Уроки третьей главы Евангелия от Матфея

Явление Христа народу - А.ИвановВсе четыре евангелия предваряют рассказ о служении Иисуса работой Иоанна Крестителя (см. Мк. 1:4; Лк. 3:2-3; Ин. 1:6-7). Говорится, что он крестил людей на обширной территории, включавшей в себя «пустыню Иудейскую» (Мф. 3:1), «всю окрестную страну Иорданскую» (Лк. 3:3) и «Вифавару при Иордане) (Ин. 1:28). Его обширное и растущее влияние, очевидно, вызывало беспокойство властей Иерусалима (Мф. 2:7; Ин. 1:19, 24). Согласно Иосифу Флавию, Иоанн привлекал столь большие толпы, что Ирод Антипа боялся его влияния на людей и в конечном итоге арестовал его (Иудейские древности 18.118). Евангелие от Матфея, подобно другим евангелиям, определяет начало служения Иисуса с момента его крещения Иоанном Крестителем.

Структура главы

Рассказ о проповеди Иоанна и крещение Иисуса в 3 главе Евангелия от Матфея можно разделить на три части: весть и работа Иоанна Крестителя (Мф. 3:1-6), осуждение фарисеев и саддукеев (Мф. 3:7-12) и крещение и личность Иисуса (Мф. 3:13-17).

Первая часть описывает пророческое служение Иоанна во исполнение 40 главы книги пророка Исаии, по примеру пророка Илии, повлиявшего на весь Израиль. В центральной части Иоанн выделяет два класса в израильском обществе, образно представленные как деревья, приносящие добрый плод (позже он называет их «пшеницей»), и деревья срубленные и брошенные в огонь — «солома», которой надлежит быть сожженной огнем неугасимым (Мф. 3:10, 12). Эти два упоминания об огне служат указанием на центральную мысль в его словах и подводкой к рассказу Иоанна об Идущем (Мф. 3:11). Третья часть служит переходом в повествовании Матфея от служения Иоанна к служению Иисуса и содержит тройное свидетельство того, кем был Иисус. Во-первых, Иоанн признает Иисуса как того, кто будет крестить более великим образом, чем он сам (Мф. 3:14). Затем личность Иисуса зрительно раскрывается, когда на Него нисходит Дух Святой в образе голубя. И в конце концов она раскрывается акустически, когда голос с небес называет Его «Сыном Моим возлюбленным» (Мф. 3:16-17). Не только Иоанн подготовил путь для Иисуса, но и сами Небеса.

Толкование главы

Стихи 1-6

o В одном только Иерусалиме археологами было обнаружено более 150 ритуальных купален, сооруженных по иудейским стандартам для полного погружения и датируемых первым веком.

o Погружение в источник текущей воды, подобный Иордану, многие иудеи считали наивысшей степенью очищения.

o Это было единовременное погружение и не нуждалось в повторении.

o Его проводил не сам человек, а Иоанн, что объясняет его необычный титул «Креститель».

o Оно было связано с признанием греха и таким образом должно было отражать внутреннее, нравственное очищение от нечистоты, а не очищение от ритуальной нечистоты, необходимое для жертвоприношения в храме.

o Оно было прообразом христианского крещения «Духом Святым», которое будет отличать работу Того, кто придет после Иоанна.

o Христианское крещение также осуществляется через полное погружение — Иоанн крестил в Иордане, «потому что там было много воды» (Ин. 3:23). Иисус вошел в воду и вышел из воды (Мф. 3:16), показав пример Своим последователям.

o Будучи «похороненным» в воде и вновь выйдя из нее, христиане идентифицируют себя со Христом, приняв Его смерть вместо них, получив прощение своих грехов и выразив веру в Его воскрешение (Деян. 2:38; 1 Петр. 3:21).

o Христианское крещение очень важно в том смысле, что символизирует смерть верующего для греха и воскрешение для новой жизни в Духе Святом (Рим. 6:3-4).

Стихи 7-12

Стихи 13-17

Практическое применение главы

Вот некоторые из уроков, заключенных в этой главе:

Клинтон Уолен, заместитель директора института Библейских исследований
По материалам бюллетеня Института библейских исследований

Exit mobile version