Размышления о богословии субботы — продолжение

Размышления о богословии субботыОсвещает всю жизнь человека

Учитывая свое библейское происхождение, основное значение и цель, день субботний является днем встречи с Богом. Это день памяти, радости и надежды — день, в который верующий христианин вновь получает от Бога все. И все же значение этого дня еще больше.

Поразительно, что четвертая заповедь в Декалоге находится в окружении заповедей, касающихся нашего служения Богу и связанных с нашими близкими и повседневной жизнью. Кажется, что суббота является знаком того, какими должны быть все другие дни, в том смысле, что она определяет и освещает отношение человека во всех его делах. Дела человека — по сути, вся его жизнь — находят свое истинное значение в контексте того фундаментального отношения, которое определяется днем субботним как днем, принадлежащим Господу. Для многих, кому стало очевидно, что вера и жизнь, доктрина и практика неразделимы, заповедь о радости соблюдения субботы может рассматриваться, по словам Ханса Вольффа, как «архитипичная модель нашего богословия«43.

К примеру, не вызывает сомнений, что в центре концепции субботы лежит поклонение христианской общины. Это не значит, что празднование и поклонение отделяет этот день и освящает его44, скорее, что день субботний сложно представить без празднования поклонения Богу45. Святить день Господень означает также собираться вместе, чтобы слушать и изучать Слово Божье, исповедовать христианскую веру и делиться ею, возносить молитвы и славить Бога.

И все же субботнее поклонение не должно рассматриваться как изолированное действие, которое отделяет человека от повседневной жизни. Напротив, это центр, из которого повседневная жизнь черпает свой смысл и свет. Осуществляется это как минимум двумя способами.

Релятивизация работы человека. День субботний подразумевает отдых — прекращение ежедневного труда человека, как мы отметили выше, свидетельствуя тем самым об относительном характере труда человека. Через опыт соблюдения субботы человек вновь и вновь повторяет урок, что Бог, а не работа является главным смыслом его жизни. Суббота и заложенное в ней прекращение работы — это способ Бога предостеречь человека от абсолютной уверенности в собственном труде. Это предостережение против возможного опьянения ощущением собственной силы и могущества. Суббота заставляет человека смотреть на свой труд под правильным углом, заставляя его обращаться к Богу как к единственному источнику своего существования. Превосходя человеческий труд, каким бы великим он ни был, субботний покой весьма конкретно говорит человеку: «Тебя спасает не твоя работа или деятельность, но совершенная благодать Божья. Не тревожься о завтрашнем дне и не будь ослеплен собственными достижениями. Бог дарует так много Своим возлюбленным детям, пока они отдыхают. Ищи прежде Царства Божьего и Его праведности, и все остальное также будет твоим».

Теология субботы, таким образом, есть теология умеренности и воздержанности. Она приглашает человека взглянуть под правильным углом на свои земные достижения и убеждает его воздерживаться от того, чтобы полагаться на свою работу — то есть на самого себя. Это также теология благодати и свободы. Ибо когда Бог повелевает человеку покоиться на седьмой день, Он восстанавливает в нем чувство принадлежности Богу, тем самым вновь освобождая его от вещей сотворенного мира46. И когда человек разделяет с Творцом опыт субботнего покоя, прекратив свой каждодневный труд, он все больше познает духовную свободу. Отдыхая от работы, свободный от земной рутины, человек получает редкую возможность задуматься и почувствовать Божественную любовь, сотворившую и освободившую его.

Суббота обладает способностью создания и восстановления отношений, которые нельзя обрести, если человек не раскрыл потенциал, заложенный в этот день Самим Богом. Здесь мы встречаем Бога на таком уровне, который невозможен в любой другой день недели47, поскольку, как отмечает Абрахам Хешель, мы погружаемся не «в иное состояние сознания, но в иную атмосферу»48. Хотя в действительности мы «и не осознаем автоматически это качество субботы, просто отдыхая в субботний день, соблюдение этого дня обладает особенностью, которую нельзя обрести в любой другой день, кроме дня Господнего, который Он «благословил«49. Христиане никогда не поймут, что действительно это значит — соблюдать субботу, пока не попробуют это сделать, и не просто соблюдать субботу как день отдыха, но соблюдать ее на уровне заложенных в нее Богом возможностей для отношений с человеком.

Положительное значение труда человека. Таким образом, труд человека, отношение к которому было исправлено через субботний покой и поклонение, приобретает положительное значение. Суббота фактически становится основой для формирования христианской этики, которая призывает человека в целом признать господство Бога, ощущаемое и отмечаемое в жизни христианской общины.

Ибо это действительно тот день, когда народ собирается, чтобы услышать Слово Божье, принимая его с благодарностью, хвалой и радостью. И такие же благодарность, хвала и радость должны наполнять повседневные дела человека. Именно в поклонении исповедуется истинный Бог, и христианин призван жить в Божьей истине. Это не только вызов для христианина, но и свобода жить всей полнотой своей жизни в ответственности, предлагаемой ему истиной Божьей.

Здесь человек приносит свои дары и призывается жить на заработанное им, признавая, что все, чем он владеет, принадлежит Богу, в глазах Которого все люди равны50.

Теперь, когда христианин почувствовал близость Бога и был обновлен по образу и подобию Господа, он может смело входить в мир, который создал Бог.

Он свободен для каждодневного труда, лучше подготовлен к задачам предстоящей недели, более того, он лучше подготовлен для жизни в целом. Он начинает новую неделю не только как человек, который испытал творческую и искупительную любовь Бога, но и как христианин, «воскресший» со Христом, сидящий «на небесах во Христе Иисусе» (см. Еф. 2:6). В этом общении с Богом ему принадлежит все, чтобы он мог использовать все, данное ему во славу Господню. Божья благодать освободила его от страха перед другими людьми и от поклонения вещам. Именно это постоянное Божье присутствие в течение недели, являющееся результатом покоя и мира субботнего дня, создает и подчеркивает этические аспекты, заложенные в субботнем покое51.

«Деспотизм» субботы

Господь самовольно постановил, что на седьмой день мы должны войти в покой вместе с Его творением определенным образом. Он наполнил этот день содержанием, которое «не запятнано» ничем, связанным с циклическими изменениями природы или движением небесных тел52. Это содержание есть идея абсолютного владычества Бога — владычества, безусловного даже при косвенном познании естественных движений времени и ритмов жизни. Если христианин соблюдает день субботний и свято чтит его, то он делает это исключительно в ответ на Божье повеление и просто потому, что Бог — его Творец. Таким образом, заповедь субботы ближе к истинной мере духовности, чем любая другая из заповедей, и, как и во времена древнего Израиля, она часто является более серьезным испытанием верности Богу, чем что-либо другое53. Быть готовым в день субботний удалиться от тирании мира вещей, чтобы встретить Господа неба и земли в покое своей души, — значит возлюбить Бога всем своим сердцем, душой, разумом и телом.

Прежде чем подойти к заключению, я хотел бы сделать предостережение. На данный момент уже ясно, что суббота действительно имеет значение для современного человека, и, возможно, даже большее, чем для человека в любой иной предыдущий период. Это в первую очередь обусловлено тем, что поразительные перемены, характерные для современного человека, настоятельно требуют от него заново открыть себя и восстановить общение с Богом и другими людьми. Увеличивающаяся секуляризация культуры с ее лихорадочной активностью, дезинтеграция всей социальной жизни, обезличенная связь человека с Богом, символизируемая такими современными причудами, как сумасшедшая выдумка «Бог мертв», — все это усилило путаницу, господствующую в нашем современном западном мире54.

В такой атмосфере суббота как день отдыха, святимый для Бога, слишком часто становится травмирующим опытом во многих отношениях. Во-первых, слишком многие из нас склонны идти по пути секуляризации субботы, лишая ее сверхъестественного содержания и любого измерения реальности за пределами эмпирического опыта. Затем, лишив ее внутренней сути, мы используем субботу для собственного эгоистичного удовольствия. Вместо того чтобы стать днем света, озаряющим всю человеческую жизнь, суббота проходит как и любой другой день, прожитый человеком в его вновь обретенной независимости. Точно так же она теряет и свое измерение освящения. Как бы мы ни старались вновь наполнить субботу смыслом, она остается для многих пустым днем, утрачивая свойство субботы в библейском смысле. Она, по сути, подчиняется неизбежной тирании и рабству будней.

Но есть и другие способы отвергать основной смысл субботнего дня. Занятые и озабоченные проблемами и сложностями повседневной жизни в безумно спешащем, невротическом обществе, некоторые склонны находить в субботнем покое только скуку и неудобство.

Воспринимаемая как день, когда все, что остается, — это ждать, когда же ее часы пройдут, суббота является для таковых бременем, обязанностью, и соблюдение субботы становится «религиозной работой«55. Подобное отношение имеет мало общего с библейским пониманием, ибо человек не проживает и не ощущает субботу как время отдыха и обновления, дарованное любящим Творцом, но ощущает ее как бремя, пустое время, которое человек использует для осуществления своих собственных планов и замыслов. Для тех, кто относится к субботе именно так, она воистину выродилась в отрицание Божьего Завета благодати.

Бескомпромиссная критика Христом ошибочного понимания фарисеями соблюдения субботы строилась именно на этом решающем факторе (см., например, Мк. 2:23–28). Христос сказал: «Суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2:27). Иными словами, суббота должна была стать благом для человека, а не бременем. Это не день, авторитарно отнятый у человека Богом, но день, с любовью данный Богом человеку. Считать субботу днем скорби и уныния — значит отрицать ее истинное значение как дня радости и восторга, призывающего человека к свободному и благодарному послушанию как обязательному результату полученных благословений. Именно эту свободу и любовь подтверждает Христос, напоминая нам, что «Сын Человеческий есть господин и субботы» (Мк. 2:28).

Заключение

Этих нескольких соображений должно быть достаточно, чтобы показать, что подлинная теология субботы — это приглашение соблюдать святость седьмого дня в духе радости и благодарности Богу-Творцу за Его милостивую заботу о Своем творении. Суббота должна быть четко отделена от всех рабочих дней, равно как и от других свободных дней. Это не просто один из выходных дней, но святой день, посвященный восстановлению отношений с Богом и ближними и, таким образом, особенно направленный на то, чтобы сформировать и укрепить характер верующего. Это постоянное напоминание о нашей тварной природе и о нашем существовании во времени. Поскольку это касается всего человечества, Бог призывает людей соблюдать день субботний: это знак благодати; это время, данное Богом нам в Своей любви, и мы должны наполнять его радостным ожиданием той вечной свободы, которая отчасти уже нам дана, свободы, которая исходит от Cамого Бога.

Ссылки и сноски

1 Roland de Vaux, Ancient Israel (London, 1961), p. 479. См. Также J. J. Stamm, «Dreizig Jahre Dekalogforschung,» Theologische Rundschau NF 27 (1961): 189–237, 281–305; Ernest Jenni, Die theologische Begruendung des Saboat gebotes im Alten Testament, Theologische Studien 46 (Zurich, 1956), pp. 10–13; H. H. Rowley, Men of God (London, 1963), pp. 1–36; J. J. Stamm and М. E. Andrew, The Ten Commandments in Recent Research (Napperville, Ill., 1967), pp. 22–35; J. Guillen, «Nuevas aportaciones al estudio del sabado,» Estudios Biblicos 26 (1967):77—89.

2 Полезное исследование на эту тему см. De Vaux, op. cit., pp. 475–479; N.-E. A. Andreasen, The Old Testament Sabbath, SBLDiss. Ser. 7 (Missoula, Mont., 1972), pp. 1–16.

3 «Je mehr man sich in die Literatur über den Ursprung des Sabbats vertieft, desto eindicklicher wird einem die Einzigartigkeit der israelitischen Institution des Sabbats,» remarks Jenni in Die theologische Begruendung, p. 10. См. также E. G. Kraeling, «The Present Status of the Sabbath Question,» American Journal of Semitic Languages and Literatures, 49 (1932–1933): 218–228.

Упоминание о субботе встречается около пятидесяти раз. См. Ernest Jenni, Theologisches Handworterbuch zum Alten Testament (Munich, 1971), 1:710. «Das Wort ‘Sabbat,’» precises Jenni, «begegnet im Alten Testament knapp ueber hundertmal.«—Die theologische Begriindung, p. 4.

5 Библия больше сосредоточена на времени, а не на месте. Она обращает больше внимания на поколения, события, страны, вещи и историю, чем на географию. В Библии время имеет значение само по себе, по крайней мере, такое же, как и пространство.

О библейской доктрине Творения см. Пс. 32:6–9; 88:12, 13; 89:2, 3; 145:6–8; 147:1–6; Ис. 40:26–31; 44:24–26; Ин. 1:1–12; Деян 14:15–17; 17:22–31; Рим. 1:18–23; Кол. 1:16–20.

7 Более подробное рассмотрение этого вопроса см. Langdon Gilkey, Maker of Heaven and Earth (Garden City, N.Y., 1959), esp. chaps. 1 and 2.

8 Karl Barth, Church Dogmatics (Edinburgh, 1956), esp. III/1, III/4,1/1, II/1, IV/1. Я позаимствовал в серьезном исследовании Барта несколько базовых концепций, представленных здесь. Представление взглядов Барта на этот вопрос см. James Brown, «Karl Barth’s Doctrine of the Sabbath,» Scottish Journal of Theology 19 (1966), pp. 409–425.

9 Библейские цитаты взяты из Синодального перевода Библии.

10 Исх. 20:8–11. Тема Божьего покоя вновь упоминается в Исх. 31:17.

11 То, что Творец может устать и нуждаться в отдыхе, противоречит библейскому тексту. См. например. Ис. 40:28. «Он отдыхал не потому, что испытывал усталость, но потому, что наслаждался плодами Своей мудрости, благости и откровения славы Своей» (Э. Уайт. Патриархи и пророки, с. 47).

12 Слова совершил и делал используются четыре раза по отношению к субботе в Быт. 2:2, 5.

13 M. L. Andreasen, The Sabbath: Which Day and Why? (Washington, D.C., 1942), pp. 43–45.

14 De Vaux, op. cit., p. 481.

15 Комментируя текст книги Бытие, «благословил Бог седьмой день и освятил его» (Быт. 2:3), Дженни отмечает, что «через это благословение Бог вложил живительные силы в этот день. Это поистине день, в который Бог желает вступить в близкие отношения со Своим творением, и общение с Богом означает жизнь. Благодаря тому, что этот день благословен, сам он становится благословением» — Die theologische Begriindung, p. 29. Cf. Walther Zimmerli, Die Urgeschichte, 1. Mose 1–11, 1943, p. 102.

16 G. C. Berkouwer, The Providence of God (Grand Rapids, 1952), p. 62.

17 Gerhard von Rad, Genesis: A Commentary (Philadelphia, 1961), p. 60.

18 Ис. 56:4, 6 связывает субботний покой с постом завета, и Иез. 20:12 указывает на суботу как на «знамение» между Богом и Его народом. В Исх. 31:12–17 субботний покой обозначен как «знак» для Израиля, что Господь — Тот, Кто освящает. Отвергающий этот знак, нарушая субботу, отвергает также Бога (ст. 14, 15).

19 Именно в связи с днем субботним в рассказе о Творении впервые используется слово «святой». Земля и небеса были названы «хорошими» (Быт. 1:12, 18, 21, 24), человек — «хорошим весьма» (ст. 31), но седьмой день суббота назван «освященным», т. е. «святым» (Быт. 2:3).

20 Слова пророков, запрещающие совершать дела в субботу, противоречат естественной склонности человека защитить свою жизнь от превратностей жизни безостановочной, непрекращающейся работой. См. Исх. 22:14; Ис. 58:13, 14; Иер. 17:19–27; Неем. 13:15–22.

21 Согласно Уилли Родорфу, первоначально суббота была социально-этическим институтом, дающим отдых и покой. Он считает религиозное измерение более поздним добавлением. См. его Sunday (Philadelphia, 1968), pp. 15–18, 45–54.

22 «Если бы суббота всегда соблюдалась в святости, человеческие мысли и привязанности были бы обращены к своему Создателю как к Личности, достойной поклонения и почитания, и люди никогда не стали бы идолопоклонниками, атеистами или богоотступниками» (Э. Уайт. История спасения, с. 382, 383).

23 Отмечая, что в случае с субботним покоем последний день недели, а не первый посвящен Богу, А. М. Дюбрель пишет: «Приношение своего времени, совершаемое в последний день недели, а не в первый, как в случае с материальными благами, обладает эффектом посвящения всего времени, поскольку оно стремится к дню встречи с Богом». —»La signification religieuse du sabbath dans la Bible,» in Le Dimanche, Lex Orandi 39 (Paris, 1965), p. 52. See also Matitiahu Tsevat, «The Basic Meaning of the Biblical Sabbath,» Zeitschrift für die Alttestamentliche Wissenschaft 84 (1972):454.

24 Jean Danielou, The Bible and the Liturgy (South Bend, Ind., 1956), p. 223.

25 Исх. 20:11.

26 Об этом см. H. K. LaRondelle, Perfection and Perfectionism (Berrien Springs, Mich., 1975), pp. 69–72.

27 В тексте Второзакония в заповеди о субботе отдых израильских рабов и домашних животных (ст. 14) кажется главной целью субботнего покоя. Действительно, во Второзаконии есть и другие места, где рабы приглашаются разделить с израильтянами их радость поклонения истинному Богу (см. Втор. 12:12, 18; 16:11, 12, 14) в попытке подчеркнуть присущее человеку достоинство. Но в данном случае Бог подразумевает, скорее, историю спасения. Израильтяне дают своим рабам этот день покоя, поскольку Бог освободил Израиль от египетского рабства и привел его к покою в Земле обетованной. См. Jenni, Die theologische Begründung, pp. 16–19.

28 Обратите внимание в этом тексте на напоминание уже существующей заповеди, как указано в ст. 12: «Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой».

29 «The Doctrine of the Sabbath in the Old and New Testaments,» Grace Journal 6 (Spring, 1965):10.

30 См. особенно ст. 1–5, 8–10. Христианское посвящение и мысль действительно связывают себя с Божьей искупительной деятельностью, раскрытой в Иисусе Христе. Оно лежит в основе нашего знания о Боге как любящем Отце, нашей надежде на спасение. Но Кто этот Бог, крайне праведный и любящий, Кто судит и спасает нас, если не Творец небес и земли? Евангельские обетования спасения коренятся в библейской доктрине Творения, ибо Творение — это деятельность Бога, через которую мы определяем, что значит слово «Бог». Без этого превосходящего аспекта Бога, который описывает Его нашей вере как источник всего существования, Его суд и любовь были бы абсолютно неважны для нас, и обетование спасения невозможно было бы исполнить. Его обещание искупить нас «считается», только если Бог — Творец сил, которые управляют нашей жизнью. Христианская вера требует, чтобы Бог спасающий был также Богом, сотворившим нас. Лишь веруя в то, что Бог — Творец, мы можем верить, что Он обладает властью воссоздать нас, то есть искупить нас, ибо искупление по сути своей есть творческий акт. См. Langdon Gilkey, Maker of Heaven and Earth (Garden City, N.Y., 1959), pp. 79–82.

31 «Суббота, свидетельствующая миру о Боге как о Творце, свидетельствует также о Нем как об Освящающем нас» (Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 350). Это единство между Творением и искуплением решительно отделяет библейскую весть о спасении от всех дуалистических религий, которые считают спасение освобождением из сотворенного мира, а не восстановлением этого мира.

32 Ин. 1:18, Евр. 1:1, 2 и Кол. 1:15–17 различными способами соотносят творческую мудрость и слово Творца с Иисусом Христом. В 1 Кор. 8:6 есть однозначная ссылка на роль Христа в Творении, когда к словам «Бог Отец, из Которого все», добавляется «Иисус Христос, Которым все».

33 Субботний покой напоминает человеку, что мир и человеческая жизнь по сути хороши, что они Божье творение, наделенное множеством прекрасных черт. Таким образом, суббота — это приглашение радоваться Божьему творению.

34 Седьмой день суббота — это день Господень, для Господа и с Господом. Однако довольно часто в Писаниях выражение «День Господень» наделено явным эсхатологическим значением. См. Ис. 13:9; Иез. 13:5; Иоил. 2:31; Ам. 5:18; 1 Кор. 1:8; 5:5; Флп. 1:6; 2:16; 1 Фес. 5:2, 4; 2 Тим. 1:12.

35 Рим. 8:20–22. Как в прошлом Господь совершал великие дела и побеждал Своих врагов через первоначальный акт Творения и освобождения народа Своего из Египта, так и сейчас Он действует в финальной решительной битве, которая должна начаться в эсхатологическом веке.

36 Barth, op. cit., III/l, p. 214.

37 Евр. 4:1–13. Вместе с Оскаром Кульманом адвентисты седьмого дня четко различают новозаветную концепцию вечности как бесконечного времени и классическую философскую концепцию вечности как противоположности времени, как безвременье. См. Oscar Cullmann, Christ and Time (Philadelphia, 1950), pp. 61–80. В Новом Завете эсхатологический покой описывается не как покой отрицания, но, со стороны человека, как время поклонения и прославления. См. Откр. 22:3–5.

38 См., в частности, Barth, op. cit., III/l, pp. 213–228; III/4, pp. 47–72.

39 См., например, Barth, op. cit., III/l, pp. 218f.

40 Barth, op. cit., IV/1, p. 508: «Библейское повествование гласит, что история мира началась с гордыни и грехопадения человека… Золотого века никогда не было. Нет смысла оглядываться на него. Первый человек был непосредственно первым грешником». Таким же образом Барт отрицает историчность грехопадения Адама как перехода от status integritatis к status corruptionis.

41 Более подробно адвентистскую критику взглядов Барта см. LaRondelle, op. cit., pp. 69–86.

42 Как недвусмысленно обозначено в Кол. 1:15–20; Еф. 1:3–14.

43 Hans Walter Wolff, «The Day of Rest in the Old Testament,» Lexington Theological Quarterly 7 (July, 1972):65.

44 Поклонение — это человеческий акт, который, подобно всем остальным человеческим действиям, может отклониться от своего истинного объекта, тем самым теряя свое значение. Вряд ли можно забыть предупреждения пророков об этом эффекте или осуждение Амосом израильских собраний (см. Ам. 5:21–24).

45 Истинная основа поклонения — не только на седьмой день, но любого поклонения — заключена в различии между Творцом и Его творением. Как память о Творении, суббота, постоянно напоминая человеку об этом различии, лежит в самой основе истинного поклонения. См. J. N. Andrews and L. R. Conradi, History of the Sabbath and First Day of the Week, 2d ed. (Battle Creek, Mich., 1873), pp. 509–512.

46 «Ничто не подавляется так сильно, как желание быть рабом собственной низости», — отмечает Абрахам Иешуа Хешель. «Смело, неустанно, тихо человек должен бороться за внутреннюю свободу. Внутренняя свобода зависит от того, чтобы не находиться под властью вещей и под властью людей. Многие получили высокую степень политической или социальной свободы, но мало кто не порабощен вещами. Это наша постоянная проблема — как жить с людьми и оставаться свободными, как жить с вещами и оставаться независимыми» (The Sabbath: Its Meaning for Modem Man (New York, 1951), p. 89).

47 Несмотря на значительные усилия, попытки тех, кто соблюдает воскресенье, придать первому дню недели черты субботы откровенно провалились. См. Herbert E. Saunders, The Sabbath (Plainfield, N.J., 1970), pp. 12–17.

48 Heschel, op. cit., p. 21.

49 Быт. 2:3. «Бог уже благословил рыб в морях [1:22] и человека [ст. 28]. Это благословение дало им силы быть плодовитыми и размножаться». Затем был благословлен седьмой день, «наделенный силами восстанавливать жизнь, чтобы после нее время человека стало новым и плодотворным» — Wolff, op. cit., p. 70.

50 Субботняя заповедь — единственная, которая делает «шаг к тому, чтобы сделать всех людей равными перед Богом», — там же, с.71.

51 По самой своей природе субботняя заповедь подчеркивает все другие заповеди и помогает их соблюдать. Это та заповедь, которая указывает на время для поклонения, для принятия Слова и Писания Божьего. Это время, оставленное для размышлений и ответов на жизнь с Богом, природой, собой и другими людьми.

52 Попытки связать происхождение седьмого дня субботы с фазами Луны, сельскохозяйственными сезонами или любым другим природным явлением откровенно провалились. См. De Vaux, op. cit., p. 480; Walter Harrelson, From Fertility Cult to Worship (Garden City, N.Y., 1969), pp. 30–32; Tsevat, op. cit., pp. 456–458; Jenni, Die theologische Begriindung, pp. 11, 12; Guillen, op. cit., p. 78, 79; Felix Mathys, «Sabbatruhe und Sabbatfest,» Theologische Zeitschrift 28 (1972):245, 246.

53 Хотя величайшая награда связана с соблюдением субботы (Втор. 28:1–14; Ис. 56:2–7; 58:13, 14; Иер. 17:24–26; Иез. 20:12, 20), продолжающееся нарушение четвертой заповеди долгие годы было духовным термометром, раскрывая положение Израиля, нарушившего завет с Богом (Исх. 31:15; 35:3; Числ. 15:32–36; Неем. 13:15–22; Иер. 17:27; Иез. 20:13, 16, 21, 24; 22:8, 26).

54 В качестве анализа современных тенденций в западной культуре и их угрозе традиционному христианскому дню покоя см. в Christopher Kiesling, The Future of the Christian Sunday (New York, 1970), pp. 3–15.

55 Arthur W. Spalding, The Sabbath and the Sabbath Day (Mountain View, Calif., 1937), p. 5. В первой главе этой книги Спалдинг обсуждает несколько категорий отрицательных субботствующих: «обремененные субботой», «связанные субботой» и «субботозависимые».

По материалам Бюллетеня Института Библейских Исследований

Exit mobile version