом, «Богом с нами», нашим Спасителем и Господом всего. На самом деле, первые два слова Евангелия от Матфея (biblos geneseōs) можно перевести как «книга Бытия». Возможно, такое начало должно было привлечь внимание читателя к Иисусу как к новому началу и ко множеству взаимосвязей между этими двумя библейскими книгами.

В отличие от посланий, которые — в соответствии с античной эпистолярной традицией — ясно указывают на автора, ни одно из канонических Евангелий не указывает явно на своего автора; вместо этого они лишь намекают, кто их написал. Нетрудно понять возможные причины такой мнимой анонимности. В конце концов, Евангелия описывают важные события в жизни Иисуса и Его учения — а не жизнь и учение своих авторов. Более того, это сокровище, данное через «земные сосуды», принадлежит всем христианам, потому что это Божье откровение им. Поэтому Евангелия не являются интеллектуальной собственностью одного человека, но являются свидетельством того, что было доверено каждому верующему, чтобы он или она могли поделиться этим с другими.

Евангелие от Матфея названо по имени сборщика податей, который только в этом Евангелии упоминается как тот же ученик, избранный Иисусом в числе двенадцати апостолов (Мф. 9:9; 10:3; см. Мк. 3:18; Лк. 6:15). Другие Евангелия называют его «Левий» (Мк. 2:14; Лк. 5:27). Поэтому порой он упоминается как «Левий Матфей».

Структура главы

Первый абзац знакомит читателя с Иисусом как с центральным персонажем книги. Сделано это посредством иудейской конструкции известной как хиазм, в которой вторая половина повторяет первую в обратном порядке:

1:1 А Иисус Христос

Б сын Давидов

В сын Авраамов

1:2-17 В` Авраам родил… (ст.2)

Б` Давид царь родил… (ст. 6)

А` Христос (ст. 16-17)

Остальная часть первой главы Евангелия от Матфея детально описывает рождение Иисуса как обещанного мессию во исполнение Библейского пророчества (ст. 18-25).

Толкование главы

  1. Стих 1. Как показывает описанная выше структура главы, слово «Христос» нужно понимать? как нечто большее, чем просто второе имя, помогающее лучше идентифицировать Иисуса. В связи с повторным использованием этого слова в стихе 16, здесь оно указывает на Иисуса как на «того самого Христа», что означает «помазанник» или Мессия. Во время крещения, Иисус был помазан Духом Святым на мессианскую работу (Мф. 3:16; Деян. 10:38).
  2. Сын Давидов. Иисус стал исполнением ветхозаветных пророчеств, которые гласили, что обещанное «семя» будет царем из рода Давидова (например, Ис. 9:6, 7; 11:1, 2; Иер. 23:5, 6) — во время Своего первого пришествия, через страдания и смерть в терновом венце (Мф. 27:27–29), и во время Своего второго пришествия как Царь Царей, увенчанный славой (Евр. 2:9; Откр. 14:14; 19:11–13).
  3. Сын Авраамов. Будучи потомком Авраама, Иисус был евреем (см. Быт. 14:13) и смог выполнить обетование, что в «семени» Авраама благословятся все народы на земле (Быт. 22:18; Деян. 3:24–26).
  4. Ст. 2–17
  5. Важность библейской генеалогии. Современные читатели могут поддаться искушению пропустить генеалогию, которая составляет основную часть первой главы. Но, как обнаружили многие изучающие Библию, под покровом таких, казалось бы, «сухих» частей Священного Писания скрываются драгоценные жемчужины истины. С самого момента Божьего обетования о том, что «семя» или потомок Евы поразит голову змея, тем самым искупив грехопадение человечества (Быт. 3:15), народ Божий с нетерпением ожидал исполнения этого обетования. Поэтому так важна генеалогия в 5 и 11 главах книги Бытия и в других частях Священного Писания — они сохраняют историческую линию, по которой можно проследить исполнение этого обетования.
  6. Перерывы в генеалогическом описании «А родил Б». Они обращают наше внимание на важные детали родословия Иисуса.
  7. Стих 2. «Иуду и братьев его». Эта фраза относится к народу Израилеву, произошедшему от двенадцати сыновей Иакова, и в частности к Иуде, через потомков которого будет создан «скипетр» или царство Израиль (Быт. 49:10).
  8. Человеческая родословная Иисуса. Кажется, что несколько раз упомянув женщин (которых обычно в генеалогии не называют), Матфей также хотел подчеркнуть, что родословная Иисуса никоим образом не была лучше или чище, чем у тех, кого Он пришел спасти.
  9. a) Ст. 3, Фамарь. Когда Иуда отказался заключить левират между своим выжившим сыном и Фамарью (практика, позже описанная во Втор. 25:5–10), она обманом вовлекла своего свекра в интимные отношения (Быт. 38). Рожденные ею близнецы сохранили царскую линию Иуды.
  10. b) Стих 5

(1) Рахав. Хотя Рахав была не израильтянкой и, по сути, блудницей, она сыграла жизненно важную роль в спасении соглядатаев, отправленных Иисусом Навином в Иерихон, выразив свою веру в Бога Израилева и действуя в соответствии с ней (И. Нав. 2).

(2) Руфь. Подобно Рахав, Руфь также была чужестранкой, продемонстрировавшей свою веру в Бога Израилева (Руфь 1:16; 2:12). Подобно Фамари, своими действиями она сохранила царское семя, став бабушкой Давида (Руфь 4:21, 22).

  1. c) Стих 6. «от бывшей за Уриею». Из-за своих отношений с Давидом Вирсавия здесь не названа (в отличие от предыдущих женщин). Закон требовал, чтобы партнеры, виновные во грехе, были преданы смерти (Лев. 20:10; Втор. 22:22). Но в свете раскаяния Давида, Бог простил его грех, и Соломон был рожден от Вирсавии.
  2. Стих 11. «Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон». Этот стих описывает конец правления Давида из-за упорного неповиновения Израиля Богу и бунт против Его слова (см. 2 Пар. 36:1–21; Иер. 22:30). Царская династия продолжится по другой линии — от Салафииля и до Иисуса.
  3. Стихи 16, 17. Рождение Иисуса было необычным, поскольку биологически он не был сыном Иосифа, он был сыном только Марии (см. Лк. 1:35; 3:23). Иисус рожден не от «любодеяния», как предполагали иудеи в Ин. 8:41, но был чудесным образом зачат посредством Духа Святого. Четырнадцать поколений от Авраама до Давида (идентичным образом перечисленные в Лк. 3:31–34) приведены в качестве образца для дальнейшего краткого (а не подробного) описания царской линии от Давида до вавилонского пленения и от пленения до рождения Иисуса Христа.

III. Стихи 1821. Если описание рождения Иисуса в Евангелии от Луки связано, главным образом, с Марией, повествование Матфея больше сосредоточено на Иосифе. Обручение в иудейских кругах связывало людей столь же крепкими узами, как и брак, поэтому беременность Марии представляла для Иосифа реальную проблему, разрешенную только благодаря божественному откровению во время сна. Ему было велено взять Марию в жены, принять ребенка как своего законного сына, наречь Его Иисусом, что означает «Яхве есть спасение», поскольку «Он спасет людей Своих от грехов их».

  1. Стихи 2225. Иосиф подчинился указанию Ангела. Матфей называет рождение Иисуса исполнением пророчества Ис. 7:14, и это первая из двенадцати цитат из Ветхого Завета, показывающих исполнение пророчеств в Иисусе (остальные цитаты: Мф. 2:6, 15, 18, 23; 4:15, 16; 8:17; 12:18-21; 13:14, 15; 13:35; 21:5; 27:9, 10). Загадочная фигура Эммануила в Книге пророка Исаии (Ис. 7:14; 8:8) здесь получает конкретное воплощение в Иисусе. Как Матфей, так и Лука подчеркивали, что Иисус был рожден непорочной девой (Мф. 1:23; Лк. 1:34). Таким образом, рождение Иисуса в буквальном смысле соответствует ожиданиям «Бога с нами», поскольку Он обладал и человеческой природой (через Марию), и божественной (через зачатие от Духа Святого).

Практическое значение

Из этой главы можно извлечь множество уроков. Одними из наиболее важных являются следующие: 1) Бог управляет историей и исполнит Свои цели в нужное время, как это было с рождением Иисуса, «когда пришла полнота времени» (Гал. 4:4; см. также Рим. 5:6). 2) Каждая часть Библии важна для изучения — даже те отрывки, которые на первый взгляд кажутся имеющими мало отношения к нам нынешним. 3) Иисус понимает нас и может нам помочь — потому что Он Бог, который знает все и может все, и потому что Он разделяет нашу человеческую родословную, испытывал искушения от колыбели до креста и победил грех и смерть. Его Божественно-человеческое происхождение дает Ему уникальную способность спасти нас от наших грехов. 4) И, наконец, даже ясные Божьи указания, исполнение которых с человеческой точки зрения сложно даже представить, — такие, как указание Иосифу взять Марию в жены несмотря на то, что она была беременна не от него — можно выполнить с уверенностью, что Бог позаботится о результатах.

Клинтон Уолен
По материалам сайта Института библейских исследований ЕАД

Exit mobile version