Учит ли Библия, что Земля плоская?

Учит ли Библия, что Земля плоская? В последнее время вновь обрела популярность мысль о том, что Земля плоская1. Документальные фильмы, публикации в сети Интернет, целые вебсайты посвящены этой идее2. В данной статье анализируются предполагаемые библейские свидетельства, которые приводят в поддержку данной точки зрения3. Мы проследим краткую историю этого учения и основные принципы толкования, представим свидетельства, критически их исследуем и изложим результаты своего исследования.

Краткий исторический обзор

Греческий философ шестого века Пифагор считается первым, кто стал утверждать, что земля имеет форму шара4. К четвертому веку до н.э. учение о сферической земле «среди образованных людей стало общепризнанным»5. Насколько оно могло распространиться среди большинства людей, не получивших формального образования, неизвестно. Аристотель (384-322 гг. до н.э.) представил эмпирические доказательства шарообразной формы земли около 330 г. до н.э. Эллинистический мир в целом соглашался с тем, что земля сферическая по форме6. Рэндалл Янкер и Ричард Дэвидсон исследовали первичные и вторичные источники, связанные с вавилонской, греческой и еврейской литературой, и пришли к заключению, что ни один из этих древних народов не верили в плоскую землю с твердым небесным сводом7.

Со временем мнение о форме земли подверглось сомнению. Даниэль Бурин утверждает: «Всеевропейская амнезия ученых… поразила континент с 300 года н.э. до как минимум 1300 года. В течение всех этих веков христианская вера и догма подавляли реальный образ мира, который так медленно, трудно и тщательно вырисовывали древние географы»8. Однако, несмотря на это, исследователи согласны, что в середине Средних Веков (в двенадцатом-тринадцатом веке) «все образованные люди по всей Европе знали о сферической форме земли и ее примерном диаметре»9.

К эпохе Колумба его коллеги-моряки и даже его критики соглашались с тем, что наш мир круглый10. Многие века это считалось установленным фактом. В популярном труде по астрономии «На сфере мира», опубликованном более чем за 250 лет до плаваний Колумба, утверждалось: «Таким образом, показано, что земля тоже круглая… Звезды не восходят и не заходят одинаково для всех людей по всему свету, но восходят раньше для живущих на востоке, чем для тех, кто находится на западе; и нет тому другого объяснения, кроме выпуклости земной поверхности«11.

Однако, вера в плоскую землю получила серьезное распространение, когда в США в 1956 году было основано Общество плоской Земли. В современном обществе недавно вновь возникло движение «Плоской Земли», и Twitter и YouTube действуют как инкубаторы этой точки зрения12. Что еще важнее, некоторые христиане также уверены в том, что земля плоская, и якобы этому учит Библия. Они весьма буквально толкуют отдельные библейские тексты. К этому вопросу мы и обратимся.

Принципы толкования

Важно придерживаться здравых принципов толкования, проистекающих из самого Писания. Для данного исследования важны следующие принципы:

  1. Мы должны исследовать Библию в ее литературном контексте, а также в ее древнем историческом, религиозном, социальном и культурном контексте.

Библия не писалась с учетом вопросов и проблем двадцать первого века. Библия была написана на еврейском, греческом и арамейском для древних народов, живших в более широком средиземноморском сообществе.

  1. Поскольку Библия поясняет и толкует саму себя, сложные тесты Священного Писания необходимо исследовать в свете более понятных отрывков самого Писания.

Библия — это само-откровение Бога человеку (2 Тим. 3:16). Иными словами, без Библии мы бы не знали ничего о Боге. Библия изъясняет сама себя и это касается любого ее учения.

  1. Божье творение — это основа для нашего понимания более поздних текстов, говорящих что-либо о творении.

Библейская история творения провозглашает непревзойденную мощь и непререкаемую власть Бога. Вечный, бесконечный и трансцендентный Господь сотворил этот мир ex nihilo (Рим. 4:17; Евр. 11:3; 89:2; Ис. 44:24; 48:12-13; 45:18)13. Несмотря однако на Свою вечность, Господь действует во времени — в человеческой истории — через последовательные действия, нацеленные на выполнение Своих задач14. По словам Жака Дюкана, «значение Творения в Библии можно увидеть благодаря обширным и множественным ссылкам на него по всему еврейскому Священному Писанию» (Исх. 15:8, 17; Ис. 40-55; Иер. 4:23-26; 31:35-57; Пс. 28:2; 94:1-6; 138:13-14; 144:14; Дан 7-8; 12)15.

  1. Необходимо определить, к какому жанру относится библейский текст, который мы читаем.

Жанр16 в Священном Писании важен для понимания и определения правильного значения текста. Если неправильно определить жанр отрывка, можно неверно истолковать этот отрывок. Это помогает решить, понимать ли текст буквально, или как фигуру речи и образное выражение.

  1. Толкуя Библию, необходимо придерживаться точки зрения, центром которой является Бог.

Главная (хоть и не единственная) задача Библии — раскрыть характер триединого Бога. По мере того, как разворачивается библейское повествование, вырисовывается четкий портрет Господа. Вместе с тем, Всевышний остается более великим, чем этот портрет. Мы никогда не узнаем всего о Боге, хотя мы и узнаём о Нем17. Этот принцип важен, поскольку Господь — Творец земли.

Свидетельства и их оценка

Предполагаемых библейских свидетельств того, что Земля плоская, четыре: 1) небесная твердь, 2) воды и небо над ними, 3) неподвижность земли; 4) отдельные тексты, которые предположительно говорят о плоской Земле18. Эти свидетельства часто просто размещают на различных веб-страницах без какого-либо объяснения. В данной статье мы приведем доказательства, объединив схожие мысли из различных библейских стихов, снабдив их нашими предположениями и библейской оценкой. Эта оценка будет основана на различных исследованиях, чтобы минимизировать ее предвзятость.

Тексты о небесной тверди/своде

Результатом неверного толкования этих текстов стало предположение, что над Землей есть окружающий ее купол, свод или полог; есть воды над небом, и есть круг над Землей.

Библейский анализ

Еврейское слово raqia, переводимое как «твердь» или «свод», означает «пространство». Такое мнение высказал целый ряд исследователей. Кеннет Мэтьюс утверждает, что «Господь сотворил пространство, чтобы очертить границы, структурировать верхние и нижние воды (Быт. 1:6-7). Это пространство есть атмосфера, которая разделяет поверхностные воды на земле (т.е. нижние воды) от атмосферных вод или облаков (т.е. верхних вод)«20. Это пространство также является местом, где расположены солнце и луна (Быт. 1615, 17) и летают птицы (Быт. 1:20). В том же ключе Хью Росс утверждает, что «пространство» в Быт. 1:6-8 относится к тропосфере, а «воды над сводом» — это водяной пар. Он утверждает, что ««разделение» Богом воды точно описывает формирование тропосферы, атмосферного слоя над океаном, где формируются облака и накапливается влага»21. Янкер и Дэвидсон приходят к тому же заключению, утверждая, что воды над пространством в Быт. 1:7 являются облаками22.

Важно отметить, что понятию raqia в Быт. 1:8 дается название — samayim («небо«)23. Еврейское слово samayim можно перевести как «небеса» и «небо». Однако, судя по контексту, здесь подразумевается «небо«24. Более позднее использование слова raqia в Ветхом Завете не дает поводов предполагать, что небо — это твердый купол25. Кое-кто утверждает, будто евреи верили, что в тверди небесной в буквальном смысле есть окна или врата. Но тщательное исследование Священного Писания может помочь нам правильно истолковать Писание. Пс. 77:23 помогает понять текст Пс. 148:4, поскольку в нем говорится о «вратах» и «небесах». Стих Пс. 77:23 гласит: «И все же дал Он повеление облакам [šĕḥāqîm] в выси, открыл врата небесные». Выражение «врата небесные» напрямую ассоциируется с облаками посредством поэтического синонимического параллелизма. Исследователи Ветхого Завета Кейл и Делич признают, что в еврейском понимании, «как показано в Ветхом Завете, когда идет сильный дождь, открыты врата или окна небесные«26. Таким образом, данное выражение не описывает окна и ворота в буквальном смысле, это лишь поэтическое, образное высказывание, обозначающее сильный дождь, идущий из облаков. Не удивительно, отмечает Ван Гемерен, что на самом деле воды в Пс. 148:4 являются различными формами осадков27.

Во 2 Петр. 3:5 апостол утверждает, что еретики намеренно не помнят, что небеса были созданы по Слову Божьему. Петр ссылается на тест Быт. 1:6-10, используя фразу «из воды водою» (греч. ex hydatos kai di’ hydatos). Господь отделил воду от суши, так что первая часть фразы, «из воды», вполне понятна. Слово «водою» посложнее. Вероятнее всего, оно относится к тому факту, что вода была средством, благодаря которому появилась суша. Иными словами, когда вода отступила, появилась суша28.

Что касается текста Ис. 40:22, слово «круг» — это еврейское слово ḥûg. Это же слово используется для обозначения круга и горизонта в Иов 22:14 и Притч. 6:2729. В других текстах, таких как Ис. 66:1, 3 Цар. 8:39 и Пс. 2:4, говорится о том, что Господь пребывает на небесах (ḥûg)30. К примеру, стих Ис. 66:1 гласит: «Так говорит Господь: „Небо — престол Мой, а земля место, где утвердил Я стопы Свои. Где же вы построите Мне Храм и какое найдете место, где пребывал бы Я?“». Мы должны прочитать все библейские тексты на эту тему, чтобы определить божественный замысел и понять, что же есть истина. Сверившись с другими текстами, мы узнаем, что ḥûg, обозначающий в Ис. 40:22 круг над землей, в целом ряде других текстов означает небеса в смысле горизонта. Поэтому Пс. 103:2-3, 18:5-6, 17:17 и 2 Цар. 22:16 следует понимать фигурально. Как солнце не является женихом, выходящим из своих покоев (Пс. 18:5), так же нет над землей шатра в буквальном смысле.

В целом, общее свидетельство, полученное нами при анализе этих четырех текстов, показывает, что Библия не говорит о том, что земля окружена куполом или сводом. Скорее, Библия учит, что есть некое пространство, в котором помещаются облака, солнце и луна (Быт. 1:15, 17) и летают птицы (Быт. 1:20). Нет в этом пространстве буквальных дверей или врат. Открытые окна и врата означают, скорее, дождь, когда облака «отдают» земле свою воду.

Тексты, говорящие об основании

Результатом неверного толкования этих текстов стало предположение, что у Земли есть основание, а следовательно, она плоская, и что поверхность Земли поддерживают столпы.

Библейский анализ

Концепция «основания Земли» указывает на то, что именно Господь создал Землю (Пс. 77:69; 103:5; 118:90; 148:6)31. Это вполне очевидно в Пс. 77:69, где мы опять сталкиваемся с параллелизмом: «Воздвиг Он Святилище Свое — образ небесного, воздвиг прочно, как землю, на века созданную». Текст «образно указывает на нерушимость и устойчивость Божьего творения«32. Слова об основании или создании относятся, таким образом, к Божьему непреходящему контролю над всем, добрым и злым, указывая тем самым на уникальность Господа (Втор. 32:39; Ис. 41:4; 43:10; 48:12)33. Таким образом, тщательно сопоставляя разные тексты Писания, можно уйти от буквального понимания идеи «основания Земли».

В 1 Цар. 2:8 упоминаются «устои Земли». Это выражение также следует понимать в более широком библейском контексте, а не буквально34. Чтобы лучше понять данный стих, обратимся к тексту Иов 26:7, который гласит: «Он Север распростер над пустотой, подвесил землю ни на чем». Может показаться, что эти тексты противоречат друг другу: как может Земля покоиться на столпах и в то же самое время висеть ни на чем?

Контекст каждого из этих отрывков ведет нас к осознанию того, что библейские авторы используют образный язык, говоря о «столпах земли». Анна произносит слова из 1 Цар. 2:8 во время молитвы, посвятив своего сына Самуила Господу. Иов произносит слова из Иов 36:7, разговаривая со своим другом о слабости человека в свете Божьей верховной власти. Такие поэтические образы — а именно, столпы и основания — часто используются в Священном Писании для описания того, как Господь управляет этим миром и поддерживает его. Дуглас Стюарт и Гордон Фи напоминают нам, что литература мудрости, к которым относятся книги Иова и Псалтирь, часто истолковывается неверно из-за образности своего языка35.

К примеру, посмотрите, что Господь говорит Иову: «Где был ты, когда основания земли Я полагал? Скажи, коли ведаешь. Кто размеры ее определил? Ты ведь знаешь! Или мерный шнур над нею кто протянул? На чем покоятся ее устои, кто заложил ее краеугольный камень?» (Иов 38:6). Мысль о том, что древние евреи и жители Месопотамии верили в простую четырехугольную форму Земли, была опровергнута при обнаружении месопотамской таблички, показывающей, что четыре «угла» на самом деле означают четыре основных направления на земном круге36. В Ис. 11:12 и Иез. 7:2, двух ключевых еврейских фразах, описывающих углы Земли, дословно говорится о «четырех крыльях» (kăn·pôṯʼ). Было бы неверным предполагать, что здесь подразумевались четыре буквальных угла в 90 градусов. Когда древние евреи хотели описать объект с буквальными прямыми углами, такими как углы дома, улицы или алтаря, обычно использовалось слово pinnah («угол»). Господь использует образы основания и краеугольного камня, чтобы передать нечто о Себе — что Он могущественный Творец. Точно так же, животные не говорят и не смеются, но Бог сообщает Иову, что конь «над опасностью смеется» (Иов 39:22).

Толкуя Писание, мы стремимся найти смысл, заложенный автором в библейский текст. Важно также понять, к какому литературному жанру относится текст. Как сегодня мы говорим образно, так же и библейские авторы часто использовали фигуры речи — особенно в литературе мудрости. Более простые тексты, предваряющие этот раздел, указывают на понимание основания как сотворения Земли Господом, и должны использоваться для толкования сложных текстов, таких как 1 Цар. 2:8.

Тексты о неподвижности

В результате неверного толкования этих текстов можно предположить, что Земля неподвижна.

Библейский анализ

Как и в случае с другими библейскими текстами, наша задача — читая текст, определить намерения автора, а не приписывать ему наши собственные мысли и предположения. Значение определяется текстом. Принципы, описанные в начале статьи, помогут нам выполнить эту задачу. Принцип ориентированности на Бога означает, что мы подходим к текстам с позиции верующих людей. Текст указывает на деятельность Господа — Его божественную, трансцендентную активность в истории.

Текст И. Нав. 10:13 порой без объяснения приводится как утверждающий геоцентрическую модель вселенной. Однако, этот текст не говорит о том, что Солнце движется вокруг Земли. Часто Писание изображает природные явления с точки зрения наблюдателя, но это не значит, что такая точка зрения отражает все аспекты реальности — она только показывает нам, как мы воспринимаем мир через свои органы чувств, не используя другие инструменты для исследований. То, что Солнце было неподвижным и стрелка солнечных часов не двигалась, вовсе не означает, что Солнце вращается вокруг Земли. Похоже, что автор этих строк не очень заботился о том вопросе, который мы сегодня рассматриваем — неподвижности солнца и остановке движения луны — а скорее больше обращал внимания на тот факт, что Господь ответил на молитву Иисуса Навина (И. Нав. 10:14)37. Удлинившийся день позволил израильской армии разбить врага. Это чудо продемонстрировало мощь Яхве над ханаанскими богами Ваалом и Астартой. Боги солнца и луны подчинились Яхве и повелению Его слуги38.

Наш человеческий взгляд ограничивает Божью силу и возможности. Мы ищем естественных объяснений и научных доказательств. Иов утверждает, что «в сердце Его — мудрость, сила Его безгранична… Велики деяния Его и непостижимы, чудеса — бессчетны!» (Иов 9:4, 10). Правда в том, что мы не можем использовать законы природы, чтобы объяснить текст И. Нав. 10:13-14. Если бы могли, то это чудо перестало бы быть чудом. Мы не можем объяснить, как Господь сотворил чудо удлинившегося дня во времена Иисуса Навина, точно так же, как не можем объяснить, как Иисус призвал Лазаря из мертвых (Ин. 11:38-44) или шел по поверхности Галилейского моря (Мф. 14:22-33). Необъяснимая природа этих явлений и делает их чудесами39.

Тексты о плоской Земле

Неверное толкование этих текстов может привести к заключению, что четыре края земли означают, что Земля плоская.

Библейский анализ

Выражение «четыре угла земли» было популярно в древнем мире, так же как сегодня «четыре стороны света«40. Что же касается фразы в Иез. 7:2, это просто относится к Израилю (см. Иез. 7:1). Выражения в Откр. 7:1 и Иер. 49:36 является метафорой, обозначающей всю землю41. Греческое слово, означающее «угол» в Откр. 7:1 — gonia «угол пересечения» или «деление». По своему значению оно ближе всего к современному делению, известному как квадранты. Оно не указывает на форму Земли42. Джеймс Холдинг отмечает, что еврейское слово, чаще всего переводимое как «земля» в Ветхом Завете — ‘erets, которое используется для обозначения Земли, а также какого-либо народа или территории, как в выражении «земля Хавила» (Быт. 2:11), или участка земли, как тот, который купил Авраам (Быт. 23:15)43.

Наконец, те, кто верит в плоскую Землю, утверждают, будто в Библии нет текстов, говорящих о Земле как о шаре, вращающемся вокруг Солнца. Молчание Библии, однако, не доказывает и не опровергает этого факта.

Заключение

В данной статье мы рассмотрели тексты, приводимые в поддержку своей точки зрения теми, кто верит в плоскую Землю. Мы также рассмотрели мнение о том, что под поверхностью земли есть столпы, и окружает ее купол или свод, и что земля неподвижна. Рассмотрев эти библейские тексты, мы пришли к заключению, что Библия не говорит о том, что Земля плоская, что ее окружает свод или купол в прямом смысле, что держится она на столпах. Утверждения о «плоской Земле» больше основываются на предположениях, чем на серьезной экзегезе. Интернет-сайты, цитирующие эти тексты, часто приводят их без пояснений.

Далее, при всем уважении к блогерам, распространяющим мнение о «плоской Земле», следует подчеркнуть, что они вырывают эти тексты из контекста. Они читают их буквально, основываясь на ложных предположениях и думая о заранее предрешенном результате. Ложные предположения ведут к ложным выводам; даже на основании нескольких текстов они не ведут к библейской истине. Нельзя вырвать тексты из контекста, какое бы количество их ни было, чтобы подвести апологетическое основание под идею или доктрину. Это приводит к ложным доктринам. Библейская истина должна основываться на ясном, последовательном учении Священного Писания, серьезно относящемся к историческому, литературному, культурному и социальному контекстам. Каждый текст должен рассматриваться в контексте. Мы также должны учитывать жанр текста, поскольку это определяет то, как его читать и понимать.

Одно из выдвигаемых предположений заключается в том, что древние евреи унаследовали свое мировоззрение от других народов Месопотамии, а посему тексты, говорящие о «плоской Земле», «своде/куполе вокруг Земли» и «столпах» земли, отражают также и древнееврейское мировоззрение. Наше исследование показало, что эта точка зрения неверна. Герман Бавинк утверждает, что «повествование о Творении в Книге Бытия и вавилонские мифы различаются по всем пунктам»44. Гордон Уэнхэм заявляет, что «хотя книга Бытие и разделяет множество богословских предположений древнего мира, большинство историй в этих главах лучше понимать, как отражение иного мировоззрения, чем то, которое преобладало на Ближнем Востоке в древности«45.

Посему, Моисей передает иное мировоззрение, основанное на Божьем откровении, которое по многим показателям расходится с древним мировоззрением древнего Ближнего Востока46. К примеру, человек в древних ближневосточных текстах не представляет никакой ценности, тогда как в Священном Писании он является венцом Божьего творения47. Древнееврейская культура не была выше других культур; скорее, Яхве просто решил открыть Себя этому народу, чтобы тот был светочем для окружающих его племен (Быт. 12:1-3).

Истина основывается на глубоком откровении Божьем и Его искупительной любви (Ин. 3:16; 1 Ин. 4:8). Ориентированное на Бога контекстуальное прочтение Священного Писания действительно

указывает на неописуемую мощь Бога и верховную власть Его над всей Землей. Описание Творения и изложенные в нем события представляют собой канву нашего понимания более поздних текстов (Иов 38:8-11; Пс. 103:5-9)48. Для Израиля и для нас Господь Творения — это Господь жизненного пути со всеми его радостями и трудностями. В древнем мире не было разделения между сверхъестественным и естественным. Бог был активной частью каждой малейшей детали этого мира. Именно в этом мы нуждаемся и сегодня49.

Кайл Б. де Ваал, Ph.D. Координатор программ последипломного обучения, Университетский колледж Эвондейл, Новый Южный Уэльс. Австралия

1 Christine Garwood, Flat Earth: The History of an Infamous Idea (London: Macmillan, 2007) and Eric Dubay, The Flat-Earth Conspiracy (New York: Thomas Dunne, 2008).

2 Пример того, как представители движения плоской Земли представляют себе форму Земли, см. вкладку «Карты» на сайте Общества Плоской Земли https://theflatearthsociety.org/home/index.php/featured/maps (доступ 16 декабря 2019 г.).

3 Теорию плоской Земли часто пытаются доказать весьма буквальным толкованием определенных библейских текстов. Некоторые попытки ответить на теорию плоской Земли на научном уровне можно найти в Robert Carter and Jonathan Sarfati, «A Flat Earth, and Other Nonsense,» Creation Ministries International, последняя версия от 26 декабря 2019 г. https://creation.com/refuting-flat-earth (доступ 16 декабря 2019 г.) и Nikk Effingham, «How to Reason with Flat Earthers (It May Not Help Though),» April 25, 2018, The Conversation, https://theconversation.com/how-to-reason-with-flat-earthers-it-may-not-help-though-95160 (доступ 16 декабря 2019 г.).

4 Garwood, Flat Earth, 19–20.

5 Там же. См. также Edward Grant, The Foundations of Modern Science in the Middle Ages: Their Religious, Institutional and Intellectual Contexts (Cambridge: Cambridge University Press, 1996); Grant, Planets, Stars, and Orbs: The Medieval Cosmos, 1200–1687 (Cambridge: Cambridge University Press, 1994); Grant, Physical Sciences in the Middle Ages (Cambridge: Cambridge University Press, 1978); Grant, Much Ado About Nothing: Theories of Space and Vacuum from the Middle Ages to the Scientific Revolution (Cambridge: Cambridge University Press, 1981); Grant, God and Reason in the Middle Ages (Cambridge: Cambridge University Press, 2001); Grant, Science and Religion, 400 B.C. to A.D. 1550: From Aristotle to Copernicus (Westport, CT: Greenwood, 2004; Baltimore, MD: John Hopkins University Press, 2006); and Grant, A History of Natural Philosophy from the Ancient World to the Nineteenth Century (Cambridge: Cambridge University Press, 2007).

6 См. «Greek Evidence for the Earth’s Shape and Spin,» Institute of Physics, http://practicalphysics.org/greek-evidence-earths-shape-and-spin.html (доступ 12 марта 2018).

7 Randall W. Younker and Richard M. Davidson, «The Myth of the Solid Heavenly Dome: Another Look at the Hebrew (rāqîa‘),» Andrews University Seminary Studies 49, no. 1 (2011): 1–25.

8 Daniel Boorin, The Discoverers (New York: Random House, 1983), 100–101.

9 Jeffrey Burton Russell, Inventing the Flat Earth: Columbus and the Modern Historians (Westport, CT: Praeger Publishers, 1997), 2; David Lindberg, Science in the Middle Ages, The Chicago History of Science and Medicine (Chicago, IL: University of Chicago Press Books, 1980). Согласно Stephen Jay Gould, «The Late Birth of a Flat Earth,» in Dinosaur in a Haystack: Reflections in Natural History (New York: Three Rivers, 1997), 38–50, «среди ученых никогда не было периода „мракобесия плоской Земли“ (вне зависимости от того, как широкая публика представляла форму нашей планеты тогда и сейчас). Греческое знание о сферической форме Земли никогда не пропадало, и все крупные средневековые ученые воспринимали шарообразность Земли как непреложный факт космологии». Историки науки в David C. Lindberg and Ronald L. Numbers, «Beyond War and Peace: A Reappraisal of the Encounter between Christianity and Science,» Church History 55 (Cambridge: Cambridge University Press, 1986), 338–354, отмечают, что «в Средние Века вряд ли нашелся бы христианский ученый, кто не признавал бы шарообразную форму [Земли] или не знал бы ее примерного радиуса». Описание Земли как шара можно найти в форме Globus Cruciger (шара с крестом наверху), которая изображает Землю как сферу. Отчеканенная еще в 215 г. н.э. римская монета антонин изображает императора Каракаллу, держащим скипетр и шарообразную державу. Известны схожие изображения других римских и европейских императоров. См. иллюстрации к статье «Globus Cruciger,» на сайте Wikimedia Commons, последнее обновление от 21 сентября 2019 г., https://commons.wikimedia.org/wiki/Globus_cruciger (доступ 17 декабря 2019 г.) и «Globus Cruciger,» https://www.ancient-symbols.com/symbols-directory/globus-cruciger.html (доступ 17 декабря 2019 г.).

10 Russell, Inventing the Flat Earth, 4-6, 15-17

11 Johannes de Sacrobosco, Tractatus de Sphaera («On the Sphere of the World»), перев. Lynn Thorndike, (прим. Начало тринадцатого века, перевод опубликован в 1949 г.), http://www.esotericarchives.com/solomon/ sphere.htm (доступ 1 июля 2019 г.).

12 См. Matthew Dunn, «The Flat Earth Theory Has Seen a Resurgence, with People Trying to Prove Our Planet is Not a Sphere,» News.com.au, 1 июня 2017 г., http://www.news.com.au/technology/science/space/the-flat-earth-theory-has-seen-a-resurgence-with-people-trying-to-prove-our-planet-is-not-a-sphere/news-story/0bd1226fbe2e2bc819e-c12733591e8c9 (доступ 1 марта 2018 г.).

13 См. обсуждение в Norman R. Gulley, Systematic Theology: Creation, Christ, Salvation (Berrien Springs, MI: Andrews University Press, 2012), 33–38.

14 Там же, xxi, 6.

15 Jacques B. Doukhan, Genesis, Seventh-day Adventist International Bible Commentary (Hagerstown, MD: Pacific Press, 2016), 39.

16 Жанр — это тип литературного текста, отличающийся своим содержанием, определенным стилем или композицией. При определении жанра принимается во внимание тема, структура и стиль. Жанр важен для понимания повествовательной природы текстов и помогает читателю понять предназначение текста.

17 См. Carl F. H. Henry, God, Revelation and Authority, (Waco, TX: Word, 1976), 2:9.

18 См. «Religious References,» Flat Earth Society, https://the-flatearthsociety.org/ home/index.php/ featured/religious-references (доступ 17 декабря 2019 г.).

19 Все библейские цитаты взяты из Библии в современном русском переводе под редакцией М.П. Кулакова.

20 Kenneth Mathews, Genesis 1–11:26, New American Commentary (Nashville, TN: Broadman and Holman, 1996), 150. См. также Bruce K. Waltke, Genesis: A Commentary (Grand Rapids, MI: Zondervan, 2001), 62.

21 Hugh Ross, The Genesis Question: Scientific Advances and the Accuracy of Genesis (Colorado Springs, CO: NavPress, 1998), 34, 199, 201. См. также Ross, The Fingerprint of God (Orange: Promise Publishing, 1989), 165–8; Ross, A Matter of Days: Resolving a Creation Controversy (Colorado Springs, CO: NavPress, 2004), 236; John L. Wiester, The Genesis Connection (Nashville, TN: Thomas Nelson, 1983), 202; Alan Hayward, Creation and Evolution: Rethinking the Evidence from Science and the Bible (Minneapolis, MN: Bethany, 1985), 179–81; and H. Donald Daae, Bridging the Gap: The First Six Days (Calgary: Genesis International Research, 1988), 56–68.

22Younker and Davidson, «Myth of the Solid Heavenly Dome,» 1–25

23 John Sailhamer, «Genesis,» in Expositor’s Bible Dictionary: Revised Edition, ed. Tremper Longman III and David E. Garland (Grand Rapids, MI: Zondervan, 2008), 1:59. Еврейское šāmayim имеет форму множественного числа.

24 Mathews, Genesis 1–11:26, 150

25 Там же.

26 Carl Friedrich Keil and Franz Delitzsch, Commentary on the Old Testament: The Pentateuch, (Peabody, MA: Hendrickson, 1996), 1:53–54. См. также Younker and Davidson, «Myth of the Solid Heavenly Dome,» 22

27 William A. VanGemeren, «Psalms,» in The Expositor’s Bible Commentary, ed. Frank E. Gaebelein (Grand Rapids, MI: Zondervan, 1991), 872.

28 Peter H. Davids, The Letters of 2 Peter and Jude (Grand Rapids, MI: Eerdmans 2006), 270.

29 Francis D. Nichol, The Seventh-day Adventist Bible Commentary (Hagerstown, MD: Review and Herald, 1976), 4:247.

30 Shalom M. Paul, Isaiah 40–66, Eerdmans Critical Commentary (Grand Rapids, MI: Eerdmans, 2012), 149

31 VanGemeren, «Psalms,» 649. В Новом Завете выражение «от основания земли» относится лишь ко времени от сотворения земли (Мф. 13:15; 25:34; Лк. 11:50; Откр. 13:8; 17:8). Это же относится к выражению «до основания» (Ин. 17:24; Еф. 1:4; 1 Пет. 1:20) и «с основания…» (Евр. 9:26).

32 Ronald F. Youngblood, «1 & 2 Samuel,» in The Expositor’s Bible Commentary, ed. Frank E. Gaebelein (Grand Rapids, MI: Zondervan, 1992), 581.

33 Hans-Joachim Kraus, Psalms 60–150: A Commentary, trans. Hilton C. Oswald (Minneapolis, MN: Augsburg Fortress, 1989), 286–87.

34 Ralph Klein, 1 Samuel, 2nd ed., Word Biblical Commentary (Dallas, TX: Word, 2008), 10:18.

35 Gordon D. Fee and Douglas Stuart, How to Read the Bible for All Its Worth, 3rd ed. (Grand Rapids, MI: Zondervan, 2003), 226.

36 См. описание таблички в BagM. Beih 2 no. 98 и обсуждение ее значения в Wayne Horowitz, Mesopotamian Cosmic Geography (Winona Lake, IN: Eisenbrauns, 1998), 195–206.

37 Выдвигались различные предположения, объясняющие этот текст. Краткий обзор см. в Gleason L. Archer, The New International Encyclopedia of Bible Difficulties (Grand Rapids, MI: Zondervan, 1982), 161–162 и Walter C. Kaiser, Jr., Peter H. Davids, and Manfred T. Brauch, Hard Sayings of the Bible (Downers Grove, IL: InterVarsity, 1996), 186–188.

38 Nichol, The Seventh-day Adventist Bible Commentary, 2:226.

39 Michael Youseff, Joshua: Leading the Way Through (Eugene, OR: Harvest, 2013), 150.

40 Joan S. Morton, Science in the Bible (Chicago, IL: Moody, 1978), 138, 141. См. также Ranko Stefanovic, Revelation of Jesus Christ (Berrien Springs, MI: Andrews University Press, 2002), 254.

41 См. Logos Bible App, Revelation 7:1 (доступ 18 декабря 2019 г.).

42 Louis A. Brighton, Revelation, Concordia Commentary (Saint Louis, MO: Concordia, 1999), 181.

43 J. Holding, «The Legendary Flat-Earth Bible,» Christian Research Journal 36, no. 3 (2013): 1-5.

44 Herman Bavinck, Reformed Dogmatics, ed. John Bolt, trans. John Vriend, vol. 2, God and Creation, (Grand Rapids, MI: Baker, 2004), 477.

45 Gordon J. Wenham, Genesis 1–15, Word Biblical Commentary (Waco, TX: Word, 1987), 1:xlv.

46 Gerhard F. Hasel, «The Polemic Nature of the Genesis Cosmology,» Evangelical Quarterly 46 (1974): 81–102.

47 Gulley, Systematic Theology, 17.

48 См. Gerald A. Klingbeil, ed., The Genesis Creation Account and Its Reverberations in the Old Testament (Berrien Springs, MI: Andrews University Press, 2015).

49 John H. Walton, Job, NIV Application Commentary (Grand Rapids, MI: Zondervan, 2012), 191.

По материалам бюллетеня Института библейских исследований

Exit mobile version