COVID-19 – знак конца?

COVID-19 – знак конца?В нескольких текстах Евангелий записана Елеонская проповедь Иисуса, в которой Он описывает события, предшествовавшие разрушению Иерусалима, и знамения, которые будут предшествовать Его возвращению (Мф. 24; Мк. 13; Лк. 21; ср. Мф. 17:20-37). В первой части проповеди описываются политические и религиозные потрясения, землетрясения и голод — беды, кульминацией которых стало разрушение Иерусалима в 70 г. н.э. (Мф. 24:4-8; Мк. 13:5-8; Лк. 21:8-11). Среди проблем, упомянутых Иисусом, особенно выделяется одна в свете нынешней пандемии COVID-19: эпидемии. «Будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры» (Лк. 21:11)[1]. Греческое слово, переведенное как «мор» (loimoi), означает «широко распространенная заразная болезнь«[2]. Примечательно, что это предостережение Иисуса является единственным явным упоминанием чумы во всем Новом Завете[3]. Аналогичное упоминание в Евангелии от Матфея 24:7 не встречается в самых ранних рукописях[4], однако этот текст параллелен данному отрывку из Евангелия от Луки и классифицируется там как «начало болезни» (Мф 24:8). На самом деле Иисус ясно говорит, что «не тотчас конец» (Лк. 21:9; ср. Мф. 24:8). Таким образом, данное конкретное упоминание о морах, по-видимому, относится не к концу времен, а к периоду, предшествовавшему разрушению Иерусалима, и фактически Иосиф Флавий описывает «мор» в связи с этим событием[5]. Тем не менее, прежде чем исключить мор из числа бед или «болезней», которые могли бы характеризовать время непосредственно перед Вторым пришествием Христа, полезно будет взглянуть на некоторые дополнительные библейские ссылки.

Как правило, в Писании эпидемии рассматриваются как один из видов Божьего осуждения. Часто Господь насылает их на Свой народ за непослушание и/или неспособность поклоняться Ему должным образом как Творцу и Избавителю (Исх. 5:3; Лев. 26:25; Втор. 32:24; 1 Пар. 21:14). В других случаях это осуждение других народов за их мятежное отношение к Богу (Исх. 9:1-7). Такой божественный суд может привести к смерти множества людей (Исх. 9:15; Пс. 90:7; ср. 90:3) и даже полному уничтожению (Числ. 14:12). Примечательно, что мор как Божье осуждение в Ветхом Завете чаще всего встречается в связи с пророческим разрушением Иерусалима Вавилоном[6]. Подобные предупреждения даются для того, чтобы побудить народ Божий более серьезно задуматься о своем положении и обратиться к Богу с искренним покаянием (см. 2 Пар. 7:13-14).

Отдельно Иисус упоминает лишь некоторые явления, которые будут непосредственно предшествовать Его Второму пришествию. Наиболее важным из них является то, что Евангелие будет проповедано «во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф. 24:14; ср. Откр. 14:6; 18:1). В Евангелии от Луки дается несколько дополнительных признаков, которые называются «знамениями» (sēmeia), что связывает их с вопросом учеников в начале (Лк. 21:7)[7]. Будут знамения на небесах (в солнце, луне и звездах; ср. Ис. 13:9-10; Откр. 6:12-14), а также «на земле» (Лк. 21:25). Последние признаки делятся на три основные категории:

  1. «уныние народов и недоумение», что можно отнести к мировым войнам двадцатого века;
  2. «море восшумит и возмутится», что, возможно, относится к стихийным бедствиям на море, которые становятся все более интенсивными (цунами, тайфуны и ураганы); и
  3. «люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на Вселенную» (Лк. 21:25-26)[8], что вполне соответствует росту терроризма и других глобальных угроз.

Пандемии

Конечно, пандемия COVID-19 вселила страх в сердца многих людей во всем мире, и, хотя Иисус не выделял ее особо, она, безусловно, может рассматриваться как одна из тех проблем, которые описываются как предвестники конца. Можно сказать, что за всю историю по количеству смертей лишь три пандемии были гораздо серьезнее, чем нынешняя:

  1. Юстинианова чума в 541-542 гг., ускорившая гибель того, что осталось от Римской Империи (от тридцати до пятидесяти миллионов погибших);
  2. Испанский грипп 1918-1920 годов или «испанка» (30 миллионов погибших);
  3. Черная смерть 1347-1352 годов, унесшая больше всего жизней в истории человечества (от семидесяти пяти до двухсот миллионов человек)[9].

Однако, возможно, очень немногие события в истории привели к таким непосредственным глобальным последствиям, как пандемия COVID-19. Кто бы мог подумать, что практически все путешествия и экономическая деятельность внезапно прекратятся в глобальном масштабе? Даже мировые войны двадцатого века, несмотря на огромные человеческие жертвы, оказывали влияние на мир более постепенно и не могли отразиться на повседневной жизни практически каждого человека на планете столь радикально, как нынешняя пандемия.

Мог ли Бог допустить распространение данной болезни, чтобы привлечь наше внимание? В свете текущих событий следующее слова Вестницы Господней выглядят однозначно пророческими:

«Настало время повышенного интереса ко всем живущим. Правители, государственные деятели, люди, занимающие ответственное положение, и власти, думая о людях всех классов, акцентируют внимание на событиях, происходящих вокруг нас. Они видят напряженные, беспокойные отношения, существующие среди народов. Они видят, что земные стихии начинают бушевать, и понимают, что должно произойти что-то грандиозное и решающее, что мир стоит на пороге великого кризиса.

Ангелы сдерживают ветры войны, пока мир не будет предупрежден о грядущей гибели; но на земле скоро разразится буря, и когда Бог позволит ангелам освободить ветры, произойдут события, которые не поддаются описанию…

Бог милостиво дал нам время передышки. Все способности, дарованные нам Небом, должны быть использованы для совершения Божьего дела по спасению погибающих в неведении. Весть предостережения должна прозвучать во всех частях мира… Должна быть совершена великая работа, и эта работа вверена людям, которые знают истину для настоящего времени«[10].

Признаки конца

Учитывая, что эпидемии часто связывались в Писании с нападениями Вавилона на народ Божий и что Вавилон конца времен быстро набирает силу, как предсказано в Книге Откровение 17[11], вполне возможно, что кризис COVID-19 представляет собой одну из «болезней», упоминаемых в 24 главе Евангелия от Матфея как знак конца. Бог использует такие знамения непосредственно перед пришествием Иисуса, чтобы пробудить Свою церковь и показать, что их искупление близко (Лк. 21:28)[12]. Хотя настоящая пандемия, по всей вероятности, закончится, нас ждут другие глобальные события — некоторые из них даже более важные. Посреди всего этого мы призваны быть Божьими вестниками для людей, которым больше некуда обратиться, что символизирует ангел, «восклицающий громким голосом» (Откр. 18:1-4; ср. Ис. 60:1-3).

По мере приближения к концу сдерживаемые ветры раздора (см. Откр. 7:1, 3), в конечном счете, будут выпущены. «Семь последних язв» (Откр. 15: 1; 21: 9) — к которым не относятся ныненшние проблемы — будут иметь еще большее глобальное значение (см. Откр. 16), но к тому времени судьба каждого в вечности будет уже определена, и возможности для покаяния больше не останется (Откр. 16:9, 11). В отличие от тех, у кого нет надежды (ср. Еф. 2:12; 1 Фес. 4:13), адвентисты седьмого дня получили особую привилегию быть маяками света и надежды для потерянного мира. Бог открыл все, что необходимо знать Его народу. Нам остается изучать это откровение и помнить слова Иисуса, обращенные к Своим ученикам непосредственно перед вознесением: «не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян. 1:8). Он не давал никаких временных пророчеств, которые точно говорили бы, когда будет Второе пришествие Христа, лишь те, что указывают на его близость[13]. Иисус сказал: «Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» (Лк. 21:28). Пророчество Иисуса, данное на Масличной горе, никогда не казалось более актуальным.

Клинтон Уолен, помощник директора Института Библейских Исследований

[1] Все библейские цитаты приводятся по Синодальному переводу Библии.

[2] Johannes P. Louw and Eugene A. Nida, eds., Greek-English Lexicon of the New Testament Based on Semantic Domains, 2nd ed. (New York: United Bible Societies, 1988–1989), § 23.158.

[3] Единственный раз, когда это слово используется в Новом Завете еще раз, это когда Тертулл, иудейский оратор, обвинил Павла перед Феликсом в том, что был «язвой» (Деян. 24:5). Заразные заболевания не упоминаются явно в книге Откровение, несмотря на то, что в ней описывается множество бед, хотя упоминание «смерти» (thanatos), наряду с гибелью от меча, голода, зверей земных (Откр. 6:8), кажется, относится к ветхозаветному комплексу видов Божьего суда, в число которых входили болезни (см. п. 6 ниже).

[4] Греческое слово, означающее заразное заболевание (loimos), опущено в большинстве более ранних кодексов (א B D E*) и некоторых других древних свидетельствах, хотя оно употребляется в большинстве рукописей, древних версий и библейских цитат в трудах ранних отцов церкви. Хотя эта проблема объясняется приведением Писания в соответствие с 21 главой Евангелия от Луки, Брюс Мецгер в A Textual Commentary on the Greek New Testament, 2nd ed. (Stuttgart: German Bible Society, 1994), 51, признает, что «слово καὶ λοιμοί может опускаться из-за сходности окончания». Поимо возможной путаницы с окончаниями, в греческом языке слово, означающее «голод» (limoi) очень похоже на слово «чума» (loimoi), отличаясь от него лишь одной буквой. Неправильное написание могло также вызвать путаницу с учетом неправильного написания слова «голод» как leimoi в Ватиканском (В) и Византийском (D) кодексах. Два частично сохранившихся папируса содержат 24 главу Евангелия от Матфея, однако, к сожалению, седьмой стих в них не сохранился (P 70, P 83).

[5] Иосиф Флавий, Иудейская война, 6.421. Греческое выражение loimōdē phthoran использует лексически близкое прилагательное.

[6] См. Иер. 14:12; 21:6–9; 24:10; 27:8, 13; 28:8; 29:17–18; 32:24, 36; 34:17; 38:2; Иез. 5:12, 17; 6:11–12; 7:15; 12:16; 14:12–20; 33:27.

[7] Небесные знаки (менее точно описанные) также упоминаются в связи с событиями, ведущими к разрушению Иерусалима (Лк. 21:11), и Иосиф Флавий свидетельствует, что такие знаки действительно были в небе перед этим событием (Война, 6.288-315).

[8] В Евангелии от Матфея единственное событие, непосредственно названное признаком в ответ на вопрос учеников (Мф. 24:3) — это само Второе пришествие: «тогда явится знамение Сына Человеческого на небе» (Мф. 24:30).

[9] Michael S. Rosenwald, «History’s Deadliest Pandemics, from Ancient Rome to Modern America,» Washington Post, 7 апреля 2020 г., https://www.washingtonpost.com/graphics/2020/local/retropolis/coronavirus-deadliest-pandemics/ (доступ 30 апреля 2020 г.).

[10] Эллен Уайт, Маранафа, с. 266.

[11] На нынешнее существование Вавилона указывают слова второго ангела (Откр. 14:8). Эта власть, определяемая в Francis D. Nichol, ed., The Seventh-day Adventist Bible Commentary, vol. 7 (Washington, DC: Review and Herald, 1957), 830, как «все религиозные организации и движения, отошедшие от истины», это диаметральная противоположность девственнице в 12 главе Откровения, символизирующей истинную церковь. См. See Hans K. LaRondelle, «The Biblical Concept of Armageddon,» Journal of the Evangelical Theological Society 28, no. 1 (March 1985): 22–23. Схожесть зверя, на котором сидит блудница, со зверем в 13 главе Откровения (Откр. 17:3; ср. 13:1), тем, чьи головы получили смертельную рану, а затем исцелились (Откр. 13:3), предполагает некоторый перерыв во влиянии ложной системы поклонения морского зверя, но также и ее последующее распространение до уровня почти глобальной власти (Откр. 17:5; 18:3) — единственным исключением из которой будет Божий народ остатка, «соблюдающий заповеди Божии и веру в Иисуса» (Откр. 14:12).

[12] Leon Morris, Luke: Introduction and Commentary, 2nd ed., Tyndale New Testament Commentaries 3 (Downers Grove, IL: InterVarsity, 1988), 317–318: «Когда появятся знаки приближающегося конца, последователи Иисуса не должны унывать. Их освобождение близко».

[13] См. Эллен Уайт, События последнего времени, с. 34-39.

По материалам бюллетеня Института библейских исследований

Exit mobile version