Советы Эллен Уайт предлагают ряд принципов, которые могут послужить руководством в решении этого вопроса.
Известно, что визуальные представления являются эффективным средством передачи информации. Бог часто использовал этот метод, посылая Своим пророкам видения.
Находясь в Европе, Эллен Уайт столкнулась с некоторыми людьми, фанатично настроенными против любых картин и изображений. По их мнению, вторая заповедь запрещала картины. Отвечая на их возражения, она писала: «Вторая заповедь запрещает поклонение изображениям, но Бог часто Сам использовал картины и символы, чтобы представить Своим пророкам уроки, которые им следовало передать людям. Таким образом их было легче понять, чем если бы они были представлены иначе. Бог обращался к разуму человека посредством зрения. Даниилу и Иоанну была представлена история пророчеств в виде символов, и их следовало представить ясно на таблицах, дабы читающий мог уразуметь» (Избранные вести, т. 2, с. 319, 320).
Позиция Э. Уайт проиллюстрирована опытом пророка Иезекииля, когда сила Божья была представлена ему посредством инсценировки. По этому поводу она писала: «В определенное время пророк Иезекииль в видении был перенесен в центр большой долины. Перед ним разворачивалась мрачная сцена. Вся долина была покрыта костями мертвецов. Был задан вопрос: „Сын человеческий! оживут ли кости сии?“. Пророк не имел надежды, что в них может вернуться жизнь. Но когда он смотрел на них, сила Божья начала действовать. Разбросанные кости пришли в движение и стали сближаться, „кость с костью своею“, соединенные сухожилиями. Их покрыла плоть, и Господь вдохнул в образовавшиеся тела жизнь, и „вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои — весьма, весьма великое полчище“» (Рукопись 85, 1903 г., Библейский комментарий АСД, т. 4, с. 1165).
При правильном применении постановки могут стать благословением. Э. Уайт решительно осуждала театральные постановки светского характера, в которых не было смысла, которые способствовали самопрославлению человека.
«Многие из современных популярных светских развлечений даже так называемых христиан ведут к тому же концу, что и языческие. Собственно говоря, среди них существует мало таких, которыми не воспользовался сатана для разрушения душ. На протяжении всех веков он возбуждает страсть и прославляет порок с помощью театральных представлений. Он использует оперу с ее захватывающей музыкой и зачаровывающими декорациями, маскарады, танцы, картежные столы, чтобы сломить нравственные устои и открыть дверь чувственным наслаждениям. Сатана опутывает своими цепями души в каждом увеселительном месте, где только человек может поощрять свою гордыню или потворствовать своему аппетиту, где человек может забыть Бога и интересы вечности» (Патриархи и пророки, с. 459).
«Мир переполнен выдумками и заблуждениями. Все время появляются какие-то новинки в виде сенсационных драм, поглощающих всеобщее внимание, и умножаются нелепые учения, разрушающие духовно-нравственное основание» (Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 415).
«Пусть те, кто произносит Слово истины, не позволяют себе эксцентричного поведения или странных выходок, поскольку этим они ослабят впечатление, производимое Словом. Мы должны быть на страже, потому что сатана настроен решительно и постарается испортить духовное служение своим недобрым влиянием. Пусть в нашем служении никогда не будет даже намека на театральность, ибо она никак не укрепляет веру в Слово Божье. Скорее наоборот — она обратит внимание на человека» (Письмо 352, 1908 г.; Избранные вести, т. 2, с. 23, 24).
«Служителю Христа нужно быть мужем молитвы и благочестия, жизнерадостным и веселым, но никогда не опускаться до грубых шуток, цинизма, сарказма и легкомыслия. Дух легкомысленности больше к лицу клоунам и актерам, но он может только уронить достоинство человека, избранного стоять между живыми и мертвыми и быть устами Бога» (Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 320).
Мы можем сделать следующие выводы: сами по себе визуальные постановки и изображения не запрещены Богом.
Более того, Господь использовал эти приемы для того, чтобы лучше донести Свою весть.
Эллен Уайт порицала светский театр и театральные представления в светской манере, потому что в них светские идеалы постепенно вытесняли духовные, разрушая нравственность и уводя душу от Бога. Но при этом она одобряла христианские театральные представления, даже сама давала советы по улучшению их качества, чтобы в них был возвеличен Бог и в центре постановки был Христос.
По материалам сайта Духовно-Исторического наследия церкви Адвентистов Седьмого Дня