Печать на челах людей в Откр. 7:2-3 и 9:4

В Откр. 7:2-5, 8 и Откр. 9:4 упоминается Божья печать на челах людей. Первый отрывок принадлежит к разделу о семи печатях, второй — о семи трубах. Об одном ли событии говорят эти два отрывка, или они относятся к разным процессам запечатления? Этот вопрос довольно важен для прямого толкования этого текста. Ответ на этот вопрос может также повлиять на решение, либо выбрать повторение печатей трубами, либо развитие повествования. В зависимости от этого решения результат в плане понимания исторических событий и событий последних дней может сильно отличаться.

Запечатление в Св. Писании и в книге Откровение

Термин «печать» (sphragis) в Священном Писании означает печать в буквальном смысле (например, Исх. 35:22, 3 Цар. 20:8) и метафорические печати (например, людей, Песн. 8:6, Агг. 2:23; 1 Кор. 9:2; печать праведности, Рим. 4:11; твердое основание Божье, 2 Тим. 2:9). В Книге Откровение упоминаются семь печатей, которыми запечатан свиток в руках Божьих.1 Дважды получают печать люди (Откр. 7:2; 9:4).

Глагол «запечатывать» (sphragizō) используется в отношении запечатывания объектов (например, Есф. 8:8; Иов 24:16; Ис. 29:11; Иер. 39:10; Дан. 12:4; Мф. 27:66), слов (Дан. 12:9; Откр 22:10), беззаконий (Иов 14:17), громов (Откр. 10:4); бездны (Откр. 20:3), но также и людей (например, Песн. 4:12; 2 Кор. 1:22; Еф. 1:13; 4:30), включая Иисуса (Ин. 6:27). В Книге Откровение у слуг Божьих печати на челах (Откр. 7:3), указывается 144,000 запечатленных (Откр. 7:4–5, 8).

Итак, в Книге Откровение люди разделены на две группы: (1) 144,000 слуг Божьих в Откр. 7:2–8, которые были запечатлены после снятия шестой печати, тогда как другие не были запечатлены, и (2) люди в Откр. 9:4, которые не получили Божьей печати и вследствие этого мучимы символической саранчой, появившейся после звуков пятой трубы.

По нашему мнению, снятие первой печати описывает события, начавшиеся в первом веке н.э.2 Последующие печати символизируют ход человеческой истории, вплоть до Второго пришествия Христа и Тысячелетнего царства после Парусии — и, вероятно, даже до Новой Земли.3 Трубы начали звучать примерно в то же время, когда снимались печати, и также прослеживают историю до окончательного установления царства Божьего. Грубо говоря, семь печатей и семь труб параллельны. Запечатление в Откр. 7 связано со временем непосредственно перед Парусией. Но может быть и иначе, запечатление и не запечатление людей при пятой трубе может предшествовать последним событиям человеческой истории. Таким образом, мы возвращаемся к вопросу о том, идентичны ли печати в Откр. 7:2-5, 8 и Откр. 9:4.

Сходства между запечатлением в Откр. 7:3 и печатью в Откр. 9:4

В этих двух текстах встречается несколько поразительных сходств. Среди них следующие:

На этих сходствах и основывается неисторический подход к Откровению среди большинства богословов Откровения. Суть его в том, что запечатление и отсутствие печати в Откр. 7 и 9 взаимосвязаны друг с другом.4

Различия

Внимательное изучение библейских текстов, содержащих сходные черты, показывает не только то, что в этих текстах было общего, но и отличительные черты каждого из них. Поэтому необходимо задать вопрос: в чем различие между Откр. 7:3 и Откр. 9:4? Несмотря на схожести, есть и несколько заметных различий. Среди них следующие:

1) «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2 Кор. 1:21-22).

2) «В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом» (Еф. 1:13).

3) «И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Еф. 4:30).7

Результат

Сравнив сходства и различия между двумя упоминаниями печатей в Откровении, мы приходим к выводу, что различий между ними больше, чем сходства. Откр. 7:3 и 9:4 не относятся к одному и тому же периоду человеческой истории, и события в Откр. 9:4 не следуют хронологически за событиями в Откр. 7:3. Однако, эти два текста могут описывать одинаковые ситуации — а именно условия, когда существует угроза причинения вреда людям.

Однако, гонения, страдания и другие возможные отрицательные события не ограничиваются каким-либо конкретным периодом существования человечества, но в той или иной мере присутствуют на протяжении всей человеческой истории. Поэтому похоже, что эти два текста описывают разные ситуации. В Откр. 7:3 описывается защита детей Божьих через эсхатологический процесс запечатления, тогда как в Откр. 9:4 говорится о вреде тем, кто не принял решения в пользу Бога и Иисуса, и посему не получили божественной печати, которую все верующие получают при обращении.

Эккехардт Мюллер Заместитель директора Института Библейских Исследований
По материалам сайта Института библейских исследований ЕАД

1 Откр. 5:1-2, 5, 9; 6:1, 3, 5, 7, 9, 12; 8:1.
2 Обсуждение временных рамок видения о печатях см. в Ekkehardt Müller, Der Erste und der Letzte: Studien zum Buch der Offenbarung, Series: Adventistica: Forschungen zur Geschichte und Theologie der Siebenten-Tags Adventisten, vol. 11 (Frankfurt: Peter Lang, 2011), 143— 144.
3 Толкование шестой трубы и ее периода и седьмой главы, см. там же, 162-172.
4 См. например David E. Aune, Revelation 6–16, Word Biblical Commentary, 52B (Dallas, TX: Word, 1998), 528–529; G. K. Beale, The Book of Revelation: A Commentary on the Greek Text, New International Greek Testament Commentary (Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1999), 495–496; Ian Boxall, The Revelation of Saint John, Black’s New Testament Commentary (London: Continuum, 2006), 143; Grant R. Osborne, Revelation, Baker Exegetical Commentary on the New Testament (Grand Rapids, MI: Baker Academic, 2002), 366

5 См. Ekkehardt Mueller, «Who Are the 144,000 and the Great Multitude?,«in Interpreting Scripture: Bible Questions and Answers, Biblical Research Institute Studies, vol. 2, ed. Gerhard Pfandl, (Silver Spring, MD: Biblical Research Institute, 2010) 433–437.

6 По поводу 1.260 дней см., например, Ekkehardt Mueller, «The End Time Remnant in Revelation,» Journal of the Adventist Theological Society, 11/1—2 (2000): 196— 198; Ekkehardt Mueller, «The Two Witnesses of Revelation 11,» Journal of the Adventist Theological Society, 13/2 (2002): 32–33, 37–38, 43; William H. Shea, Selected Studies on Prophetic Interpretation, Daniel & Revelation Committee Series, (Washington, DC: Review and Herald, 1982), 1: 56–93, 116–123.

7 Френсис Д. Николь, ред., Библейский комментарий АСД (Hagerstown, MD: Review and Herald, 2002), 6: 1029, комментируя печати, упоминаемые в Еф. 4:30, утверждает: «Принятие Духа Святого во время обращения — это подтверждение Богом того, что верующий принят, что одобрение Небес лежит на его выборе и опыте». По поводу Еф. 2:13 комментарий говорит: «Изменения в жизни верующего происходят в определенном порядке: сначала он слышит, затем верует и, наконец, запечатывается, получая своеобразную печать или штамп» (с. 1001).

Exit mobile version