Спаситель и суббота

Спаситель и субботаЧеловеческое сердце нуждается в постоянном заверении в Божественном прощении, принятии и спасении. Каждый из нас жаждет узнать, действительно ли Бог простил и спас нас. В Писании заверение в Божественном прощении и спасении передается не только вербально, но и посредством образов и символов.

Система жертвоприношений, крещение, Вечеря Господня, обряд ногоомовения и суббота — все эти установления созданы Богом, чтобы помочь верующим осознать и обрести уверенность в спасении.

Суббота занимает особое место среди всех других установлений Божьих. Ее уникальность заключается в ее происхождении, природе, долговечности и функции.

Она уникальна по своему происхождению, поскольку была первым установлением Бога, призванным пригласить Его народ войти в радость Его покоя и общения с Ним (см. Быт. 2:2, 3; Евр. 4:3–10). Суббота уникальна по своей природе, поскольку она не материальный объект или место, куда имеют доступ лишь избранные, но это день (время), доступный для всех.

Будучи периодом времени, суббота приглашает верующих к общению с Богом — не через предметные «святыни», но путем совместного с Ним времяпрепровождения.

Суббота уникальна своей долговечностью: она пережила грехопадение, потоп, египетское рабство, вавилонское пленение, римские антисубботние законы (изданные императором Адрианом в 135 г. н. э.), попытки ввести десятидневную неделю во Франции и пятидневную — в Советском Союзе и недавние усилия лишить ее значимости в многочисленных католических и протестантских докторских диссертациях, папское пастырское послание Dies Domini и антисубботние публикации бывших сторонников ее соблюдения. Суббота уникальна по своей функции, поскольку она помогает иудеям и христианам осознать, усвоить и испытать реальность созидательных и искупительных свершений Бога.

Важность этого исследования. Важность этого исследования заключается в том, что многие христиане считают субботу ветхозаветным установлением, указывавшим на грядущего Спасителя. Христос действительно исполнил прообразную функцию субботы посредством Своей искупительной миссии. Однако христиане по-разному понимают, каким образом Он ее исполнил. Для одних Христос исполнил заповедь о субботе, вообще прекратив ее соблюдение и заменив экзистенциальным опытом искупительного покоя, который доступен каждому верующему каждодневно.

Такова, по сути, позиция лютеран, которую не так давно восприняли Всемирная церковь Бога, Дейл Рацлафф в своей книге «Суббота в кризисе», а также ряд независимых «адвентистских» общин.

Для других христиан Христос исполнил и упразднил лишь церемониальный аспект заповеди о субботе — а именно соблюдение седьмого дня, который был прообразом покоя спасения, дарованного Христом. Однако нравственный аспект заповеди о субботе, заключающийся в принципе соблюдения одного дня из семи, по их мнению, не был упразднен Христом, но трансформировался в соблюдение первого дня недели, воскресенья. Такова позиция католиков и кальвинистов, которую восприняли церкви реформатского толка.

Общий знаменатель у этих двух позиций — вера в то, что Христос исполнил церемониально-типологическую функцию субботы, освободив тем самым Своих последователей от обязанности соблюдать седьмой день — субботу. В процессе нашего исследования мы выяснили, что эта доминирующая точка зрения лежит в основе нападок на актуальность и значимость соблюдения субботы для современных христиан, а потому заслуживает обстоятельного анализа.

Цель данной главы. В этой главе рассматривается вопрос о том, каким образом суббота связана с грядущим Спасителем в Ветхом Завете и с явившимся Спасителем в Новом Завете. В первой части главы исследуется субботняя типология мессианского искупления в Ветхом Завете и древнееврейской литературе.

Здесь мы сосредоточим наше внимание на ряде важных субботних тем, которые поддерживали надежду на спасение в сердцах народа Божьего в ветхозаветные времена. Во второй части рассматривается искупительное значение и функция субботы в Новом Завете. В этом разделе наше внимание будет сосредоточено на значении субботы для современных христиан в свете Христова учения о субботе и Его служения в этот день.

Главный вопрос заключается во взаимоотношениях между мессианским избавлением, прообразом которого служит суббота, и искупительной миссией Христа.

Другими словами, вопрос, на который мы попытаемся ответить в этой главе, можно сформулировать так: каким образом Христос исполнил субботнюю типологию мессианского избавления — упразднив функцию субботы, как в случае с храмовым служением (см. Евр. 8:13; 9:23–28), или актуализировав и углубив значение и соблюдение субботы через Свое искупительное служение?

Как ни странно, литература о субботе в основном игнорирует этот важный аспект искупительного значения и функции субботы в Ветхом и Новом Заветах.

В ней в первую очередь обращается внимание на происхождение субботы при сотворении и ее неизменную роль в ходе истории спасения. Вместе с тем оценка развития теологической концепции субботы — от памятника совершенного Творения до празднования полного искупления и окончательного возрождения — может способствовать более глубокому осознанию верующими смысла и опыта соблюдения субботы.

Часть 1

Суббота и Спаситель в Ветхом Завете

История о сотворении мира в определенном смысле есть история об избавлении: избавлении от беспорядка ради установления порядка, избавлении от хаоса ради установления космоса. В повествовании о сотворении мира суббота раскрывает цель первого Божьего акта избавления. Она говорит нам, что Бог сотворил наш мир не просто ради удовольствия сделать что-то новое и красивое из бесформенной материи (см. Быт. 1:2), но ради особой радости разделить Себя со Своими творениями.

Эта истина особым образом отражена в благословении и освящении субботы. Именно проявление святого Божьего присутствия делает день или место святым, а значит, освящение субботы раскрывает Божье обязательство благословлять Его творения жизнью в избытке через Его святое присутствие. Бог «освятил», «сделал святым» седьмой день (Быт. 2:3), отделив его Спаситель и от других дней для проявления Своего святого присутствия среди Своих творений. Иначе говоря, благословив и освятив седьмой день, Бог раскрыл Свое намерение предложить человечеству не только прекрасный мир, но и несравненную радость общения с Ним.

Обетование Еммануила. Когда перспектива счастливого бытия в Божьем присутствии была разрушена грехопадением, суббота стала символом Божественного обязательства восстановить нарушенные взаимоотношения. Из символа изначальных Божьих космологических достижений (т. е. сотворения совершенного космоса из хаоса) суббота превратилась в символ будущей сотериологической деятельности Бога (т. е. избавления народа Божьего из рабства греха и дарования ему свободы). Из символа изначального вступления Бога в человеческое время ради благословения и освящения человечества Своим присутствием суббота превратилась в символ будущего облечения Бога в человеческую плоть, чтобы стать «Еммануилом — Богом с нами». Первое, равно как и Второе пришествия Христа представляют собой исполнение замысла Божьего по отношению к этому миру, первоначально выраженного через благословение и освящение субботы.

В своей книге Toward an American Theology (Об американской теологии) Герберт У. Ричардсон совершенно справедливо подчеркивает связь между освящением субботы Творения и воплощением Христа. Он пишет: «Бог сотворил мир таким образом, чтобы субботний гость, Иисус Христос, мог прийти и пребывать в нем.

То есть мир был создан ради „Еммануила, Бога с нами“. Воплощение Христа поэтому не спасательная операция, решение о которой было принято только после того, как грех вошел в мир. Скорее, пришествие Христа исполняет цель Божью, ради которой Он сотворил мир»1.

Проследить, каким образом суббота исполнила эту искупительную функцию в Ветхом и Новом Заветах, — непростая задача по трем основным причинам. Во-первых, суббота предоставляет фундамент для построения новых умозаключений. Различные «ответвления» концепции субботы, такие как «покой», «мир» и «отрада»; космическая неделя; освобождение в субботние годы; структурирование времени по субботним годам — все это использовалось для выражения эсхатологических ожиданий мессианского избавления. Во-вторых, весть об освобождении, заключенная в субботе, увязывается, как мы увидим далее, и с конкретными национальными чаяниями политического возрождения, и с ожиданиями мессианского избавления. Этот двойственный подход к данной теме вполне может произвести смятение в умах неподготовленных читателей.

В-третьих, библейские и небиблейские источники дают нам лишь разрозненные сведения, а не систематическое разъяснение различных смысловых уровней, приписываемых субботе. Вместе с тем определенные аллюзии на субботу в Ветхом Завете становятся более ясными в свете их новозаветного истолкования, особенно в Послании к евреям 3 и 4.

Первый день Адама. В ветхозаветную эпоху суббота не только служила днем отдыха и избавления от тяжкого труда и социальной несправедливости, но и подкрепляла надежду на грядущий мессианский мир, благоденствие и избавление2. Эта функция субботы, вероятно, определялась ее ролью при сотворении мира.

В книге Бытие нет никакой информации о фактическом соблюдении субботы Адамом и Евой до их изгнания из Эдема. И все же картина совершенства и удовлетворения (обратите внимание на семикратное повторение слова «хорошо» — Быт. 1:4, 10, 17, 18, 21, 24, 31), которую она рисует, и особенно благословение и освящение седьмого дня (см. Быт. 2:3), вполне может предложить верующим основание для перспективы мессианского века.

Параллели и сопоставления субботы из книги Бытие, первого дня Адама после его сотворения, и последних дней мессианского века, хотя и не всегда ясно выраженные, имплицитно присутствуют в библейских и небиблейских источниках. Кратко остановимся на нескольких важных моментах, раскрывающих, каким образом суббота Творения стала символом мессианского избавления и возрождения.

Субботний мир и гармония. Мир и гармония, которые существовали между Адамом и животным миром в субботу Творения, будут восстановлены в мессианскую эпоху, когда «волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их» (Ис. 11:6). В это время, как пишет тот же пророк, «земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (Ис. 11:9)3. Эта картина земли, пребывающей в покое и наполненной богопознанием в последние дни, вполне могла возникнуть под впечатлением от картины первых дней, олицетворением которых является суббота.

Связь между первой субботой и последними днями, или грядущим миром, просматривается и в тех раввинистических субботних предписаниях, которые запрещали убивать насекомых или носить оружие в субботу, поскольку этот день представлял собой предвкушение грядущего мира. Так, раввин Шимон бен Елеазар учил, что «в субботу нельзя убить даже вредное насекомое: таково воззрение Б. Шаммая [ведущей раввинской школы]… раздавить насекомое в субботу — все равно что убить верблюда»4.

Мишна, древний сборник иудейских законов, аналогичным образом говорит о субботе: «Человек не может выйти с мечом, луком или щитом, с дубиной или копьем… ибо написано: «И перекуют они мечи свои на орала и копья свои — на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать«»5. Эти раввинистические предписания опираются на представления об отсутствии смерти в первую субботу, которая служила парадигмой грядущего мира. Воздержание от любой формы убийства в субботу отражает предвкушение этого грядущего мира.

Субботнее благоденствие. Материальное благополучие и процветание, чем отличалась суббота Творения, вдохновили пророческие видения необычайного материального благоденствия в мессианскую эпоху. Так, пророк Амос восклицает: «Вот, наступят дни, говорит Господь, когда пахарь застанет еще жнеца, а топчущий виноград — сеятеля; и горы источать будут виноградный сок, и все холмы потекут» (Ам. 9:13). Аналогичные описания есть у Исаии (4:2; 7:22; 30:23–25), Иоиля (4:19), Софонии (3:13), Иеремии (30:19; 31:24) и Иезекииля (34:13, 14; 47:12).

Более поздние еврейские и христианские произведения изобилуют описаниями материального благоденствия грядущего мира, который часто приравнивается к космической субботе6. Так, в Послании Варнавы (ок. 135 г. н. э.), известном среди произведений отцов церкви, Тысячелетнее царство трактуется как космическая суббота, которая наступит после шести тысяч лет — их прообразом были шесть дней Творения — и которая будет отличаться мирным, успешным и светозарным правлением Христа на земле («Он изменит солнце и луну, и звезды, а затем успокоится в седьмой день» — 15:5)7.

Типологическое значение субботы как символа будущей эпохи мира и процветания может служить объяснением того, почему раввинистическая школа Шаммая запрещала подавать бедным в субботу в синагогах или даже давать приданое сироте для вступления в брак8. В раввинистическом сознании благотворительность в субботу отрицает ее как прообраз материального благоденствия в мессианскую эпоху.

Субботняя радость. Отрада и радость эдемской субботы также вдохновляли пророческое видение мессианского века. Теодор Фридман отмечает, что «два из трех отрывков, в которых Исаия пишет о субботе, увязаны пророком с концом света (см. Ис. 56:4–7; 58:13, 14; 66:22–24)… Исаия далеко не случайно использует слова oneg (отрада, наслаждение) и kavod (почитание, слава) при описании и субботы, и конца света (Ис. 58:13: „и будешь называть субботу отрадою… и почтишь ее“; Ис. 66:11: „упиваться и наслаждаться преизбытком славы его“). Вывод очевиден: ликование и радость, которыми будет отмечено скончание века, доступны здесь и сейчас благодаря субботе»9. Концепция «субботней радости», по-видимому, ведет свое происхождение от воззрений на эдемскую субботу как на день радости, света, гармонии и мира, который служит парадигмой мессианского века.

Субботний свет. Субботняя радость в еврейской традиции выражается в том числе зажиганием огней в этот день. Это действо, прерогатива еврейской женщины, толкуется как символ необычайного света, которому дал сиять Господь в течение 36 часов в честь субботы (т. е. с утра пятницы до вечера субботы). Такой вывод сделан на основании любопытного раввинистического толкования подзаголовка 91-го псалма:

«Псалом. Песнь на день субботний». «Равви Левий от имени равви Цимры сказал : «На день субботний», т. е. на день, который не посещает тьма. Вы видите, что написано о других днях: «И был вечер, и было утро: день один», но о субботе не сказано: «и был вечер»… Субботний свет не гас в течение тридцати шести часов«10.

Мидраш, древний еврейский комментарий на Ветхий Завет, трактует текст: «И благословил Бог седьмой день» (Быт. 2:3) в том смысле, что Он благословил его благословением света11. Адам был первым, кто воспользовался этим благословением, поскольку Бог излил на него сияние Своего света, хотя он и не заслуживал этого из-за своего неповиновения12.

Искупительная роль первой субботы в еврейской традиции производит глубокое впечатление13. Будучи символом изначального преобразования хаоса в совершенный космос, суббота вполне могла служить прообразом будущего мессианского возрождения.

Традиция зажигать огни в субботу была символически связана со сверхъестественным светом, который озарял Адама в первую субботу как заверение о спасении и необычайном свете мессианского века.

Пророки предвидели появление ярчайшего света в последние дни: «И свет луны будет как свет солнца, а свет солнца будет светлее всемеро, как свет семи дней» (Ис. 30:26). Сравнение со «светом семи дней» — это, вероятно, аллюзия на семь дней Творения, которые, согласно древнему Мидрашу, были освещены необыкновенным светом, более ярким, чем солнце14.

Замечание Захарии о том, что «день этот будет долгим… ни день, ни ночь; ибо в вечернее время будет свет» (Зах. 14:7 — др. пер.), вероятно, относится к седьмому дню Творения, по отношению к которому в книге Бытие нет упоминания о «вечере и утре». Эта деталь истолковывалась в том смысле, что суббота была особым образом благословлена сверхъестественным, непрекращающимся светом.

Дейл Рацлафф обращается к отсутствию фразы «вечер и утро» при описании седьмого дня как к доводу в пользу того, что Бог освятил не буквальный седьмой день, но некие условия, способствующие постоянному общению с Богом независимо от субботы15. Однако в иудейской традиции отсутствие этой фразы неизменно трактуется как деталь, указывающая на необычайный свет, сопровождавший седьмой день. Пророческое видение необычайного света мессианской эпохи, вероятнее всего, уходит корнями в представления о сверхъестественном свете, озарявшем Адама в первую субботу, — свете, который, согласно иудейской традиции, исчез в конце субботы Творения из-за его неповиновения, но который должен явиться вновь в мессианскую эпоху16.

Субботний покой. Тема субботнего покоя (menuhah), которая «для библейского сознания, по словам Авраама Джошуа Хешеля, — то же самое, что счастье и безмятежность, мир и гармония«17, послужила прообразом мессианской эпохи, часто называемой «скончанием века» или «грядущим веком».

В Ветхом Завете понятие «покой» используется для выражения как национальных, так и мессианских чаяний. В свете национальных ожиданий суббота служила прообразом мирной жизни в земле покоя (см. Втор. 12:9; 25:19; Ис. 14:3), где царь успокоит народ «от всех окрестных врагов его» (2 Цар. 7:1) и где Бог будет пребывать в среде Своего народа и особенно в Своем святилище на Сионе (см. 2 Пар. 6:41; 1 Пар. 23:25; Пс. 131:8, 13, 14; Ис. 66:1)18.

В этих ссылках на политический «покой» (menuhah) нет конкретного упоминания покоя субботнего. Одна ко резонно будет предположить, как отмечает Эрнст Дженни19, что именно опыт еженедельного субботнего покоя послужил моделью, или прообразом, для более масштабных чаяний национального мира. В раввинистической литературе эти две темы нередко взаимосвязаны. Так, в раввинистическом комментарии на Пс. 91 мы читаем: «Псалом, песнь на день субботний — день, когда народ Божий пребывает в мире, как сказано: «Тогда народ мой будет жить в обители мира и в селениях безопасных, и в покоищах блаженных» (Ис. 32:18)«20.

Этот комментарий четко увязывает данное видение мессианского мира, безопасности и покойных обителей с концепцией и опытом субботнего покоя.

Связь между субботним покоем и покоем национальным четко прослеживается и в Евр. 4:4, 6, 8, где автор говорит о покое субботы Творения как о символе обетованного вступления в ханаанскую землю.

Из-за своей непокорности израильтяне, вышедшие из Египта, «не вошли» (ст. 6) в землю покоя, прообразом которой была суббота. Даже и позднее, когда израильтяне под водительством Иисуса Навина все-таки вошли в землю покоя (ст. 8), благословения субботнего покоя не нашли своего исполнения, поскольку Бог много лет спустя предложил Свой субботний покой снова через Давида, сказав: «Ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших» (Евр. 4:7)21.

Поскольку благословения субботнего покоя так и не были реализованы в виде политического мира и покоя, народу Божьему ничего не оставалось, как уповать на их исполнение в момент и посредством пришествия Мессии. В еврейской литературе мы находим множество примеров того, как субботний покой и семеричная структура времени используются для обозначения покоя, мира и избавления, присущих мессианскому веку.

Так, в Вавилонском Талмуде написано: «Наши раввины учили: по завершении субботы придет сын Давидов. Равви Иосиф возражает: «Но столько суббот прошло, а Он так и не пришел!»»22. Век Мессии часто описывается как время субботнего покоя. В конце Мишны Тамид мы читаем: «Псалом, песнь на день субботний — песнь для века грядущего, на день, который являет собой субботний покой в вечной жизни»23.

Вышеуказанные примеры показывают, что опыт субботнего покоя поддерживал надежду и укреплял веру в грядущий мессианский мир и покой. Время искупления стало рассматриваться, как сказано в Мишне, как «субботний покой в вечной жизни«24.

Субботнее освобождение. Свобода, облегчение и избавление, которые еженедельная и ежегодная субботы были призваны даровать каждому члену еврейского общества, служили также действенными символами ожидаемого мессианского искупления.

В варианте четвертой заповеди, приведенном в книге Второзаконие, суббота отчетливо увязана с избавлением из египетского рабства через напоминание о нем: «И помни, что ты был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний» (Втор. 5:15).

Связь между субботой и исходом из Египта объясняет, почему суббота стала идеологически связана с Пасхой, ежегодным празднованием избавления из Египта25. В определенном смысле суббота стала рассматриваться как «малый Песах», подобно тому как и многие христиане рассматривают еженедельное воскресенье в качестве «малой Пасхи».

В еврейском обществе суббота действительно даровала освобождение от тягот жизни и социальной несправедливости не только каждый седьмой день недели, но и каждый седьмой год, субботний год (см. Лев. 25:8), и каждые семь субботних лет, в юбилейный год (см. Лев. 25:8). В этих годовых установлениях суббота воистину служила освобождению угнетенных в еврейском обществе. Земля не должна была обрабатываться, оставалась под паром, дабы всем, произраставшим на ней, могли пользоваться обездоленные люди и животные. Рабы освобождались, а кредиторы прощали своим должникам их долги. Эти годовые субботы редко соблюдались, и тем не менее они знаменовали собой грядущие освобождение и искупление, которые принесет с собой Мессия. Одна из причин придания субботним годам мессианской функции заключается в трех важных чертах, которые им свойственны.

Во-первых, годовые субботы сулили освобождение от личных долгов и от рабства. Такое освобождение служило ярким образом, типологией ожидаемого мессианского избавления (см. Ис. 61:1–3, 7; 40:2)26.

В своей диссертации о юбилейной теологии в Евангелии от Луки Роберт Слоан показывает, насколько тесно новозаветная концепция прощения (aphesis) связана с освобождением от финансовых задолженностей и социальной несправедливости с наступлением годовых суббот27. Они названы «свободой», «прощением», «годом прощения», «годом отпущения» (Втор. 15:1, 2, 9; 31:10; Лев. 25:10).

В Септуагинте (греческом переводе Ветхого Завета) древнееврейский термин, обозначающий «освобождение» (deror), передается как aphesis, что эквивалентно термину «прощение» в Новом Завете. Таким образом, фраза «прости нам долги наши» в молитве «Отче наш» (Мф. 6:12) ведет свое происхождение от прощения финансовых задолженностей в годовую субботу. Субботнее освобождение от финансовых долгов и от социальной несправедливости стало рассматриваться как предвозвестие грядущего мессианского освобождения от морального гнета греха.

В Ис. 61:2, 3 образный ряд субботнего освобождения используется для описания миссии Мессии, Который принесет юбилейную амнистию и освобождение из плена. Христос, как мы увидим далее, использовал именно этот библейский отрывок, провозглашая и разъясняя сущность Своей искупительной миссии.

Вторая мессианская особенность субботних лет состоит в трубном гласе, издаваемом бараньим рогом (yobel — от которого и происходит слово «юбилей») и возвещавшем о начале субботнего года28. Образ юбилейного трубного гласа используется в Ветхом Завете для описания мессианского сбора изгнанников (см. Ис. 27:13; ср.: Зах. 9:9–14), а в Новом Завете — для возвещения о пришествии Христа (см. 1 Кор. 15:52; 1 Фес. 4:16; Мф. 24:31).

Третья мессианская черта субботних лет заключается в дате их начала — десятом дне седьмого месяца (День очищения), когда трубили в бараний рог, возвещая наступление юбилейного года (см. Лев. 25:9). Это было очищение и нравственное обновление, которое Бог предлагал народу в этот день (см. Лев. 16:13–19), знаменовавший субботнее освобождение в юбилейном году.

Связь между Днем очищения и юбилейным годом отмечалась и раввинами, которые говорили: «Господь прощал долг Израиля в седьмой месяц, называемый тишри, при гласе shofar, и, как Святой, да будет Он благословен, Он даровал Израилю Свою милость как в этом веке при гласе shofar, так и в будущем. Я изолью Свою милость на вас через shofar и приближу к Себе ваших искупленных»29.

Субботняя структура времени. Уникальные мессианские черты субботних лет, вероятно, способствовали использованию субботней структуры времени для исчисления срока ожидаемого мессианского избавления. Некоторые исследователи называют этот феномен «субботним мессианизмом»30, или «хрономессианизмом«31.

Классическим примером субботнего мессианизма является 9-я глава книги Даниила, где упоминаются два субботних периода. Первый относится к семидесяти годам из пророчества Иеремии (см. Иер. 29:10) о продолжительности вавилонского пленения и национальном возрождении евреев (см. Дан. 9:3–19) и состоит из десяти субботних лет (10×7). Второй период составляет «семьдесят седмин» (shabuim), т. е. «семьдесят субботних циклов», которые приведут к мессианскому искуплению (см. Дан. 9:24–27). Этот субботний мессианизм содержится и в более поздней еврейской литературе, например, в Книге Юбилеев (1:29), а также во фрагменте текста, обнаруженном в 1956 году во второй кумранской пещере и известном как «11Q Мелхиседек»32. В раввинистической традиции есть и другие примеры. Так, в Талмуде говорится: «Илия сказал равви Иуде…»Мир будет существовать не менее восьмидесяти пяти юбилеев, и в последний юбилей придет сын Давидов»»33.

Заключение. Этот краткий обзор субботней темы в Ветхом Завете показывает, что в ветхозаветную эпоху еженедельные и годовые субботы служили не только для предоставления физического отдыха и освобождения от социальной несправедливости, но и поддерживали также надежду на грядущее мессианское искупление.

Равви Хешель описывает мессианскую функцию субботы в Ветхом Завете следующим образом: «Сион в руинах, Иерусалим повержен в прах. Всю неделю одна лишь надежда на избавление. Но, когда в мир приходит суббота, у человека на мгновение возникает ощущение подлинного избавления: как будто на мгновение дух Мессии воспарил над ликом земли«34. Субботняя типология мессианского искупления, которую мы находим в Ветхом Завете, помогает нам оценить взаимоотношения между субботой и Спасителем в Новом Завете.

Самуэль Баккиоки, доктор теологии, Университет Андрюса

Ссылки и сноски

1 Richardson Herbert W. Towards an American Theology. New York, 1967. P. 139.

2 Анализ мессианской типологии субботы в Ветхом Завете см. в: Баккиоки С. Божественный покой для беспокойного человечества. Заокский, 2005. С. 166–168; а также: «Sabbatical Typologies of Messianic Redemption». Journal for the Study of Judaism. Vol. 17. N. 2,1987.

3 См. также: Ис. 11:7–9; 65:25; Ос. 2:20.

4 The Babylonian Talmud, Sabbath 12.

5 Mishnah. Sabbath 6:2. Цит. по: Mishna, ed. Herbert Danby. London, 1933.

6 Хорошую подборку текстов см.: Klausmer Joseph. The Messianic Idea in Israel. New York, 1955. Pp. 43, 44, 62, 63, 85, 86, 99–101, 158–160, 175–177, 283, 284, 342–345, 377, 378, 409, 410, 505–512. Книга тайн Еноха, ветхозаветный апокриф, составленный между 1 и 50 гг. н. э., содержит аллюзию на семидневную миллениальную схему. В ней говорится: «И Я благословил седьмой день, который есть суббота… Бог показывает Еноху век этого мира, его бытие на протяжении семи тысяч лет» (32:3). Аналогичная схема была разработана раввинами. В Речениях равви Елиезера (Pirke de Rabbi Eliezer) утверждается: «Святой, да будет Он благословен, сотворил семь эпох, из которых Он избрал лишь седьмую эпоху; шесть эпох для входа и выхода…Седьмая эпоха — это всецело суббота и покой в жизни вечной» (trans. Gerard Friedland [New York, 1971], p. 141). См. также Sabbath 30b; Kethubboth 111b.

7 Мой анализ Послания Варнавы и истолкования космической субботы отцами церкви см. в: From Sabbath to Sunday (Rome 1977), Pp. 218–223, 278–285.

8 Тосефта Shabbat 16:22 гласит: «Школа Шаммая говорит: „В субботу в синагоге не отделяются пожертвования для бедных, даже на приданое девушке-сироте, выходящей замуж за юношу-сироту. Ссоры между мужем и женой не рассматриваются, и никто не молится за больных в субботу“. Школа Гиллеля разрешает все это».

9 Friedman Theodore. «The Sabbath: Anticipation of Redemption». Judaism 16 (1967): 445.

10 The Midrash on Psalms. Trans. William G. Braude. New Haven, 1959. Vol. 12. P. 112. В том же русле в Речениях равви Елиезера говорится: «Он сотворил седьмой день, (но) не для работы, поскольку при этом не сказано: „И был вечер, и было утро“. Почему? Потому что она предусмотрена для поколений (грядущих), как и сказано: „День этот будет единственный, ведомый только Господу: ни день, ни ночь“ (Зах. 14:7)» (trans. Gerald Friedlander [New York, 1971, p. 137]). Ср. также: Shabbat 11b; Berakhoth 58b; Rosh Hashanah 31a. Отцы церкви также обращали внимание на отсутствие упоминания о вечере и утре в связи с седьмым днем Творения и истолковывали это как указание на грядущий вечный мир и покой святых. Августин, к примеру, в своей книге Исповедь приводит такую возвышенную молитву: «Господи Боже, пошли нам покой, покой отдыха, покой субботы, не знающий вечера. Ибо весь этот прекраснейший порядок вещей… прейдет, ибо в нем было утро, и был вечер. Но седьмой день не имеет вечера, ни заката солнца, ибо Ты освятил его, да продолжится вечно; после трудов Твоих, весьма хороших, Ты почил на седьмой день… дабы и мы после трудов своих (также весьма хороших, ибо Ты дал их нам) упокоились в Тебе в субботу вечной жизни» (The Confessions of St. Augustine 13, 50–51, Nicene and Post-Nicene Fathers. Philip Schaff, ed. Grand Rapids, 1979. First series v. 1. P. 207). См. также книгу Августина Град Божий, кн. 22, гл. 30.

11 Bereshith Rabbah 12:6.

12 Согласно Мидрашу, суббота стала спасением для Адама, когда Бог собирался истребить его в пятницу вечером за его согрешение: «В этот момент пришла суббота и стала заступником Адама, сказав Святому, да будет Он благословен: „В течение шести дней Творения никто не пострадал от наказания. И Ты хочешь начать его с меня? Это ли моя святость? Это ли мой покой?“ Так Адам был спасен субботой от истребления в геенне. Когда Адам увидел силу субботы, он готов был воспеть гимн в ее честь» (The Midrash on Psalms. Trans. William G. Braude. New Haven, 1959. Vol. 2. P. 112).

13 Искупительная роль субботы особо отражена в убеждении, высказанном равви Елиезером из Модины: он считает, что если бы Израиль соблюдал субботу, то Господь дал бы ему землю Израильскую, царство дома Давидова, грядущий мир, новый мир (Melkita. Vayassah 5:66–73). См. также: Sabbath 118b, 119b, 3a; Mishna Aboth 5:8; Jubilees 2:28.

14 См., напр.: Bereshith Rabbah (3:6; 11:2). См. также: Ginzberg Louis. Legends of the Jews. Philadelphia, 1946. Vol. 5. P. 8.

15 Ratzlaff Dale. Sabbath in Crisis. Applegate, California, 1990. P. 24.

16 См.: Midrash on Psalms. Vol. 112; Pirke de Rabbi Eliezer. P. 144.

17 Heschel Abraham Joshua. The Sabbath: Its Meaning for Modern Man. New York, 1951. P. 23.

18 Развитие темы покоя в Ветхом Завете см. в: Rad Gerhard von. «There Remains Still a Rest for People of God». The Problem of the Hexateuch and Other Essays. New York, 1966. Pp. 94–102.

19 Jenni Ernst. Die Theologische Begrundung des Sabbatgebotes im Alten Testament. Zurich, 1956. P. 282.

20 The Midrash on Psalms. Vol. 2. P. 113.

21 Автор Послания к евреям предлагает то, что можно назвать тремя различными смысловыми уровнями субботнего покоя: покой Творения (4:3), национальный покой (4:6, 8) и покой искупления (4:3, 7, 9, 10). Анализ этого отрывка см. в: Баккиоки С. Божественный покой для беспокойного человечества. Заокский, 2005. С. 166–168, 204–213; см. также: From Sabbath to Sunday. Rome, 1977. Pp. 63–69.

22 Sanhedrin 97a.

23 Mishnah Tamid 7:4.

24 Там же.

25 См.: Mishna Pesahim 10:5. Между субботой, Пасхой и Днем очищения, по всей видимости, есть не только теологическая (т. е. Мотив искупления) и терминологическая (т. е. обозначение Shabbath) связь, но и числовая. Сол Дж. Берман (Saul J. Berman) отмечает: «Тот факт, что еврейский календарь может начинаться либо с месяца тишри, либо с месяца нисана, позволяет нам установить дальнейшую связь термина „Shabbat“ с числом семь. Если отсчитать от месяца тишри семь месяцев, то будет нисан — седьмой месяц, который содержит shabbat, а именно Песах. Если отсчитывать месяцы года от нисана, то седьмой из них — тишри, который содержит еще один shabbat, Йом Киппур… Песах в седьмой месяц от тишри и Йом Киппур в седьмой месяц от нисана вместе составляют субботу месяцев» («The Extended Notion of the Sabbath», Judaism 22 (1973):343). Таким образом, еженедельная суббота, по-видимому, связана темой искупления с субботой месяцев и субботой лет (субботними и юбилейными годами).

26 Об искупительном значении субботних лет см.: Buchanan George Wesley. Revelation and Redemption. Dillsboro, North Carolina, 1978. Pp. 9, 10; idem, The Consequence of the Covenant. Leiden, 1970. P. 18.

27 Sloan Robert B. The Favorable Year of the Lord: A Study of Jubilary Theology in the Gospel of Luke. Austin, Texas, 1977.

28 Джулиан Моргенштерн (Julian Morgenstern) утверждает, что, «по всей вероятности, „великой трубой“ (Ис. 27:13), которая должна возвестить начало новой, более счастливой эры для побежденного и рассеянного Израиля, был yobel. Все это позволяет полагать, что трубить в бараний рог было положено при особых обстоятельствах, в исключительных случаях (ср.: Исх. 19:13)… Этот год получил свое название лишь потому, что этот особый, пятидесятый год начинался со звука yobel, тогда как о начале обычного года возвещал звук shophar (2 Цар. 15:10; ср.: Лев. 23:24)» (The Interpreter’s Dictionary of the Bible [Nashville, 1962], s. v. «Jubilee, Year of», vol. 2, p. 1001).

29 Behodesh Hashebihi 172a. Цит. по: Buchanan George W. Revelation and Redemption. Dillsboro, North Carolina, 1978. P. 13.

30 Термин и концепция «субботней эсхатологии» используются и разъясняются в: Buchanan George W. Revelation and Redemption (примеч. 26). Pp. 3–6; idem The Consequence of the Covenant (примеч. 30). Pp. 9–17.

31 Термины «субботнее мессианство» и «хрономессианизм» используются Бен Ционом Вахолдером (Ben Zion Wacholder) в его статье «Chronomessianism. The Timing of Messianic Movements and the Calendar of Sabbatical Cycles» (Hebrews Union College Annual 46 (1975). Р. 201).

32 Редакцию и анализ 11Q Melchizedek см. в: Fitzmyer Joseph A. «Further Light on Melchizedek from Qumran Cave II». Journal of Biblical Literature 86, 1967. P. 25–41; Jonge M. de, van der Woude A. S. «11 Melchizedek and the New Testament». New Testament Studies 12 (1865–1966). Pp. 301–326.

33 Sanhedrin 97b.

34 Heschel Abraham Joshua. The Sabbath: Its Meaning for Modern Man. New York, 1951. P. 68.

Продолжение следует

По материалам Бюллетеня Института Библейских Исследований

Exit mobile version