Уроки 2-ой главы Евангелия от Матфея

Уроки 2-ой главы Евангелия от МатфеяВторая глава Евангелия от Матфея продолжает представление Иисуса, начатое в 1-ой главе, но центр внимания смещается с Иисуса как «сына Авраама» (Мф. 1:1) на то, что Он был «Царем Иудейским» (Мф. 2:2). Как мы увидели из «Уроков из 1-ой главы Евангелия от Матфея», Давид назван «царем» (Мф. 1:6), а Иисус — «Сыном Давидовым» (Мф. 1:1). Этот титул Иисуса, который в Ветхом завете почти всегда относится к Соломону (1 Пар. 29:22; 1 Пар. 1:1; 13:6; 30:26; 35:3; Прич. 1:1; Еккл. 1:1), указывает на мессианского преемника трона Израилева (Ис. 9:6-7; Иер. 23:5-6; 33:15; Мф. 22:42) и встречается в Евангелии от Матфея чаще, чем в любых других частях Нового Завета (Мф. 9:27; 12:23; 15:22; 20:30-31; 21:9, 15). Генеалогия в Евангелии от Матфея называет Иосифа «сыном Давидовым» (Мф. 1:20), чтобы сильнее подчеркнуть, что Иисус является законным Царем Израилевым.

Ирод же рассматривается как узурпировавший трон, поскольку, как идумеянин, он произошел не от Авраама, Исаака и Иакова, но от Исава. Как и предыдущая глава, которая прослеживает родословие и миссию Иисуса как исполнение пророчества, вторая глава Евангелия от Матфея показывает, что место рождения и взросления Иисуса также соответствует раскрытой цели Божьей (Мф. 2:5, 17, 23).

Структура главы

То, что первые две главы Евангелия от Матфея объединяются, чтобы рассказать историю рождества Христова, становится очевидным при рассмотрении их большей структуры, которая переходит от Авраама (Мф. 1:2-17) к Иисусу как Сыну Давидову, Мессии (Мф. 1:18-2:23). Иисус — это не просто еще одна важная фигура в истории Израиля; Как Мессия (Мф. 1:1, 16-18, 2:4), Он есть мессианский Сын Божий (Мф. 2:2, 15, 23) — центр всей истории, как предполагает двойная аллюзия на книгу Бытие (Мф. 1:1, 18).

Вторая глава Евангелия от Матфея сама по себе разделена на три основных раздела, каждый из которых на греческом начинается с конструкции в абсолютном родительном падеже (ст. 1, 13, 19) и далее разделяется на более мелкие части:

2:1-12 Волхвы ищут и находят Иисуса:

2:1-6 Царь Иудейский рожден в Вифлиеме;

2:7-12 Мудрецы находят Младенца Царя, приносят дары и отправляются домой;

2:13-18 Иисус переживает избиение младенцев по приказу Ирода:

2:13-15 Иосиф перевозит Младенца в Египет

2:16-18 Ирод истребляет младенцев;

2:19-23 Иисус возвращается в Израиль:

2:19-21 Иосиф возвращается с Младенцем в землю Израилеву;

2:22-23 Иосиф поселяется в Назарете.

Интересно, что, хотя имя Ирода упоминается в этой главе девять раз (ст. 1, 3, 7, 12, 13, 15, 16, 19, 22), центральными фигурами повествования являются: (1) волхвы (упомянутые в ст. 1, 7), с которых начинается и заканчивается первый раздел; (2) Иосиф, который упоминается в начале следующих двух разделов (ст. 13, 19); и (3) Младенец, упомянутый двадцать раз, вокруг которого вращается все повествование.

Сам Ирод, хоть и поставленный Римом царем над Израилем, чувствует угрозу со стороны Младенца, но не в силах найти и уничтожить Его. Он поручает первосвященникам и книжникам узнать, где родится Младенец (ст. 4). Он надеется, что волхвы сообщат точное время и место Его рождения (ст. 7-8). И в конце концов, чувствуя себя обманутым ими, он обрушивается на беззащитных младенцев (ст. 16).

Толкование главы

  1. Стихи 1-12

 Согласно Лк. 1:5, Иисус был рожден перед смертью Ирода Великого, который умер по разным источникам либо в 4, либо в 1 году до н.э. Он назван новорожденным (с греч. brephos Лк. 2:12, 16; см. ст. 7), а у Матфея Младенцем (с греч. paidion Мф. 2:8-9, 11 и т.д.), поскольку с момента его рождения могло пройти до двух лет (см. ст. 16).

 Матфей пишет, что Иисус родился в Вифлиеме иудейском, чтобы указать на город Давидов к югу от Иерусалима, а не на город с таким же названием возле Назарета. Это также может быть аллюзией на пророчество о том, что «скипетр» не отделится от Иудеи, пока не придет мессианский Царь (Быт. 49:10). Эта аллюзия подготавливает почву для упоминания Мих. 5:2, в которой называется Вифлием (ст. 6; см. Ин. 7:41-42).

 Хотя греческое слово, которое описывает Иисуса как «Правителя» (hēgoumenos) связано со словом, обычно используемым по отношению с «правлением» ((hēgemonia) Римских цезарей (Лк. 3:1; Иосиф Флавий, «Иудейские древности», 18.211, 219, 224, 234 и т.д.) Божий Царь «упасет» Свой народ (Мф. 2:6; см. Деян. 20:28; 1 Пет. 5:1-4).

 «Звезда» была идеальным способом привлечь внимание волхвов, особенно в свете пророчества Валаама (Числ. 24:17). Но это было не обычное небесное явление, потому что она привела их точно в то место, где был Иисус, и «остановилась» над ним (ст. 9). Порой в Писании «звезды» относятся к ангелам (например, Иов 38:7; Ис. 14:12; Откр. 12:4), поэтому эта движущаяся «звезда», похоже, обозначала группу ангелов (см. например, Желание Веков, с. 60), подобно той, которая пела во время рождения Христа (Лк. 2:13-15).

 Дар золота подходит для Царя (Пс. 71:15; Ис. 60:6), так же как и другие дары волхвов. Но в ретроспективе ладан (Исх. 30:34-38; Лев. 2:1-2, 14, 16; 6:14-18 и др.) и мирра (Мк. 15:23; Ин. 19:39) также свидетельствуют о божественности и будущей жертве Христа, показывая, что Он достоин нашего поклонения (Мф. 2:3, 8, 11).

  1. Стихи 13-18

 Волхвы ушли, и Иосиф играет главную роль в оставшейся части главы. Изначально Бог уводит Иакова/Израиля и его двенадцать сыновей в Египет, чтобы спасти их от голода (Быт. 47:1-6, 27; 50:20), точно так же Бог уводит туда Иисуса, чтобы спасти Его от убийства Иродом (Мф. 2:13-14).

 Избиение младенцев Иродом в Вифлиеме напоминает истребление и изгнание народа Божьего ассирийцами и вавилонянами (ст. 18 цитирует Иер. 31:15; см. 40:1). Как древний Израиль навлек на себя суд, так же и неспособность израильтян после пленения полностью вернуться к Богу и их неверное толкование о том, что обещанный Мессия придет, чтобы уничтожить их врагов, подготовил почву для появления Ирода как серьезного претендента на трон Давида и уничтожение детей в Вифлееме (Мф. 2:16-18; см. Желание Веков, с. 65). Это типологическое соответствие, которое подчеркивается в Евангелии от Матфея, позволяет предположить, что Иисус, как мессианский Сын Давидов, должен положить конец изгнанию Израиля.

  1. Стихи 19-23

 Так же как Бог вывел Своего «Сына» Израиль из Египта (цитирование Ос. 11:1 в Мф. 2:15), так же и Иисус, как окончательное исполнение своего исторического прототипа, вышел из Египта, чтобы вызвать «новый исход» спасения для народа Божьего.

 Иосиф, всегда веривший в божественные указания, данные ему ангелом, и послушный им (в отличие от Захарии, Лк. 1:18-20), возвращается в Израиль после того, как ему было сказано, что «умерли искавшие души Младенца» (Мф. 2:20). Эти слова относятся к Ироду (ст. 19), но множественное число повторяет указания, данные Моисею (Исх. 4:19), которого Матфей рисует как прототип Христа.

 Первоначально Ирод хотел, чтобы его наследником стал Антипа, но незадолго до своей смерти изменяет свое решение, назначив его правителем Галилеи и Верии, а Архелая — правителем Иудеи (Иосиф Флавий, «Иудейские древности», 17.188).

Последний был поистине безжалостным, и опасения Иосифа подтверждаются указанием Ангела не возвращаться туда, а поселиться с семьей в Назарете в Галилее (Мф. 2:22-23). Позже этот факт упоминается как осуществление пророчества (Мф. 4:14-16; см. Ин. 7:40-43, 52).

 Недавние археологические раскопки подтверждают, что в первом веке иудеи жили в Назарете. Матфей считает тот факт, что Иисус поселился там, исполнением пророчества, основываясь на созвучии слов «Назарянин» и еврейского слова «netzer», «ветка», которое является известным мессианским символом в Ветхом Завете (Ис. 11:1; см. 4:2; Иер. 23:5 33:15; Зах. 3:8; 6:12) и в еврейских трудах первого века (1QHa XIV.15; XV.19; XVI.6, 8, 10; см. толкование Ис. 11:1 в 4Q161 8–10 III.11—25).

Практическое применение главы

Вот несколько уроков, которые можно извлечь из этой главы:

  1. Священное Писание — это Божье ясное и надежное средство передачи Его воли и цели нам, хотя порой Бог общается с нами более прямо (например, через сны и видения). Общение Бога как с Иосифом, сыном Давидовым, так и с чужеземцами, ищущими свет, показывает, что важно не наше происхождение, но наша открытость откровению Божьему и готовность получать его и следовать ему (см. «Желание веков», с. 59, 62-63).
  2. Частичное, искаженное знание Библии может быть хуже, чем ее полное незнание. Первосвященник и книжники знали место рождения Христа, но вместе с царем Иродом были обеспокоены новостью, потому что она не соответствовала их ожиданиям, и эта новая, потенциально разрушительная политическая сила угрожала положить конец их высокому положению.
  3. Исполненное пророчество свидетельствует о «настоящей истине» — истине, время которой в Божьем плане спасения настало. Иисус, как Сын Божий, в исполнение пророчества успешно повторяет историю Израиля, тем самым став их (и нашим) Пастырем и Царем.

Клинтон Уолен, Институт Библейских Исследований
По материалам бюллетеня Института библейских исследований

Exit mobile version