Любя Господа всем сердцем и разумом

Библейские исследованияКак адвентистские пасторы, учителя, ученые и руководители мы исследуем, преподаем, проповедуем и передаем другим то, что мы открыли и чему научились. Таким образом мы стараемся говорить «истинною любовью» (Еф. 4:15). Но в наших рядах есть странным образом неразвитый аспект Божьей любви, о котором стоит задуматься. Когда мы думаем о любви Божьей, мы обычно представляем что-то на эмоциональном уровне. Но в Библии Божья любовь также охватывает и наше мышление.

В Новом Завете есть заслуживающий внимания текст, в котором образованный человек, законник по профессии, обсуждает с Иисусом вопросы последствий для вечности: он хочет узнать, что нужно для унаследования вечной жизни. Иисус отсылает его назад к тому, что написано. Затем законник вспоминает Слово Божье и дает ответ, который Иисус одобряет: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лук. 10:27)2.

Это удивительное утверждение. Ты должен любить Господа не только сердцем, но и всем своим разумом! Английским словом «mind», а русским «разумение» здесь переводится греческое слово διάνοια (dianoia), которое означает «процесс мышления», «осмысливание», «рассуждение», и «отражение» в значении понимания чего-то3. Вот какими нас сотворил Господь. Мышление и размышление — это род занятий, которыми Бог наделил человека, и у нас есть привилегия упражнять наши умственные способности, исследуя не только Библию, но и естественные науки, а также все сферы жизни и обучения.

Наша любовь к Господу включает в себя и наш образ мышления. Любить Господа всем разумением — это образ мышления, которому свойственны определенные внутренние установки и предрасположенность к правде, знанию и разумению. Мы можем назвать это «добродетельным мышлением». Речь идет о том намеченном пути, которым мы следуем, когда занимаемся размышлениями. Не практикуя добродетельное мышление, мы не можем по-настоящему любить и чтить Господа. Также и мы сами не заработаем хорошую репутацию, если будем несовершенны в этих аспектах4. Рассмотрим четыре черты добродетельного мышления как основополагающие в нашем стремлении выразить любовь к Богу всем сердцем и разумом5.

Интеллектуальная осмотрительность

Любое исследование информации, любое серьезное изучение и научное изыскание требует осмотрительности. Речь не столько о научной строгости и методологической точности, сколько об интеллектуальной осмотрительности, лежащей в основе всех наших знаний.

Интеллектуально осмотрительные люди неуклонно стремятся узнать истину, и всегда следят за тем, чтобы не торопиться делать поспешные выводы, основанные на ограниченных знаниях6. Напротив, интеллектуально осмотрительные люди педантичны и кропотливы в своих размышлениях, и внимательно следят за тем, чтобы не пропустить важные детали. Всем нам знакомы истории, когда поспешность или невнимательность в работе, исследовании, взаимоотношениях, науке и богословии приводили к катастрофическим результатам. Иногда отрицательные результаты поспешности или неосторожного мышления видны сразу; но подчас они проявляются не так быстро. Но отрицательное их влияние неизбежно.

Если мы действительно верим, что мы дети Божьи, тогда то, что мы делаем — и как мы это делаем — отражает характер Того, Кому мы так преданны. Как Адвентисты седьмого дня, мы должны стремиться к интеллектуальной осмотрительности и чтить ее не просто потому, что это академически правильно и предписано для научных изысканий, но и потому, что это произрастает из нашего уважения к Богу, нашему Творцу и Искупителю. Его пример и характер обязывают нас работать и мыслить осторожно. Его осмотрительность в творении и искуплении прокладывает путь для нашей осмотрительности в размышлениях. Влияющая на наш образ мысли христианская вера не небрежна. И вера не терпит спешки. Мы не чтим Господа, когда проявляем неряшливость и неосторожность в том, что мы думаем, говорим, исследуем, публикуем и делаем! Интеллектуальная осмотрительность влечет за собой более высокий уровень успеха в любой сфере нашей жизни. Она также дает нам здоровую уверенность при обращении с возможностями и препятствиями в нашей жизни, ведь мы учимся быть осторожными в наших рассуждениях и оценках. Безусловно: когда человек интеллектуально осмотрителен, он любит Господа всем сердцем и разумением!

Интеллектуальная непредвзятость

Следующая интеллектуальная добродетель — это непредвзятость. Непредвзятые люди всерьез хотят знать правду, и поэтому готовы беспристрастно выслушать разные точки зрения7. В непредвзятости нет нужды, когда мы считаем, что мы уже знаем правду и обладаем всей истиной. Но стоит нам начать думать, что никакой истины не существует, как добродетель непредвзятости преобразуется в бессмысленность, и недалек конец нашей способности учиться!8 Если мы непредвзяты, это не значит, что у нас нет своих убеждений или что мы не стоим за эти убеждения. Секрет непредвзятых людей в том, что они решили поставить истину выше привязанности к своему эго или дорогим их сердцу взглядам. Следовательно, справедливые люди неизменно готовы непредвзято выслушивать разные точки зрения, даже если сами обладают определенным взглядом на предмет обсуждения. Еще справедливые люди стараются смотреть на проблему с точки зрения тех, с кем они не согласны, потому что они понимают, что не всегда обладают самым полным или правильным пониманием данного вопроса. Можно сказать, что интеллектуально непредвзятый человек старается действительно узнать истину, а не стремится быть правым. Интеллектуальную предвзятость можно назвать ответным пороком9.

Среди многих преимуществ непредвзято мыслящих людей два заслуживают особого внимания. Одно более абстрактно, другое потрясающе практично. Однако оба в равной степени способны изменить жизнь. Давайте начнем с абстрактного преимущества: у справедливого человека больше шансов выбраться из темницы неверных предположений. Проиллюстрируем эту точку зрения историческим примером10.

В Европе семнадцатого века астроном Иоганн Кеплер посвятил себя более глубокому изучению звезд и планет. Благодаря Аристотелю, Западный мир считал само собой разумеющимся, что вселенная вращается вокруг Земли. Католическая церковь была убеждена, что истолковала ключевые отрывки из Писания в соответствии с аристотелевским взглядом, который доказал свою надежность во многих других сферах, по существу делая точку зрения Аристотеля мнением всех правоверных христиан. Не только существенные церковные доктрины были построены вокруг этой теории, но и практически все научные изыскания брали свое начало из того же набора предположений. Эта точка зрения преобладала настолько, что замечавшие несоответствия между аристотелевским взглядом и тем, как на самом деле работала вселенная, просто-напросто создавали все более экстравагантные объяснения тому, как эти противоречия гармонируют с принятыми взглядами, не пытаясь поставить под вопрос свои предположения. Кеплер отличался от своих предшественников не только собранными им доказательствами, подрывавшими общепризнанные убеждения, но и желанием посмотреть на эти доказательства по-настоящему непредвзято. Вряд ли Кеплер был более образованным, чем многие начитанные люди, изучавшие небеса до него. Однако он хотел справедливо рассмотреть другие возможные объяснения фактов, и результаты трансформировали наше понимание Вселенной и привели к развитию множества других новых идей, формирующих основу современной науки.

Теперь давайте рассмотрим потрясающе практическое преимущество11 справедливости: по-настоящему справедливые люди склонны заводить и сохранять друзей гораздо легче, чем те, чье привычное мышление ограничено или предвзято. Причина этого необыкновенного явления проста: есть внутренняя связь между непредвзятостью и способностью внимательно слушать. Справедливые люди хотят услышать правду, поэтому они слушают; они действительно слушают! Очень немногие вещи дают людям глубокое ощущение их собственной ценности и значимости, и ничто не привлекает нас к другому человеку больше, чем вера в то, что нас ценят. Эта высокая оценка и уважение часто проявляются через внимательное слушание. Такое непредвзятое мышление ведет нас к жизни в мудрости, изобилии и глубине. Мы все можем получить от этого пользу.

Безусловно: когда вы интеллектуально непредвзяты, вы любите Бога всем сердцем и душой.

Интеллектуальная честность

Третья добродетель — это интеллектуальная честность. Интеллектуально честный человек хочет способствовать распространению истины, и поэтому всегда беспристрастен при использовании информации12. В отличие от других интеллектуальных черт характера, интеллектуальная честность в первую очередь относится не к тому, как мы получаем знания, но к тому, как мы используем или преподносим имеющиеся у нас знания. Интеллектуально честный человек внимательно следит за тем, чтобы не использовать информацию вне контекста, не приукрашивать факты, не искажать истину, излагая ее перегруженным языком, и не вводить остальных в заблуждение, используя статистические данные или любые другие доказательства, которые могут дезориентировать людей. Интеллектуально честные люди не присваивают чужие идеи13. Из всех интеллектуальных добродетелей честность, наверное, наиболее достойна восхищения, но, к сожалению, часто ее меньше всего используют и больше всего искажают.

Продолжая использовать знания нечестным образом или манипулировать ими, мы начинаем борьбу с нашей совестью, которая, если совесть не победит, приведет к одному из двух равно отрицательных результатов. Первый возможный результат — это жизнь, отягощенная обременяющим чувством вины. Хотя интеллектуальная честность кажется самым трудным путем, в конце концов именно ей присуща большая свобода14. Второй результат даже хуже, чем жизнь с чувством вины: он ведет к смерти нашей совести и тем самым ставит под угрозу нашу моральную целостность. Когда мы делаем все, что нам заблагорассудится, а потом создаем моральный кодекс, соответствующий нашим действиям, результатом этого становится искаженная интеллектуальная совесть, которая больше не ценит истину — если вообще может отличить истину от лжи!15 Опасность нечестности заключается в том, что в конце концов вы начинаете твердо верить своей лжи. И в результате вы оказываетесь в совершенном заблуждении16. С другой стороны, честность неизбежно создает доверие между людьми, а доверие — это ядро всех здоровых взаимоотношений и здоровых сообществ. Это также имеет большое значение для восстановления общественного доверия к руководству и церковному управлению, что необходимо для энтузиазма и активного участия в жизни церкви.

Безусловно, когда человек практикует интеллектуальную честность, он любит Бога всем сердцем и разумом!

Интеллектуальное смирение

Интеллектуальное смирение, пожалуй, самая неверно понимаемая добродетель. Так что это значит — быть смиренным с нашей точки зрения?

Интеллектуально смиренные люди обладают потрясающим осознанием и скромным пониманием того, что они зависимы от чего-то или кого-то за пределами себя. Они знают, что не сами творят истину, но получают вдохновение от Господа. Тем самым, они понимают, что их разум и рациональный интеллект не являются мерилом всех вещей,17 и поэтому они с радостью подчиняют свои мысли Христу и Его Слову (см. 2 Кор. 10:5).

Интеллектуально смиренные люди понимают, что, чем больше разрастается наше эго, тем меньше в наших умах остается места для чего-нибудь и кого-нибудь еще. Преимущества смирения в образе мышления многообразны: смиренный поиск информации — это основа всякого роста знаний, ведь он порождает свободу, которая естественно производит способный к обучению дух. Это делает скромных людей очень приятными в работе. Это не значит, что у скромных людей нет твердых убеждений. Это только означает, что они покорны Божьей истине, и в то же время осознают пределы своих знаний, что делает их способными расширять знания и понимание мира способом, недоступным высокомерным и гордым людям18. Гордецы думают, что им не нужно ни у кого учиться. Они думают, что знают все. Но наши знания должны гармонировать со смирением19.

Этот пример из жизни Авраама Линкольна20 — удивительная иллюстрация интеллектуального смирения в сложных обстоятельствах:

В разгаре гражданской войны в Америке президент Авраам Линкольн делал все возможное, чтобы спасти единство своей разрушающейся страны. Как избранный президент государства и один из самых умных людей своего поколения, Линкольн имел полное право ожидать почтительного отношения от своих подчиненных. И все же, когда разразилась война, он подвергся критике и насмешкам со стороны как друзей, так и врагов. Одним из них был его военный министр Эдвин Стэнтон, которого Линкольн считал другом. Стэнтон не скрывал своего неуважения к Линкольну ни публично, ни в личном общении. Несмотря на то, что Линкольну было известно о неподчинении Стэнтона, президент сохранил его на должности военного министра, полагая, что острый ум и независимая точка зрения Стэнтона будут ценным балансом для его собственных взглядов.

В один из самых критических моментов войны Линкольн отправил Стэнтону прямой приказ. Стэнтон не просто отказался выполнять его, но вновь публично высмеял Линкольна, назвав его дураком. Вместо того чтобы отреагировать со злобой и неприязнью, Линкольн ответил: «Если Стэнтон сказал, что я … дурак, то он прав. Потому что он прав почти всегда, и обычно говорит то, что думает. Я увижусь с ним«21.

Линкольн не был слабовольным человеком. Он много раз доказывал, что способен настоять на своем, если в этом была необходимость. Тем не менее, как гласит история, двое мужчин встретились, Линкольн внимательно выслушал своего подчиненного и отозвал свой приказ, заключив, что Стэнтон был прав. Линкольн проигнорировал требования гордости, чтобы последовать по мудрейшему пути. Самое главное, интеллектуальное смирение помогло спасти его распадающуюся страну и гарантировало ему репутацию одного из величайших государственных деятелей в истории Соединенных Штатов Америки.

Безусловно, будучи интеллектуально смиренным, человек любит Бога всем сердцем и разумом.

Как Адвентисты седьмого дня, мы должны любить Господа всем сердцем и разумом, будучи интеллектуально осмотрительными, непредвзятыми, честными и смиренными. Эти интеллектуальные добродетели имеют большое значение в еще одной важной сфере: нашей способности почитать Бога. Осмысленное поклонение Богу тесно связано с характером наших умов. По мере того, как мы используем свой разум для понимания Бога в Его письменном Слове для исследования созданной Им природы, наша способность поклоняться Ему возрастает. Поскольку поклоняться значит гораздо больше, чем просто обладать большими знаниями о Боге, наше поклонение и наши взаимоотношения с Господом требуют, чтобы разум был полностью вовлечен в них. Вы не можете по-настоящему поклоняться Господу, не думая. И когда мы примем эти черты добродетельного мышления, наши действия отразят Божью благость и продемонстрируют прилежный, справедливый и честный дух.

Наш образ мысли отражается в поведении. Когда мы осторожны в том, что говорим о других, относимся к чужим мнениям без предубеждения, честны в наших деловых отношениях и смиренны, наше поведение по отношению к другим естественным образом также будет становиться все более милосердным!22 Именно так Бог относится к каждому из нас.

Представьте, если бы наше богословское и научное сообщество и наша церковь, которую мы любим и к которой принадлежим, были заполнены людьми такого характера и поведения. Что это было бы за братство! Представьте, как взаимоотношения и атмосфера внутри церкви изменились бы к лучшему, если бы мы все применяли этот подход на деле. Я думаю, Господь был бы очень рад. Это привлекло бы других, и все мы получили бы великое благословение! Так давайте будем стремиться к тому, чтобы стать людьми с этими интеллектуальными добродетелями, людьми, которые любят Господа всем сердцем и разумом и воздают славу Творцу образом своих мыслей.

Френк М. Хейзел, Заместитель директора Института Библейских Исследований

1 Данная презентация была впервые представлена на Конгрессе по вере и науке в университете Лома Линда 18 апреля 2017 г. Сокращенная версия была опубликована под заголовком «Добродетельное мышление: любить Господа всем сердцем и разумом» в Adventist Review № 195/01 (Январь 2018 г.): 19-23.

2 Тексты выделены автором статьи.

3 Ср. «διάνοια, ας, ἡ» у Арндта, Уильяма, Фредерика В. Данкера, Уолтера Бауэра и Ф. Уилбура Гингрича, «Греко-английский лексикон Нового Завета и другой раннехристианской литературы» (Chicago, IL: University of Chicago Press, 2000), 234.

4 Следующие идеи взяты из прекрасной книги, которая подстегнула мое мышление и вдохновила меня стать более думающим человеком. Я в долгу перед Филипом Доу, Philip E. Dow, Virtuous Minds: Intellectual Character Development (Downers Grove, IL: InterVarsity, 2013), и непосредственно следую нескольким его идеям в этой статье.

5 Доу в Virtuous Minds приводит семь добродетелей мышления, но в рамках данной статьи мы сосредоточимся лишь на четырех неотъемлемых чертах мышления.

6 См. Dow, Virtuous Minds, 147.

7 Там же, 149.

8 Там же, 48. Сильные доводы в пользу истины см. краткую книгу профессора Принстонского университета Г. Франкфорта On Truth (New York: Alfred E. Knopf, 2006).

9 См. . Dow, Virtuous Minds, 49, 149.

10 Там же, 51-53.

11 Там же, 52-54.

12 Там же, 151.

13 Там же, 61-69, 151.

14 Там же, 66.

15 Там же.

16 (Robert Spaemann, Gut und Böse — relativ? Über die Allgemeingültigkeit sittlicher Normen [Freiburg: Herder Verlag, 1996], 13–14) утверждает, что человеческий язык — это средство выражения наших мыслей, и что ложь скрывает истинные мысли человека и тем самым ведет к исчезновению человека, поскольку разрушается средство, делающее человека видимым.

17 См. Dow, Virtuous Minds, 72, 152–153.

18 См. Dow, Virtuous Minds, 72.

19 Kevin J. Vanhoozer, Is There a Meaning in This Text?: The Bible, the Reader, and the Morality of Literary Knowledge (Grand Rapids, MI: Zondervan, 1998), 462.

20 См. Dow, Virtuous Minds, 72-73.

21 Эта история и цитата взяты из Carl Sandburg, Abraham Lincoln: The Prairie Years and the War Years (New York: Mariner, 2002), 354, as quoted in Dow, Virtuous Minds, 196.

22 См. Dow, Virtuous Minds, 97-98.

По материалам бюллетеня Института библейских исследований

Exit mobile version