Истинный Христос

Как изображают Иисуса?Любой посетитель Национального храма Непорочного Зачатия Девы Марии в Вашингтоне, округ Колумбия, замечает разнообразие изображений и статуй Девы Марии, матери Иисуса. Изображения эти бывают различных форм и очертаний — со светлым лицом и с различными оттенками кожи, со стройной и нежной фигурой и c крепким телосложением. Различные культуры воспринимают ее как свою, и хотя она была ближневосточной девушкой, ее изображают африканкой, азиаткой, латиноамериканкой или представительницей одной из европейских национальностей, делая частью каждой конкретной культуры. Для некоторых людей Мария — просто чудесная и необыкновенная мать Иисуса. Для других она — Богородица, воскресшая и вознесенная царица небесная, которая ходатайствует за людей и порой, кажется, понимает человеческую долю лучше, чем сам Сын Божий. Для третьих она даже своего рода женское божество в пантеоне богов — идеализированная женщина.

Человеческий фактор

Пример с адаптацией образа девы Марии к различным условиям и жизненному опыту показывает, что, будучи людьми, мы видим то, что хотим видеть — то, к чему мы привыкли, или то, с чем мы ожидаем столкнуться. Мы можем блокировать чужое, странное или на первый взгляд кажущееся неприемлемым. Иными словами, наше окружение и воспитание, идеология и философия, с которыми мы сталкиваемся, и которые осознанно или неосознанно принимаем — короче говоря, наше мировоззрение — заставляют нас облекать человека в тот образ, который соответствовал бы нашим стремлениям, идеалам и желаниям. Если мы не будем делать намеренный и осознанный выбор, мы будем слепо следовать этому мощному влиянию, отражать и защищать его и, возможно, никогда не сможем обрести более объективное понимание реальности.

Такая близорукая и культурно обусловленная позиция может проявляться и в вопросах, касающихся Бога. Брент Лейтхэм опубликовал интересную книгу о Боге с провокационным названием «Бог не… религиозный, милый, «один из нас», американец, капиталист»1. В этой книге читатели сталкиваются с человеческими измышлениями о Божестве. Как уже отмечалось, мы склонны проецировать на Бога нашу собственную жизнь с ее трудностями и достижениями, а также свои предположения2. Таким образом, Бог легко превращается во что-то вроде великого волшебника, доброго или злого, Деда Мороза или Супермена из суперменов. Хотя мы сотворены по образу и подобию Божьему, мы склонны превращать Бога в свой собственный образ и подобие — нового золотого тельца, пренебрегая второй из Десяти заповедей. Нам трудно позволить Богу быть Богом, Который не только имманентен, но и трансцендентен, не только доступен, но и в некотором смысле загадочен и непостижим ограниченным человеческим разумом. Но Бог есть Бог, и понимать Его, насколько Он Сам открыл Себя, и уважать Его нужно как такового. «Мы жаждем безопасного, полезного божества, которое повысит нашу самооценку и чувство благополучия (если не наши очки в игре в гольф или портфель акций), — пишет Лейтхэм. — Руководители церкви — рядовые пасторы, равно как и главы деноминаций — дают нам именно то, чего мы хотим: милого бога, улыбающегося, странную помесь Великого Инквизитора и Микки Мауса»3.

Изображение Христа

Наше мировоззрение и предпосылки также определяют, как мы видим и воспринимаем Иисуса. Сам Христос спрашивал, кто есть Сын Человеческий. Ответ учеников показал, что люди воспринимали Его в основном как пророка (Мф. 16:13-14). Хотя это и не было совсем уж неправдой — Он действительно был и Пророком — правдой это также не было, ведь они упустили главное: Иисус был Мессией и Сыном Божьим (Мф. 16:16). Таким образом, у иудеев было неполное и потому ложное представление о Нем, которое влияло на их решения и всю их жизнь.

А вот некоторые из современных высказываний об Иисусе: Христос «создал политическое движение, думал только об Израиле и говорил только о Боге Израиля в типичной этно-центрической манере«4. Иисус — это «собирательный образ», поэтому «мы не можем допустить мысль, что Иисус обладал самопознанием»5. Строгие заповеди Христа «не противиться злу насилием, возлюбить врага, давать всем просящим, прощать бесконечное количество раз»6 являются мудрыми наставлениями, которые не следует понимать буквально, но воспринимать как своеобразную «этику намерений«7. Один из авторов описывает следующие образы Христа: 1) «Иисус как Разумный Провидец»; 2) «Иисус как Нетипичный Разбойник»; 3) «Иисус как Духовная Личность», 4) «Иисус как Сын, оставшийся без Отца», 5) «Деревенский Целитель»; 6) «Иисус как утопист» и 7) «Иисус как Homo Religiosus«8.

Но даже если мы не поддерживаем отрицательное или критическое отношение ко Христу, которое ставит под сомнение Его воплощение, Его божественную природу, Его воскресение, а также правдивость и авторитет книг Нового Завета, описывающих Его самого и провозглашаемую Им весть, мы все же можем испытывать определенное влияние такого к Нему отношения. Например, мы можем считать современное научное знание или популярную философию более важными, чем Слово Божье, о чем и свидетельствует следующая цитата:

«Конечно, изменилось наше понимание человеческой природы. Наука показала, что люди в некоторых важных моментах отличаются от того, что думали раньше… Люди, способные контролировать рождаемость, уменьшать количество случаев бесплодия в браке, обнаруживать уродства или пороки плода за четыре месяца до рождения, а с другой стороны, — вызывать гибель тысяч людей и непоправимый ущерб окружающей среде одним взрывом, не могут руководствоваться точно такими же моральными правилами, которые действовали тогда, когда все это было невозможно… Если наше понимание человеческой природы и наши ожидания изменились, то измениться должны и моральные принципы, которые мы традиционно основывали на этом понимании»9.

И даже если мы будем стараться не заходить так далеко, мы все равно можем ошибаться в том, Кем был и остается Иисус. «Направляющие образы, идеи и изменяющиеся ценности общества, в котором мы живем, могут гораздо сильнее влиять на нас, чем мы даже себе представляем. И это, вполне естественно, формирует наше восприятие Иисуса»10. Эллен Уайт отмечает: «Многие из тех, кто полагает, что они идут на небо, ослеплены миром«11. На нас оказывает давление бомбардировка в традиционных СМИ и социальных сетях, требующая принятия их точки зрения. В конце концов, мы можем прийти к мнению, что истину и прогресс человечества определяют какие-то великие фигуры или большинство общества. Нас даже могут убедить, что эти люди правы; а с другой стороны, мы знаем, что они ошибаются, но не хотим, чтобы нас обвинили в не-политкорректности или даже враждебности, если мы будем придерживаться библейской позиции.

Учитывая влияние общества, вполне логично, что Мэтью Ричард перечисляет двенадцать лжехристов — то есть образов Иисуса, встречающихся в различных культурах и во многом противоречащих библейскому образу Христа12. Но, как уже говорилось ранее, неполное восприятие Иисуса и утрата каких-то важных деталей Его жизни и учения приводят к искажению образа Христа. Ложь или ложные доктрины обычно содержат долю истины. Поэтому они легко вводят в заблуждение.

Один из примеров, которые приводит Ричард, связан с погоней за удовольствием. В целом, счастью можно дать оценку — при правильных условиях. Однако формула «то, что приносит личное удовольствие — добро, а то, что приносит боль, — зло» не срабатывает и является нереалистичной. Она может быть даже крайне ошибочной. Например, радость от удачного ограбления банка противоречит не только воле Божьей, но и системе ценностей общества. Удовольствие может быть злом, а боль может помогать нам исцеляться или расти, даже если боль нам неприятна. Тем не менее, для многих людей смыслом жизни и главной целью является «погоня за удовольствием… Когда нравственный гедонизм проникает в христианство, он выглядит примерно так: «Бог хочет, чтобы моя жизнь была наполнена успехом и счастьем. Пока я никому не причиняю вреда, мой выбор — это мой выбор… Каждый имеет право быть счастливым, без чувства вины«»13. Такой подход — позиция этого мира, сосредоточенная на благополучии людей здесь и сейчас и не берущая в расчет трансцендентное измерение. В данном случае Иисус является лишь тем, кто гарантирует счастье и никому не угрожает, поддерживая в основном мирское измерение жизни14. Такое стремление к удовольствиям вполне соотносится с Иисусом, которого Ричард называет «Дарителем побрякушек» — то есть Господином Здоровья и Богатства согласно евангелию процветания15.

В сочетании с подходом, основанным на удовольствии, возникает также уверенность, что личный опыт имеет наибольшее значение. Субъективный духовный или даже недуховный опыт воспринимается как более важный, чем Слово Божье16. Живой Христос, Который якобы говорит с нами, воспринимается как вероятная отмена всего, чему Он учил прежде в Писании. Еще одно искаженное представление об Иисусе заключается в том, что Он в основном заинтересован в социальной справедливости. Иисус неоднократно обращался к вопросу о справедливости, либо используя соответствующие выражения, либо ссылаясь на эту концепцию: «Вот Слуга Мой, Которого Я избрал… наделю Его Духом Моим, и возвестит Он справедливость народам… Он надломленного тростника не переломит и фитиля курящегося не угасит, пока не приведет справедливость к победе» (Мф. 12:18, 20)17. Христос призывал книжников и фарисеев стремиться к «справедливости, милосердию и верности» (Мф. 23:23). В конце времен нечестивые будут отделены от праведных (Мф. 13:49), и праведники воскреснут (Лк. 14:14). Сам Иисус признается праведным человеком (Мф. 27:19). Свое земное служение Иисус, цитируя Ис. 61:1-2, описывает следующим образом: «Дух Господа на Мне: Он помазал Меня и послал Меня провозгласить Благую Весть нищим, возвестить пленникам освобождение и слепым прозрение, отпустить на свободу угнетенных и возвестить, что наступило время милости Господней» (Лк. 4:18-19). Хотя служение Христа имело важное социальное измерение, нельзя ограничивать Его лишь ролью «борца за социальную справедливость». Служение Иисуса заключало в себя нечто гораздо большее, например, правильное представление о Боге и вечное спасение человечества.

Любимый образ Иисуса среди некоторых светских людей и многих христиан, включая адвентистов седьмого дня, — это любящий Христос. Такой Христос принимает всех, безоговорочно любя и поддерживая каждого. Его не заботят или, по крайней мере, не сильно заботят грех и истина. Его не заботят библейские доктрины18, божественный закон и нравственный образ жизни. Он не призывает к покаянию и изменению. Он не настаивает на исполнении воли Божьей или уважении границ, которые Господь установил для человечества, чтобы оно жило в согласии с Ним и друг с другом и испытывало покой и радость. Он абсолютно терпим и не осуждает. Такой образ Христа пропагандируют не только средства массовой информации, но и богословы. В таком случае возникает вопрос, что тогда означают понятия «любовь» и «грех». Кажется, что маятник из одной крайности — законнического богословского подхода в прошлом, качнулся сегодня в сторону так называемой «дешевой благодати«19.

Хотя это лишь некоторые из искаженных представлений об Иисусе, их достаточно, чтобы показать, как на нас может влиять окружающее нас общество. Теперь обратимся к Иисусу в Писании и кратко рассмотрим Его образ в Евангелиях и Откровении.

Иисус в Священном Писании

Христос и любовь

Ни для кого не секрет, что Иисус в подавляющем большинстве случаев ассоциируется с любовью. Поэтому мы на минуту остановимся на этой теме. Вот неполный список текстов, где Иисус ассоциируется с любовью.

  1. Иисус любит
  2. Иисус любит небесного Отца (Ин. 14:31)
  3. Иисус любит Своих друзей Марфу, Марию, Лазаря и Иоанна (Ин. 11:3, 5, 16; 19:26; 20:2; 21:7, 20).
  4. Иисус любит Своих учеников и верующих (Ин. 13:1, 23-34; 15:9; Откр. 1:5)
  5. Иисус любит Свои церкви (Откр. 3:9, 19)
  6. Иисус любит также и людей, которые не следуют за Ним (Мк. 10:21)
  7. Иисус учит и велит любить
  8. Любовь к Богу (Мф. 6:24; 22:37; Лк. 11:42)
  9. Любовь к Себе (Мф. 10:37; Ин. 8:42; 14:15, 21, 23-24; 21:15-7)
  10. Любовь к ближнему (Мф. 19:19; 22:29)
  11. Любовь в сообществе верующих (Ин. 13:34, 35; 15:12, 17)
  12. Любовь в целом (Откр. 2:5, 19)
  13. Любовь к врагам (Мф. 5:43-44)
  14. Иисус провозглашает любовь Божью
  15. Божья любовь к Своему Сыну (Ин. 3:35; 5:20; 10:17; 17:24, 26)
  16. Божья любовь к ученикам Иисуса (Ин. 14:21; 16:27; 17:23)
  17. Божья любовь к миру (Ин. 3:16)

Любовь Иисуса проявляется как в Его интересе к группам людей, так и к отдельным личностям — к их благополучию и вечному спасению (Мф. 9:1-7, 18-37; Лк. 19:2-9). Он благословлял детей (Мф. 19:13-1). Он общался с грешниками (Лк. 15:1-2). Он коснулся прокаженного и исцелил его (Мф. 8:1-3). Он разрушал барьеры между людьми (Мк. 7:24-30; Лк. 10:30-37; Ин. 4:7-30). Он открыл нам Бога Отца.

Иисус и закон

Любовь Иисуса, однако, не заставила Его молчать о воле Божьей, выраженной в законе Божьем, особенно в Десяти заповедях. Он заявлял, что пришел не для того, чтобы отменить закон (Мф. 5:17-19 и до конца главы 5). Неоднократно Он указывал на Декалог как на обязательный для соблюдения Его последователями (Мф. 19:16). В Нагорной проповеди (Мф. 5-7) Христос изложил принципы Царствия Божьего, а также истолковал закон. Нигде и никогда Он не преуменьшал значения Десяти заповедей и других нравственных законов, а наоборот, возвеличивал их. В отличие от раввинистических традиций, Он выступал против человеческих заповедей (Мф. 15:9), но подтверждал и защищал Закон Божий (Мк. 7:8-13). Для Иисуса закон не был чем-то отрицательным, чего следовало избегать. Он ясно сказал: «Если любите Меня, будете соблюдать заповеди Мои» (Ин. 14:15). Святые «Божьи заповеди соблюдают и остаются верными Иисусу» (Откр. 14:12). Любовь и закон — не противоречащие друг другу элементы; они идут рука об руку, если правильно понимать и применять их. «Мы не сможем понять обетований с Голгофы, если не услышим грома с горы Синай«20.

Иисус и грех

Иисус серьезно относился к греху, как и к закону. Именно закон раскрывает грех и заставляет нас искать спасения. Одна из причин серьезного отношения Иисуса к греху заключается в том, что, несмотря на Его любовь, мы не можем спастись.

В Писании грех — это прежде всего отделение от Бога. Грех разделяет и разрушает отношения. Грех — это не верить в Иисуса, то есть не быть полностью преданным Ему (Ин. 16:9; ср. 1:11). «Потому и сказал вам: умрете вы в грехах своих. Ведь если не поверите, Что Тот Я, Кем Себя называю, то и вправду в грехах своих умрете» (Ин. 8:24). Кроме того, грех определяется как нарушение воли Божией, как отсутствие знака, установленного Господом, как произвол и беззаконие (например, 1 Ин. 3:4). Грех ассоциируется с дьяволом (1 Ин. 3:8), а последователи Христа не живут жизнью греха (1 Ин. 3:6).

Грех — это серьезная проблема. «И если правая рука твоя влечет тебя на зло, отруби ее и отбрось! Лучше тебе лишиться части тела своего, нежели всё оно окажется в геенне [гр. gehenna]» (Мф. 5:30). Если человек не выйдет из Вавилона, духовной блудницы, он станет «соучастником в грехах ее» и подвергнется ожидающей ее каре (Откр 18:4). Иисус не поддерживает грех и не потворствует ему. Он не переосмысливает грех. «Можно начать рассматривать грех исключительно с точки зрения реляционной психотерапии или социальной справедливости. Это делает бессмысленным понятие греха как оскорбления Бога, даже если не учитывать того вреда, который он наносит людям в этом мире«21.

Иисус не побоялся обратиться к фарисеям и книжникам и осудить их (Мф. 23; Лк. 11:52). На самом деле Он чувствовал себя обязанным очистить храм (Мк. 11:15-18). Иисус не был «милым» в том смысле, что все терпел и не ставил границ. Он не боялся отправить от Себя богатого человека, хотя и любил его. Он не боялся говорить о сексуальности и о том, к чему она может привести, о власти и о том, как ею можно злоупотреблять, о деньгах и о том, как они могут стать идолом и орудием угнетения. И все же, даже самые резкие Его высказывания и более решительные действия были продиктованы любовью. Иисус призывает изменить образ мысли и действия, не довольствоваться существующим положением вещей. Он велит призывать согрешающих членов церкви к ответственности, даже если формально их не осудили (Мф. 18:15-20). Это необходимо, чтобы они не были потеряны. «Покайтесь, — говорил Он, — ибо приблизилось Царство Небесное!» (Мф. 4:17). «Кого люблю Я, того обличаю и даже наказываю. Стань же ревностным и покайся!» (Откр. 3:19). Иисус любит. Он любит любовью, превосходящей всю нашу любовь. Но его любовь не безвольна.

К счастью, Иисус пришел, чтобы «спасти народ Свой от грехов его» (Мф. 1:21). Он «не праведных пришел призвать, а грешников» (Мф. 9:13). Благая весть заключается в том, что через Иисуса грехи могут быть прощены (Мф. 9:6). Мы свободны и спасены. Однако после этого Иисус говорит: «Не греши больше, чтобы не было тебе еще хуже!» (Ин. 5:14). «Ступай домой, и больше не греши отныне» (Ин. 8:11). Согласно Новому Завету, любовь «не радует неправда — она ликует вместе с истиной» (1 Кор. 13:6). «Любовь — это христианская добродетель, которая не терпит зла, но радуется истинному добру«22. Грех недопустим. Грешника нужно любить, но это не обязательно означает, что он спасен и может быть частью народа Божьего.

Иисус и суд

Любовь Иисуса можно увидеть даже в том, что он недвусмысленно объявляет о суде Божьем. Он хочет, чтобы люди были спасены. Поэтому должен говорить. Этот суд может произойти здесь и сейчас. Окончательный же суд будет ожидает нас в будущем. «А Я говорю вам: всякий, кто гневается на брата, подлежит суду» (Мф. 5:22). «И Я говорю вам: в День Суда ответят люди за всякое праздное слово, что сказано ими» (Мф. 12:36). «Змеи! Отродье змеиное! И вы думаете избежать суда и участи быть ввергнутыми в геенну?» (Мф. 23:33). «Но ты теплый. Такого тебя — не холодного и не горячего — исторгну из уст Моих» (Откр. 3:16; см. также 2:5).

«Вот Я скоро приду… чтобы воздать каждому по делам его… Блаженны те, кто кровью Моей одежды свои омывает: имеют они право на древо жизни и в город могут войти через врата. А псы и чародеи, блудники и убийцы, идолопоклонники и все, кто любит ложь и ложью живет, — не попадут они в город» (Откр 22:12, 14-15).

Иисус даже служит судьей (Ин. 5:22; Откр. 19:11). Однако «даже крайне серьезные столкновения Иисуса с религиозными лидерами не выходят за рамки Его любящего единства со всеми людьми: эти столкновения были единственным способом, которым Он мог донести до таких людей характер и требования Божьей любви, которая влияла на их текущее положение»23.

С другой стороны, есть и хорошие новости. Иисус говорит, что у нас есть выбор, и через веру в Него мы можем получить жизнь вечную. «Никто из верующих в Него судим не будет; а неверующий уже осужден, потому что не поверил в единственного Сына Божия«24 (Ин. 3:18; см. также Мк. 16:16). «Те, кто добрые вершил дела, для жизни восстанут, а те, которые творили зло, — для Суда» (Ин. 5:29). Прощение грехов и избавление от осуждения возможны. «Воистину, кто внемлет слову Моему и верит Тому, Кто послал Меня, тот обрел уже вечную жизнь. Не стоять ему перед Судом: перешел он от смерти к жизни» (Ин. 5:24). «Не осуждаю и Я тебя; ступай домой и больше не греши отныне» (Ин. 8:11). Один автор поясняет, что «Иисус не мог проповедовать Царство Божие, не говоря о суде. И то, что Иисус, который говорил с абсолютной уверенностью о Царстве Божьем, также [говорил] с полной серьезностью о суде… больше не подвергается сомнению»25.

Иисус и спасение

Есть нечто большее, чем этот мир и кажущиеся важными вещи, которые движут нами. Нечто большее, чем удовольствие и временное удовлетворение здесь и сейчас. Это общение с Богом любви, Который удовлетворяет нашу глубокую жажду смысла, единства и жизни в Его вечном царстве. Но чтобы спасение стало возможным, Иисус должен был разрешить вопрос: как быть с нашими грехами и справедливыми требованиями закона. Поэтому Он умер за нас.

«Если бы Иисус пошел путем терпимости, Он не взошел бы на крест, но оставил бы нас с нашими грехами… Но из Своей великой любви к нам и Своей богатой милости Иисус не мог терпеть наши грехи. Действительно, Сын Божий не мог стерпеть наших грехов, поэтому был вынужден покончить с ними на кресте — в любви«26.

Это высшее измерение любви. Иисус говорит: «Потому и любит Меня Отец, что жертвую Я жизнью Своею с тем, чтобы вновь ее обрести» (Ин. 10:17). «Никто не может превзойти любовь того, кто жизнь свою отдает за друзей своих» (Ин. 15:13). Вот что сделал Иисус. Он умер за нас на кресте, и это меняет взгляды верующего человека на жизнь.

Иисус и ученичество

Те, кто действительно верит в Иисуса, являются его учениками. Ученики любят своего Учителя. Они заинтересованы Его философией жизни и Его необыкновенным учением. Только оно и имеет смысл — не только в мире, нетронутом грехом, но и в нашем грешном мире, и в нашем нечестивом обществе. Оно прошло проверку и доказало свою истинность. Ученики захвачены нравственной и абсолютно последовательной жизнью Иисуса. Они снова и снова удивляются Его любящей заботе о них, даже здесь и сейчас. Они любят Его характер и участвуют в деле спасения, как Его посланники.

Но Иисус не обещал им только удовольствия и отсутствие страданий. Совсем наоборот! «Кто хочет идти за Мною, пусть отречется от себя самого, возьмет свой крест и последует за Мной» (Мф. 16:24). Никакого гедонизма, только самоотречение; никакого венца в этой жизни, только крест; не принятие, хвала и честь, но гонения, предательство со стороны друзей и родственников, возможно, мученичество и ненависть (Лк. 21:12-18)! «Взять крест и последовать за Иисусом» означало ответить на крайне рискованный призыв Иисуса — нести свет миру так, как революционерам и не снится. Это означало последовать за Иисусом навстречу политическим угрозам и вероятной смерти27.

Иисус, который никогда не критикует нас, всегда исполняет все наши желания и смотрит сквозь пальцы, когда мы живем греховной жизнью, — это не библейский Иисус. Истинные последователи Христа любят Его больше собственной жизни и готовы приносить необходимые жертвы, потому что поняли Его и больше не являются владыками своей собственной жизни, но слугами и друзьями Господа господ и Царя царей. Эллен Уайт пишет:

«Главным мотивом всех действий человека должна стать любовь… Любовь проявляется в жертве… Если мы любим Иисуса, мы будем жить для Него, приносить Ему наши благодарственные жертвы и трудиться для Него… Ради Него мы с радостью возьмемся за любой труд, перенесем боль и всем пожертвуем. Только так мы постигнем Его жажду спасения людей… Таковым является подлинное христианство. Все иное — обман. Никакая отвлеченная теория об истине, никакое иное ученичество не спасут ни единой души. Мы не принадлежим Христу, если не отдались Ему всецело«28.

Всесторонний образ Христа

Однобокие представления о Христе могут сослужить нам недобрую службу. Вместо того, чтобы ограничивать образ Иисуса тем, чем Он никогда не был, мы должны принять всю полноту Его образа, представленного в Новом Завете и кратко и частично описанного в данном исследовании. Христос, адаптированный к нашей культуре и представлениям о благополучии, удовлетворенности, удовольствии и жизни без страданий как следствии и результате евангельской вести, не служит нам во благо. Такой подход означает служить двум господам, «сидеть на двух стульях». Это может раздуть наше эго, но не решает наших глубочайших потребностей и устремлений.

Следовать за истинным Христом

Всегда чувствовать себя хорошо, никогда не страдать от неудач или проблем в жизни, не приносить жертв как последователи Христа, но лишь наслаждаться так называемым успехом с культурной точки зрения — все это не соответствует христианской религии. Это жизнь, сосредоточенная на нас самих —это гедонистическое отношение к жизни. Действительно, легко позволить обществу и культуре определять наши взгляды на сексуальность, брак и развод29, насилие, прекращение жизни, материальные блага и средства их накопления, правдивость, индивидуализм, терпимость, политкорректность и даже роль и авторитет Священного Писания. Но мы — последователи Христа, каким Его показывает Библия.

Заявлять, что Иисус есть любовь, а потому не критикует нас и не очень заботится о божественном законе, значит избегать разговоров о суде и грехе и в конечном счете превращать Его в личность, приемлемую в нашей культуре, без которой более или менее можно обойтись, в слугу наших похотей и удовольствий. Но такой Иисус не спасает нас от нашей глубокой потерянности. Потому что, если воля Божья несущественна, и грех больше не грех, то крест и спасение становятся ненужными, и смысл жизни теряется.

«В настоящее время мы подвергаемся смертельному риску… приспосабливать Иисуса к мыслям нашего собственного времени и смягчать Его требования… Иисус становится ненужным, когда игнорируется Его проповедь о суде, составляющая значительную часть евангельской традиции, и говорится только о любящем и нежном Иисусе. Христос умаляется, когда больше не звучит проповедь о Его грозных словах в адрес богатых… Он умаляется, когда становится запретным говорить о Его безбрачии… В первую очередь, Христос умаляется и становится ненужным, когда Его представляют только как сострадательного раввина, пророка, сильного словом и делом, или одаренную харизматическую личность —или как первого феминиста, радикального социалиста-революционера или доброго социального работника. Все это скрывает его истинную фигуру. Во всех этих категориях Иисус сжат, искажен, втиснут в рамки, гладко обструган, лишен силы, приспособлен под наши тайные желания«30.

Но истинная любовь не допускает произвола; она не безмолвствует и не поддерживает все, что на уме у людей. Иисус был и есть любовь, и эта любовь не приемлет порочных и ложных решений. Любящий нас Христос серьезно относится к нашим грехам, к закону и суду и все же спасает нас Своей благодатью — если мы позволяем Ему это сделать. Опыт спасения побуждает нас следовать за Ним, идти по Его стопам, подобно Его ученикам. Ученичество было объяснено истинным Христом. Не нам давать ему определение.

Эккехардт Мюллер, Th.D. , D.Min Заместитель директора Института Библейских Исследований

1 D. Brent Laytham, ed., God Is Not . . . Religious, Nice, One of Us, an American, a Capitalist (Grand Rapids, MI: Brazos, 2004).

2 Matthew Richard, Will the Real Jesus Please Stand Up? 12 False Christs (St. Louis, MO: Concordia, 2017), 4, дает следующее определение предпосылкам: «Предпосылки рождаются множеством разных ситуаций и обстоятельств, таких как политические пристрастия, эмоциональное состояние, религиозный опыт, психологические расстройства, физическое окружение, богословское наследие, язык, общественные условия, пол, ум и культурные ценности — это лишь некоторые из них. К примеру, если человек предполагает, что добро и зло связаны только с удовольствием и болью, тогда этот человек считать те события в своей жизни, которые приносят боль, злом, а те, что приносят удовольствие — добром».

3 Laytham, God is Not, 16–17.

4 Bruce J. Malina, «Social-Scientific Methods in Historical Jesus Research,» in The Social Setting of Jesus and the Gospels, ed. W. Stegemann, B. J. Malina, and G. Theissen (Minneapolis, MN: Fortress, 2002), 15.

5 Richard L. Rohrbaugh, «Ethnocentrism and Historical Questions about Jesus,» in Social Setting of Jesus, 38.

6 A. E. Harvey, Strenuous Commands: The Ethic of Jesus (London: SMC, 1990), 92.

7 Harvey, Strenuous Commands, 202.

8 Donald Capps, Jesus: A Psychological Biography (St. Louis, MO: Chalice, 2000), 7, 23, 36, 147, 165, 221, 260.

9 Harvey, Strenuous Commands, 199.

10 Gerhard Lohfink, No Irrelevant Jesus: On Jesus and the Church Today (Collegeville, MN: Liturgical Press, 2014), 3.

11 Эллен Уайт, В небесных обителях, с. 167.

12 Richard, 12 False Christs, xxiii перечисляет эти ложные образы: «Талисман, Один из многих, Добрый Учитель, Психолог, Даритель побрякушек, Патриот Отечества, Борец за социальную справедливость, Нравственный пример, Новый Моисей, Мистический друг, Феминист и Плюшевый мишка».

13 Там же, с. 7.

14 Там же, 9, отмечает, что этот ложный Христос «никогда не противопоставляет греховной природе Десять заповедей Божьих, никогда не призывает к покаянию, и никогда не говорит об аде и проклятии. Действительно, он никогда не осуждает, не исправляет, не критикует, и это означает, что он смягчает Слово Божье, чтобы избежать ненужных конфликтов. Он — милый во всех отношениях человек, поддерживающий своих последователей в их стремлении к удовольствиям и счастью». Поэтому «человек может есть, пить и радоваться без ограничений, вины и стыда. Удовольствие верховенствует» (там же, 10).

15 В данном случае Иисус воспринимается как великий чудотворец, наделивший Своих учеников силой творить могущественные знамения и чудеса и благословил их процветанием, богатством и здоровьем. Бедность рассматривается как проклятье. Иисус используется для получения этих материальных благ и физического здоровья. Там же, с. 76, говорится: «Евангелие процветания не может понять, что порой вместо того, чтобы решать наши проблемы и осуществлять наши самые дикие мечты, Господь может позволять допускать существование этих проблем. Он может решить позволить нам какое-то время проходить через испытания, хотя дает нам силу выдержать их. См. 2 Кор. 12:7-9. Он также Господь любящей заботы».

16 Там же, с. 5-7. Здесь говорится о христианке, у которой была интимная связь до брака. Она считала, что это был хороший опыт. «Когда что-то хорошо, я просто знаю каждой клеточкой своего существа, что это не грех… есть определенные вещи, в которые я больше не могу верить. Есть вещи, которые я знаю, Иисус бы никогда не поддержал. Иисус, которого я знаю, не такой как Иисус всех этих людей» (там же, с. 5-6). Она считала, что седьмая заповедь «репрессивная и неправильная, поскольку заставляет ее чувствовать осуждение и испытывать эмоциональные страдания боль» (там же, 7).

17 Все библейские цитаты взяты из Библии в современном русском переводе под редакцией М.П. Кулакова.

18 Richard, 12 False Christs, 24, предполагает: «Утратить понимание христианских доктрин — это утратить столпы нашей веры и прибегнуть к опасным альтернативным вариантам».

19 «Цена ученичества» — это книга немецкого богослова Дитриха Бонхеффера, которую считают классикой христианской мысли. Одна из наиболее часто цитируемых частей этой книги исследует выдвигаемые Бонхеффером различия между «дешевой» и «дорогой» благодатью. Согласно ему, «дешевая благодать — это проповедь о прощении без необходимости покаяния, крещение без церковной дисциплины. Причастие без исповеди. Дешевая благодать — это благодать без ученичества, благодать без креста, благодать без Иисуса Христа, живого и воплощенного» (Dietrich Bonhoeffer, Discipleship (Minneapolis, MN: Fortress Press, 2003), 44.

20 Richard, 12 False Christs, 13. Он также утверждает: «Ложний Христос без Закона Божьего, говорящий вещи, приятные слуху, лишь усиливает нарциссическую эпидемию поглощенных собой людей» (там же, с. 15).

21 David J. Hamstra, «The Christian Debate on Same-Sex Marriage and Taylor’s Immanent and Transcendent Goods: Lessons from Adventist Approaches,» Andrews University Seminary Studies 57, no. 1 (2019): 187.

22 Richard, 12 False Christs, 27.

23 Richard Bauckham, The Bible in Politics: How to Read the Bible Politically (Louisville, KY: Westminster John Knox, 2011), 144.

24 Согласно Евангелию от Иоанна, верить в Иисуса значит больше, чем просто осознанно признваать, что Он — Мессия. Это значит принимать Его как Господа и Спасителя и следовать за Ним как ученик. Леон Моррис (Leon Morris, Jesus is the Christ: Studies in the Theology of John (Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1989), 186) подчеркивает, что «у веры есть содержание».

25 Marius Reiser, Jesus and Judgment: The Eschatological Proclamation in Its Jewish Context (Minneapolis, MN: Fortress, 1997), 302. Далее он утверждает, что «целью Его проповеди было покаяние отдельных людей и всего народа, выраженное через обращение к Нему и решительное исполнение Его работы. Для многих такое покаяние является возможностью избежать неотвратимо надвигающегося суда. Поэтому мы должны согласиться с тем, что суд был предназначен изначально, и для Иисуса он был очень важной частью Его учения» (там же, 322).

26 Richard, 12 False Christs, 27.

27 N. T. Wright, The Challenge of Jesus: Rediscovering Who Jesus Was and Is (Downers Grove, IL: InterVarsity, 2015), 47.

28 Эллен Уайт, Наглядные уроки Христа, с. 49-50. В «Служителях Евангелия», с. 183, она подчеркивает: «Христос задал Петру весьма важный вопрос. Он упомянул одно-единственное условие, необходимое для ученичества и служения. „Любишь ли ты Меня?“ — спросил Он. Это важнейшее качество, необходимое для служения». Следовательно, «послушание и служение, совершенные по любви, есть верный признак принадлежности Христу» (Э. Уайт, Путь ко Христу, с. 60).

29 Например, об этом вопросе говорится в Richard A. Horsley, Jesus and Empire: The Kingdom of God and the New World Disorder (Minneapolis, MN: Fortress, 2003), 110: «Запрещая развод и повторный брак, ссылаясь на слова о единстве мужа и жены, сказанные при их сотворении, Иисус утверждал брачные узы как необходимую основу фундаментальной социальной формы семьи».

30 Lohfink, No Irrelevant Jesus, 12, 17–18.

По материалам бюллетеня Института библейских исследований

Exit mobile version