Что вы можете рассказать нам о Нимроде, о котором говорится в Бытие 10: 8-12?

НимродЛичность Нимрода интригует, и мы находим немало спекуляций, связанных с его именем, в еврейских, христианских и исламских сочинениях. Что делает его интригующим, так это тот факт, что в родословии (Быт. 10) он — единственный человек, о котором у нас есть отчет о достижениях, хотя то, что говорится о нем, несколько отрывочно. Мы скажем кое-что о возможных исторических параллелях, рассмотрим, что говорит библейский текст, и кратко упомянем некоторые постбиблейские предположения о нем.

Хуш родил также Нимрода: сей начал быть силен на земле.
Он был сильный зверолов пред Господом; потому и говориться: сильный зверолов, как Нимрод, пред Господом.
Царство его вначале составляли: Вавилон, Эрех, Аккад и Халне, в земле Сеннаар.
Из сей земли вышел Ассур, и построил Ниневию, Реховофир, Калах.
И Ресен между Ниневию и между Калахом; это город великий. (Быт. 10:8-12)

Нимрод в истории. Библейский текст описывает Нимрода как человека, жившего в районе Месопотамии. Ученые безуспешно пытались найти древнюю ближневосточную параллель, совпадающую с тем, что говорит о нём Библия. Он был отождествляем с Гильгамешем, человеком, который, согласно вавилонской литературе, пережил Потоп, но эта теория была отвергнута. Более популярным является поиск в нем следов бога Нинурты, месопотамского бога плодородия. Но опять же параллели недостаточно сильны, чтобы доказать это. Кроме того, библейский текст никоим образом не предполагает, что Нимрод был божественным. Что мы знаем о нем, это то, что говорит Писание.

Нимрод в Библии. Первое, что в тексте сообщается о Нимроде, это то, что он «стал могущественным воином на земле» (Быт. 10: 8, NIV), 1, вероятно, означая, что он был первым такого типа (ср. Быт 9:20). Слово «могучий» означает, как указывает отрывок, что он был могущественным в политическом и военном плане. С него начался новый тип лидеров, целью которых было стать все более и более могущественными. Во-вторых, его описывают как «могущественного охотника» (стих 9), что означает не только то, что он был хорошим охотником, но и то, что он был могущественным военным завоевателем.

Фраза «пред Господом» оказалась трудной для интерпретации. Основная трудность заключается в том, чтобы понять, означает ли это, что Господь заботился о Нимроде или что Нимрод действовал вопреки Господу — «против Него» (Пс. 66: 7, NIV). Тот факт, что Нимрод напрямую связан с Вавилоном и землей Сеннаар, подразумевает негативное отношение к Господу. Кроме того, если мы будем использовать еврейское значение имени Нимрод («мы будем бунтовать»), это означает, что он действовал в восстании против Бога.

Если это истолкование верно, то пословица, цитируемая в тексте — «Поэтому сказано: «Как Нимрод, могущественный охотник перед Господом») — относится к могущественному человеку, действующему против воли Бога.

В-третьих, он описан как первый человек, который основал царство («первые центры его царства» [Быт. 10:10, NIV]; «начало его царства» [стих 10]). Он базировался в древних городах Вавилон (Вавилон), Эрех, Аккад и Калне, в регионе под названием Сеннаар — Нижняя Месопотамия. Оттуда Нимрод отправился на север, чтобы овладеть землей Ассирии (стих 11) — Верхней Месопотамией (см. Михей 5: 6).

Нимрод и постбиблейские спекуляции. Еврейская традиция утверждает, что Нимрод был первым охотником и, следовательно, человеком, который ввел мясо в рацион человека. Предание гласит, что он участвовал в строительстве Вавилонской башни (Быт. 11: 1-4), и после того, как люди были рассеяны, он остался в земле Сеннаар, чтобы построить свое королевство. Как еврейские, так и исламские традиции указывают на то, что между Нимродом и Авраамом были враждебные отношения. Главной причиной было то, что Нимрод был идолопоклонником, а Господь призвал Авраама поклоняться Ему одному. В некоторых версиях традиции говорится, что Нимрод поместил Авраама в огненную печь, настолько горячую, что ее пламя убило тысячи, но Авраам вышел целым и невредимым. В некоторых традициях он отождествляется с Амрафелем, одним из царей, которые напали на Содом и Гоморру (Быт. 14: 1) и которые были побеждены Авраамом. Традиции и спекуляции, за редким исключением, изображают Нимрода как символ зла.

Я суммировал некоторые постбиблейские взгляды на Нимрода, чтобы предупредить вас об опасности выхода за рамки написанного. Эти традиции не должны использоваться для определения личных убеждений или рассуждений о пророческой роли Вавилона. Мы можем только утверждать, что библейский текст говорит о Нимроде.

Анхель Мануэль Родригес

1 Тексты, обозначенные NIV, взяты из Библии, Новой Международной Версии. Авторские права © 1973, 1978, 1984, 2011, Biblica, Inc. Используется с разрешения. Все права защищены по всему миру.

Авторские права:
Copyright © Институт библейских исследований Генеральная конференция адвентистов седьмого дня ®

По материалам Института Библейских Исследований

Exit mobile version