Введение
В первой части статьи мы указали на то, что более широкий контекст в Откр. 14:6-12 сосредоточен на конфликте относительно поклонения. В Откр. 14:7 мы читаем: «убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда его; и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод.2 Подводя и подготавливая читателя к тому, чего ему следует ожидать в 12-14 главах, глава 12 дает краткое изложение глав 13 и 14 и четко обрисовывает конфликт между Христом и сатаной. В главе 13 само поклонение очевидно. Зверь из моря получает почти всемирное поклонение и говорит гордо, хулит Бога, Его святилище и тех, кто обитает на небесах (Откр. 13:3-6). Далее в 8 стихе описываются полярные позиции, когда все, кто обитает на земле, поклоняются зверю морскому кроме тех, чьи имена записаны в книге жизни у Агнца. В свою очередь, интерес зверя из земли к поклонению очевиден. По этой самой причине центром вести трех ангелов, которая стала ответным шагом Бога на действия сатанинской троицы, является поклонение.
Продолжая дискуссию, начатую в первой части этой статьи, мы теперь сосредоточимся на Боге и праведности Его требований поклоняться Ему и на справедливости его суда над теми, кто вовлечен в ложное поклонение.
Элементы библейской теологии творения и указание поклоняться
Думая о творении с теологической точки зрения, мы должны отметить несколько элементов, которые соединяясь, создают то, что мы можем назвать обязанностью всех сотворенных существ поклоняться Богу.
Первое, о чем следует задуматься, это о том, каким мы видим творение, исследуя Библию. Важно отметить, что Откровение 14:7 ссылается на описание сотворения в 1 главе книги Бытия. В Библии творение относится к Божьему акту, через который было сотворено все, кроме Бога — все то, что не является Божественным по природе, но получило свое существование от Бога.3 Более того, Быт. 1:1 требует понимания творения как события, начавшегося в определенный исторический момент времени. Таким образом, мифическое толкование или привнесение таких идей, как эманационизм и пантеизм, должно быть отвергнуто. Если у тварного мира есть абсолютное историческое начало, тогда он условен относительно момента его начала и, следовательно, находится в постоянной зависимости от промысла Божьего. Поэтому исследователи правы, когда говорят, что «хотя вселенная и обладает собственным существованием и целостностью, ее условность указывает на то, что вселенная не является ни самодостаточной, ни объясняющей саму себя, ни существующей сама по себе«.4 Иными словами, вселенная и все, что в ней, действительно реальны и доподлинно существуют, но не существуют независимо от Творца. Они условны в том смысле, что без Творца они бы не возникли, и в своем продолжающемся существовании зависят от Него. Несколько новозаветных текстов упоминают условность творения по отношению к Христу: «Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:3), «и все Им стоит» (Кол. 1:17), «держа все словом силы Своей» (Евр.1:3).
Вторичность творения означает, что сотворенное не является необходимым явлением в том смысле, что оно должно было или должно продолжать существовать. Она дает ответ на вопрос, почему мир вообще должен существовать, предполагая, что Бог добровольно и с любовью пожелал, чтобы мир существовал. А значит, творение есть преднамеренный акт, выражающий «среди других вещей неограниченную свободу, независимость и милосердие Божье«.5 Поскольку вторичность означает, как две вещи соотносятся друг с другом, теологическую важность абсолютно временного происхождения и, таким образом, вторичности творения нельзя переоценить. Здесь центром нашего внимания является отношение творения к Творцу, показывающее, как сотворенный порядок связан с Богом, обусловлен Им, подчинен Ему и зависим от Него. Проще говоря, историческое творение, благодаря своей вторичности, инициирует взаимосвязь между Творцом и творением.
Второе, что необходимо рассмотреть в связи с творением и обязанностью поклонения, это идея «творения ex nihilo» (сотворение из ничего). Это понятие тесно связано с предыдущим пунктом, согласно которому вся реальность обладала абсолютным временным началом. Несколько богословов из широкого спектра теологического поля выразили свое мнение относительно библейской концепции творения из ничего. Стоит упомянуть несколько мнений относительно этой истины. Один богослов утверждает: «Будет правильным сказать, что слово bârâ, «творить», содержит идею как абсолютного отсутствия усилий, так и творения ex nihilo, потому что оно не связано с каким-либо упоминанием материала. Скрытый пафос этого утверждения (Быт. 1:1) в том, что Бог есть Господь мира».6 Анализируя 1 главу книги Бытия, другой богослов делает заключение: «Мысль о сотворении ex nihilo есть достойное теологическое заключение, сделанное на основании всей канвы повествования в главе».7 Относительно доверия ветхозаветному пониманию творения, один богослов заметил:
«Ограничение этого мира действиями Бога указывает на то, что область значений, определяемая корнем слова bârâ’, находится вне сферы человеческих способностей. Поскольку слово никогда не употребляется с материальным объектом, и поскольку оно делает основной упор на новизну сотворенного объекта, это слово хорошо вписывается в концепцию творения eх nihilo, хотя эта концепция не обязательно является изначальной частью значения данного слова».8
Повторение ветхозаветной идеи в Евр. 11:3 отметил другой богослов, утверждавший: «кажется, что упоминается творение ex nihilo, когда говорится, что видимое появилось из невидимого».9 Относительно Ин. 1:3 еще один исследователь пишет:
«В Ин. 1:3 недвусмысленно утверждается, что все — то есть «весь материальный мир», появилось посредством Слова. Это означает, что все (в том числе пред-существующая материя, если это применимо к процессу творения) существует посредством Бога, который есть создатель всего. Это проистекает из того факта, что в то время как Слово было (ên), творение начало быть (egeneto)».10
О Новом Завете в целом один богослов отметил: «Творение из ничего посредством Слова явно или косвенно подчеркивают многие новозаветные утверждения«.11
Концепция творения из ничего особенно тесно связана с темой поклонения. Поскольку поклонение по своей природе требует со стороны «субъекта» благоговения и трепета, которые ведут к почитанию «объекта», кажется, что поклонение творения другому творению включает в себя подмену категорий или ошибку. Идея творения «из ничего» важна потому, что оберегает нас от того, чтобы ставить материю на один уровень с вечным Богом, и тем самым становиться жертвой идолопоклонства — то есть участия в ложном поклонении самому миру или отдельным объектам в мире (Исх. 20:3-6; Рим. 1:18-23). Эта идея важна также и потому, что создает истинную атмосферу, в которой Божья благодать и дух благодарности могут насаждаться и взращиваться. «Ибо здесь мы можем увидеть, как Отец отдал Себя нам, со всем, что Он сотворил, и как щедро Он заботился о нас при этой жизни«.12
Третий элемент относительно творения и обязанности поклоняться, над которым следует поразмышлять, связан с тем фактом, что Бог как «личностный» агент есть Бог творения. Этот факт ясно представлен в Библии. Из свидетельства Ветхого Завета: «Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их, землю и все, что на ней, моря и все, что в них, и Ты живишь все сие, и небесные воинства Тебе поклоняются» (Неем. 9:6). «Так говорит Господь, искупивший тебя и образовавший тебя от утробы матерней: Я Господь, Который сотворил все, один распростер небеса и Своею силою разостлал землю» (Ис. 44:24). «О, Господи Боже! Ты сотворил небо и землю великою силою Твоею и простертою мышцею; для Тебя ничего нет невозможного» (Иер. 23:17). Ветхозаветную точку зрения отражают и несколько текстов Нового Завета: «чтобы вы обратились от сих ложных к Богу живому, Который сотворил небо и землю и море и все, что в них» (Деян. 14:15). «В начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих» (Евр. 1:10). «Достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу, ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено» (Откр. 4:11).
Очевидно, что концепция творения из ничего отрицает поклонение тварным объектам, подтверждая Божье право на поклонение. Не являясь частью творения, Он независим и стоит над ним (трансцендентен), будучи в то же самое время способным каким-то образом лично управлять и поддерживать его (имманентен). Как трансцендентный верховный Творец Он вызывает благоговение, почитание, уважение и поклонение. И в Своей имманентности, будучи судьей (Пс. 98:4; Ис. 61:8), царем (28:10; 95:10, Мк. 1:15), воителем (Исх. 15:1- 18; Втор. 1:30), Отцом (Исх. 4:22, Ос. 11:1; Рим. 8:15-16; Гал. 4:6), исцелителем (Исх. 15:26; Иер. 30:17), садовником (Числ. 24:6; Ис. 5:7), матерью (Ис. 49:15-16; 66:13) и пастырем (Пс. 22), Он вызывает у творения благодарность, восхищение и поклонение. Не нужно большого воображения, чтобы понять, что Бог достоин поклонения через образ Отца, садовника, матери и пастыря. Однако, образы судьи и воителя требуют пояснений. В обеих ролях Бог действует во благо Своего народа. К примеру, в Ис. 61:8 Божья роль как судьи представлена в контексте того, чтобы предотвратить действия, которые лишают кого-либо имущества или денег посредством несправедливых судебных решений. Основная мысль в описании событий в Исх. 15:1-18 в том, что Бог, который сражается за беспомощных, достоин нашего восхищения и восхваления.
Последний элемент, о котором стоит поразмышлять в связи с творением и обязанностью поклоняться — это мысль о целенаправленном творении. Это идея о том, что все творение было создано для какой-то цели. Размышление об этом должно начинаться, как мы это уже проделывали прежде, с того, чтобы принять в расчет природу и способ возникновения творения, а также силу, посредством которой все возникло и продолжает существовать. Верно подмечено, что «начало определяет конец. Этиология определяет телеологию… «Из чего» возникла вселенная определяет цель, «к которой» она движется. Ek определяет eis. Если знаешь, откуда она пришла, можешь узнать, куда она движется«.13 Рассказ о сотворении мира в книге Бытие описывает, как Бог создал все Своим божественным словом, повторяя попеременно «И сказал Бог» и «это хорошо». Здесь подразумевается целенаправленное действие Творца. Необходимо подчеркнуть, что с библейской точки зрения мир был сотворен не из Божьей необходимости. Творение было чисто добровольным актом Бога, продиктованным любовью. То, что Бог не был вынужден сотворить мир — это разумный вывод из того, что богословы называют «вторичностью творения». Вторичность творения означает, что творение — не обязательный феномен, в том смысле, что он должен был существовать. Библейская концепция творения стоит особняком от великого множества идей в том смысле, что она отвечает на извечный вопрос о том, почему мир вообще должен существовать. Библейская концепция творения предполагает, что Бог пожелал, чтобы мир существовал. В таком случае, творение — это преднамеренный акт, который помимо прочего выражает неограниченную свободу, владычество и милосердие Божье.
Один богослов заметил, что в истории, описанной в книге Бытия, ««это хорошо» относится к самому акту творения: то есть, что-то хорошо, потому что Бог счел это хорошим. Tov в еврейском действует так же, как и в русском: оно означает «хорошо для» чего-то. Мир хорош, потому что Бог определил, что он хорош для Его целей«.14 В Ис. 45:9 используется метафора «горшечника», когда глина «препирается» с горшечником15 (курсив добавлен автором статьи). Смысл в том, что Творец создал творение умышленно, для добра и красоты. Творение целенаправленно, но какова цель?
Комментируя Кол. 1:16, один исследователь пишет о Христе: «все утверждено Им, как Силой творения, и для него, как Цели творения… И потому все творения, без какого-либо исключения, должны восхвалять Его и служить Его целям«.16 В конечном итоге добро и красота сотворенного мира нацелены на прославление Бога. Эта цель истинна для всего творения, но прежде всего для людей. Так, Бог говорит устами пророка Исайи, обращаясь ко всем, «кого Я сотворил для славы Моей» (Ис. 43:7).17 Мысль о том, что творение существует для славы Божьей, подкрепляется частым упоминанием творения в контексте восхваления по всему тексту Библии, особенно в Псалмах. Псалом 148 особенно важен, поскольку призывает к восхвалению все творение, а не только человека. Этот общий призыв ко всему творению восхвалять Бога важен, потому что он согласуется с точкой зрения о том, что все творение существует для славы Божьей — «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс. 18:2). В Откр. 4:11, когда двадцать четыре старца присоединяются к песне четырех животных, «содержание песни было новым, песня восхваления Бога как Творца«.18 Однако, было бы грубой ошибкой толковать эту обязанность поклоняться как мелочность или эгоизм со стороны Творца. Такое толкование в конечном итоге сводится к навязыванию библейской картине чуждых идей, логики и смысла. Эгоизм, по крайней мере, психологический эгоизм, утверждает, что у каждого человека есть единственная конечная цель: его или ее собственное благосостояние. Хотя Библия ясно говорит о том, что творение существует для славы Божьей, это утверждение нельзя толковать эгоистически, как указано выше. Эта идея не согласуется с Псалмом 8. Псалом ясно показывает, что, хотя человек был создан по образу и подобию Божьему, человек все равно ниже Бога по положению. Но человек все же «славою и честью увенчан» (Пс. 8:6), факт, который заставил псалмопевца разразиться славословием в адрес Бога (Пс. 8:10). Внутренняя «тео-логика» библейского творения делает и рисует поклонение творения как свободный, ответственный и благодарный ответ Творцу, бесконечно доброму и любящему.
Заключение к Трехангельской Вести, теологии творения и поклонения
Если наш анализ элементов теологии творения верен, мы подходим к моменту, когда появляется смысл в том, что Творец требует поклонения от Своего творения, особенно в том, чтобы настаивать на греховности поклонения чему-либо, кроме Творца. Возникает закономерный вопрос: как еще творение «должно отвечать триединому Богу, благодаря Которому оно возникло, существует и исчезает?»19 Анализируя тему творения в книге пророка Амоса, один богослов пишет об очевидном противоречии, когда «что началось как гимн славы ЯХВЕ Творцу, превращается в грозное описание ЯХВЕ как судьи«.20 Кажущееся противоречие исчезает при взгляде на теологические связи между творением и ответственностью людей, творением и эсхатологией, творением и судом. Человечество, подобно всему остальному творению, задумано и устроено для поклонения, и пренебрежение этой обязанностью ведет к осуждению:
Убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо, и землю, и море, и источники вод… кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией (Откр. 14:7, 9).
Поклонение и творение идут рука об руку. Это признание необходимости прославления, побуждением к которому является благодарность за абсолютный дар творения во всей его благости, красоте и славе.21
Квабена Донкор, заместитель директора Института Библейских Исследований
По материалам сайта Института библейских исследований ЕАД
1 Первая часть статьи опубликована в «Богословских размышлениях» № 60 за октябрь 2017, с. 6-10.
2 Все библейские цитаты приведены из синодального перевода Библии.
3 Robert W. Jensen, «Aspects of a Doctrine of Creation» in The Doctrine of Creation: Essays in Dogmatics, History and Philosophy, ed. Colin E. Gunton (London: T & T Clark International, 2004), 18–23, В статье отражается понятие творения как абсолютное возникновение реальности в следующем утверждении: 1. Есть иная реальность, помимо Бога, и она действительно иная. 2. То, что есть иная реальность помимо Бога, зависит полностью от Его воли. 3. Все вышесказанное написано именно в настоящем времени. В любой момент мир начал бы существовать, если бы Бог пожелал этого. 4. Все существующее, помимо Бога, имеет абсолютное начало.
4 Paul Copan and William L. Craig, Creation Out of Nothing: A Biblical, Philosophical, and Scientific Exploration (Grand Rapids, MI: Baker Academic, 2004), 16.
5 Там же.
6 Gerhard von Rad, Genesis: A Commentary, trans. John H. Marks (Philadelphia, PA: Westminster, 1961), 47
7 Kenneth A. Mathews Genesis 1–11:26, New American Commentary 1A (Nashville, TN: Broadman & Holman, 1996), 139.
8 Thomas McComiskey, «bârâ’,» in Theological Dictionary of the Old Testament, 2 vols., ed. R. Laird Harris, Gleason J. Archer, and Bruce K. Waltke (Chicago, IL: Moody Press, 1980), 1:127.
9 C. F. D. Moule, An Idiom Book of New Testament Greek (Cambridge: University Press, [1959] 1968), 168.
10 William Lane Craig, Creatio ex nihilo: A Critique of the Mormon Doctrine of Creation, http://www.reasonablefaith.org/creatio-ex-nihilo-acritique-of-the-mormon-doctrine-ofcreation#ixzz3nNRmCmda (accessed September 30, 2015).
11 Werner Foerster, «ktizô,» in Theological Dictionary of the New Testament, 10 vols., ed. Gerhard Kittel, trans. Geoffrey W. Bromiley (Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1965) 3:1029.
12 Werner Foerster, «ktizô,» in Theological Dictionary of the New Testament, 10 vols., ed. Gerhard Kittel, trans. Geoffrey W. Bromiley (Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1965) 3:1029.
13 James A. Fowler, «The Teleology of Creation,» http://www.christinyou.net/pages/creattele.html (accessed, May 8, 2015)
14 Jensen, «Doctrine of Creation,» 22. Смысл целенаправленности выделяется сильнее при внимательном рассмотрении еврейского слова tov. Жак Дукан показывает, что значение слова выходит за рамки идеи функционирования и включает в себя эстетическую красоту. Далее он указывает, что «слово может также иметь этическое значение (1 Цар. 18:5; 29:6, 9; 2 Цар. 3:36) — смысл, который также подтверждается в контексте истории творения, особенно в Божьих словах: „не хорошо быть человеку одному“. Это божественное утверждение ясно указывает на взаимоотношения, включающее этику, эстетику и даже любовь и эмоциональное счастье». См. Jacques Doukhan, «When Death was Not Yet,» в Gerald Klingbeil, ed., He Spoke and it Was: Divine Creation in the Old Testament (Nampa, ID: Pacific Press, 2015), 331–332. Сложно не учитывать этот оттенок преднамеренности и целенаправленности творения, который включает в себя не только добро и функциональность, но и красоту и счастье.
15 John D. W. Watts, Word Biblical Commentary, Isaiah 34–66, vol. 25 (Waco, TX: Word, 1987), 157
16 W. Hendriksen and S. J. Kistemaker, Exposition of Colossians and Philemon, New Testament Commentary, vol. 6 (Grand Rapids, MI: Baker, 2001), 73.
17 См. Эллен Уайт, Воспитание (Mountain View, CA: Pacific Press, 1952), 15. «Сотворенный Адам по своей физической, умственной и духовной природе был подобен Творцу. „Сотворил Бог человека по образу Своему“ (Быт. 1:27), чтобы, живя бесконечно, человек с каждым днем все более полно раскрывал образ и отражал славу своего Создателя. Все его дарования могли гармонично развиваться, все его способности и энергия должны были постоянно возрастать. Всеобъемлющей была сфера их воплощения, великолепна область, открытая ему для исследования. Таинства видимой вселенной, „чудное дело Совершеннейшего в знании“ (Иов 37:16) привлекали любознательность человека своими загадками. Близкое общение с Творцом было для него огромным преимуществом. Останься он верным Богу, всё было бы так всегда. На протяжении всей своей нескончаемой жизни он приобретал бы новые сокровища знаний, открывал бы свежие источники счастья и получал бы всё более ясное понимание мудрости, могущества и любви Бога. Всё более и более полно осуществлял бы он цель своего сотворения, все совершеннее отражал бы славу Создателя.»
18 William H. Shea, «Creation,» in Handbook of Seventhday Adventist Theology, ed. Raoul Dederen (Hagerstown, MD: Review and Herald, 2000), 439
19 Daniel W. Hardy, «Creation and Eschatology,» in Colin E. Gunton, ed., The Doctrine of Creation, 127.
20 Martin Klingbeil, «Creation in the Prophetic Literature of the Old Testament,» in Gerald Klingbeil, ed., He Spoke and it Was: Divine Creation in the Old Testament (Nampa, ID: Pacific Press, 2015), 150.
21 Hardy, 127.