Ничего общего: почему теистическая эволюция и библейское сотворение мира взаимно исключают друг друга (эсхатологический аспект)

Ничего общего: почему теистическая эволюция и библейское сотворение мира взаимно исключают друг друга (эсхатологический аспект) Бывают люди с двойным гражданством — у них два паспорта двух разных стран. Среди стран, позволяющих двойное гражданство, Австралия, Канада, Швейцария и Соединенные Штаты Америки. То, что у этих людей два паспорта, не означает, что они предатели одной страны или менее преданы другой.

Таким же образом некоторые люди заявляют, что у них «двойное гражданство», когда речь заходит о вопросе происхождения жизни. Относя себя к христианам, доверяющим Библии, они тем не менее верят в макроэволюцию. Они утверждают, что можно высоко ценить Священное Писание, и в то же время верить, что много миллионов лет назад жизнь эволюционировала из одноклеточных организмов.

Вероятно, эти верующие находят поддержку такому подходу в цитатах, подобных этой: «Я верю, что Бог руководит всем, и что эволюция — это способ, который Он выбрал для сотворения мира. Если мир возник из первородного бульона, то Бог — самый главный Шеф-Повар«1.

Еще одна цитата, уводящая их в этом направлении, принадлежит Стивену Дж. Гулду, одному из наиболее цитируемых в Америке ученых по вопросам происхождения жизни. Он считает, что противоречий между наукой и религией нет, поскольку они рассматривают разные вопросы. И в самом деле, убежден Гулд, их «соответствующие области мало пересекаются». По его мнению, эволюция «полностью совместима» с христианской верой2.

Однако, прежде чем запрыгнуть вслед за этими учеными в поезд эволюции, христианам стоит задуматься над еще одной цитатой Гулда, по которой видно, что его отношение к религии не столь благосклонно, как может показаться на первый взгляд. Отвечая на вопрос, почему существует человек, он заявляет: «Я не думаю, что можно дать какой-либо «высший» ответ… Мы — результат истории и должны выработать свои собственные пути в этой весьма разнообразной и интересной постижимой вселенной — безразличной к нашим страданиям, и посему предлагающей нам максимальную свободу процветать или погибнуть выбранным нами способом«3.

Итак, перед нами стоит вопрос, являются ли взгляды теорий эволюции и сотворения логически совместимыми? Можно ли придерживаться веры в библейскую историю сотворения мира и в макроэволюцию одновременно? Возможно ли христианской церкви или какой-то деноминации одновременно поддерживать библейское учение о сотворении мира и принимать учения, распространяемые учеными, о том, что сложные формы жизни развились из более простых, и что клеточная жизнь зародилась миллиарды лет назад?

Основная мысль данной статьи в том, что в вопросе о происхождении жизни у этих двух точек зрения не может быть общей территории. Цель данной статьи показать, что библейская теория сотворения мира и эволюционная парадигма — даже если последнюю смешать с какой-либо формой веры в Бога, как в теистической эволюции — взаимно исключают друг друга. То есть невозможно, будучи логически последовательным, придерживаться взглядов, изложенных в Священном Писании, и в то же самое время верить в макроэволюцию.

Дав краткое определение теистической эволюции, некоторые из вариантов которой принимаются почти всеми христианами, которые не поддерживают мнение о буквальности творения, описанного в Библии, в данной статье мы рассмотрим шесть пунктов, по которым теистическая эволюция отходит от библейского текста. Затем мы обратим внимание на семь важных библейских учений, которые подрывает или искажает принятие теистической эволюции. И в заключении мы сделаем некоторые выводы о важности этих вопросов для библейской эсхатологии.

Определение

Важно сначала дать определение, чтобы знать, что подразумевается под термином «теистическая эволюция». Это не так просто, как кажется, потому что этот термин часто используют без определения, из-за чего читателю остается гадать, что же он означает. Под теистической эволюцией обычно понимают примерно следующее: это точка зрения, согласно которой Бог, дискретно оставаясь в тени, использовал процесс макроэволюции, чтобы создать все живое на земле. То есть Бог каким-то образом на протяжении миллионов лет направлял процесс эволюции от простых организмов к сложным.

Ключевой частью данного определения является выражение «дискретно оставаясь в тени». Это означает, что Его творческая деятельность не очень заметна, кроме как глазами веры. Поэтому эволюционный процесс будет пониматься и описываться таким же образом, как его понимают и описывают ученые-материалисты, если не считать оговорки, что этот процесс каким-то образом направляет или определяет Бог.

Противоречия с историей Творения в Книге Бытие

С учетом этого определения, я теперь поясню, почему почти все понятия теистической эволюции противоречат библейской истории Творения. Как вы увидите, теистическая эволюция на самом базовом своем уровне противоречит тому, чему учит Священное Писание относительно появления жизни на этой планете.

Первое, в чем теистическая эволюция противоречит библейской истории творения — это в том, что в ней нет буквальной недели творения. На самом деле, теистическая эволюция не сосредоточена на вопросе времени, если не считать того предположения, что зарождение жизни и ее развитие от простых форм к сложным происходило на протяжении длительного неопределенного периода времени.

Нет в ней вечера и утра, как в библейском тексте. В ней не упоминания буквальных шести дней, в которые Бог творил мир — только длительный период времени для случайных мутаций и развития различных сложных форм жизни.

Сейчас кто-то может возразить, что каждый из дней символизирует более длительный период времени, но из какого библейского текста можно сделать такое предположение? Еще одна точка зрения — что одну неделю Бог лишь раскрывал историю творения автору Книги Бытие, но, опять же, это утверждение не подтверждается библейским текстом. Лучше просто признать, что библейский текст описывает творение, которое происходило в течение шести буквальных дней, что, однако, противоречит пониманию теистической эволюции.

Второе противоречие между библейским текстом и теистической эволюцией связано с происхождением человека. В теистической эволюции нет особого сотворения человека. В ней человек, скорее, результат длительного, медленного, постепенного процесса естественного отбора, который запустил Бог — по крайней мере, согласно сторонникам теистической эволюции. Защитники этой теории могут каким-либо образом подчеркивать уникальность человека. Кто-то из них может считать, что в какой-то момент Бог поместил бессмертную душу в ранних гоминидов, тем самым отделив их как первую пару людей. Другие могут утверждать, что в какой-то момент Бог дал выбранной Им паре человеческих предков чувство нравственности. Но в любом случае, в ней нет особого и уникального сотворения человека, как это описано в Священном Писании — то есть сотворения людей, которые не произошли от животных, и которые являются предками всех людей.

Третье противоречие между теистической эволюцией и библейским творением заключается в том, что теистическая эволюция не отражает личного участия Бога в творении. Напротив, развитие жизни во всех ее великолепных формах рассматривается по сути так же, как и в натуралистической эволюции. Действительно, сложно найти различия между описанием процесса естественного отбора теистическим эволюционистом и описанием того же процесса натуралистическим эволюционистом. Нет божества, по слову которого происходит творение, как описано в Книге Бытие и во всем Священном Писании. Нет божественных размышлений перед сотворением человека (Быт. 1:26); нет и описания того, как Бог сотворил Адама из праха земного (Быт. 2:7). Бог, скорее, похож на нечто вроде дарующего жизнь принципа. Личность Бога-Творца, описанная в Книге Бытие, исчезает со сцены истории.

Четвертое противоречие между Священным Писанием и теистической эволюцией в том, что последняя не проводит причинно-следственной связи между грехом и смертью, которая является базовой и основополагающей в библейском повествовании. Согласно сторонникам теистической эволюции, болезни и хищнические инстинкты, приводящие к смерти живых существ, были частью истории этой планеты с самого начала. Не было времени, когда не существовало смерти, и природа с окровавленными зубами и когтями (по знаменитому изречению Теннисона) всегда была такой.

Но этот взгляд напрямую противоречит библейскому повествованию. Согласно Священному Писанию, когда земля была сотворена, не было и тени смерти. Это потому, что не было и следа греха, и все существовало в гармонии с Божьей волей. Но все изменилось, когда грех вошел в этот мир. После того, как Адам и Ева восстали против божественной воли, результатом этого и стала смерть (см. Рим. 5:12). Библия учит, что единственная причина, по которой существует смерть — это вторжение в наш мир греха, тогда как в теистической эволюции смерть является частью естественного порядка вещей.

Пятое, в чем теистическая эволюция противоречит библейской истории творения, — в ней исчезает первый в истории земли седьмой день недели — суббота. Поскольку нет буквальной недели творения, только длительный неопределенный период времени, нет и буквальной субботы. Суббота появилась гораздо позже, возможно, когда израильтяне в далекой древности захотели наполнить этот день каким-то религиозным значением. Или, возможно, в какой-то момент израильтяне переняли нерабочий день из другой культуры.

В любом случае, суббота больше не служит напоминанием о сотворении мира, как это описано в Священном Писании. Суббота — это не венец и не кульминация недели творения, день, отделенный и благословленный Самим Богом. Фактически, это делает субботу почти-что человеческой идеей, а не божественным повелением, и противоречит однозначному учению Библии.

Шестое противоречие между теистической эволюцией и библейским повествованием кроется в отрицании всемирного потопа, описанного в Книге Бытие. Представляя историю земли и данные об ископаемых находках как описание только натуралистических процессов, которые мы наблюдаем сегодня, и отрицая возможность того, что какие-либо глобальные катастрофы могли играть роль в известных нам данных, теистические эволюционисты игнорируют ключевую роль, которую играл Всемирный потоп из книги Бытие в формировании облика земли и истории человечества.

При внимательном прочтении Евангелий становится очевидным, что такая точка зрения противоречит учению Иисуса, который понимал повествование о всемирном потопе буквально (Мф. 24:38-39). В добавок, те, кто придерживается этого взгляда, отрицая реальность главного божественного суда в прошлом — всемирного потопа — сомневаются и относительно реальности будущего возвращения Христа. Ирония в том, что их неверие в потоп и Второе пришествие были предсказаны в самом Священном Писании (см. 2 Пет. 3:3-7).

Доктринальное значение

Разобрав шесть пунктов, по которым теистическая эволюция противоречит библейскому описанию происхождения жизни, мы перейдем к рассмотрению того, как она влияет на библейские доктрины. Если человек примет точку зрения теистической эволюции, как это отразится на его религиозном мировоззрении? На какие библейские доктрины это повлияет и как они изменятся?4

Прежде чем рассмотреть несколько таких доктрин, я дам краткое определение термина «доктрина». Доктрины, которые можно также понимать как учения Библии, — это краткое изложение и описание того, что Священное Писание говорит о Боге. Они представляют библейское откровение о Боге и Его делах для человечества, и раскрывают истину о том, как мы должны относиться к Богу и друг ко другу. В наши дни иногда приходится слышать: «Мне не нужны доктрины; все, чего я хочу — это любви». Но любовь Божья к Его детям сама по себе является учением или доктриной Священного Писания. Вместо того, чтобы отвергать доктрины, мы должны принять их, потому что они говорят нам о Боге. Итак, какие доктрины прежде всего страдают от веры в теистическую эволюцию?

Первая доктрина, на которую влияет принятие теистической эволюции — это доктрина о самом Священном Писании. Что Библия говорит о себе самой? Есть стихи, утверждающие, что Библия была вдохновлена самим Богом (2 Тим. 3:16), и посему является надежной и достойной доверия. Кроме того, она авторитетна в тех вопросах, которых касается ее учение. Это можно описать выражением «высокое мнение» о Священном Писании.

Сложно представить, как человек может сохранить это высокое мнение о Библии и придерживаться теистической эволюции. Идеи теистической эволюции и взгляды на происхождение жизни, которые пытаются соединить современное научное понимание с теизмом, явно противоречат Священному Писанию в целом ряде вопросов (как показано выше). Их следует воспринимать как подрывающие доктрину о Священном Писании, потому что в них Библия больше не рассматривается как авторитетный и надежный источник истины.

Вторая доктрина, на которую повлияет вера в теистическую эволюцию — это доктрина о Боге. Священное Писание изображает Бога способным вызвать появление флоры и фауны одним Своим словом (см. Быт. 1; Пс. 32:6-9). Он всемогущ и властен над всем, великий Господь всего творения. Описана и доброта Божья.

В отличие от этого образа, божественность Бога в теистической эволюции преуменьшается. Да, первая искра жизни создана Им, но после этого его участие в жизни мира кажется весьма отдаленным. В лучшем случае Он изображается где-то отдельно как фон, если и действующий, то действующий в тени. И бог теистической эволюции крайне расточителен и жесток, он использует страдания и смерть миллиардов существ для обеспечения развития видов. Это явно не соответствует учению о божестве, изложенному в Священном Писании, и тем самым подрывает доктрину о Боге.

Третья доктрина, попадающая под влияние веры в теистическую эволюцию — это доктрина о спасении. Библия учит, что Иисус пришел, чтобы спасти нас от смерти, которая является результатом решения первых людей ослушаться Бога (см. Быт. 3; Рим. 5:12). Неверное использование людьми свободы воли привело к трагическим последствиям, от которых Бог избавил нас через смерть Своего Сына. Это, по сути, и есть план спасения.

Сложно представить себе, как библейское учение о спасении может совмещаться с теистической эволюцией. Согласно теистической эволюции, смерть всегда была частью человеческого опыта, она существовала до появления людей. Теистическая эволюция также учит, что сложные формы жизни возникли из более простых форм именно через естественный отбор, который часто понимают как выживание наиболее приспособленного. Если бы это было правдой, сложно было бы даже представить себе план спасения, логически согласующийся с теистической эволюцией. Почему нужно спасать людей, если мы просто следуем Божьему плану для достижения более высокой формы жизни? От чего нас нужно спасать? По сути, не было грехопадения, а значит, нет и греха. Эволюция косвенно отрицает доктрину о грехе. Все эти основополагающие вопросы необходимо рассмотреть прежде, чем принять эволюционную точку зрения.

Четвертая доктрина, на которую влияет теистическая эволюция, это доктрина о человеке. В Священном Писании люди изображаются вершиной Божьего творения. Когда неделя творения достигла своей кульминации, они стали ее венцом, созданные по образу и подобию Самого Бога (Быт. 1:26-27), и поставленные над всем сотворенным миром (Быт. 1:28).

Это явно не антропология теистической эволюции. В теистической эволюции гоминиды появляются лишь в конце длительного и постепенного процесса развития, происходящего посредством естественного отбора от более простых форм жизни к более сложным. Если Бог и делал что-то особенное относительно людей, это незаметно и сокрыто от всех, кто не смотрит глазами веры. В таком сценарии библейская доктрина о человеке серьезно искажена. Если эволюция — это выживание наиболее приспособленного, почему одна раса не может быть лучше другой? Этот взгляд имеет серьезные последствия с точки зрения этики и нашего отношения друг к другу.

Пятая доктрина, попадающая под влияние веры в теистическую эволюцию — это доктрина о субботе. Как уже упоминалось выше, суббота уже не является памятником творению, днем, отделенным от начала времен. Это не особый день, в который Сам Бог почил, и который Он освятил и благословил.

Поскольку в теистической эволюции нет буквальной недели творения, понимание субботы заключается в том, что у нее человеческое, а не божественное происхождение, и как и сам человек, она стала результатом долгого процесса развития. Следовательно, суббота больше не имеет такого значения, какое ей придает Библия, и заповедь о субботе теряет большую часть своей значимости как обязательная для исполнения.

Шестая доктрина, которую приверженцы теистической эволюции понимают совсем иначе — это доктрина о браке. Согласно Библии, брак, подобно субботе, имеет божественное происхождение, он был установлен Самим Богом (Быт. 2:24-25). Более того, он появился в самом начале истории земли. Брак представляет собой ответственный союз между мужчиной и женщиной, примером которого является самый первый брак между Адамом и Евой.

Подобное понимание брака радикально меняется в теистической эволюции. Во-первых, утверждается, что к моменту появления гоминид жизнь на земле существовала уже миллионы лет. Далее, считается, что брак не был установлен Богом, но мог стать результатом процесса естественного отбора. И поскольку отношения между двумя разнополыми членами общества можно было бы назвать способствующими размножению вида, появился брак. Однако, брак не понимается так, как сказано в Священном Писании, т.е. как данная Богом заповедь, как постоянное обязательство между одним мужчиной и одной женщиной. Таким образом, теистическая эволюция прокладывает дорогу многочисленным небиблейским трансформациям брака, которые мы наблюдаем в нынешнее время — таким как развод, полигамия, инцест, гомосексуализм. В конечном итоге, это приводит к утрате любых норм в интимной сфере.

И последняя, седьмая доктрина5, оказавшаяся под влиянием теистической эволюции — это доктрина о Новой земле, которая появится, когда Бог установит Свое видимое царство. Интригующая черта этой доктрины в том, что она представлена в Писании как новое творение, восстановление того, что было утрачено вследствие греха. Древо жизни, изначально находившееся в Эдемском саду (Быт. 2:9), будет также и на Новой земле (Откр. 22:2). Там не будет горя и смерти (Откр. 21:4), так же как не было их и в первоначальном сотворенном Богом мире. Новое творение замкнет Божий творческий цикл, поскольку Бог восстановит то, что было потеряно вследствие греха.

Это библейское учение определенно не сочетается с идеей теистической эволюции, в которой нет места древнему миру, незапятнанному грехом и без тени смерти. Вместо этого, она рисует мир, в котором упадок, хищничество, разрушение и смерть существовали всегда. И с позиции теистической эволюции было бы нелогичным поддерживать доктрину о Новой земле, описанной в Библии.

Заключение

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что из-за неразрешимых противоречий между теорией теистической эволюции и Священным Писанием, указанных выше, и из-за разрушительного влияния, которое теистическая эволюция способна оказать на ключевые доктрины Библии, кажется очевидным, что между теорией теистической эволюции и библейской теорией сотворения мира не может быть ничего общего. Как во дни Иисуса Навина (И. Нав. 24:15), мы должны выбрать, кому мы будем служить: Богу Творцу, описанному в богодухновенном Писании или «богу» теистической эволюции, который, согласно этой теории, использовал хаотический и разрушительный процесс смерти и упадка, чтобы создать этот мир. Как во времена Илии, мы призваны прекратить хромать на оба колена между двумя вариантами — и сойти с забора между ними либо в одну, либо в другую сторону (3 Цар. 18:21).

Следующая цитата показывает, почему этот вопрос так важен в наши дни и в нашу эпоху:

И вот первый ответ на вопрос: «Кто я?» Вавилонская мифология отвечает: «Ты — сотворенный богами, чтобы облегчить их жизнь». Современная мифология отвечает: «Ты — результат случайного стечения обстоятельств в бесцельной вселенной». Библия же говорит: «Ты — личное творение Яхве, Который заботится о тебе, Который создал тебя мужчиной и женщиной, и поместил тебя в упорядоченный и прекрасный Им сотворенный мир как наместника и управляющего». К сожалению, это знание о Божьем порядке и созданных отношениях многие сегодня считают неактуальным. В результате этого общество страдает от беспокойства из-за отсутствия в мире безопасного места или смысла 6.

Противоядием от этого беспокойства и бессмысленности для нас как для адвентистов — без оправдания или уклонения — является труд по «провозглашению и преподаванию библейского учения о творении, живя в его свете, наслаждаясь нашим статусом сыновей и дочерей Божьих, и прославляя Господа Иисуса Христа — нашего Творца и Искупителя«7.

Грег А. Кинг, Декан Факультета Религии, профессор Библейских Исследований в Южном Адвентистском университете Baptizing the Devil: Evolution and the Seduction of Christianity

1 Colin Humphreys, «Can Science and Christianity Both Be True?» in Real Science, Real Faith, ed. R. J. Berry (Oxford and Grand Rapids, MI: Monarch Books, 1991), 124–125.

2 Stephen Jay Gould, «Non-over-lapping Magisteria,» Natural History 106 (March 1997): 16.

3 Stephen J. Gould, Wonderful Life, (New York: W. W. Norton, 1989), 323.

4 Последний вклад адвентистов в обсуждение этого вопроса — это прекрасная книга Clifford Goldstein, (Nampa, ID: Pacific Press, 2017).

5 Это не исчерпывающий список. Под влияние попадают и другие доктрины, такие как великая борьба, воскресение, конец греха и т.д. Но из-за ограниченного размера статьи обсудить их все невозможно.

6 Albert Baylis, From Creation to the Cross (Grand Rapids, MI: Zondervan, 1996), 42.

7 Взято из заявления Южного Адвентистского университета о творении, озаглавленного: «Подтверждение Творения». Полный текст заявления можно найти по адресу: www.southern.edu/academics/academic-sites/faithandscience/adventistposition/universitystat-ment.html (доступ 09-04-2018).

По материалам бюллетеня Института библейских исследований

Exit mobile version