Из географической ссылки в Мф. 15:39 мы узнаем, что Иисус вернулся в иудейскую землю на западном берегу Галилейского моря (со Своими учениками, см. Мк. 8:10)1. Почти сразу же Его встретила группа фарисеев и саддукеев, требуя от Него знамения (Мф. 16:1–4). Затем Иисус и Его ученики возвращаются в лодку и направляются к северному побережью озера близ Вифсаиды (ср. Мк. 8:22), потому что конечный пункт их путешествия — Кесария Филиппова в северной части Израиля (Мф 16:13)2.
Достигнув берега, они начинают обсуждать предупреждение Иисуса о влиянии Его противников (Мф. 16:5–12). Далее, во время путешествия на север, Иисус начинает беседу о том, кто Он, Петр исповедует Его как Христа, а Иисус впервые открывает Своим ученикам, что Он должен пострадать и умереть (Мф. 16:13–23).
Используя удобный момент, Иисус говорит ученикам о цене и награде за ученичество (Мф. 16:24–27), завершая беседу довольно удивительными словами о Царстве (Мф. 16:28).
Толкование Матфея 16
1. Стихи 1-4
· Примечательно, что это первый раз в Евангелии от Матфея, когда саддукеи противостоят Иисусу. Мы видим их несколько неожиданный союз с фарисеями также в связи с проповедью Иоанна Крестителя (Мф. 3:7; ср. Ин. 1:19, 24). Судя по всему, оба человека воспринимались как серьезная угроза религиозному статус-кво.
· Требование «показать им знамение с неба» (Мф. 16:1)3 на самом деле является требованием, чтобы Иисус подтвердил Свой статус мессии неопровержимыми доказательствами (такими, как у Моисея во время Исхода). На их злые намерения указывает слово peirazō («испытать, искушать», ср. Мф. 4:1, 3), которое встречается во всех трех евангельских повествованиях об этом требовании (см. также Мк. 8:11; Лк. 11:16; ср. 1 Кор. 1:22). То, что Иисус исцелял и изгонял бесов, уже использовалось как предполагаемое доказательство того, что Он был в союзе с дьяволом (Мф. 12:22–24, 38; ср. 10:25). По словам Иоанна, даже чудесное кормление пяти тысяч оказалось недостаточно убедительным (Ин. 6:30; ср. 5:36).
· Часто, как и в этом случае, Иисус меняется местами со Своими потенциальными судьями; Он отмечает их способность читать знамения на небе, чтобы определить погоду, но при этом их полную неспособность различать наиболее важные «знамения времени» — то, как весть о Царстве и служение Иисуса исполняют пророческие ожидания. Он сравнивает этих предводителей с нечестивым поколением в пустыне, которое видело чудесные знамения, но погибло, не войдя в землю обетованную из-за своего неверия (Числ. 14:22–23, 32–35; Втор. 32:20).
Следовательно, им будет дано только «знамение пророка Ионы» (ср. Мф. 12:39—40)4. Марк описывает печаль, которую Иисус испытал из-за неверия этих людей: «Он тяжело вздохнул» (Мк. 8:12).
2. Стихи 5-12
· Внезапное отплытие на лодке привело к тому, что ученики забыли пополнить запасы хлеба. Это послужило предпосылкой для последующего обсуждения «закваски». Ранее этот же образ использовался в положительном смысле для описания распространения Царства Небесного (Мф. 13:33), но здесь он используется в отрицательном смысле чего-то злого и вредного (ср. 1 Кор. 5:6; Гал. 5:9).
Предыдущее метафорическое использование этого образа должно было подсказать ученикам о том, что Иисус, вероятно, использовал метафору и здесь (ср. Мф. 13:10–17).
· Важность предостережения Иисуса подчеркивается двумя греческими словами в повелительном наклонении: horate («внимай») и prosechete («остерегайся»). Часто используемые Иисусом в различных увещеваниях и предостережениях, вместе эти слова встречаются только здесь.
· Иисус беспокоится о том, чтобы на умы учеников не оказывало негативное влияние неверие иудейских лидеров, особенно потому, что Он собирается привлечь их более пристальное внимание и дать им наставление о том, кто Он такой и что Ему предстоит пережить.
· К сожалению, ученики буквально восприняли слова Иисуса о закваске, обеспокоенные тем, что взяли мало хлеба. Иисус, зная их мысли (ср. Мф. 9:4; 12:25), мягко укоряет их и в процессе выявляет причину сомнений, которые мешают правильному пониманию Его слов: «маловеры» (ср. Мф. 14:31; 17:20).
· Любопытно, что вместо того, чтобы напрямую объяснять, что Он имеет в виду под «закваской», Иисус задает им серию вопросов относительно двух случаев кормления пяти тысяч и четырех тысяч всего несколькими хлебами, чтобы раскрыть это значение — важная подготовка к их пониманию того, что Он собирается рассказать о природе Своего мессианства, которое так резко отличалось от ожиданий фарисеев и саддукеев о мессии-воине, который избавит Израиль от римского владычества и возвысит его над миром
3. Стихи 13-20
· По словам Матфея и Марка, Иисус спрашивает (по дороге, Мк. 8:27) не в самой Кесарии Филипповой, а в окрестностях близлежащих деревень, о том, кем люди Его считают. Такой путь из Вифсаиды занял бы не менее двух дней.
· Иисус называет Себя «Сын Человеческий», особенно говоря о Своей личности и миссии (до этого момента эта фраза встречалась девять раз: Мф 8:20; 9:6; 10:23; 11:19; 12:8, 32, 40; 13:37, 41)5. Позже он использует это же выражение девять раз, говоря о Своих страданиях и смерти (Мф. 17:9, 12, 22; 20:18, 28; 26:2, 24 [дважды], 45), и девять раз — говоря о Своем будущем пришествии во славе (Мф. 19:28; 24:27, 30 [дважды], 37, 39, 44; 25:31; 26:64).
· Судя по ответам учеников на вопрос Иисуса, большинство, кажется, считают Его пророком, но никто, очевидно, не считает Его Мессией. Упоминание Иоанна Крестителя и Илии вместе напоминает читателям, что Иисус отождествил их двоих (Мф. 11:14), а упоминание Иеремии важно, поскольку что Матфей видит, как Иисус исполняет некоторые из его пророчеств (Мф. 2:17; 27:9).
· Явно ожидая лучшего ответа от своих ближайших последователей, Иисус спрашивает двенадцать учеников (буквально): «А вы, люди, кем вы меня считаете?» Ученики видели чудеса, которые творил Иисус, внимательно слушали Его учения, повторяли и объясняли их другим (Мф. 10:7).
Теперь Петр озвучивает веру учеников, называя Иисуса Мессией, а именно не просто мессианским «сыном Давидовым», но «Сыном Бога живого» (ср. Мф. 22:41–45). Они принимают слова Иисуса об уникальных отношениях с Богом как с Отцом (Мф. 7:21; 10:32–33; 11:25–27; 12:50; 15:13).
· Иисус приписывает заслугу не Петру, человеку «из плоти и крови» за его проницательность, но объясняет его понимание истины об Иисусе особым откровением, данным Петру Отцом (ср. Быт. 41:16; Дан. 2:27–28).
· Высоко оценивая исповедание веры Петром, Иисус дает понять, что значение слов апостола намного глубже, чем мог представить любой из Его последователей. Иисус — вечный Сын Божий, как выразился Исайя, «Бог крепкий, Отец вечности», Тот, в ком «воплощена вся полнота Божества» (Кол. 2:9).
· Знаменитые слова Иисуса о «камне» как основании, на котором должна быть построена церковь, толковались тремя основными способами: 1) камень — это Петр (чье имя означает «камень»), 2) камень — это символ веры, сформулированный Петром, и 3) камень — это Иисус в отличие от Петра.
Католики обычно поддерживают первое толкование, а большинство протестантских ученых сегодня поддерживают второе. Тем не менее, есть веские доводы, подтверждающие третью возможность — что Иисус указывает на Себя как на Камень, на котором Он построит Свою церковь.
— Описание Бога как скалы Израиля часто встречается в Писании (Втор. 32:4, 30, 31; Пс. 17:2, 31, 46; 30:3; 61:2, 6, 7; 70:3)6. Пророчества также описывают грядущего Мессию как краеугольный камень и скалу (Пс 117:22–23; Ис. 8:14; 28:16; 32:2), на что Сам Иисус и другие новозаветные авторы указывают как на исполнившееся в Нем (Мф. 21:42; Рим. 9:33; 1 Пет. 2:6–8). В другом контексте Иисус указывает на Себя как на источник живой воды (Ин. 7:37), имея в виду воду, которую Бог дал Израилю, когда Моисей ударил по скале (Исх. 17:6), что указывает на то, что Христос пострадает за нас, связь, признанная также Павлом, когда он отождествлял Иисуса с этой Скалой (1 Кор. 10:4).
— Разница между греческими словами Петр (Petros) и камень (petra) предполагает как сравнение их, так и противопоставление. «Petra означает не маленький камень, а массивную скалу, фундамент»7. Петр должен был быть подобен скале (ср. Гал. 2:9), поэтому Иисус назвал его так (Ин. 1:42) но, к сожалению, он не всегда соответствовал своему имени. Несколько мгновений спустя он упрекает Иисуса, который заслуженно называет его сатаной или врагом, потому что Петр пытается отговорить Его от миссии умереть за нас (Мф. 16:22, 23). Во время суда он трижды отрекся от Иисуса (Мф. 26:69–75), как и предсказывал Иисус после хвастливых слов Петра (Мф. 26:33–35). Много лет спустя Петр лицемерно отделяется от христиан из числа язычников, когда приходят христиане из числа иудеев (Гал. 2:11–14). Контраст между ненадежным характером Петра и прочным фундаментом, на котором должна быть построена церковь, подчеркивается тем, что Иисус использовал демонстративное местоимение эта Скала.
— Единственный раз, когда Иисус вновь упоминает petra в Евангелии от Матфея — в Нагорной проповеди. Те, кто слышат слова Иисуса и исполняют их, уподобляются мудрецу, строящему свой дом на камне. Та же притча в Евангелии от Луки говорит о том, что нужно копать глубоко, до petra, твердого основания, «скалы» (Лк. 6:48).
— Важно отметить, что не только Павел, но и Петр также называет Иисуса камнем или скалой (petra, 1 Пет. 2:4, 7–8), либо основанием (themelios) церкви (1 Кор. 3:11).
· Нет необходимости видеть противоречие в том, что Иисус строит церковь и является Скалой, на которой она построена. Павел описывает Иисуса в столь же активной роли, описывая скитание Израиля в пустыне: «Ибо они пили из одного духовного источника Скалы [petras], которая сопровождала их, — скалой же той был Христос» (1 Кор. 10:4).
· «Врата Шеола» (евр. She’ol), упомянутые также в Ветхом Завете (Иов 17:16; Ис. 38:10), относятся к «вратам смерти» (Иов 38:17; Пс. 9:13; 106:18). Поэтому Иисус обещает, что церковь — верующие, провозглашающие Его учение — помогут другим спастись от смерти, следуя за Ним по пути к Царству Небесному и к вечной жизни (Мф. 7:14; 19:16–17, 29).
· «Ключи Царства Небесного» представляют аналогичную картину и относятся к силе, данной Петру и другим апостолам, которые олицетворяют церковь (Мф. 18:18; ср. Ис. 22:20–23; Деян. 15:14–17), чтобы они могли открывать путь к жизни через проповедь Евангелия и обучение тому, что значит следовать за Ним (Мф. 28:19—20)8.
4. Стихи 21-28
· Повеление никому не говорить, что Он Мессия (Мф. 16:20) было необходимо из-за ложных представлений, которые имели люди, в то время как Священное Писание предсказывало, что Христос пострадает и «в третий день» воскреснет (см. например, Ис. 53; ср. Мф 12:40; Лк. 24:46; Деян. 17:2–3; 1 Кор 15:3–4).
· Подобно тому, как сатана искушал Иисуса в пустыне, давая ему поводы избежать распятия (Мф. 4:8–10), теперь он использует Петра, чтобы попытаться совратить Его с пути страданий и смерти.
· Следование за Иисусом подразумевает последовательность шагов: 1) отречься от себя, что означает отдать себя Иисусу и подчиниться Его воле; 2) взять свой крест, что означает готовность заплатить любую цену, даже отдать жизнь ради распространения Евангелия; и 3) следовать за Иисусом по пути послушания, который «в чаянии грядущего торжества», видя людей, спасенных в Его Царстве, «принял крестные муки» (Евр. 12:2). «Иисус не считает небеса желанным местом, пока мы остаемся потерянными»9.
· Упоминание Иисусом Своего пришествия «во славе Отца Своего с Его ангелами» и награждение «каждого по делам его» указывает на то, что будет перед пришествием следственный суд в конце времен (ср. Откр. 22: 11, 12), показать который Он обещает некоторым из Своих учеников (Мф. 16:28), и это пророчество исполняется всего шесть дней спустя (Мф. 17:1).
Практическая значимость главы
Из этой главы можно извлечь много ценных уроков, в том числе:
1. Ответ Иисуса образованным скептикам — это напоминание о том, что одного знания, даже знания Священного Писания, недостаточно; мы также должны видеть общую картину, представленную в пророчествах, прообразах и их исполнении.
2. Сомнения и скептицизм, выраженные в требовании знамения, могут, как закваска, незримо работать в сердце и в конечном итоге определять то, что человек думает, говорит и делает.
Хуже того, их влияние может запятнать умы других людей, делая их слепыми к истине и через них еще шире распространяя сомнения и неверие.
3. Подобно ученикам, которые беспокоились, что взяли мало хлеба, мы часто беспокоимся о вещах, менее значимых, чем то, чему мы уделяем мало внимания или не уделяем внимания вовсе; мы «отцеживаем комара, а верблюда глотаем!» (Мф. 23:24). Например, мы можем быть настолько поглощены физическими потребностями, что духовные потребности недооцениваются или даже полностью игнорируются (Мф. 6:25–34).
4. Поскольку духовные понятия, которые по своей природе не являются физическими или осязаемыми (например, Мф. 16:6; Ин. 3:3–8), необходимо обязательно объяснять через метафоры, для духовного понимания необходим Святой Дух (ср. 1 Кор. 2:13–14), и Библия должна толковать сама себя при поиске значения слов, фраз и образов (Лк. 24:27; Ин. 5:39).
5. К сожалению, иногда серьезные богословские разногласия игнорируются или намеренно отодвигаются, чтобы вывести на первый план политическую программу внутри церкви, как это делали фарисеи и саддукеи, когда объединились против Иисуса. Такие поступки могут помешать нашему единству и нашей миссии.
6. Чем ближе и дольше мы ходим с Иисусом, тем яснее мы будем понимать Его учение и будем готовы делиться им с другими доброжелательно, ясно и точно, открывая людям путь в Царствие Небесное, чтобы они наследовали жизнь вечную (Мф. 16:17–19; 19:28–29).
7. Внезапный переход Петра от проповеди истины об Отце к тому, чтобы поддержать сатану в его попытках сорвать миссию Иисуса, является предостережением для нас, чтобы мы оставались Его смиренными, обучаемыми и поддающимися исправлению последователями (ср. Иак. 4:6–10).
8. Для нас было бы хорошо подумать о том, как мы можем стать более «внимательными к Божьему», а не «к человеческому», и что значит отдать свою жизнь ради Иисуса.
Клинтон Уолен, Ph.D., заместитель директора Института Библейских Исследований
1 Далмануфа — это, вероятно, еще одно название места недалеко от Магдалы или ближайшего места, где лодки могли встать на якорь. См. Клинтон Уолен, «Уроки 15 главы Евангелия от Матфея, Богословские размышления No74 (апрель 2021).
2 См. Эллен Уайт, Желание веков, с. 407.
3 Все библейские цитаты приведены по Библии в современном переводе под ред. М.П. Кулакова.
4 Более подробно см. Клинтон Уолен, Уроки 12 главы Евангелия от Матфея, Богословские размышления No71 (июль 2020).
5 Более подробно см. Клинтон Уолен, Уроки 8 главы Евангелия от Матфея, Богословские размышления No 67 (июль 2019).
6 Leland Ryken, James C. Wilhoit, and Tremper Longman III, eds., Dictionary of Biblical Imagery (Downers Grove, IL: InterVarsity, 2010), 733. Здесь говорится: «Слово камень используется в Писании в широком разнообразии значений, почти все они ассоциируются с Богом, либо как с надежным основанием или оплотом, или как препятствием для злонамеренных людей».
7 Клинтон Уолен, Уроки 7 главы Евангелия от Матфея, Богословские размышления No66 (апрель 2019). Frederick W. Danker, Walter Bauer, William F. Arndt, and F. Wilbur Gingrich, Greek-English Lexicon of the New Testament and Other Early Christian Literature, 3rd ed. (Chicago, IL: University of Chicago Press, 2000), 809, определяет petra как «фундамент или массивные горные образования».
8 См. Эллен Уайт. 413-414: «Ключи Царства Небесного» — это слова Христа. Все слова в Священном Писании принадлежат Ему и заключены в Нем. Эти слова имеют власть открывать и затворять небеса. Они объявляют нам условия, на которых люди принимаются или отвергаются. И поэтому труд тех, кто проповедует Слово Божье, является запахом живительным на жизнь или запахом смертоносным на смерть. Результаты их труда будут оценены в вечности.
9 Там же, 417
По материалам Бюллетеня Института Библейских Исследований