Точно так же нет библейского указания: «Делайте прививки» или «Не делайте прививок», поэтому нужно самостоятельно решать, делать или не делать прививки. Библейское учение может помочь противостоять неправильной и ложной информации по вопросам здоровья, даже если оно не является медицинским учебником по здоровью, потому что Священное Писание представляет важные принципы здоровья, которые должны быть основой таких размышлений. Они очень полезны и должны быть внедрены в нашу повседневную жизнь. Общее правило простое: То, что согласуется с библейскими принципами здоровья и не противоречит им, является допустимым. Можно утверждать, что это может быть рекомендовано или даже необходимо, когда нужно сохранить здоровье или жизнь.
Разрешенными считаются действия, которые согласуются с Божьим откровением, даже если они прямо не упоминаются в Библии (например, проведение субботней школы или трапезы по субботам; празднование Вечери Господней раз в три месяца; строительство школ, университетов, библиотек, больниц и санаториев; организация церковной структуры с конференциями, унионами, дивизионами и Генеральной конференцией). Другими словами, запрещенное — это (1) то, что противоречит прямому повелению Бога, и (2) то, что противоречит общим принципам жизни, выраженным в Слове Божьем.
Эти два принципа явно согласуются с первыми двумя заповедями, данными Богом в Эдемском саду Адаму. «И тогда Господь Бог дал такую заповедь человеку: „Ты можешь есть плоды любого дерева в саду, но не с дерева познания добра и зла. Не ешь его плодов, ибо в тот же день, как отведаешь их, непременно умрешь“» (Быт. 2:16, 17 ИПБ). Обратите внимание, что Бог сначала заповедал свободу, создав для людей безопасное пространство для жизни и роста (общее правило), а затем поставил четкие границы: нельзя есть от одного дерева, «от дерева познания добра и зла» (конкретное повеление). Не было необходимости перечислять все, что было разрешено (например, можно есть с яблони, апельсина, инжира, груши, банана, персика, вишни, абрикоса и граната), потому что это было включено в общее утверждение: «Вы можете есть плоды любого дерева в саду». Однако конкретный запрет должен был быть указан прямо. То же самое верно и должно быть применимо к вакцинации: то, что не запрещено, допустимо, если оно находится в гармонии с открытыми Богом принципами здоровья.
Кроме того, важность прививок с библейско-богословской точки зрения может быть продемонстрирована с разных сторон. Молитвенно рассмотрите следующие принципы:
1. Только Бог является Целителем, истинным Врачом, исцеляющим наши болезни (Втор. 7:15; 28:60; Пс. 103:3; Лк. 4:40; 6:18; 7:21). В книге Исход 15:26 Бог обещал, что ни одна болезнь (или язва), которую Он послал на Египет, не падет на израильтян, если они будут следовать Его заповедям. Он также защитит Свой народ во время семи последних язв, как Он защитил Израиль от египетских язв, и поможет справится с другими болезнями или недугами. Он — Источник и Податель жизни для Своих детей; Он дает жизнь с избытком (Иоанна 11:25; 14:6). Медицина и различные средства могут быть полезны, однако только Господь сохраняет и восстанавливает здоровье.
2. Бог создал людей по Своему образу и подобию (Быт. 1:27) как разумных существ, чтобы использовать свой разум для размышления, приобретения знаний и различения того, что правильно, хорошо и полезно. Людям также необходимо руководствоваться здравым смыслом при решении жизненных проблем. Мы — разумные существа, и наш Создатель наделил нас способностью думать и знать, что лучше всего подходит для нашего здоровья. Наш Господь хочет, чтобы мы заботились о своем теле и жили ответственной жизнью, потому что мы ответственны перед Ним. Павел прямо заявляет: «Или вы не знаете, что тело ваше есть храм живущего в вас Святого Духа, Которого вы получили от Бога, и вы потому не принадлежите себе? Вы куплены, да какою ценою! Пусть же тело ваше приносит честь Богу» (1 Кор. 6:19-20 ИПБ; ср. 1 Кор. 3:16-17; 2 Кор. 5:10). Наше духовное здоровье тесно связано с нашим физическим, умственным, эмоциональным и социальным состоянием. Не нужно прямого указания «так говорит Господь», чтобы знать, что делать или не делать, потому что результаты и польза многих наших решений и действий очевидны. Однако все, что мы делаем, должно основываться на библейских принципах. Наше духовное здоровье тесно связано с нашим физическим, умственным, эмоциональным и социальным состоянием. Не нужно прямого «так говорит Господь», чтобы знать, что делать или не делать, потому что результаты и польза многих наших решений и действий очевидны. Однако все, что мы делаем, должно исходить из библейских принципов. Вакцинация — это человеческий продукт, но это и результат использования Божьих способностей, данных людям для мышления и творчества. Бог дает мудрость для исследований и изобретений (Дан. 12:4). Он создал чудесную, сложную иммунную систему в качестве защиты; она является основой, на которой построены вакцины и иммунизация (Пс. 138:14).
3. Нельзя ожидать, что Бог будет работать для нас, если мы упускаем из виду основные принципы жизни, небрежно, предвзято или медленно выполняем их. Недостаточно молиться о знании, но нужно прилежно учиться; недостаточно просить Божьей помощи, чтобы собрать хороший урожай, но при этом не желать возделывать поля и усердно трудиться над сохранением урожая. Точно так же с нашей стороны было бы самонадеянно и высокомерно просить Бога дать нам хорошее здоровье и пренебрегать принципами здоровья, не желая изучать и применять достижения современной медицины, которые Он позволил открыть, чтобы помочь страдающему человечеству. Нужно усердно трудиться под Божьим руководством и благословением: «Напрасно трудятся строители дома, если Сам Господь не возводит его. И напрасно ночью бодрствует страж, если Сам Господь не хранит город» (Пс. 126:1 ИПБ).
4. Бог хочет, чтобы мы сохраняли здоровье в наилучшей форме и состоянии (3 Иоанна 1:2) не только для того, чтобы жить дольше, но и для того, чтобы иметь возможность служить другим и быть полезными как можно дольше. Зачем умирать преждевременно только потому, что мы пренебрегаем средствами, которые доступны для защиты и продления нашей жизни, позволяя нам быть благословением для других?
5. Бог повелевает нам защищать жизнь и заботиться о здоровье наших ближних (Лев. 19:18; Иезек. 34:4, 16). Вакцинация — это бескорыстный поступок, потому что человек думает о благополучии и защите других. Несмотря на то, что в долгосрочных исследованиях и их результатах есть некоторые неизвестные моменты, преимущества вакцинации превосходят ее потенциальные последствия. Прививка — это акт доброты, потому что вакцинация помогает защитить других от серьезной болезни или даже смерти, тем самым создавая общественный или коллективный иммунитет.
6. Молитвы об исцелении и жизненной силе не исключают использования различных средств, операций, лекарств или прививок. Знание того, как их применять, зависит от жизненных ситуаций. На ум приходят несколько примеров из библейского наследия. Бог мог бы чудесным образом и мгновенно исцелить умирающего царя Езекию Своей силой, но вместо этого Он решил исцелить его с помощью лекарства — припарки из смокв (2 Цар. 20:5-7; Ис. 38:21). Бог обещал исцелить его, но на рану пришлось наложить повязку из смокв. Иисус мог бы исцелить слепого Своим словом, но Он использовал для этого грязь, смешанную со Своей слюной. Слепому также пришлось пойти и омыть свои глаза в купальне Силоам, чтобы прозреть (Иоанна 9:1, 6-7). Таким образом нас учат, как сотрудничать с Богом. Кроме того, Моисей исцелил горькие воды, когда положил в них кусок дерева (Исход 15:23-25). Тесное сотрудничество между Богом и людьми можно увидеть в ситуации со «смертоносным кушаньем», когда Елисей добавил больше муки, и оно стало съедобным (2 Цар. 4:38-41), а также в случае с Нееманом, которому пришлось семь раз омыться в реке Иордан, чтобы исцелиться от проказы (2 Цар. 5:10-14). Во всех этих случаях Бог мог бы совершить чудеса исцеления в ответ на молитву, но Он решил дать урок тесного сотрудничества между Богом и людьми, используя доступные средства. Вакцины тоже являются инструментом для сохранения здоровья и остановки распространения болезней. Эллен Уайт утверждает: «Не является отрицанием веры разумное использование лекарственных средств» (Рукопись 31, 1911 г., опубликована в 2СМ 346).
7. Профилактика всегда важнее фактического исцеления. Не болеть — это библейская обязанность (Иоанна 10:10; 1 Кор. 6:20; 3 Иоанна 2), потому что мы должны прославлять нашего Творца и своим телом. Оставаться в безопасности и обеспечивать безопасность семьи и общества должно быть нашей мотивацией. Здоровье — это в первую очередь не вакцинация, а формирование и развитие сбалансированного образа жизни, в результате которого мы будем в хорошей форме, чтобы долгое время служить Богу и другим нуждающимся наиболее эффективным способом. Эллен Уайт наставляет: «Обучайте людей хорошим привычкам и здоровым практикам, помня, что унция профилактики имеет большую ценность, нежели фунт лечения». Лекции и занятия в этом направлении окажутся очень полезными» (Письмо 17а, 1893 г., опубликовано в 2ИВ 280). Вакцинация — это предотвращение распространения вируса, который может быть смертельно опасным, внутри нас и через нас на других людей. В вакцинации нет ничего магического; она должна быть подкреплена разумным выбором в жизни. Важно, прежде чем делать прививку, развивать свою молитвенную жизнь, вести здоровый образ жизни, свидетельствовать и доверять Богу, но эти действия ведут к вакцинации, когда в ней есть необходимость, она доступна и должна применяться в соответствии с нашими лучшими знаниями и состоянием здоровья.
8. Медицинская наука и вера работают в тесном контакте друг с другом и должны применяться вместе. Они дополняют друг друга. Креативность и изобретательность — это Божий дар. Доказательства науки очевидно ясны, а именно: вакцины спасают жизни, а побочные эффекты в основном незначительны и кратковременны. Многие положительные результаты перевешивают минимальные отрицательные и риски для здоровья. Эллен Уайт заявляет: «Бог — автор науки. Научные исследования открывают разуму обширные поля размышлений и информации, позволяя нам увидеть Бога в Его творениях. Невежество может пытаться поддержать скептицизм, апеллируя к науке; но вместо того, чтобы поддерживать скептицизм, истинная наука вносит новые свидетельства мудрости и силы Божьей. Правильно понятые наука и письменное Слово согласуются, и каждое проливает свет на другое. Вместе они ведут нас к Богу, уча нас чему-то о мудрых и благотворных законах, через которые Он действует» (CT 426).
Грубое злоупотребление Писанием — утверждать, что вакцинация против COVID-19 означает получение начертания зверя из книги Откровение и что она изменит вашу ДНК (дезинформация, связанная с непониманием мРНК-основы вакцинации против коронавируса и атипичной пневмонии). Различные теории заговора ужасно искажают библейские тексты, вызывая страх и зависимость от ложных «учителей». Библейские пророки не говорят против прививок. Позвольте мне четко заявить: вакцинация не имеет ничего общего с начертанием зверя или с ложным вавилонским учением по следующим причинам:
- Начертание зверя — это ложная религиозная система, которая противостоит Богу, Его народу и Его закону.
- Начертание зверя — это искажение Божьего характера любви через принятие небиблейского учения о святости воскресенья и бессмертии души, включая вечные мучения в аду.
- Начертание зверя означает ложное поклонение с его отравленным вавилонским учением.
Печать Божья, с другой стороны, заключается в том, чтобы ощутить истинный покой в Иисусе Христе во всей его полноте, живя и соблюдая библейскую субботу как знамение Творения и искупления, а также выражение верности библейским всеобъемлющим доктринам, сосредоточенным в Триедином Боге. Печать Божья состоит в том, чтобы любить и почитать Бога и воздавать Ему славу как нашему Творцу и Спасителю. Речь идет о возрождении верующих, чтобы они отражали образ Божий в своем характере и образе жизни. Это объединяет и восстанавливает нашу физическую, эмоциональную, умственную, духовную и социальную жизнь по Божьей благодати, через Его Слово и силу Святого Духа.цц
Наши библейско-богословские размышления поддерживаются и подтверждаются практикой Эллен Уайт, поскольку она сама делала прививки и призывала к этому других по двум причинам: (1) личная польза для здоровья позволяет нам эффективно служить другим; и (2) чтобы не распространять болезни и не заражать других. Правда, Эллен Уайт не писала о вакцинации ни одного слова. Однако мы знаем, что она призывала других сделать прививку от оспы и сама сделала ее, согласно свидетельству очевидца Д. Е. Робинсона, одного из секретарей миссис Уайт, о чем сообщается во втором томе «Избранных вестей»: Эллен Уайт «была привита и призывала своих помощников, тех, кто был в контакте с ней, быть привитыми» (2 SM 303). Она понимала, что это защитит как ее, так и других: «Желающие исцелиться молитвой не вправе пренебрегать доступными лечебными средствами. Использование данных Богом средств, чтобы смягчить боль и помочь природе в ее работе по восстановлению организма, не означает отречение от веры. Это вовсе не отречение от веры — сотрудничать с Богом и создавать себе условия, способствующие выздоровлению. Бог дал нам силу постигать законы жизни. Это знание доступно нам, чтобы мы могли пользоваться им. Нам следует употребить все средства для восстановления здоровья, использовать все, что только может принести пользу, действуя в согласии с законами природы. После вознесения молитвы за выздоровление больного мы можем работать с еще большей энергией, благодаря Бога за то, что у нас есть возможность сотрудничать с Ним и просить Его благословения в использовании тех средств, которые Он Сам дал нам» (СИ 231-232).
Заключение
Приведенные выше библейско-богословские принципы нуждаются в тщательном изучении. Верующие должны оценить преимущества этих принципов и понять, как они помогают им вести сбалансированный, здоровый образ жизни, а также делать прививки. Вакцины могут спасти жизнь, остановив распространение болезни, но если ждать слишком долго, то может быть слишком поздно. Их использование позволяет предотвратить серьезные осложнения заболеваний. Мы должны молиться и вдумчиво применять то, что Бог дает нам в пользование, чтобы сохранить жизнь, а также защитить других от вреда.
Мы не нашли ни одного библейского повеления или предписания, которое бы останавливало или запрещало людям делать прививки. Напротив, основываясь на библейском материале, можно настоятельно рекомендовать такую практику людям, не имеющим особых серьезных противопоказаний по состоянию здоровья, и по согласованию с их лечащими врачами. Если наши тела не принадлежат нам, и мы несем ответственность перед Богом за то, как мы заботились о них, и если Бог потребует отчета о нашей любви к ближнему, то заботиться о своем здоровье, как и о здоровье ближнего, просто необходимо. Павел решительно заявляет, что «Едите ли вы, пьете или иное что делаете — делайте всё во славу Божию» (1 Кор 10:31 ИПБ). Принимая конкретные меры по защите своего здоровья, мы чтим и прославляем Господа; и мудрая, ответственная вакцинация может быть одним из таких действий.
Нам нужно молиться о Божественной мудрости и познаниях, чтобы быть хорошо информированными и принимать зрелые решения. Научные данные, основанные на доказательствах, полезны в процессе принятия решений, потому что таким образом мы можем выбирать наилучшие варианты в тех или иных жизненных ситуациях. Такой подход подтверждает Эллен Г. Уайт. Результат может быть миссиологическим, как она метко заявляет: «Если они [неверующие] увидят, что мы разумны в вопросах здоровья, они будут более готовы поверить, что мы здравы в библейских доктринах». (Counsels to Health, p. 142) С другой стороны, она ясно предупреждает: «Но когда люди выступают за реформу, доводят дело до крайности и непоследовательны в своих действиях, люди не виноваты, если у них возникает отвращение к реформе здоровья… Эти люди делают работу, которую любит сатана, чтобы она продолжалась». (2T 377).
Усталость от КОВИДа можно преодолеть, если мы позволим Богу направлять нас. Пусть наш милостивый Господь даст нам проницательность и силу действовать бескорыстно в соответствии с Его волей, чтобы мы могли быть благословлены Им и стать благословением для других. Эллен Уайт мудро советует: «Божьи чудеса не всегда внешне похожи на чудо. Часто они совершаются таким образом, что напоминают естественный ход событий. Когда мы молимся за больных, мы также трудимся для их исцеления. Мы обязаны использовать всякую возможность, которую представляет Бог, ради избавления людей, находящихся в опасности. Если мы просим, чтобы Он сохранил нас от язвы, ходящей во мраке и с такой силой распространяющейся в мире, тогда нам надо сотрудничать с Богом, соблюдая законы здорового образа жизни. Сделав все, что в наших силах, мы должны продолжать с верой просить Его о даровании здоровья и силы. Бог не собирается делать за нас то, что мы можем сами сделать для себя.» (Письмо 66, 1901 г. Опубликовано в 2СМ 346). В свете изложенных в данном исследовании библейско-богословских принципов важно, что Эллен Уайт решила пройти вакцинацию как для себя, так и для блага общества.
Мы молимся о том, чтобы через молитвенное размышление вы руководствовались наилучшими решениями, которые сохранят здоровье и служение в миссии Господа и Церкви, которую мы любим.
Иржи Москала, ThD, PhD (Доктор Теологии, Доктор философии), декан Теологической семинарии адвентистов седьмого дня, Университет Эндрюса, профессор экзегетики и богословия Ветхого Завета.
Этот документ является собственностью Адвентистского Служения Здоровья ГК и подлежит защите авторских прав.
По материалам сайта Адвентистского Служения Здоровья ГК