Весть Откровения для секулярного сознания

Весть Откровения для секулярного сознанияВведение

На протяжении веков последняя книга Библии многими людьми воспринималась как достаточно загадочная и интригующая1. Особый интерес эта книга представляет для современного общества, озадаченного тем, что принесет человечеству и всему миру смена тысячелетий.

С перспективы церкви книга Откровение, безусловно, заслуживает того, чтобы ее изучали, ибо она напоминает христианской церкви оставаться верной в трудные времена, когда многие будут думать, что наступает конец света, как они его понимают, хотя в каком-то смысле они и сохраняют веру в то, что Бог удерживает людскую ярость в Своих руках2. Книга заверяет, что церковь благодаря Господу Иисусу Христу в те времена все-таки выйдет победительницей3.

Содержание книги в этом смысле не говорит исключительно об эсхатологии, то есть о событиях последнего времени. Откровение было написано не только с целью выявления того, что должно произойти в скором времени, но и для того, чтобы укрепить жизнь и свидетельство верующих христиан. Она была и остается бесценным источником духовной силы для церкви и отдельных людей во все времена. На ее страницах наряду с призывами к благочестию и усердию можно найти и достойный образец для поведения4.

Тем не менее образы драконов, зверей, язв, труб, женщины в белых одеждах, стоящей на небе, число 666 и знак зверя, ангелы, приносящие особые вести, семь язв, излитых из чаш, которые несли ангелы, образ женщины, сидящей на багряном звере и пьющей человеческую кровь, всадника на коне, облаченного в одежду, обагренную кровью, — все эти образы, встречающиеся в книге Откровение, создают достаточно странный коллаж из интересных, но вместе с тем загадочных персонажей. Они свидетельствуют о том, что для современного христианского сознания книга Откровение довольно трудна для понимания, что подтверждается огромным количеством комментариев и различных точек зрения относительно смысла ее символики. Учитывая этот факт, книга Откровение либо вовсе не исследуется, либо представляется таким образом, что вводит верующих в еще большее смущение5. Для многих Апокалипсис, что означает «откровенный», стал своего рода апокрифом, что значит «сокровенный» или «сокрытый»6.

Если данная книга трудна для понимания в христианских кругах, то что уж говорить о «секулярном» человеке, который зачастую либо вовсе не знает ничего о христианстве, либо имеет о нем лишь смутное представление?7

Может ли человек, живущий в научном и фактически безрелигиозном мире, извлечь для себя какую-либо пользу из этого лабиринта символических образов?

Основная цель написания данной статьи заключается в том, чтобы попытаться найти ответы на поставленные вопросы. Наше исследование призвано подтвердить тот факт, что книге Откровение действительно есть что сказать секулярному человеку, осознавшему, что наука и гуманизм не смогли реализоваться в поиске своей идентичности и значимости. И действительно, одним из самых удивительных явлений нашего так называемого «научного века» является процветание оккультных и псевдонаучных сверхъестественных культов и практик, что и ознаменовало переход модернизма в эпоху постмодерна8. Подобные практики притягательны в первую очередь тем, что предполагают способность предсказывать или даже контролировать будущее.

Рост числа астрологов, ясновидцев, медиумов и других подобных «пророков» в последнее время может быть непосредственно связан с широким распространением недовольства современным человеком существующими обстоятельствами жизни, предчувствием каких-то глобальных перемен, которые принесет третье тысячелетие, а также стремлением знать будущее.

Таким образом, церковь должна быть заинтересована в донесении секулярному сознанию вести книги Откровение и ее истин, поскольку эта книга как раз и говорит о том, что произойдет в будущем (см. Откр. 1:1, 10, 19)9.

Однако задача распространения вести Откровения не так проста, как может показаться, особенно когда становится очевидной колоссальная пропасть между мировоззрением тех, кто знаком с содержанием книги Откровение, и научным стилем мышления современного мира, стремящегося утвердиться в собственной идентичности.

Для того чтобы перекинуть мост через эту пропасть и донести до светского сознания весть книги Откровение, требуется серьезнейшая подготовка. Во-первых, мы сами должны быть хорошо ознакомлены с основополагающей вестью, которую будем передавать миру, а во-вторых, следует хорошо знать культуру той среды, к которой эта весть будет направлена.

Чтобы наша работа в донесении вести Откровения была эффективной, мы должны научиться передавать ее людям, сознания которых мы пытаемся достичь, понятным и доступным образом. Таким образом, церковь, которая стремится к евангелизации светского мира, должна понимать это, чтобы адекватно оценивать мир, сопротивляться его порокам и в то же время обращаться к нему на понятном для него языке10.

В первую очередь наше исследование будет связано с основными аспектами вести книги Откровение.
Во-вторых, мы посмотрим на особенности мировоззрения светского человека и мира, в котором он трудится, для того чтобы понять, каким образом лучше всего донести до его сознания истины книги Откровение.
Наконец, мы укажем на некоторые конкретные пути, благодаря которым пророчества книги Откровение могут быть использованы для удовлетворения светского сознания, чтобы помочь секулярному человеку принять решение в пользу следования за Христом.

Основополагающая весть книги Откровение

Сосредоточенность на Христе. Независимо от того, как мы решили интерпретировать книгу Откровение или что будет представлять собой наша эсхатологическая схема, мы согласимся с тем, что именно личность Христа имеет первостепенное значение в вести этой книги.

Даже в тех главах, где, как кажется, преобладают знаки и символы, где описание устрашающих Божьих судов затмевают все другие идеи, личность Христа всегда остается в центре внимания (см., например, Откр. 4, 5; 14:6–20; 19:11–21). Христос непосредственно вовлечен в события, оказывающие влияние на мир.

Он является Вершителем участи как церкви, так и всей Вселенной11.

Сама структура книги подчеркивает значимость Христа в апокалиптическом пророчестве. После вводной части книги (см. Откр. 1:1–8) в первом видении апостолу Иоанну открывается не то, как страшные и разрушительные силы зла пытаются уничтожить имя Бога, Его народа и Его церкви. Напротив, Иоанн видит Христа, стоящего посреди семи золотых светильников и охраняющего Свою церковь (см. Откр. 1:9–20).

Значение этого видения находит свое отражение в самой структуре мысли и выражения данной книги. Она начинается с того, что представляется наиболее важным. Вполне очевидно, что Христос занимает центральное место в том, что будет происходить в пророчестве, так как это видение появляется в самом начале повествования о пророческих событиях. Действительно, все, что следует за Откровением 1:9–20, так или иначе связано с первым видением — видением о Христе12.

Нельзя упустить из виду и упоминание о небесном святилище. В нем пребывает Бог, и оттуда Он приносит спасение Своему народу. Тот факт, что Христос ходит посреди светильников, указывает на Его постоянную заботу о чистоте и безопасности Своего народа и Своей церкви. С Его народом не может произойти ничего, о чем бы не знал и не позаботился Христос. Мы можем быть уверены в том, что мир находится под Божественным контролем, и Бог никогда не допустит того, чтобы наш мир превратился в бессмысленный хаос. Человек не должен бояться будущего, потому что ни одна сила, какой бы разрушительной и сатанинской она ни была, не может одолеть человека, находящегося под Божьей защитой.
Эта истина уничтожает страх о нашем прошлом, настоящем и будущем. В этом значимость Христа, держащего семь звезд в Своей деснице (см. Откр. 1:16, 20).

Христос, открываясь Иоанну, заверяет его в том, что ему не нужно бояться (см. Откр. 1:17). Апостолу не следует страшиться всего того, что он увидит, потому что Христос обладает вечной жизнью и всегда будет действовать через обстоятельства этого мира, чтобы исполнить Свою волю и спасти тех, кто твердо держится за Его руку. Весть о будущем подтверждается Самим Богом и, следовательно, является истинной. То, что провозгласил Бог, обязательно сбудется. В то же время верующие, исповедующие Иисуса Христа как своего личного Спасителя, уверены, что Бог сможет спасти их от любой разрушительной силы. Таким образом, мы можем быть уверены в своем будущем, потому что оно основано на слове Бога, Который неизменен. Нам не следует беспокоиться о том, что произойдет в будущем.

Искупление. Сосредоточенность книги Откровение на Христе подчеркивает три большие темы, имеющие отношение к каждому человеку. Первой из них является тема искупления13. Она напоминает нам о том, что Бог действительно заботится о каждом человеке, так как Христос добровольно умер за наши грехи, чтобы мы могли иметь жизнь. Он сделал нас священниками в Его Царстве, чтобы мы могли проповедовать другим.
Нас любят, хотя мы этого не достойны. Каждый человек — ценен, и не имеет значения, жив он или уже умер (см. Откр. 1:5, 6).

Суд. Вторая тема книги Откровение — тема суда. Вне зависимости от того, какой может казаться ситуация на данный момент, человек должен будет понести ответственность за свои действия. Однако верным Богу нечего страшиться. В то время как Христос воздаст тем, кто уничтожал Его народ (см. Откр. 11:18), Он передаст Своему народу его вечное наследие (см. Мф. 25:34). Кроме того, Бог дает человеку возможности и силу постоянно взращивать в себе высоконравственный характер, ведь в Его Царстве не будет никого, совершающего дурные аморальные действия (см. Откр. 21:6–8). Одним словом, все несправедливости, с которыми мы сталкиваемся в земной жизни, в конечном счете будут исправлены Богом (см. Откр. 18:6–8; 19:1–3).

Вечное Царство. Третья тема книги Откровение, тесно связанная с двумя предыдущими, говорит о том, что Христос по Своей великой любви к нам установит Свое Царство, новую землю, где отношения людей с Богом, друг с другом и миром природы будут вновь находиться в гармонии (см. Откр. 21, 22). В этом Царстве человек будет жить без страха, наслаждаясь плодами вечной жизни. Обетованное вечное Царство говорит нам о том, что человеческая жизнь действительно имеет цель и назначение.

Нравственная цель пророчества. Тот факт, что Христос является средоточием книги Откровение, проливает свет и на саму цель пророчества. Хотя это и важно, — понимать, что означают символы, как они соотносятся друг с другом и какое значение имеют для понимания событий будущего, цель книги Откровение заключается не просто в том, чтобы рассказать нам о событиях последних дней. Пророчества книги Откровение дают нам возможность и для духовного роста.

Апостол Петр в своем послании дает объяснение конечной цели пророчества (см. 2 Петр. 1:19–21). Особое внимание следует обратить на слова «доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших». Обращаясь к Откровению 22:16, мы находим, что Утренняя звезда есть не что иное, как Сам Христос.

Практическое значение этих слов чрезвычайно важно. Основная цель пророчества не в том, чтобы предсказать будущее, хотя это и является частью процесса, а скорее в том, чтобы привести человека ко Христу и воспроизвести в нем Его характер, чтобы человек стал подобен Ему и обрел уверенность в том, что Христос способен совершить то, что предрек14.

Это и есть то, что мы называем «нравственной целью пророчества«15. Другими словами, изучение и понимание пророчества должно привести нас к высоконравственной жизни, в которой постоянное изменение характера посредством Святого Духа не только возможно, но и реально осуществимо (ср. Ин. 3:5–8). Как показывает апокалиптическое пророчество, святые — это нравственные, этические люди, своим характером подобные Христу, ибо Он изменил их. Они являются наследниками Царства, приготовленного для них, Божье имя пребывает на их челах, и теперь они смогут увидеть Его лицом к лицу (см. Откр. 22:1–5).
Основополагающей темой книги Откровение является средоточие на Христе. В Своей великой любви Христос дарует Своим детям искупление и созидает в них вечное Небесное Царство. Эти великие истины должны привести их к изменению характера, потому что пророчество всегда имеет моральную цель. И теперь, когда у нас есть более ясное понимание основной вести книги Откровение, давайте обратим внимание на вторую часть нашего исследования: понимание светской культуры, которую мы пытаемся достичь.

Секулярное сознание

Эпоху, в которую мы живем, можно охарактеризовать как эпоху безысходности и неудовлетворенности.
Возможно, в этом столетии дети заработают меньше денег, чем их родители, что, вероятнее всего, повлечет за собой снижение уровня жизни. Образование уже давно стало данностью, а не целью. Таким образом, оно привносит некую долю пессимизма, так как уже не предоставляет возможности для финансовой стабильности, роста и безопасности, как это было в прошлом16.

Современное общество чрезвычайно эгоцентрично. В то же самое время оно демонстрирует отсутствие чувства собственного достоинства. Это может быть отчасти связано с демонстрацией средствами массовой информации сцен насилия, отсутствием морали и пропагандой беспорядочных половых связей, восприятием эксплуатации мужчин, женщин и детей как нормы жизни. Мир диктует нам правило, заключающееся в том, что если кто-то стоит на нашем пути, мы вправе устранить его или использовать для собственной выгоды, без необходимости брать на себя ответственность за моральные последствия наших действий. В результате человеческая жизнь деградирует и обесценивается. Жизнь человека практически ничего не стоит, если мы не можем использовать ее для собственной выгоды.

Неудивительно, что современное поколение переживает обостренное чувство покинутости, отчуждения и одиночества. К примеру, дети, родители которых допоздна задерживаются на работе, проживают жизнь без присутствия семьи или друзей, или становятся жертвами физического и сексуального насилия. Подобные условия выражаются в светском сознании в тенденции к агностицизму, цинизму, релятивизму и плюрализму17.

Неудивительно, что нынешнее поколение ищет свою собственную идентичность в отличной от родительской системе ценностей, такой системе, которая порождает проблему насилия и, фактически, поощряет патологически низкую самооценку и неуверенность современного сознания относительно того, что значит быть человеком. Подобная ситуация еще больше способствует поиску идентичности в современном мире.

Модернистское сознание так называемых бэби-бумеров18 оптимистично полагало, что у мира науки есть ответы на все вопросы и что можно достаточно комфортно существовать в условиях экономического роста и развития. Постмодернистское сознание, однако (бэби-бастерс или поколение Х)19, разочаровалось в ответах на жизненные вопросы, которые давали наука и научные методы исследования.

Безнадежность и беспомощность жизни светского человека изменили вектор его мышления. Секулярный человек отказался от идеи универсальных истин и формирует свое мировоззрение сегодня на основе консенсуса.

Он отвергает абсолюты, делая выбор в пользу справедливости изменяющихся решений, принимаемых обществом. Для него любая интерпретация потенциально ошибочна, так как каждый человек прав в том, во что он решает верить.

Это поколение можно назвать постматериалистическим, так как оно обнаружило, что вещи не определяют идентичность. Оно подчеркивает духовную и более человечную сторону жизни, потому что жизнь для него значит больше, чем пробирочные открытия науки.

Здесь присутствует непрерывный поиск самоуважения, как считает поколение Х, человек не просто животное, но личностное существо, которое должно находиться в контакте с реальностью, вне себя, а также с самим собой, равно как и в отношениях с другими20.

Секулярное мышление и процессы сознания подняли ряд важных вопросов, таких как существование, смысл, цель и духовность человеческой жизни. Человек задается такими вопросами, как: «Есть ли что-то, во что я могу верить?», «Кто я?», «Не все ли равно, кто я?», «Если я умру, кому-то будет меня не хватать или им будет все равно?», «Ежедневная работа с целью заработка — это и есть жизнь?», «Что такое смысл и цель жизни?», «Каково назначение жизни?».

Эти вопросы являются ключевыми в поиске человеком своей идентичности, смысла существования и возможности выживания в этом мире. Чтобы эффективно работать с секулярным сознанием, христианам необходимо предложить миру ответы на эти вопросы. Ответы, однако же, не должны даваться в контексте бесплодной научной формулы или с помощью интеллектуального акцента на значении символического языка, ведь это именно то, что светское сознание отвергает как ответы неудовлетворительные и не отвечающие на их вопросы.

На чаяния секулярного человека необходимо отвечать, расставляя духовные и этические акценты на развитии характера и той силе, которая способна содействовать этому процессу. Делясь истинами из книги Откровение, мы должны быть глубоко осведомлены в потребностях секулярного человека. Истина, которая может навсегда изменить жизнь человека и сделать его целостной личностью, должна проповедоваться таким образом, чтобы удовлетворять ощущаемые человеком сердечные нужды и потребности.

Секулярный человек должен видеть уместность пророчества в своей жизни и то, как оно может повлиять на его сегодняшнее существование. Не так важны драконы, звери и другие символы книги, как проповедь вести Откровения в целом, что является наиболее важным, когда впервые обращаешься к секулярному сознанию.
Мы должны показать, как посредством силы Христа может меняться человеческое сердце. А это, в свою очередь, уже помогает понять и многие другие символы книги.

Именно акцент на Христе и нравственной цели пророчества книги Откровение предлагает ключ к проповеди ее истин современному миру. И в этом смысле пророчество, несомненно, может дать ответы на вопросы, волнующие сегодня секулярного человека.

Откровение: ответы на вопросы

В попытке достичь секулярного сознания следует проявлять терпение. Это означает, что мы должны подождать, пока нам не зададут правильный вопрос. Тогда мы должны быть готовы ответить на него соответствующим образом, обращаясь к книге Откровение. Задать правильный вопрос человека могут побудить степень духовности и внутренний мир, свойственный жизни христианина, который действительно следует тому, во что он верит и чему учит других. Это фактически бросает вызов фундаментальным предпосылкам секулярного мышления и его неспособности обрести целостность личности. Именно история, связанная с нашим личным опытом, может стать стартовой площадкой для секулярного человека в обретении им спасительного моста к вечности. Наш собственный духовный опыт является тем примером, посредством которого постмодернистский человек может обрести целостность личности.

Книга Откровение, как никакая другая, способна ответить на фундаментальные вопросы, поднимаемые секулярным человеком. Эти вопросы можно разделить на четыре основные категории: (1) знание абсолютной истины; (2) смысл жизни; (3) целостность личности и (4) цель жизни. Все эти вопросы затрагиваются в книге Откровение.

Согласно секулярному сознанию знание абсолютной истины не представляется возможным. Отсюда возникает вопрос: «Есть ли что-то, во что я могу верить?». Книга Откровение дает ответ на этот вопрос. Описание Бога как Альфы и Омеги (указывает на то, что Он есть начало и конец, и охватывает всю историю мира, см. Откр. 1:8; 21:6) и провозглашение Его как Того, Кто есть, был и грядет (см. Откр. 1:8), подтверждает, что в этом мире определенно есть Кто-то, в Кого следует верить. Бог есть Тот, Кто имеет ключи прошлого, настоящего и будущего.

Он повелевает Иоанну записать все, что ему было показано, потому что этому должно будет вскоре произойти.

Изучение истории подтверждает великие пророчества, записанные в книге Откровение. И это дает основание полагать, что абсолютная истина есть и то, чему Бог предрек произойти, непременно произойдет.
Главная цель книги Откровение связана не с социально-экономическими условиями человеческого бытия, а с духовной интерпретацией жизни, одной из основных задач современного человека21. Откровение повествует о двух деяниях Бога, которые придают смысл человеческому существованию, — это сотворение и искупление, с убедительным акцентом на абсолютной истинности последнего22.

Если же Бог не существует как абсолютная Истина, тогда нам придется признать, что все потеряно, что мир оставлен на произвол разрушительных сил зла. Но, слава Богу, это не так. Бог есть, и для того, чтобы искоренить проблему зла, Бог должен найти способ удержать человечество от бесконечного производства средств для своей собственной гибели и освободить его от тирании демонических сил (см, например, Откр. 15, 16, 19, 20, 21, 22)23.

И это именно та истина, которую пытается донести книга Откровение. Бог ограничил действие сил зла в мире.

Мы можем верить этому, ведь Бог послал Своего Сына умереть за нас на кресте, чтобы мы могли иметь жизнь.

Библейский акцент на сотворении мира всемогущим Богом, Который контролирует все его процессы, объясняет порядок и гармонию во Вселенной. Это также дает ответ и на вопрос: «Кто я?«24. Наш Создатель — Бог, имя Которого так часто упоминается в Откровении, напоминает нам о том, что мы значимы для Него. Современное сознание воспринимает человека как биологический организм, который борется за выживание, но понимание того, что человек был создан Богом, дает человеку ощущение целостности личности. Книга Откровение напоминает нам о том, что мы являемся венцом творения и, таким образом, обладаем неотъемлемой внутренней ценностью.

Секулярный мир рассматривает людей как пешки обстоятельств, как тех, кто не несет никакой ответственности за проявление насилия в отношении друг друга. Чтобы оставить после себя какой-то след в этом мире, человек может позволить себе «ходить по головам» всех тех, кто стоит у него на пути. Все это приводит к тому, что люди смотрят друг на друга как на «вещи», а не как на значимых и ценных человеческих существ. Мы ценим человека только до тех пор, пока можем использовать его в своих интересах.

Откровение напоминает о том, что человек — это этическое существо, он является инициатором своих действий и несет полную ответственность за их последствия. Если Бог относится к нам как к человеческим существам, созданным по Его образу, мы в свою очередь должны относиться так же и к другим. Нельзя использовать ближнего или злоупотреблять им для того, чтобы получить выгоду для себя. Напротив, мы должны принимать ближнего таким, каков он есть на самом деле, — созданным Богом и обладающим величайшей ценностью.

Истина о том, что Кто-то проявляет заботу о человеке, проиллюстрирована в Откровении посредством образа Христа, ходящего посреди светильников и внимательно наблюдающего за всем, что происходит на земле.

Откровение также учит нас: чтобы быть независимыми, мы должны быть зависимы. Автономия, или независимость, не является необходимой характеристикой человека, как утверждает секулярное сознание. Мы живем во взаимосвязи друг с другом и с Богом. Бог отвечает на наши потребности. Нам не нужно постоянно работать для того, чтобы приобретать новые вещи, которые, как предполагает мир, определяют нашу идентичность и формируют целостность личности. Мы ценны, потому что мы — Божьи. Человек является творением личностного Бога, и он должен отражать Его характер, который является критерием в оценке понятий добра и зла. Таким образом, мировоззрение, предлагаемое в Откровении, придает огромнейшее значение существованию человека, подчеркивает непреходящую ценность человеческой жизни, наделяя человека ответственностью за свой выбор, и уделяет серьезнейшее внимание человеческому характеру25.

Личностная идентичность и жизненная цель взаимосвязаны, обе эти человеческие потребности упомянуты в пророчествах Иоанна. Первая подтверждается тем, что Агнец, держащий в руке свиток, является Тем, Кто был заклан за нас с самого начала существования мира (5:6–14). Это значит, что человеческую значимость в глазах Божьих невозможно переоценить. Если человек умрет, будет ли у него надежда на новую жизнь?

Книга Откровение дает совершенно ясный ответ: «несомненно». Есть ли кому-то до этого дело? И вновь звучит ответ: «Да!». Божья забота о нас проявилась не только в Его смерти на кресте, Он желает, чтобы мы жили с Ним и на небесах. Его забота в том, чтобы предупредить нас о Его приближающемся суде, чтобы мы могли быть готовы. Его забота в том, чтобы пригласить нас войти в Его небесный город (18:1–4; 20:11–15; 22:11–17).

Бог задает нашей жизни новое направление, делая нас священниками в Его Царстве, чтобы мы делились Божьей любовью не только здесь и сейчас, но и всю вечность (1:5, 6). В конце концов мы отправимся туда, куда вознесся Он сам, чтобы и нам жить там, где живет Он.

Мы здесь, на земле, для определенной цели, которую нам необходимо достичь. Конечная цель нашей жизни в том, чтобы увидеть нашего Бога лицом к лицу, потому что мы подобны Ему (22:4). Мы стали таковыми благодаря Ему, а не тому, что мы представляем собой сами по себе. Эта вечная перспектива может дать секулярному человеку реальную надежду, надежду на что-то лучшее, надежду на изменение, надежду на будущее.

Заключение

Можно горячо и ревностно проповедовать секулярному человеку, используя образы дракона, зверей, язв, начертание зверя, число 666, но будет ли это воспринято им? Современная проповедь должна исходить из потребностей секулярного человека и учитывать, прежде всего, центральную весть книги Откровение, а также культурную среду, в которой он живет.

Акцент должен делаться на Христе, именно Он является центральной фигурой в книге Откровение. Он Тот, Кто контролирует процессы Вселенной; Тот, Кто является абсолютной Истиной; Тот, Кто искупил нас и ведет к постоянному изменению нашего характера. Именно Христос придает человеку значимость, а не то, на что он обычно возлагает свои надежды.

Нам необходимо акцентировать внимание на нравственной цели пророчества. Наша проповедь не должна в первую очередь касаться значений каждого символа, хотя они, безусловно, являются частью вести книги.
Она должна вести к изменению этического поведения, которое Господь привносит в жизнь каждого верующего. Изучение пророчеств должно привести к формированию характера, а не просто к приобретению новых знаний. Мы должны достигать секулярное сознание путем проповеди Откровения, основываясь не на технических деталях пророчества, а на его вести, способной изменить человеческую жизнь.

Секулярный человек должен увидеть, что есть абсолютная истина и что он обладает великой ценностью.
Есть Некто, Кому не все равно, если он умрет, есть Тот, Кто заботится о нем. Он должен знать, что в жизни есть нечто большее, чем погоня за статусом в обществе, что его жизнь может иметь более достойную цель и что он может оказывать положительное влияние на этот мир. Он должен услышать о духовной стороне жизни, которая, в свою очередь, способствует этическому и нравственному образу жизни. Откровение дает ответы на все эти вопросы. И это та весть, которую мы должны провозглашать. «И да придут все жаждущие и чающие — пусть пьют они воду жизни, Богом даруемую!» (Откр. 22:17, ИПБ).

Брюс Норман, Южный адвентистский университет

—————————————————————————————————
1 Henry Morris, The Revelation Record (Wheaton, IL: Tyndale House Publishers, 1983), p. 17. Моррис напоминает нам о том, что «на книгу Откровение было написано наибольшее количество комментариев, ей присуще самое большое разнообразие интерпретаций, чем любой другой канонической книге Священного Писания». Это определяет небывалый интерес к книге Откровение, с одной стороны, а с другой, — именно эта книга, как никакая другая в Библии, пугает читателя своими загадочными образами.

2 Barclay, The Revelation of John, Vol 1 (Philadelphia: Westminster Press, 1960), p. 20.

3 G. R. Beasley-Murray, ed, The Book of Revelation in The New Century Bible, ed. by Matthew Black (London: Marshall, Morgan, & Scott, 1974), p. 45.

4 Merrill C. Tenney, Interpreting Revelation (Grand Rapids: Eerdmans, 1970), pp. 197–199.

5 Barclay, p. 1.

6 Morris, p. 20.

7 Секулярный человек или секулярное сознание понимается в данном исследовании как стиль мышления, имеющий слабую связь с христианским мировоззрением или пониманием самого христианства.

8 За последнее время касательно данного феномена было написано несколько работ. См. напр., Thomas Oden, After Modernity, What? (Grand Rapids: Zondervan, 1990), Stanley Grenz, Revisioning Evangelical Theology (Downers Grove, Ill: IVP, 1993), esp. pp. 13–20 и Norman Gulley, Systematic Theology, Vol 1, Prolegomena, pp. 237–305. В то время как век модернизма может быть назван эпохой поиска эмпирической истины, то есть абсолютной истины, получаемой только путем лабораторных исследований, век постмодернизма можно назвать эпохой поиска обновленных межличностных отношений и духовного насыщения (Оden, pp. 195–199). Ощущая разочарование от все более увеличивающейся изоляции от человеческих отношений, к которой привели технологии, постмодернистский мир все больше стремится к самоанализу, личной духовности и межличностным отношениям, отмечая возвращение к основным аспектам, которые помогают сделать жизнь полной, ко всему тому, что когда-то затмила наука, определив тем самым новый характер направленности жизни и мировоззрения.

9 Morris, pp. 17, 18.

10 Beatrice Neall, The Concept of Character in the Apocalypse with Implications for Character Education (Washington, D.C.: University of America Press, 1983), pp. 203, 204. На самом деле большинство миссионеров проходят обучение, в том числе узнавая о языковых, культурных, исторических, религиозных и мировоззренческих аспектах культуры. Это делается с целью подготовки миссионера, чтобы тот мог диагностировать «духовные недуги», от которых страдает та или иная местность, и понять, каким образом лучше всего донести до людей весть Евангелия.

11 Tenney, pp. 29, 117.

12 См., например, описание семи церквей в Откр. 2, 3. Целебные средства, предлагаемые каждой церкви, напрямую связаны с той или иной характеристикой, описывающей Христа в Откр. 1:9–20. Аналогичным образом и Второе пришествие Христа, описанное в Откр. 14:14–20, а также Всадник (Христос) на белом коне в Откр. 19:11–21 связаны с этим первым образом Христа, появляющимся в вводном видении.

13 Tenney, pp. 29, 30.

14 См. Рим. 4:20, 21. Это основное определение веры. Мы верим, что Бог исполняет Свои обетования. Такая вера вменилась Аврааму в праведность.

15 Этот термин был предложен Lois Were в книге The Moral Purpose of Prophecy (Berrien Springs, MI: First Impressions, 1981). Нравственная цель пророчества находится в согласии с намерением библейского пророчества (посредством Духа Святого) менять этическое поведение читателя.

16 Gulley, Prolegomena, р. 301, 302.

17 Для получения дополнительной информации и объяснения явлений, характеризующих постмодернистское сознание, см. Norman Geisler, The Apologetic Importance of John’s Gospel, James Sire, Worldviews in Sociological Perspective, и Norman Gulley, The Challenge of Postmodernity to Evangelical Theology (все эти документы представляют собой неопубликованные рукописи, представленные на TS 1 996 Southeastern Regional Meetings, Март 15–16, University of Mobile, Mobile, Alabama).

18 Бэби-бумеры — дети, родившиеся после Второй мировой войны между 1945 и 1965 годами. Они составляют одну из крупнейших групп американского общества, и именно они стали крупнейшей группой пенсионеров в XXI столетии. В настоящее время это люди среднего и пенсионного возраста, и, вероятно, они являются одним из самых состоятельных слоев общества.

19 Бэби-бастерс, или поколение Х, — это дети, родившиеся между 1961 и 1981 годами. Они просто оканчивали колледж и получали работу.
Это поколение имеет все экономические преимущества, предоставляемые их родителями, более всего они заинтересованы в поиске себя, нежели в финансовой безопасности.

20 См. Steve Clinton, «Apologetic Methods and Post-Modernism», неопубликованный документ, представленный на 1996 ETS Southeast Regional Meetings, March 15–16, University of Mobile, Mobile, Alabama, and Gulley, Prolegomena, pp. 242–257.

21 Tenney, p. 23.

22 Neall, p. 203.

23 G. B. Caird, A Commentary on the Revelation of St. John the Divine (New York: Harper and Row, 1966), pp. 295, 296.

24 Neall, pp. 196, 197.

25 Neall, pp. 184, 205, 206.
Статья была впервые опубликована в Journal of the Adventist Theological Society, 8/1—2 (1997): 170–180.

По материалам Института Библейских Исследований ЕАД

Exit mobile version