Эллен Уайт отрицательно относилась к мирским развлечениям, к которым она относила танцы. Она считала, танцы способствуют тому, что люди забывают о Боге и неспособны сопротивляться дьяволу, который ведет их к самым постыдным делам.
«Тот же самый дух проявился на святотатственном пиру Валтасара. Бурное веселье, пение, танцы, вызывавшие необузданные страсти, потворство неумеренным, похотливым желаниям — все перемешалось в этой постыдной сцене. Бог был обесчещен, Его народ стал позором в глазах язычников. На эти обезумевшие, одурманенные толпы людей готовы были обрушиться суды. Однако Бог по Своей милости дал иудеям возможность оставить их грехи» (Свидетельства для проповедников, с. 102).
В то же время, говоря о танце Давида при перенесении ковчега завета в Иерусалим, Эллен Уайт считала его благородным перед Богом и противопоставляла современным танцам, которые являются угождениями удовольствиям и ведут к безнравственности.
«Танец Давида, исполненного благоговейной радости пред Господом, многие любители удовольствий приводят в оправдание массовых современных танцев, но для такого аргумента нет основания. В наши дни танцы сопряжены с безумием и ночными пирушками. Здоровье и нравственность принесены в жертву удовольствиям. Посетители танцполов не задумываются о Боге и не благоговеют перед Ним. Молитва или пение псалмов неуместны во время таких сборищ. Следует проявить стойкость в отношении этого испытания. Христиане не должны предаваться удовольствиям, которые ослабляют нашу любовь ко всему святому и умаляют нашу радость служения Богу. При перемещении ковчега музыка и танцы в радостном прославлении Бога не имели ни малейшего сходства с легкомысленным развлечением — современными танцами. Первые служили воспоминанием о Боге и прославлением Его святого имени, вторые — это уловки сатаны, толкающего человека к забвению и бесчестью Бога» (Патриархи и пророки, с. 707).
По убеждению Эллен Уайт, танцы расковывают человека, делают его уязвимым для искушений и греха:
«Мы не можем одобрить некоторые виды развлечений, такие как танцы, игра в карты…, потому что Небо осуждает их. Эти забавы открывают дверь большому злу. Они не оказывают благотворного влияния, но возбуждают и разжигают у некоторых людей страсть к азартным играм и разгулу. Христианам следует осуждать все подобные игры, заменяя их чем-нибудь совершенно безвредным» (Свидетельства для Церкви, т. 1, с. 514).
«Удерживая своих детей от мирских удовольствий, которые способны развратить и ввести в заблуждение, мы должны устраивать для них безобидные развлечения, направляющие их на приятные пути, где их не подстерегает опасность. Дитяти Божьему не нужны печальные и скорбные опыты. Божьи повеления, Божьи обетования говорят о том, что это так. Пути мудрости — это „пути приятные, и все стези ее — мирные“» (Христианский дом, с. 498).
Эллен Уайт предостерегала от непозволительных развлечений, поскольку сатана использует такие виды, как «оперу с ее очаровывающим представлением и возбуждающей музыкой, маскарад, танцы, карточную игру, чтобы сломать барьеры принципов нравственности и научить потакать чувственности. В каждой увеселительной встрече, где лелеют гордыню и потворствуют страсти, где люди забывают Бога, теряют из виду вечные интересы, присутствует сатана, сковывая душу своими цепями» (Христианский дом, с. 515).
Эллен Уайт с сожалением констатирует, что «во многих религиозных семьях танцы и игра в карты признаются приятным времяпровождением… Утверждают, что это спокойные домашние развлечения, которыми можно безопасно наслаждаться под наблюдением родителей… Но таким образом насаждается любовь к этим возбуждающим удовольствиям. Они не насаждают в душе благородных и святых чувств. Напротив, они уничтожают всякую склонность к серьезному размышлению и религиозному служению» (Христианский дом, с. 516, 517).
Процитируем еще одно выражение, которое уже приводилось в ответе на предыдущий вопрос.
«Многие из современных популярных светских развлечений даже так называемых христиан ведут к тому же концу, что и языческие. Собственно говоря, среди них существует мало таких, которыми бы не воспользовался сатана для уничтожения душ. На протяжении всех веков он возбуждает страсть и прославляет порок с помощью театральных представлений. Он использует оперу с ее захватывающей музыкой и зачаровывающими декорациями, маскарады, танцы, картежные столы, чтобы сломить нравственные устои и открыть дверь чувственным наслаждениям. Сатана опутывает своими цепями души в каждом увеселительном месте, где только человек может поощрять свою гордыню или потворствовать своему аппетиту, где человек может забыть Бога и интересы вечности» (Патриархи и пророки, с. 459, 460).
Эллен Уайт выступала против танцев еще и в связи с распространением фанатического учения о «святой плоти». Его сторонники утверждали, что последователи Христа должны обрести состояние физической святости, подобное душевной агонии Христа в Гефсимании, для получения «святой плоти», чтобы приготовиться к переселению на небеса. На своих богослужениях фанатики доводили себя до крайней степени возбуждения с помощью музыки и танцев. Тех, кто на богослужениях терял сознание, причисляли к тем, кто якобы прошел через опыт Гефсимании и получил святую плоть, которая переселит его на небо» (см. Избранные вести, т. 2, с. 31, 32).
«Когда миновал 1844 год, фанатизм возникал в самых разнообразных формах… Я посещала их собрания, на которых царили необычайное оживление, великий шум и сумятица. Невозможно было разобрать, какую мелодию играли на духовых, а какую — на клавишных инструментах. Некоторых братьев и сестер как будто бы посещали видения, и они падали на пол. Другие скакали, танцевали и кричали. Они говорили, что плоть их очистилась и они готовы к переселению на небо. Они повторяли это снова и снова. Я передавала им свидетельство во имя Господне о том, что Он осуждает такое поведение» (Избранные вести, т. 2, с. 34).
В этой связи на Генеральной Конференции в 1901 году Э. Уайт высказала предостережения по этому поводу: «Мне было дано наставление относительно последних событий в штате Индиана и учения, которое братья распространяли в церквах. Посредством этого учения и опытов враг стремится увести людей с истинного пути… Показывая ошибочность их предположений относительно святой плоти, Господь стремится оградить людей от того, чтобы, используя Его святые слова, они изобретали теории, ведущие к осквернению духа, души и тела» (Избранные вести, т. 2, с. 31, 32).
По материалам сайта Духовно-Исторического наследия церкви Адвентистов Седьмого Дня