Толкование главы
- Стихи 1-4 (Двенадцать апостолов)
- Матфей начинает описание этой беседы с того, что Иисус созвал «двенадцать Своих учеников». Затем он называет их «двенадцатью апостолами» и перечисляет попарно их имена (Мф. 10:1-4). Слово «апостол» означает того, кто послан с вестью, и связано с греческим словом «посылать» в ст. 5 (apostellō).
- Важно, что апостолы рассылались для осуществления миссии не по одному, а «по двое» (Мк. 6:7; см. например, Лк. 10:1; Еккл. 4:9-10).
- Как мы уже видели в Евангелии от Матфея, эти двенадцать были избраны из гораздо большей группы учеников. По сути, двенадцать апостолов упоминаются здесь впервые, тогда как «ученики» и множество последователей упоминались неоднократно.
- В Новом Завете есть еще три списка двенадцати апостолов (Мк. 3:13-19; Лк. 6:13-16; Деян. 1:13), и во всех списках эти три апостола называются главными в своих парах (Симон Петр, Филипп и Иаков сын Алфея)1.
- Иисус дал апостолам власть исцелять «все болезни и все недуги» и изгонять «нечистых духов» или демонов. Как и в случае Самого Иисуса, это служение исцеления составляло значительную часть евангельской работы апостолов для подготовки душ к засеванию семян истины и сбору обильной жатвы.
- Стихи 5-15 (Миссия в Израиле)
- Двенадцать апостолов были отправлены с миссией в Израиль (Мф. 10:5-6), поскольку весь народ должен был стать светом миру, рассказывать другим народам о Господе и Его законе (см. например Мф. 5:14; Ис. 2:1-3).
- Они должны были пройти по тем же землям, которые уже посещал Иисус2, и провозглашать ту же весть, что и Он (Мф. 4:17; см. 5:3, 10) и Иоанн Креститель (Мф. 3:2) — весть о покаянии и готовности к приходу Божьего царствия небесного. Чудеса, совершаемые Иисусом и учениками, показывали, что пришло время исполнения пророчеств (Мк. 1:15). Эти чудеса отличали их работу от деятельности Иоанна Крестителя, не совершившего никакого чудесного знамения (Ин. 10:41).
- Власть провозглашать весть, исцелять больных, изгонять демонов и даже воскрешать мертвых была дана им даром; поэтому они должны были служить безвозмездно, не требуя денег, и зависеть от помощи тех, кто получил весть (Мф. 10:8-10). Таким образом, апостолы отправились в свою миссию с верой, уверенные, что все их нужды будут удовлетворены (см., например, Флп. 4:19).
- Иисус пообещал благословение мира дому, принявшему вестников (Мф. 10:11-13). Принимать их значило бы принимать Самого Христа (Мф. 10:40) и получить благословения благой вести, тогда как отвергнуть их значило бы навлечь Божий суд на свой дом, в знак которого они, уходя, отряхивали прах со своих ног (см., например, Деян. 13:49-51; 18:5-6).
- Порочность Содома и Гоморры была притчей во языцех, и Христос ссылается на нее несколько раз в связи с вечными последствиями, которые принесет отвержение благой вести (Мф. 10:15; 11:23б 24; Лк. 10:12; см. 2 Петр. 2:6; Иуд. 7).
- Стихи 16-23 (Грядущее преследование)
- Иисус называл Своих учеников «овцами» (Мф. 10:16), это распространенная библейская метафора народа Божьего (2 Цар. 24:17; 2 Пар. 18:16; Пс. 99:2; Иез. 34:2-22). В Новом Завете волки обычно ассоциируются с угрозой для Божьего «стада», кроющейся в нем самом: Иисус описывает ложных пророков как волков «в овечьей шкуре» (Мф. 7:15), а Павел использует этот же образ в связи с ложными учителями, появившимися в Эфесе (Деян. 20:29-30).
- Упоминание не только судилищ и синагог, но и правителей и царей (Мф. 10:17-18) указывает на вселенский масштаб этого раздела с географической (Израиль и другие народы) и этнической (иудеи и язычники) точки зрения. Еще одно указание на общую природу этого указания — это переход со второго лица множественного числа («вы») к серии существительных (брат, дитя, родители), и кульминацией этого отрывка становится обетование конца времен: «Кто до конца претерпит, будет спасен» (Мф. 10:21-22).
- Мы должны не вызывать на себя преследование, но бежать от него (Мф. 10:23)! Упоминание «городов израильских» напоминает нам о конкретной природе указаний Христа апостолам, тогда как слова о пришествии Сына Человеческого предвещает будущее преобразование (см. Мф. 16:28), которое само по себе стремится к окончательному завершению во время Второго пришествия Иисуса (Мф. 10:23). Таким образом, евангельские наставления Христа по-прежнему имеют для нас значение и сегодня.
- Стихи 24-42 (Дальнейшие наставления об ученичестве)
- В третьем и последнем разделе беседы последователи Иисуса описываются как ученики, рабы и Его «домочадцы» (Мф. 10:24-25), и все эти определения указывают на тесные, близкие отношения. Ученик — тот, кто учится у Иисуса и следует за Ним (Мф. 11:29), раб — тот, кто слушает указания Христа (Лк. 6:26; 17:7-10), а дом — это безопасное место, где члены семьи доверяют друг другу и полагаются друг на друга. Домочадцы Христа обладают привилегией молиться Богу как «Отцу», знающему наши нужды прежде, чем мы просим о них (Мф. 6:6-9, 32), и чей Дух говорит через нас, чтобы усилить наше свидетельство (Мф. 10:20).
- Поскольку характер их работы должен был быть «подобен» характеру работы Самого Иисуса, как Его последователи, бесстрашно и верно провозглашая Его весть, они не могут ожидать лучшего к себе отношения, чем к своему Господину (Мф. 10:25-28).
- Предостережение Христа бояться «того, Кто и душу, и тело может погубить в огне» (Мф. 10:28), напоминает нам о том, что святость и мощь Господа столь велики, что даже Моисей трепетал в Его присутствии на горе Синай (Евр. 12:21), а Исайя в своем видении чувствовал, будто будет уничтожен (Ис. 6:5). Слова Иисуса также велят нам думать не о временных выгодах этой жизни, а о вечном воздаянии, когда порочные будут уничтожены в адском пламени (гр. geenna), а «праведники будут сиять, словно солнце в Царстве Отца своего» (Мф. 13:43).
- Поскольку воробьи были самыми дешевыми птицами, которых можно было купить — двух птичек можно было купить менее чем за час работы — и Господь заботится о них, насколько больше Он заботится о Своем народе (Мф. 10:31)?
- Принятие вести может даже привести к разделению в семье: «врагами человеку станут близкие его» (Мф. 10:36). Иисус цитирует стих Мих. 7:6, в котором говорится о времени в истории Израиля, когда руководители были столь порочными, что никому нельзя было доверять — даже собственной семье. Это означает, что такое время пришло и сейчас, и безопасность можно найти лишь среди Его последователей, избравших нести свой «крест» (Мф. 10:38).
- Духовная проницательность необходима, чтобы отличать истинного пророка и истинно праведного человека, «овец» Иисуса («малых сих») от «волков» дьявола (Мф. 10:40-42).
Практическое применение главы
В этой главе содержится множество практических уроков, в том числе:
- Служители евангелия должны жить за счет проповедования вести, поскольку «трудящийся достоин пропитания» (Лк. 10:7; см. 10:10). Хотя это и очевидно, применение этого стиха здесь основывается на библейском принципе возвращения десятой части или «десятины» для содержания священников в храме (Мал. 3:10). Интересно, что Павел цитирует эти указания Христа апостолам как основание для своего учения о содержании христианских служителей (1 Кор. 9:11-14; 1 Тим. 5:17-18).
- Когда мы призваны делиться своей верой и защищать свои убеждения, мы получаем обетование того, что Дух Божий, Дух «Отца вашего», будет говорить через нас (Мф. 10:20).
- Если наше вечное будущее обеспечено через нашу веру, с какими бы бедами мы ни столкнулись сейчас, включая стоящие перед нами искушения или страдания, через которые нам приходится проходить в этой жизни, они не могут сравниться с радостью от встречи с нашим Спасителем лицом к лицу, когда Он придет.
- Как напоминает нам старый гимн, «Господь позаботится о тебе». Ему известно даже количество волос у нас на голове, и нам не нужно бояться того, что с нами могут сделать люди (Мф. 10:30; Пс. 117:6). Мы в полной безопасности в руках Господа (см. 2 Цар. 24:14).
- То, как мы живем, открыто ли мы «исповедуем» Иисуса, чтобы люди знали, что мы Его последователи, повлияет на наше положение во время последнего суда (Мф. 10:32- 33).
- Доброта, проявляемая истинными верующими, даже «чашка холодной воды» (Мф. 10:42) — это знак принадлежности к Божьему царству и указание на то, что человек в конечном итоге получит главную «награду» — жизнь вечную.
1 Cf. Ellen G. White, The Desire of Ages (Mountain View, CA: Pacific Press, 1898), 292.
Клинтон Уолен, Ph.D. Заместитель директора Института Библейских Исследований
По материалам бюллетеня Института библейских исследований