Уроки 13-ой главы Евангелия от Матфея

Уроки 13-ой главы Евангелия от МатфеяТринадцатая глава Евангелия от Матфея содержит третий основной блок учений Иисуса в этом Евангелии и центральную из пяти бесед Евангелия (остальные описаны в главах Мф. 5-7, 10, 18 и 24-25). Иисус говорит о «тайнах Царства Небесного» (Мф. 13:11)1 множеству народа, собравшегося на берегу моря близ Капернаума (Мф. 13:1, 2; см. 12:46). Эту главу можно разделить на три части (ст. 1-12, 23-43, 44-52). Хотя восемь притч в данной главе сильно различаются по объему, все они разворачиваются вокруг принятия/отвержения царства и его роста. Прежде чем кратко рассматривать каждую из них, будет полезным взглянуть на общую структуру этой беседы и объяснить базовые правила толкования притч.

Структура беседы о Царстве Небесном

Большая часть беседы о Царстве Небесном изложена также в Евангелиях от Марка и от Луки (Мк. 4:1-34; Лк. 8:4-18), но в них описаны лишь две из восьми притч Евангелия от Матфея (о сеятеле и поле; о горчичном зерне). Еще одна притча повторяется только в Евангелии от Луки (о закваске). Притча о зерне и плевелах и последняя из четырех притч в этой беседе содержится только в Евангелии от Матфея.

Беседа имеет хиастическую структуру, где первые четыре притчи адресованы толпе, а последние четыре — ученикам. Начинается и заканчивается она притчами о том, чтобы слышать и передавать весть о царствии, а центральной частью является учение Иисуса через притчи как исполнение пророчеств. Эту структуру можно изобразить следующим образом2:

Введение: место действия (Мф. 13:1, 2)

А1 Притча —Сеятель и зерно: слышать Слово о царствии (13:3-9)

Б1 Вопрос учеников — ответ Иисуса: толкование притчи Сеятель и зерно (13:10-23)

В1 Притча — Пшеница и плевелы: праведный и нечестивый (13:24-30)

Г1 Притча — Горчичное и Закваска: рост (13:31-33)

Д1 Притчи как исполнение пророчеств; толкование притчи Пшеница и плевелы

Г2 Притчи — О сокровище в поле, о драгоценной жемчужине: жертва (13:44-46)

В2 Притча: Рыболовная сеть: праведный и нечестивый (13:47-50)

Б2 Вопрос Иисуса — ответ учеников: понимание притч (13:51)

А2 Притча — Обученный книжник: делится сокровищем царства (13:52).

Заключение: Иисус закончил говорить и ушел (13:53)

Как толковать притчи

Притча преподает духовные истины через сравнение с земными вещами. Она может быть пророческой. Чтобы понять ее значение, необходимо помнить о нескольких принципах:

  1. Сначала нужно как следует понять буквальное значение истории, учитывая библейскую и историческую информацию, освещающую описываемую ситуацию. Такой подход обоснован тем,что обычно притчи Иисуса учат библейским принципам через реальные природные явления и жизненные ситуации.
  2. Избегать искушения находить значение каждой детали. Хотя детали порой вносят свой вклад в общее значение притчи, они всегда должны пониматься в рамках всей истории, а не вне ее. Наиболее важными деталями могут быть библейские аллюзии.
  3. Сопоставляйте и противопоставляйте притчу с этой же или схожей притчей в Евангелии от Марка и/или Луки, отмечайте штрихи, которые могут дополнять буквальный смысл истории. Евангелие от Иоанна содержит притчевое учение, схожее с параллельными текстами в других Евангелиях, и для его толкования следует придерживаться этих же принципов, но оно не абсолютно идентично им.
  4. Когда сама история полностью ясна, ищите возможное толкование в тексте. Необходимо тщательно проанализировать прямые или подразумеваемые библейские ключи к заложенному автором смыслу в связке с притчей и возможным обращением к слушателям. Многие из притч Иисуса содержат удивительные или неожиданные повороты сюжета, часто в конце повествования, заставляющие слушателей задуматься, как сами они связаны с Царством Небесным.
  5. Помните, что притчи Иисуса обычно касаются одной или двух основных тем, относящихся либо к первому, либо ко второму пришествию Христа:
  6. Первое пришествие — нынешнее возрастание Царства во времена Иисуса и/или Церкви
  7. Второе пришествие — события, связанные со славным осуществлением Царства.
  8. Извлеките духовное значение притчи, толкуя ее в соответствии с буквальным контекстом и основной темой, учитывая также практическое ее значение в вашей жизни.
  9. Сравните и углубите свое понимание притчи информацией из трудов Эллен Уайт, особенно из книги «Наглядные уроки Христа».

Толкование главы

  1. Стихи 3-9 (Сеятель и зерно)
  1. Стихи 10-17 («Тайны» Царства)
  1. Стихи 18-23 (Толкование притчи о сеятеле и зерне)
  1. Стихи 24-30 (Пшеница и плевелы)
  1. Стихи 31-33 (Притчи о горчичном зерне и закваске)
  1. Стихи 34-43 (Притчи, как исполнение пророчеств,толкование притчи о пшенице и плевелах)
  1. Стихи 44-46 (Сокровище в поле и драгоценная жемчужина)
  1. Стихи 47-50 (Рыболовная сеть)
  1. Стихи 51-53 (Обученный книжник)

Практическая значимость главы

В данной главе содержится множество практических уроков, в том числе:

  1. Понимание истины (которое глубже, чем простое теоретическое ее «знание») — это дар от Господа, но мы сначала должны отбросить принятые ранее идеи; иначе они помешают нам учиться у Духа Святого (Ин. 14:17; 16:13; ср. 6:45; 1 Кор. 2:12-14).
  2. Каждый должен услышать весть о Царствии Небесном, вне зависимости от перспектив, по примеру Иисуса как первоверховного Сеятеля (притча о сеятеле и зерне).
  3. Работа Царства Небесного постепенная, но оно распространится (подобно закваске, распространяющейся по тесту). Однако, это указывает не на земное тысячелетнее мирное царство, а на распространение благой вести «по миру всему, во свидетельство всем народам, и тогда придет конец», прежде чем Христос придет во второй раз (Мф. 24:14, 30).
  4. Царство Небесное начинается с малого, но постепенно становится великим (притча о горчичном зерне). Поэтому христиане, как члены этого царства, смиренно исполняют задачи Господа в служении и в конечном итоге будут вознесены (Мф. 23:11-13; 1 Пет. 5:6), когда оно будет основано в славе.
  5. Царство Небесное ценнее всего прочего (притча о спрятанном сокровище; притча о драгоценной жемчужине).
  6. Лишь во время суда будут отделены нечестивые (притча о пшенице и плевелах; притча о рыболовной сети).
  7. Время суда остается неопределенным: «в конце века/мира» (Мф. 13:39, 40, 49).
  8. Верность Священному Писанию Ветхого и Нового Заветов и точное наставление в нем других подчеркивается Иисусом как основополагающая задача «всякого книжника» — каждого церковного учителя, пастора, руководителя (обученного книжника).

Клинтон Уолен, Ph.D. заместитель директора Института Библейских Исследований

1 Все библейские цитаты приводятся по Библии в современном русском переводе Института перевода Библии при Заокской духовной академии под редакцией М.П. Кулакова.

2 Адаптированная цитата из David Wenham, «The Structure of Matthew. Клинтон Уолен, Ph.D. Заместитель директора Института Библейских Исследований XIII,» New Testament Studies 25(1978—1979): 517–518; и David L. Turner, Matthew, Baker Exegetical Commentary on the New Testament (Grand Rapids, MI: Baker Academic, 2008), 332.

3 Эллен Уайт, Наглядные уроки Христа, с. 50

По материалам Бюллетеня Института Библейских Исследований

Exit mobile version