«Сей день» в Пс. 117 – Трудные Тексты Библии

Трудные Тексты Библии

На этот вопрос невозможно ответить однозначно. Нет единства в трактовке этого текста и среди комментаторов. Так, например, Лэсли Аллен, считает, что 117 псалом — это хвалебная песнь по поводу военной победы Давида. По поводу 24-го текста он пишет, что есть исследователи, которые считают, что нужно переводить фразу «сей день сотворил Господь» как «это день, в который Яхвэ действовал»; но есть исследователи, которые настаивают на версии: «этот день (сегодня) сотворен Яхвэ». Аллен считает, что последний вариант более оправдан и именно он поддерживается контекстом. Однако ни слова не говорится по поводу подразумевающихся субботнего или воскресного дня.

В иудейской традиции не принято увязывать этот текст с Субботой творения. Можно усматривать здесь пророческое указание на воскресение, как день победы Христа над силами зла и смертью, поскольку отдельные элементы этого псалма используются новозаветными авторами применительно ко Христу («Благословен грядущий во имя Господне» Мт. 21:9; «Камень, который отвергли строители» Мт. 21:42). Однако эта связь очень хрупкая и большинством библейских комментаторов не поддерживается. Скорее всего «сей день» следует понимать в контексте самого псалма как день победы Давида над врагом, как день спасения и избавления. Другими словами, выражение «сей день сотворил Господь» следует понимать в том смысле, что этот день победы, день спасения и избавления, день радости и веселия подарен Господом, потому что, как пишет автор псалма «Господь — сила моя и песнь; Он соделался моим спасением» (ст. 14).

Может быть, кому-то ответ покажется несколько неопределенным, но мы должны признать, что не всегда библейский контекст позволяет нам дать однозначный ответ на наши вопросы. Нужно помнить первое правило библейской герменевтики (науки истолкования текста): постараться извлечь смысл из самого текста и ни в коей мере не пытаться придавать тому или иному библейскому тексту смысл, выгодный нам. Я считаю, что Пс. 117:24 не может быть использован ни защитниками Субботы, ни защитниками воскресения. Хотя в проповеднических целях допустимо использовать этот текст в качестве параллели, поскольку и суббота, и воскресение это образы могущественного проявления силы Божьей (тема творения, искупления и победы над смертью) в тварном мире.

Евгений Зайцев, доктор теологии, директор Института библейских исследований ЕАД
По материалам сайта Института библейских исследований ЕАД

Exit mobile version