Уроки из 4-ой главы Евангелия от Матфея

Искушение ХристаЧетвертая глава Евангелия от Матфея начинается с искушения Иисуса в пустыне в течение сорока дней. Как и в Евангелиях от Марка и Луки, это происходит непосредственно после крещения Иисуса Иоанном Крестителем и перед Его служением в Галилее. Евангелие от Иоанна не упоминает искушение Иисуса в пустыне, а описание в Евангелии от Марка очень краткое (Мк. 1:12-13). Однако Матфей и Лука детально описывают попытки дьявола победить Иисуса. Главная разница между ними в порядке второго и третьего искушения; в Евангелии от Луки порядок искушений находит свою кульминацию в искушении Иисуса прыгнуть с крыла храма, тогда как описание искушений в Евангелии от Матфея завершается тем, что сатана предлагает Иисусу царства земные в обмен на Его поклонение.

Структура главы

Иисус, будучи помазанным как Мессия Духом Святым и утвержденным как возлюбленный Сын Божий гласом с небес (Мф. 3:16-17), начинает Свое служение с сорока дней молитвы. В описании Матфеем первых дней служения Иисуса можно выделить четыре раздела:

  1. Искушение Иисуса дьяволом (Мф. 4:1-11);
  2. Важность служения Иисуса в Галилее (Мф. 4:12-17);
  3. Призвание первых учеников (Мф. 4:18-22);
  4. Время, когда Иисус учил и исцелял (Мф. 4:23-25).

Интересно, что в Евангелии от Матфея есть указание, на которое намекает также и Мк. 1:14, что служение Иисуса началось не в Галилее. Матфей пишет, что «услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею» (Мф. 4:12)*. Слова, выделенные в этом отрывке курсивом, не встречаются в параллельных текстах (см. Мк. 1:14; Лк. 4:14). Согласно Евангелию от Иоанна, в этот момент Иисус, после столкновения с Синедрионом, перенес свое внимание от Иудеи на Галилею (Ин. 5:16-18). Как ученик Иисуса, Матфей должен был хорошо знать обстоятельства, которые заставили Иисуса прекратить служение в Иудее. Эта первоначальная фаза Его общественного служения, которая, по-видимому, длилась дольше года, включает в себя служение в городе Самарии (Ин. 1:35-5:47). Последние три раздела в Мф. 4 показывают, как Иисус готовил почву в Галилее, что привело к тому, что толпы людей последовали за Ним, чтобы услышать Его Нагорную проповедь (Мф. 5-7). Важно помнить, что эта проповедь была произнесена в середине земного служения Христа, после того, как Он привлек множество последователей.

Толкование главы

  1. Стихи 1-11
  1. Стихи 12-17
  1. Греческое слово, переведенное как «языческая» (ethne, «народы») в Евангелии от Матфея постоянно используется во множественном числе по отношению к не-иудеям.
  2. Первое использование этого слова в единственном числе относится к тому, что царство Божие «отнимется» у руководства Израиля и «дано будет народу [ethnei], приносящему плоды его» (Мф. 21:43). После этого по отношению ко «всем народам» используется множественное число, что указывает на то, что миссия, данная последователям Иисуса, включает и Израиль (Мф. 24:9, 14; 25:32; 28:19).
  3. Стихи 18-22
  1. Стихи 23-25

Практическое применение главы

Важные уроки, которые можно извлечь из этой главы, включают в себя

  1. Искушения часто становятся более интенсивными после крещения. Кажется, что дьявол старается еще упорнее, чтобы заставить «идущих вперед» «скатиться назад». Но никого нельзя принудить ко греху. Иисус, будучи искушаемым подобно нам, показывает, что, полагаясь на Него и Его Слово, мы тоже можем стать победителями в борьбе с искушениями (Евр. 4:15-16).
  2. Три подхода дьявола к Иисусу охватывают три главных сферы искушений для человека: «похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую» (1 Ин. 2:16). Победа Христа над каждым из этих искушений показывает, что:
  1. Тот факт, что сатана смог изменить значение библейского текста, опустив лишь несколько слов, показывает, что каждое слово в Священном Писании необходимо, чтобы понять богодухновенный смысл всего текста. Изменение или опущение даже одного слова может значительно исказить смысл (см. Мф. 5:18-19). Предостережение против того, чтобы что-то изымать или добавлять, может также относиться в более широком смысле ко всему канону (Откр. 22:18- 19).
  2. Думая о какой-то деятельности, мудро было бы рассматривать не только то, как эта деятельность помогает человеку в этой жизни, но также и то, как она может помочь найти царство Божье и принести плод для вечности (Мф. 6:33).

Клинтон Уолен, Институт Библейских Исследований
По материалам бюллетеня Института библейских исследований

____________________

* Все библейские цитаты взяты из Синодального перевода Библии.

Exit mobile version