6-ая глава Евангелия от Матфея, центр Нагорной проповеди, содержит некоторые из наиболее практичных учений Иисуса Христа. В самом начале главы внимание сосредоточено на истинном поклонении, которое является глубоко личным, и включает в себя указание о милостыне, молитве и посте (Мф. 6:1-18). Это напрямую ведет к размышлениям об отношении человека к Богу и Его царствию (Мф. 6:19-34). Здесь, размышляя об учении Христа, полезно задать себе вопросы о своем собственном религиозном опыте: В чем наше сокровище? Кому принадлежит наше сердце?
Доверяем ли мы действительно Богу как любящему Отцу в обеспечении наших нужд, поскольку Он уже знает о них? Чему отведено первое место в нашей жизни с точки зрения нашего разума, тела, энергии и времени?
Толкование главы
1. Стихи 1-18
- Иисус предостерегает Своих последователей против праведности, сосредоточенной на себе, которая не является истинной праведностью. Истинное поклонение направляет наше внимание к Богу и стремится прославлять только Его.
- Человеческое восхваление и восхищение дешевы по сравнению с обещанной небесной наградой (См. Мф. 5:12). Важным являются личные отношения с Отцом (Мф. 6:1, 4, 6, 8, 14, 18) и исполнение Его воли (Мф. 6:33; 7:21).
- Для нас, как для детей небесного Отца, быть похожим на Него значит облегчать нужды бедных (Втор. 15:7) подобно Иисусу и Его ученикам (см. Ин. 12:6).
- Личные молитвы должны быть регулярными, сокровенными, не формальными. Мы делимся своими сокровеннейшими мыслями с Отцом, которому уже известны наши нужды, зная, что наши молитвы будут услышаны, поскольку Бог дает «блага просящим у Него» (Мф. 7:11).
- Поскольку Бог знает, что нам нужно, и рад дать нам это, нет необходимости в длительных молитвах. Это особенно важно помнить, когда молишься прилюдно, как показывает краткость Молитвы Господней.
- Молитва Господня (Мф. 6:9-13) имеет структуру хиазма:
А1 Обращение/ утверждение Бога как Отца
Б1 Три обращения, связанные с Богом и Его царством.
В «и на земле, как и на небе»
Б2 Три обращения, связанные с нашими нуждами
А2 Утверждение Божьего царства, силы и славы.
- Центральное обращение Молитвы Господней подразумевает, что царствие небесное должно стать реальностью для Божьих людей на земле. Удовлетворение личных потребностей возложено на Бога, как на нашего Отца и принадлежит Его царствию.
- Наш долг перед Богом столь велик, что его нельзя выплатить, только простить. Прощение такого долга рождает желание прощать других, даже если прежде нам серьезно или неоднократно вредили (см. Мф. 18:22).
2. Стихи 19-24
- Земные сокровища относятся к одной из трех категорий: имущество, популярность и власть. Внимание сосредоточено на имуществе, поскольку богатство привлекает другие две категории ценностей. Но земные драгоценности в конечном итоге исчезают или их приходится оставить (1 Тим. 6:7).
- Как собирать ценности на небе становится все понятнее — искать царствия Божьего и Его праведности (Мф. 6:33), заботиться о нуждающихся (Мф. 25:37-40), и доверять нынешним и будущим благословениям царствия (Мф. 5:3-12; 25:34). То, на чем сосредоточены сердце и жизнь, раскрывает, что мы ценим на самом деле (Мф. 6:21).
- Око — светильник для тела, который направляется и перерабатывается умом и сердцем. Если око «едино» и сосредоточено на Боге и Его царстве, жизнь человека будет для других источником света, а не тьмы.
- Как невозможно одновременно смотреть в разные стороны, невозможно служить двум хозяевам и быть верным обоим. В конечном итоге приверженность человека раскроется. Разделенное сердце не может жить долго. Любовь к богатству, служение «мамоне» не просто отрезает нас от нуждающихся, но также отвращает наше сердце от Бога.
3. Стихи 25-34
- Причина не волноваться — доверие Богу, не только в денежных вопросах, но также и в удовлетворении физических нужд. Здесь обсуждается беспокойство, а не дела. Птицы заняты сбором пищи, которую Бог дает им, Он не кормит их с ложечки.
- Цветы и трава преходящи; так же, как и человеческая жизнь (Пс. 102:15-16; Ис. 40:6-8), но она намного ценнее. Поэтому мы не должны беспокоиться или удивляться, как будут удовлетворены наши потребности, подобно верующим язычникам, потому что наш небесный Отец знает, что нам необходимо.
- Превыше всего, даже физической жизни человека, нас призывают искать Божьего вечного царствия и Его праведности, не для того, чтобы спастись, но потому, что мы уже дети небесного Отца и жаждем быть подобными Ему (см. Мф. 5:48).
Практическое применение главы
Важные уроки, которые можно извлечь из этой главы, включают в себя:
1. Поклонение Богу — это глубоко личное и сокровенное действие. Даже при служении нуждам других.
2. В молитве, как в личной или в публичной, важно не как долго и как много мы молимся, но помнить, кому мы молимся и зачем.
3. То, что отнимает большую часть нашего личного времени, денег и мыслей, показывает, чем захвачено наше сердце.
4. Поскольку Бог знает наши нужды, вместо того, чтобы беспокоиться о них, мы должны просить нашего небесного Отца обеспечить их и доверять Его воле.
Клинтон Уолен, Институт Библейских Исследований
По материалам бюллетеня Института библейских исследований