Четырнадцатая глава Евангелия от Матфея начинается с темы отвержения и смерти Иоанна Крестителя. Однако, начало этой теме положено в 13-й главе отвержением Иисуса из Назарета (Мф 13:53-58). Служение Иисуса вновь описывают, на этот раз люди из Назарета, как учение и исцеление («премудрость и силы», Мф 13:54)1, но в этот раз в уничижительной форме. В главе 14 сообщения о чудесах Иисуса доходят до Ирода Антипы и сильно беспокоят его. Он боится, что Иисус —это Иоанн Креститель, воскресший из мертвых. Как и в Евангелиях от Марка и Луки, о смерти Иоанна не говорится напрямую, а лишь упоминается ретроспективно (Мф. 14:1-12; ср. Мк. 6:14-29; Лк. 9:7-9).
Все три Евангелия описывают недоумение, которое испытывал Ирод, думая, что его страхи и проблемы закончились со смертью Иоанна, но вновь сталкиваясь с ними после сообщений о делах Иисуса, включая «чудеса» [гр. dynameis], которые «делаются Им» (Мф 14:2). Завершает это описание рассказ о двух самых удивительных проявлениях сверхъестественной силы, так называемых «природных чудесах» -о кормлении пяти тысяч человек (Мф.14:13-21) и хождении Иисуса по воде и наделение Петра способностью делать то же самое (Мф.14:22-33). Глава завершается кратким изложением чудес исцеления Иисуса, включая замечание о том, что люди, прикасавшиеся к краю Его одежды, исцелялись (Мф.14:34-36).
Толкование Мф.13:53-58
После учения через притчи, записанных в 13 главе, Иисус покидает Капернаум и возвращается в Назарет. Матфей ранее упоминал об отъезде Иисуса из Иудеи и отвержении в Назарете, о котором говорится в Лк. 4:16-30 (Мф. 4:12, 13)2. Теперь, после значительного служения в городах вблизи и вокруг Галилейского моря, Иисус возвращается в город Своего детства (см. Мк. 6:1-6). К этому моменту люди уже слышали о Его мудрости, примером которой являются Его учения о царстве, Его «силы» (dynameis); Его чудеса исцеления; и даже, возможно, Его воскрешение мертвых (Мф. 9:18, 19, 23-26; 11:5). Греческое слово dynameis(множественное число от dynamis, сила/власть) используется в Новом Завете несколько раз —в частности, в отношении чудесных дел Иисуса, связанных с царством (Мф. 11:20, 21, 23; 14:2; Лк. 19:37; Деян. 2:22) и Его последователей (Деян. 8:13; 19:11; 1 Кор.12:10; 2 Кор.12:12; Евр.2:4), а также в отношении чудес, творимых лжеучителями (Мф.7:22). К сожалению, жители Назарета не оценили небесное подтверждение вести Иисуса, которое выражалось через эти чудеса, но быстро переключили свое внимание на Его предполагаемое человеческое родословие через Иосифа (ср. Лк. 3:23), называя Его просто «сыном плотника», а также на Его мать и «братьев Иакова, Иосию, Симона и Иуду» и сестер (ср. Мк. 6:3). Эллен Г. Уайт предполагает, что эти братья и сестры Иисуса были детьми Иосифа от предыдущего брака3. Их неверие, включая недоверие к сообщениям о Его великих делах (очевидно, оно было вызвано тем, что они сами не были свидетелями ни одного из них; см. Лк. 4:23), означало, что Иисус мало что мог сделать для них. Он не стал прямо их осуждать, как сделал это в городах, которые были свидетелями Его великих дел, но тем не менее отвергли Его (Мф.11:20-24), Иисус просто процитировал поговорку: «пророк не бывает без чести» разве только среди самых близких людей (см. Мк. 6:4; Лк. 4:24; Ин. 4:44). Иеремия испытал такое же разочарование в своем родном городе Анафофе (Иер.1:1; 11:21-23). Жители Назарета были «оскорблены» (skandalizo) Иисусом. Здесь используется слово, связанное с серьезным проступком. В Евангелиях это слово обычно означает действия, которые приводят к серьезной потере веры или даже к неверию (Мф. 11:6; 13:21; 15:12; 17:27; 18:6; 24:10; 26:33; Лк. 17:2; Ин. 16:1).
Толкование Матфея 14
1.Стихи 1-12
•Ирод Антипа, сын Ирода Великого, называется «тетрархом», потому что, как и другие два сына (Архелай и Филипп, Мф. 2:22; Лк. 3:1), он получил власть над частью владений своего отца (ср. Лк. 3:19; 9:7; Деян. 13:1). Территория, которую Антипа получил всего в семнадцать лет, была областью Галилеи, и правил он ею много лет (4 до н. э.—39 г. н. э.).
•Все три синоптических Евангелия гласят, что Ирод был недоволен, когда Иоанн упрекнул его за женитьбу на жене его брата Филиппа (Мк. 6:17-18; Лк. 3:19-20) — не путать с Филиппом тетрархом. Филипп, брат Ирода Антипы, был сыном Ирода Великого от Мариамны II (дочери иудейского первосвященника Симона Бетоса).
•Иосиф Флавий, говоря о любви Ирода к Иродиаде4, упоминает также о его опасениях, что широкое и растущее влияние Иоанна станет политической угрозой. По этой причине он заключил Иоанна в тюрьму в Махере и предал его смерти5.
•Брак Ирода с Иродиадой был прямым нарушением закона Моисея (Лев. 18:16; 20:21), а его отказ от первой жены, дочери царя Ареты IV, привел к войне с набатеями и катастрофическому поражению.
•Рассказ Матфея о праздновании дня рождения Ирода короче, чем у Марка; в евангелии от Луки это событие вообще не упоминается. Иродиада воспользовалась праздником Ирода, чтобы отомстить Иоанну Крестителю. Среди римской элиты дни рождения были мероприятиями гедонистическими, и Иродиада воспользовалась тем, что нравственные принципы Ирода и его гостей временно ослабли (см. Мк. 6:19-21).
•Иоанн, подобно ветхозаветным пророкам, не боялся обличать высокопоставленных и низкородных, богатых и бедных (см. Лк. 3:10-14), подчеркивая в сознании простых израильтян подлинность своего пророческого призвания (см. Мф.21:26). И все же, когда Иоанн говорил, он делал это так, что Ирод «с радостью слушал его» (Мк. 6:20).
2. Стихи 13-21
- После смерти Иоанна Иисус, по возможности избегая конфронтации, удалился для отдыха в более безопасное место, описанное как «пустынное» (Мф.14:15; Мк. 6:31). И все же даже здесь толпы людей нашли Его. За известность приходится платить.
•Примечательно, что кормление пяти тысяч —единственное чудо Иисуса, зафиксированное во всех четырех Евангелиях (Мк. 6:30-44; Лк. 9:10-17; Ин. 6:1-14). Оно является напоминанием о манне, посылаемой народу Израиля в пустыне (Ин. 6:30-33). Согласно Ин. 6:14, многие истолковали это чудо в мессианском ключе и увидели в Иисусе обетованного пророка, подобного Моисею (Втор.18:15, 18).
•Слово «сострадание» (splanchnizomai, также используемое в Мк. 8:2),относится к глубокому внутреннему чувству жалости и беспокойства. Оно часто используется в Новом Завете для описания сочувствия и любви Иисуса к людям (Мф. 9:36 // Мк. 6:34; Мф. 14:14; 20:34; Мк. 1:41; Лк. 7:13);оно используется также метафорически для описания любви Бога к Своим детям (Лк. 15:20). И глагол (встречается только в Евангелиях), и существительное показывают отношение, которое мы должны проявлять к нуждающимся (Лк.10:33; Фил. 2:1; Кол. 3:12; 1 Ин. 3:17) через Божью любовь, которую Он «излил в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим.5:5).
•Предложенному учениками логическому, здравому решению распустить толпу, чтобы люди могли пойти и купить еду, не было отдано предпочтение, потому что оно не требовало веры. Вместо этого Иисус повелел: «Накормите их» и умножил пищу, чтобы сделать такое кормление возможным. Хотя в Ветхом Завете описаны подобные случаи (4 Цар. 4:1-7, 42-44), чудо такого масштаба было беспрецедентным.
•Взгляд Иисуса на небо указывает на божественный источник чуда, хотя осуществилось оно через Его благословение и преломление хлеба. Участие учеников в раздаче хлеба и рыбы показывает важность сотрудничества с Богом в работе для создания Царства. Здесь также показывается, как Иисус дает им возможность осуществить сказанное им (Мф 14:16). •Во всех четырех Евангелиях говорится, что среди этих пяти тысяч были только «мужчины» (гр.andres), то есть главы семейств (Мф. 14:21; Мк. 6:44; Лк. 9:14; Ин. 6:10), но только в Евангелии от Матфея ясно говорится, что женщины и дети не входят в это число. Таким образом, общее количество человек, вероятно, приближалось к 15-20 тысячам.
3. Стихи 22-33
- •В Евангелии от Матфея говорится, что Иисус «настоял» (Gk. enakasen), чтобы ученики отплыли на лодке (Мф.14:22). Причина этого, обусловленная политическими последствиями энтузиазма людей, вызванного этим чудом, указывается только в Евангелии от Иоанна: «Иисус понял, что они хотели бы завладеть Им, чтобы провозгласить Его святым Царем…» (Ин. 6:15). Такое побуждение к восстанию сильно помешало бы Ему или даже положило бы конец любому дальнейшему служению Иисуса. Но, в отличие от многих современных популярных ораторов, «похвала никогда не приводила Его в восторг»6, и Иисус предпринял решительные действия, необходимые для того, чтобы Его работа могла продолжаться. •В ответ на эту кризисную ситуацию Иисус нашел уединенное место и стал молиться (Мф. 14:23; ср. Мк. 1:35; Лк. 5:16; 6:12). Это единственный раз в Евангелии от Матфея, когда Иисус оставался один после искушения в пустыне (Мф.4:1). •Римляне измеряли время трехчасовыми отрезками, называемыми «стражей». «Четвертая стража ночи» была примерно с трех до шести утра. Иисус, по-видимому, молился большую часть ночи, если не всю ночь. «Лодка в это время боролась с волнами», и пытающиеся выжить ученики, без сомнения, были измучены. Возможно, это поможет объяснить их замешательство, когда они увидели Иисуса, идущего по воде, и подумали, что Он «призрак«(гр. phantasma, в Новом Завете это слово используется только здесь и в параллельном тексте Мк.6:49).
•Иисус успокаивает учеников прекрасными словами: «Успокойтесь, это Я! Не бойтесь!» Затем, как говорится только у Матфея и несколько неожиданно, Петр просит Иисуса разрешить прийти к Нему по воде. —В просьбе сочетаются и вера, и сомнение. Конструкция со словом «если» (ei) предполагает, что это действительно Иисус, и все же Петр просит о чуде в качестве доказательства. —Вместо самонадеянности Петр выражает веру в то, что «для Бога же все возможно» (Мф. 19:26), и Иисус исполняет его просьбу, давая Петру способность также ходить по воде. —К сожалению, внимание Петра захватывают ветер и волны, и он начинает погружаться в море. Но мольба Петра: «Господи, спаси меня!» не остается без ответа: Иисус протягивает руку и спасает его.
•Это укрепление веры учеников также дает более глубокое понимание того, кто есть Иисус —Сын Божий. Правильность их веры подчеркивается словом «истинно» (греч. alēthōs; евр. ’amēn). До данного случая это признавали, кажется, только Бог (Мф.3:17), дьявол (Мф.4:3, 6) и демоны (Мф.8:29).
4. Стихи 34–36.
•Геннисарет (современная равнина Гиносар) находится в трех милях к юго-западу от Капернаума. Соответственно, именно там была найдена, выкопана, сохранена и сейчас выставляется на экспозиции лодка первого века, подобная той, что описана в этой истории.
•Кажется, что народ ценит Иисуса в первую очередь как целителя, хотя прикосновение к краю Его одежды может указывать также и на веру в Его весть о Царстве.
Практическая значимость главы
Из этой главы можно извлечь много ценных уроков, в том числе:
- Неверие опасно тем, что оно подпитывает само себя, заставляя людей сосредотачиваться на доказательствах, поддерживающих их сомнения, и игнорировать доказательства, которые ведут к вере.
- Иоанн смиренно подчинился тому, что Бог приготовил для него в будущем. «Бог всегда ведет Свой народ единственно возможным путем —таким, какой люди избрали бы сами, если бы видели конец от начала и славу той цели, к которой они продвигаются как соработники у Бога»7.
- Подобно тому, как Иисус проверял веру Своих учеников, повелев им делать то, что в любом другом случае было бы невозможно, так и мы должны верить, что то, что обычно невозможно сделать нашими собственными силами, возможно с Богом (Мф. 21:21; Лк. 18:27; Рим. 4:21; 2 Кор. 10:4, 5). В сложных ситуациях полезно помнить, что решение, основанное на здравом смысле, решение, не требующее веры, может оказаться не тем решением, которое предлагает Бог.
- Столкнувшись с чрезвычайно трудными ситуациями, или когда послушание Богу кажется совершенно невозможным, стоит задуматься о вере и свидетельстве Петра. Если Иисус хочет, чтобы мы что-то делали, Он даст нам возможность это сделать (Мф. 17:20). «Когда воля человека соединяется с волей Божьей, она становится всемогущей. Все, что должно быть сделано по Его повелению, может быть совершено с Его силой. Все Его повеления предполагают наличие возможности для их исполнения»8.
- Страшная борьба учеников за свою жизнь в лодке и опыт «хождения» Петра по воде иллюстрируют важность веры, когда приходит беда. Как напоминает нам популярная песня Дона Моена: «Бог откроет путь там, где, кажется, нет пути». Этот «путь» не всегда может открыться сразу. Чтобы увидеть его, могут потребоваться месяцы или даже годы. Но упование на Бога поддержит нас в испытаниях, с которыми мы сталкиваемся. И тогда ветер стихнет.
Клинтон Уолен, Ph.D., заместитель директора Института Библейских Исследований
1 Все библейские цитаты в данной главе приводятся по Библии в современном русском переводе Института перевода Библии при Заокской духовной академии под редакцией М.П. Кулакова.
2 Об этом переходе из Иудеи в Галилею см. Клинтон Уолен, «Уроки четвертой главы Евангелия от Матфея», Богословские размышления (июль 2018).
3 Предположительно, поскольку Матфей описывает Иосифа как «справедливого» или «праведного» (Мф. 1:19), он был вдовцом, когда обручился с Марией. Как и Писание, Эллен Уайт в «Желании Веков» (с. 450) называет их «сыновьями Иосифа», а не Марии, и дает понять, что они были старше Иисуса (там же, с. 87). Уайт описывает их как «Его братьев, как называли сыновей Иосифа» (там же, с. 86). Она также противопоставляет Иисуса как сына Марии с «сыновьями и дочерями Иосифа» (там же, с. 90).
4 Иосиф Флавий, Иудейские древности, 18.109-114.
5 Там же, 18.116-119.
6 Эллен Уайт, Желание веков, с. 330.
7 Эллен Уайт, Желание веков, с. 224.
8 Эллен Уайт, Наглядные уроки Христа, с. 332.