Теории заговора

Фото: Shutterstock Подробнее на РБК: https://trends.rbc.ru/trends/social/5ed01d3d9a79470313e28c79Похоже, что сегодня теории заговора распускаются пышным цветом и привлекают все больше общественного внимания. Хотя подобные теории всегда проявлялись в периоды беспокойства и кризисов1, сейчас, похоже, они пронизывают все более крупные слои общества2 и даже некоторые общины Церкви адвентистов седьмого дня. Похоже также, что сегодня теории заговора стали более социально приемлемыми, чем когда-либо прежде3.

В свете того, что около 50% американцев верят, как минимум, в одну теорию заговора, велик шанс того, что так или иначе и нам придется столкнуться с этим явлением4.

Это требует проницательности и благоразумия. Если человек увлекается какой-то теорией заговора, то, вероятно, он склоняется к искушению рассматривать себя как отражение здорового и естественного скептицизма, направленного на общепринятую интерпретацию власть имущих в данном обществе, социальном контексте или в популярных СМИ5. Порой этот скептицизм также направлен против научных заключений6. Следовательно, сторонники таких теорий предлагают альтернативные и часто парадоксальные гипотезы, объясняющие события в мире.

Их может даже удивлять, почему окружающие столь слепы и наивны. С другой стороны, если мы
скептически относимся к конспирологическому мышлению, у нас может возникнуть искушение негативно относиться к последователям таких теорий, и может даже сложиться впечатление, что некоторые из них параноики в своих подозрениях и страхах7. Значит, мы стоим перед опасностью использовать фразу «теории заговора», чтобы опорочить людей и их идеи как ненаучные и шаткие. С таким более негативным взглядом на людей, распространяющим теории заговора, мы можем считать, что они никогда ничему не доверяют – или, скорее, доверяют только тем утверждениям, которые соответствуют их уже существующим
мировоззрению и позиции8. Но, возможно, еще более важным является вопрос о том, что мы можем сделать, когда замечаем эти предубеждения в своем собственном мышлении, и как мы относимся друг к другу, когда сталкиваемся с таким мышлением. Чтобы решить эту проблему, мы должны сначала понять разницу между реальными заговорами и теориями заговора9.

Чем заговор отличается от теории заговора

Основополагающее значение заговора – это «тайный план, созданный двумя или более людьми, с целью сделать что-то вредное или незаконное»10. Английское слово «conspiracy» («заговор») происходит от латинского глагола conspīro/conspirare и означает «замышлять/ объединять», «действовать совместно»11 или «действовать в соответствии с кем-то»12. Заговор, таким образом, это дело не одного человека, а всегда – группы, большой или маленькой13. И тут мы сталкиваемся с проблемой: заговоры действительно существуют14.

Так как же отличить настоящий заговор от теории заговора? Ключевое различие в том, что в теории заговора существование заговора уже не нужно доказывать, он превратился в базовую предпосылку для дальнейших объяснений и мыслей15. Когда человек более не оценивает внимательно различные гипотезы и возможности, а вместо этого свои подозрения и сомнения превращает в идеологию, в которой нет доверия к власти, он переходит грань16. Однако, тот факт, что политики порой лгут, а корпорации обманывают, не означает, что каждое событие является результатом ухищренного заговора. Другое различие между настоящим заговором и теорией заговора в том, что реальные заговоры – это умышленно скрываемые действия людей, объединенных вместе ради своих вредоносных целей. Теории заговора, напротив, намеренно сложны и отражают всеобъемлющее мировоззрение. Вместо того, чтобы пытаться объяснить что-то одно, теория заговора пытается объяснить все, обнаруживая связи между областями человеческого взаимодействия, которые в противном случае были бы скрыты17.

Делая это, теории заговора часто слишком упрощают события в мире, чтобы найти козла отпущения или объяснение для событий, которые в противном случае выглядели бы необъяснимыми или пугающими. Более того, подавляющее большинство доказанных заговоров являются относительно краткосрочными, тогда как теории заговора почти всегда охватывают гораздо больший отрезок времени, включая в себя не одно правонарушение, а целую серию преступлений за годы, десятилетия или даже века, часто в глобальном масштабе.

Настоящие заговоры – это часто дело небольшой группы людей, тогда как теории заговора включают в себя гораздо больше людей. Огромная ложь, вроде той, что высадка на луну была инсценировкой, или касающаяся событий 11 сентября, требует сотен, если не тысяч, участников и помощников. Однако, большое количество участников, которых требуют такие заговоры, опровергает их реальность, потому что сохранить в тайне деятельность столь большой группы практически невозможно18. Следует помнить, что исторические события являются сложной комбинацией фактов. Мир, который мы знаем, состоит из огромнейшего количества взаимодействующих субъектов, каждый из которых имеет свои собственные цели и интересы. Из-за этого успех теорий заговора становится весьма затруднительным. Чтобы заговор сработал, все его участники должны отложить свои собственные интересы и полностью посвятить себя осуществлению такого глобального заговора. Однако то, что все группы будут действовать согласованно, крайне маловероятно, если вообще возможно19.

Для этого нужно предположить, что люди могут по своему желанию направлять ход истории, по своему усмотрению связывая отдельные явления, что опровергает всякую вероятность20. Иными словами, чтобы теории заговора осуществились, нужно предположить, что историю можно планировать.

Однако, здесь уместно вспомнить философа Карла Поппера, который верно заметил, что, объясняя важные исторические события, мы должны ставить вопрос не «кто этого хотел?»21, а «почему все сложилось не совсем так, как кто-то хотел?»

Хотя кажется, что единого определения того, что такое теория заговора, не существует, один из экспертов перечисляет следующие три основных характерных для подобных теорий критерия: 1) ничего не происходит случайно, 2) все не так, как кажется, и 3) все взаимосвязано22. Если присутствуют все эти три элемента, то мы имеем дело с теорией, предполагающей наличие какого-то заговора. Это ведет нас к вопросу, почему некоторых христиан так привлекают теории заговора.

Почему некоторые христиане подвержены теориям заговора

Если теории заговора содержат три упомянутых выше аспекта, можно легко понять, почему некоторые консервативные христиане потенциально подвержены такому мышлению23. Адвентисты седьмого дня и христиане, верующие в божественный авторитет Библии, признают существование сверхъестественных сил, как злых (сатана и демоны), так и добрых (Бог и Его ангелы)24, что сторонники натуралистического мировоззрения25, естественно, отвергают26.

Во многих теориях заговора резкое различие между силами добра и зла носит почти дуалистический характер27. Согласно Библии, силы добра и зла реально существуют и действуют в этом мире. Они влияют на царей и политических лидеров (Откр. 13:12-17; 17:2). Но мы должны помнить, что Иисус никогда не говорил Своим последователям сосредотачиваться на «тайных» событиях или заговорах.

Иисус призывал нас быть бдительными (например, в Мф. 24:42; 25:13; 26:41). Интересно, что все события, на которые указывал Иисус как на знамения времени Своего пришествия, были видимыми. Нам не нужно гадать или догадываться о них. И нам не нужно беспокоиться о слухах (Мф. 24:6). В Св. Писании содержатся примеры реальных заговоров, которые имели место в библейские времена, когда несколько человек объединялись, чтобы осуществить свои планы28. Однако, в теориях заговора есть тенденция связывать разрозненные явления таким образом, что появляется глобальный план, в котором ничто не происходит случайно29. Возможно, еще одна причина, почему христиане так восприимчивы к таким глобальным теориям заговора, заложил, что все в духовном мире предрешено Богом30. Это привело Кальвина к его непопулярной концепции двойного предопределения, в которой Бог предрешил в вечности не только судьбы тех, кто будет спасен, но и тех, кто будет навечно осужден31. Такое понимание предопределения действительно может привести людей к вере в то, что все в этом мире взаимосвязано, и что все следует тайному предопределенному божественному плану.

Хотя тот факт, что Господь знает будущее и контролирует события в мире, является библейской истиной32, и, хотя Библия признает, что между Богом и сатаной и его злобными силами происходит великая борьба, следует учитывать и другие библейские факты, изложенные в Писании. Иначе мы исказим библейское учение и, соответственно, характер Бога и реальности. Во-первых, Библия учит, что человек обладает врожденной свободой, которую в вопросах спасения Кальвин и Лютер отрицали.

Адвентисты седьмого дня верят, что мы в достаточной мере свободны выбирать, принимать ли спасение от Господа или нет, и следовательно, мы несем ответственность за свои решения. Более того, согласно Библии, не все в этом мире предрешено. Мы должны учитывать, что порой люди планируют глупости. Если есть первородный грех, есть и первородная глупость.

Иначе существование греха имело бы причину и было бы простительным. Мы должны допустить, что в ходе истории происходят глупые и случайные события. Какие-то происходящие вещи не были запланированными. Они случились непреднамеренно. И Библия подтверждает, что что-то действительно происходит случайно33. Иными словами, в этом мире происходит много незапланированного, и не все наши планы осуществляются так, как мы того хотели бы.

Но Божий план спасти нас осуществится и, в конце концов, будет успешным. Поэтому важно помнить, что говоря о великой борьбе между добром и злом, Библия всегда подразумевает Божий план спасения, который сосредоточен на успехе окончательного спасения нас Господом. Авторы Библии знают о замыслах сатаны (Еф. 2:2) и его обманных действиях34 и призывают нас быть на страже. Но они явно сосредоточены на Божьей милости и власти спасти нас и на Иисусе Христе как на победителе в борьбе между светом и тьмой. Иисус – краеугольный камень нашего спасения. Пророческая информация в апокалиптических книгах Библии делает особый упор на победе Иисуса над грехом среди всех замыслов злых сил, действующих в этом мире. Да, злые силы существуют, но, когда мы выдумываем различные теории заговора и сосредотачиваем наше внимание на этих отрицательных схемах, мы отвлекаемся от главного. Мы должны сосредотачивать свое внимание на всемогущем Боге из Писания, обладающем властью спасать, и способном абсолютно спасти нас от греха и зла. Мы должны доверять Богу, а не своему знанию тайных заговоров. Наши знания заговорщиков и их тайных заговоров не спасет нас.

Спасает только Бог. И несмотря на все то, что Господь открыл нам о будущем и времени конца, мы знаем, что все равно нас ждет элемент неожиданности (Мф. 24:44)35.

Как говорит о том пророк Аввакум, «то, что совершается ныне, ошеломит вас, не поверили бы вы сему, если бы вам о том рассказали» (Авв. 1:5). Помните о том, что говорит Библия: «праведный будет жив верою» (Авв. 2:4; Рим. 1:17), а не знанием крупномасштабных заговоров. Поэтому оставайтесь народом, который знает и бодрствует, но не напуган. Это подводит нас к вопросу, почему же так много людей столь сильно увлечены теориями заговора.

Почему люди увлекаются теориями заговора?

Есть разные причины, почему теории заговора привлекают некоторых людей. Мы кратко разберем несколько причин, которые могут играть роль в том, что теории заговора привлекательны для определенных людей36.

Теории заговора якобы проливают свет на истину

Теории заговора якобы содержат истину по какому-либо вопросу и утверждают, что раскрывают истинный скрытый замысел истории. Мы все хотим знать правду как она есть. Никто не хочет быть обманутым. Кажется, что многие склонны к теориям заговора, потому что искренне хотят следовать истине, даже если она непопулярна в глазах большинства или противоречит сложившемуся мнению. Когда люди верят, что массы обмануты правительством или СМИ, или наукой, вполне понятно, что они в отличие от масс хотят следовать истине. Однако, нужно быть осторожными, чтобы в своем поиске истины мы не начали просто принимать те вещи, которые подходят к нашей предпочитаемой точке зрения, но оставались открытыми для альтернативных толкований и объяснений и честно рассматривали доступные свидетельства37.
К сожалению, многие теории заговора постепенно становятся само-изолированными замкнутыми мирками – особенно в социальных сетях, где обсуждаются лишь те идеи, которые подходят под нашу уже имеющуюся точку зрения и мнение. Когда они превращаются в бесконечное объяснение происходящих событий, каждое противоречивое явление становится частью заговора, и людям становится неинтересно стремиться к истине, они лишь пытаются подтвердить имеющиеся у них убеждения среди тех, кто разделяет их мнение. Однако, такое предвзятое отношение лишь увеличивает масштаб обмана.

Теории заговора дают ощущение защищенности и своей особенности

Теории заговора дают людям цельное и связное представление о мире. Таким образом, они помогают осуществить стремление к чувству безопасности и контроля. Испытывая беспокойство и бессилие, человек особенно склонен верить теориям заговора38, которые, как ему кажется, дают объяснение загадочным событиям. Объяснение того, что иначе казалось неизведанным, дает ощущение безопасности. Когда человек думает, что знает ход событий, он чувствует себя защищенным и ему кажется, что он получил больше контроля39 привлекательно, чем жить среди необъяснимых событий или не знать будущего во всех деталях. Мы, люди, не любим жить с не отвеченными вопросами, особенно если они касаются важных аспектов нашей жизни и человеческого существования. Всем нам сложно жить среди случайных событий. Большинство людей не любит хаотических обстоятельств. Никто не хочет жить в постоянной двусмысленности. Сама мысль о том, что мы зависим от событий, которые не можем полностью понять или осознать, что мы подчиняемся силам, которые не можем контролировать, пугает нас. Мы хотим знать, кто и как что-либо сделал. Мы чувствуем себя в безопасности, когда узнаем привычный алгоритм, поскольку наш разум, данный нам Господом, всегда ищет знакомое40. Привычные алгоритмы помогают нам создавать историю и находить смысл в том, что нас окружает41. Теории заговора, однако, используют эту способность человека во вред и объединяют едва связанные события в нечто слабо согласованное, что придает контекст и смысл тем событиям, которые в противном случае казались бы пугающими. Как сказал христианский автор Д.Л.Мейфилд, «люди верят теориям заговора, поскольку психологически проще верить единой, но маловероятной истории, чем справляться с тяжелой и сложной реальностью, которая требует нашего долговременного участия»42. Ирония в том, что долгосрочные последствия теорий заговора часто гораздо более страшные, чем те события, которые пытается объяснить теория заговора43.

Теории заговора могут сделать так, чтобы наша жизнь казалась более увлекательной

Еще одна причина, по которой теории заговора столь популярны, — почти все любят хорошие триллеры с заговорами. Государственная бюрократия — довольно скучная штука по сравнению с теориями заговора, которые кажутся гораздо более интересными. Расшифровывать тайные послания, находить связи, собирать информацию и складывать ее в единое повествование – это может стать пожизненным увлечением, которое приносит в каждодневную жизнь цель и необходимость.

Хотя мы перечислили далеко не все причины того, почему теории заговора столь распространены, уже понятно, почему эти теории так популярны. Интересно, что интернет также играет важную
роль в распространении теорий заговора. Рассмотрим кратко этот важный фактор.

Роль интернета

Считается, что «современные средства информации представляют собой особенно плодородную
почву для теорий заговора»44. Теории заговора не просто мелькают на странных сайтах. Если начать искать их, кажется, что они повсюду45. Хотя интернет – не единственное средство распространения теорий заговора46, широкий охват интернета заметно влияет на их распространение, поскольку делает их доступными для больших групп людей47. Неудивительно, что в социальных сетях теории заговора так хорошо прижились. Сегодня многие форумы не модерируются и не проверяются экспертами и позволяют людям со схожим мнением распространять свое личное мнение под видом знатоков. Это привело к тому, что некоторые называют «гибелью экспертности», когда переизбыток данных и свободный доступ к информации на самом деле сделали многих из нас просто глупее48. Сегодня кредо значительного числа людей – мнение каждого человека о чем-либо должно приниматься наравне с мнением других49. Более того, нынешняя информационная экосистема серьезно изменила способы производства, распространения и потребления50 информации, а также дезинформации и ложной информации51. Информацию не просто можно получить быстрее и легче, из-за интернета также стало проще усомниться в данных, предоставляемых официальными СМИ и политиками52. До существования интернета авторы теорий заговора обладали весьма ограниченными возможностями общаться в группах. Обычно они связывались друг с другом по телефону или по почте и изредка встречались друг с другом лично. Сегодня они могут общаться ежедневно в виртуальных сообществах и онлайн группах, в каких бы странах они ни находились53. Более того, если в прошлом редакторы фильтровали то, что считали бессмыслицей, и решали, является ли какое-либо мнение слишком странным для публикации, сегодня каждый за секунду может оставить комментарий под статьей на вебсайте с хорошей репутацией. Вебсайты и профили в соц. сетях легко создаются и работают. Традиционная роль СМИ и уважаемых изданий как проводников информации по сути уничтожена возможностями всемирной паутины54. Таким образом интернет привлек общественное внимание к идеям, которые в прошлом нашли бы очень мало сторонников или не нашли бы их вовсе. Сегодня традиционные и нетрадиционные взгляды одинаково доступны и часто встречаются рядом, из-за чего создается ощущение, что они равнозначны55.

Это привело к своего рода инфодемии56, когда количество полуправды и ложной информации резко возросло. По мнению одного эксперта по теориям заговора, такая ситуация привела к уничтожению экспертного знания в социальных сетях, поскольку «значение экспертности резко упало, тогда как обычные знания само-назначенных экспертов с альтернативным мнением резко выросли в цене»57.

Мы знаем, что специалисты могут выдавать ложную информацию множеством способов, от прямого подлога до добро-намеренной, но высокомерной уверенности в собственных силах, а порой они просто ошибаются. Однако, для нас важно понимать, как и почему специалисты могут совершать ошибки, и помнить, что у них меньше вероятность ошибиться, чем у неспециалистов58. Исчезновение специальных знаний усиливается микро-блогами в Twitter с их короткими постами и слухами, которые часто ничем не подтверждаются, поскольку краткие твиты не нужно подтверждать доказательствами59.
Все это сделало Twitter не только идеальным средством для объединения последователей60, но также породило целый хор альтернативных точек зрения и мнений, которые противопоставляют себя якобы предвзятой и умышленно манипулирующей информации из традиционных СМИ. Многие в век цифровизации считают, что «истину» можно загуглить61. Но нам необходимо помнить, что в эру децентрализации СМИ у лжи больше шансов на распространение, чем у истины62. И нам необходимо помнить, что поисковые алгоритмы в интернете и в социальных сетях, которые мы используем, показывают нам почти исключительно ту информацию, которая поддерживает наше уже существующее мнение.
Таким образом, поиск в интернете, в конечном итоге, выдает нам контент, который лишь подтверждает то, во что мы и так верим63. Это с легкостью приводит к так называемой замкнутой среде, в которой базовые предпосылки сторонника теории заговора не подвергаются сомнению64 и в которую аргументы извне просто не проникают или не воспринимаются всерьез65.

К сожалению, все это приводит к фрагментации общественной сферы и к росту недоверия и сомнений в отношении властных структур66.

Такую же динамику можно наблюдать и в церкви. Все это приводит нас к последнему, но важному аспекту нашего исследования: как избежать того, чтобы стать жертвой теории заговора, и как мы можем эффективно общаться с теми, кто верит в теории заговора?

Как разговаривать друг с другом

Говорить с тем, кто твердо верит в теорию заговора, может быть сложно. Многие настолько глубоко уверены в своих убеждениях, что значительная часть их жизни и мировоззрения строится вокруг этих убеждений. Поэтому простые аргументы часто не меняют мнение других людей, но скорее лишь подкрепляют уже существующее мнение. Тем не менее, несколько советов могут помочь нам говорить об этом друг с другом67:

1. Цените людей. Мы можем достучаться до сердец и разума тех, кто придерживается другой точки зрения, только если мы искренне желаем принятия и благополучия другого человека. Это не значит, что мы одобряем все, во что он верит; мы просто различаем человека и его убеждения, и действия. Так поступал Иисус, общаясь с людьми. Одного лишь разговора с другими с целью доказать свою правоту недостаточно для возникновения доверительных отношений. Важно, как мы разговариваем друг с другом. Если мы хотим завоевать другого человека, легко прийти к заключению, что цель оправдывает средства. «Но стоит помнить, что средства измеряют наш характер. Успешно изменив чье-то мнение, мы должны спросить себя не только о том, гордимся ли мы своим достижением. Мы также должны спросить себя, гордимся ли мы тем, как мы этого добились»68. Более того, не принимайте близко к сердцу то, что люди с вами не согласны. Кто-то никогда не изменит своего мнения, что бы вы ему ни говорили. Исследования показали, что простое выслушивание контраргументов какой-либо гипотезы не заставляет людей изменить мнение69. Часто то, как мы общаемся, намного важнее, чем те слова, которые мы произносим. Поэтому оставайтесь спокойными и дружелюбными.

2. Слушайте; не проповедуйте. Как и любой другой человек с твердыми убеждениями, люди, верящие в теории заговора, не согласятся с теми, кто высмеивает их взгляды. Никто не склонен прислушиваться к циничным, саркастичным людям или к тем, кто насмехается над другими. Мы должны научиться слушать других внимательно и общаться с людьми с уважением. Сила внимательного слушания является признаком уважения, которое мы проявляем к другим, и выражением заботы70.

Оно может открыть двери наших сердец, чтобы мы с большим желанием слушали друг друга. Чтобы это сработало, постарайтесь сосредоточиться на человеке, с которым вы общаетесь – а не на мифе, который хотите разрушить. Вместо того, чтобы читать ему или ей лекцию, слушайте внимательно и научитесь задавать правильные вопросы: Как вы заинтересовались этой теорией? Откуда вы получили информацию? Рассматривали ли вы другие объяснения? Постарайтесь выяснить, не кроются ли за интересом к определенной теории заговора конкретные страхи. Попробуйте узнать, чего они боятся и как, по их мнению, эта теория заговора может помочь им справиться со своими страхами или реагировать на них. Страх – сильный мотиватор, его нужно принимать всерьез. Правильные вопросы часто могут быть более убедительны, чем самые лучшие аргументы71. По возможности, общайтесь офф-лайн и лично.

3. Проверяйте источники. Всегда тщательно проверяйте источники и их истинность и надежность. Узнайте, кто автор контента и кого он цитирует. Называются ли они? Обладают ли они достаточной квалификацией в данном вопросе, которая делает их утверждения достоверными? Во времена, когда широко распространены подлоги72 и ложные факты, тщательная проверка  фактов становится крайне важной73. Упоминаются ли в статье другие точки зрения? Опасайтесь заявлений, сделанных «внутренними источниками», интернет-анонимами или теми, кто выдает слухи за факты. Проверяйте также даты: дезинформаторы часто публикуют старые фотографии или новости как новые. Проверяйте и необычные заявления. Если вы читаете какое-то невероятное утверждение, которое кажется слишком хорошим, слишком ужасным или слишком
странным, чтобы быть правдой, проверьте, сообщается ли об этом где-то еще. Если это важная история, другие издания подтвердят ее.

Остерегайтесь громких заявлений, если они опубликованы на одном сайте или одним пользователем соц. сети.

4. Проверяйте контекст. В интернете и социальных сетях сейчас крайне просто копировать
информацию и делиться данными, которые сами по себе могут не быть ложью, но которые изначально публиковались в определенном контексте и были связаны с другой ситуацией, чем та, в которой их используют сейчас74. Более того, в длинных цитатах пропуск каких-либо предложений или слов может придать высказыванию совсем иной смысл, чем вкладывал в него автор75. При такой «творческой» обработке текста, он отделяется от контекста и де-контекстуализируется через новый, иной контекст. Информацию, которая таким образом фрагментируется и разлетается повсюду, крайне сложно защитить и почти невозможно контролировать76. Старайтесь проверять первоисточник цитаты и то, насколько цитирование искажает первоначальное значение или даже ведет к ложным выводам.

5. Остерегайтесь контента, который давит на эмоции. Дезинформация и теории заговора часто используют чувства гнева, страха или другие сильные эмоции. С осторожностью относитесь к контенту, который использует сильную эмоциональную лексику или пытается вызвать возмущение.

Также внимательно следите за своими словами. Если что-то сильно вас заводит, дождитесь, когда эмоции остынут, прежде чем размещать какую-то публикацию у себя на странице или посылать ее друзьям.
6. Расширяйте диапазон источников информации. Получайте информацию из разных источников – включая крупные местные, государственные и международные СМИ и надежные веб-сайты для проверки фактов77 – это лучший способ быть в курсе происходящего и избежать кроличьих нор дезинформации и теорий заговора. Не узнавайте новости только из одной социальной сети.

7. Следите за тем, чтобы правильно соединять точки. С осторожностью относитесь к теориям,
которые произрастают из маленьких событий и могут относиться к гораздо более глобальным событиям. Часто глобальный или универсальный размах делает теорию менее вероятной. Когда теория заговора пытается скрестить факты и слухи, не делая между ними должного различия и не оценивая степень вероятности или фактологичности, будьте внимательны и осторожны. Часто в таких теориях связываются события, которые совсем не обязательно связаны друг с другом. Когда нет твердых доказательств, которые подтверждают эту связь, и мы имеем дело лишь с предположениями этой самой теории, или когда доказательства подходят так же хорошо к другим случайным взаимосвязям – или к совпадениям – теория заговора, скорее всего, ложна. Мы все однозначно должны быть более разборчивыми в СМИ, учась различать надежные и ненадежные источники информации и должны помнить, что результаты нашего поиска в Google или Facebook не обязательно являются «правдой»; зачастую они отражают не реальность, но в большей степени наши личные предпочтения. Помните, что ложь распространяется проще, чем правда.

8. Определите влияние теории заговора. Выясните и почувствуйте, какое влияние теория заговора оказала на жизнь человека, который верит в нее, и его окружающих. Если она взращивает цинизм, уничижительные высказывания, антисемитизм, паранойю или страх последнего времени и беспокойство, значит, что-то не так. Когда эти теории оскорбляют предполагаемых врагов намеками и необоснованными обвинениями, это плохой знак. Если знание такой теории делает человека гордецом и ханжой, это должно вас насторожить. Как сказал апостол Павел, «знание делает человека надменным, а любовь его создает» (1 Кор. 8:1).

Мы, как христиане, должны «испытывать все», но «держаться хорошего» (1 Фес. 5:21). Нас также призывают «любить своих врагов и делать добро» (Лк. 6:35). Это относится также и к тем, кто придерживается другого мнения. Дух Христа должен наполнять все наши действия, когда мы делимся надеждой на Христово спасение и верим Божьим обетованиям, когда мы сталкиваемся с другим мнением и смотрим в будущее.

Франк Хазел, помощник Директора Института библейских исследований ГК

1 Есть исследования, которые предполагают, что люди склонны обращаться к теориям заговора, когда сталкиваются с кризисными ситуациями. См. Zaria Gorvett, “What We Can Learn From Conspiracy Theories,” BBC, May 24, 2020, https://www.bbc.com/future/article/20200522-what-we-can-learn-from-conspiracy-theories (доступ 11 ноября 2021).
2 В книге Michael Butter, The Nature of Conspiracy Theories (Cambridge:Polity, 2021), 6, подчеркивается, что по результатам недавних эмпирических исследований «половина населения США и почти столько же в большинстве европейских стран верят как минимум в одну теорию заговора»; см. также Daniel Jolley, Silvia Mari, and Karen M. Douglas, “Consequences of Conspiracy Номер 76 Декабрь 2021 г13adventistbiblecalresearch.org Theories,” in Routledge Handbook of Conspiracy Theories, ed. Michael Butter and Peter Knight (London: Routledge, 2020), 231.
3 Теории заговора не новы; они существовали всегда. Полезный обзор истории теорий заговора читайте в разделе 5, «Истории и регионы» в книге Butter and Knight, Routledge Handbook, 525–673; раздел 6, “What Do Conspiracy Theories Look Like Around the World?,” в Conspiracy Theories and the People Who Believe Them, ed. Joseph E. Uscinski (Oxford: Oxford University Press, 2019), 335–407 и в разделе 3 в Handbook of Conspiracy Theory and Contemporary Religion, ed. Asbjørn Dyrendal, David G. Robertson, and Egil Asprem (Leiden: Brill, 2018), 257–526.
4 Считается, что все люди обладают чертами, которые заставляют их быть склонными верить теориям заговора; см. Katharina Nocun and Pia Lamberty, Fake Facts: Wie Verschwörungstheorien unser Denken Bestimmen (Köln: Quadriga, 2020), 32.
5 О разнице между сторонниками и противниками теорий заговора см. Michael J. Wood and Karen M. Douglas, “Conspiracy Theory Psychology: Individual Differences, Worldviews, and States of Mind,” in Uscinski, 245–256. См. также Nocun and Lamberty, 9–45.
6 Josh Pasek, “Don’t Trust the Scientists! Rejecting the Scientific Consensus ‘Conspiracy,’” in Uscinski, 201–213; см. также Jolley, Mari, and Douglas, 236. Кажется, что этот скептицизм в некоторых христианских кругах связан с превалирующим научным мнением в большинстве естественных наук, считающим эволюцию причиной происхождения жизни.
7 Параноики считают, что буквально все их преследуют, те, кто верит в теории заговора, уверены, что несколько могущественных и влиятельных людей преследуют практически всех. Параноики принципиально не доверяют другим, тогда как верящие в теории заговора критически относятся к системе (Nocun and Lamberty, 35).
8 Brian E. Keeley, “The Credulity of Conspiracy Theorists,” in Uscinski, 422.
9 Историю теорий заговора см. в Michael Butter and Peter Knight, “The History of Conspiracy Theory Research: A Review and Commentary,” in Uscinski, 33–52.
10 Статья “Сonspiracy” в словаре Merriam-Webster https://www.merriam-webster.com/dictionary/conspiracy (доступ 18 ноября 2021 г.).
11 Статья «conspiro, conspirare, conspiravi, conspiratus» в словаре Latdict, https://latin-dictionary.net/
definition/13479/conspiro-conspirare-conspiravi-conspiratus (доступ 18 ноября 2021 г.).
12 Статья “conspire” в латинском словаре онлайн https://www.online-latin-dictionary.com/latin-english-dictionary.php?lemma=CONSPIRO100 (доступ 18 ноября 2021 г.).
13 Butter, 9.
14 От преступников, замышляющих ограбление банка, до управляющих корпорациями, планирующих обмануть своих клиентов, и до взяток, политических скандалов и покрывательства, таких как Уотергейт – в мире происходит множество всего, что является результатом заговоров между заинтересованными сторонами или тайными планами могущественных заговорщиков (Rob Brotherton, Suspicious Minds: Why We Believe Conspiracy Theories [New York: Bloomsbury Sigma, 2015], 62). См. также “How to Spot a Conspiracy Theory When You See One,” The Open University, https://www.open.ac.uk/research/news/how-spot-conspiracy-theory-when-you-see-one (доступ 10 ноября 2021 г.).
15 Nocun and Lamberty, 44.
16 Там же, с. 45.
17 Timothy R. Tangherlini, “An AI Tool Can Distinguish Between a Conspiracy Theory and a True Conspiracy—It Comes Down to How Easily the Story Falls Apart,” The Conversation, November 13, 2020 https://theconversation.
com/an-ai-tool-can-distinguish-between-a-conspiracy-theory-and-a-true-conspiracy-it-comes-down-to-how-easily-the-story-falls-apart-146282 (доступ 10 ноября 2021 г.).
18 Butter, 19–20. See also Michael Shermer, “The Conspiracy Theory Detector,” Scientific American, December 1, 2021, https://www.scientificamerican.com/article/the-conspiracy-theory-director (доступ 10 ноября 2021 г.).
Согласно групповым исследованиям UCLA и Университета Калифорнии в Беркли, даже наиболее запутанные теории заговора обладают четкой структурой, более простой, чем то, что на самом деле произошло. Это сильно отличается от настоящих скандалов, которые разворачиваются по мере появления новых фактов. См. Timothy R. Tangherlini et al., “An Automated Pipeline for the Discovery of Conspiracy and Conspiracy Theory Narrative Frameworks: Bridgegate, Pizzagate, and
Storytelling on the Web,” PLOS ONE 15, no. 6 (2020), https://doi.org/10.1371/journal.pone.0233879 (доступ 10 ноября 2021 г.).
19 Butter, 20.
20 Там же, с. 23.
21 Цит. по “How to Spot a Conspiracy Theory When You See One,” The Open University. См. также Karl Popper, The Open Society and its Enemies, vol. 2, The High Tide of Prophecy: Hegel, Marx, and the Aftermath, 4th ed. (London: Routledge, 1962), 93–95, цит. по Butter, 21–22. 22 Butter, 10. См. также “How to Spot a Conspiracy Theory When You See One,” The Open University, где перечислены дополнительные аспекты теорий заговоров, такие как разделение мира на добро и зло и назначение людей или групп козлами отпущения.
23 О сложных отношениях между теорией заговора и религией см. Asbjørn Dyrendal, “Conspiracy Theory and Religion,” in Butter and Knight, Routledge Handbook, 371–383; Brian L. Keeley, “Is Belief in Providence the Same as a Belief in Conspiracy?,” в Dyrendal, Robertson, and Asprem, 70–86; и Michael Wood and Karen Douglas, “Are Conspiracy Theories a Surrogate for God?,” в Dyrendal, Robertson, and Asprem, 87–105.
24 См., например, Иов 1:6-12; Еф. 2:2; 6:10; Кол. 1:16; Евр. 8:2, 9:11; Откр. 12:3, 4, 7-17; 13:7, 14-17.
25 См. Brian L. Keeley, “The Credulity of Conspiracy Theories: Conspiratorial, Scientific, and Religious
Explanations Compared,” в Butter and Knight, Routledge Handbook, 426–428.
26 Последние обсуждения этой важной разницы и ее значения в библейском толковании см. Frank M. Hasel, “Recent Trends in Methods of Biblical Interpretation,” в Biblical Hermeneutics: An Adventist Approach, ed. Frank M. Hasel (Silver Spring, MD: Biblical Research Institute/Review and Herald Academic, 2020), 405–461.
27 Согласно Buttler, 32, теории заговора повествуют о борьбе между добром и злом.
28 См., например, следующие библейские тексты, где встречается слово «заговор»: 2 Цар. 15:12; 4 Цар. 12:20; 14:19; 15:15, 30; 17:4; 2 Пар. 25:27; Ис. 8:12; Иер. 11:9; Иез. 22:25; Деян. 23:13.
29 Butter, 23.
30 John Calvin, Institutes of the Christian Religion, trans. Ford Lewis Battles (Westminster: John Knox Press, 1960), III.xxiii.7, 955–956. Лютер придерживался схожего понимания предназначения, пусть и не столь четко сформулированного, как у Кальвина. О Лютере и его взглядах см. Harry J. Mc-Sorley, Luthers Lehre vom unfreien Willen (Munich: Max Hueber Verlag, 1967).
31 Сам Кальвин признает, что «декрет поистине ужасен» (III. xxiii.7, 955–956), поскольку создает фаталистическое мировоззрение. См. также Calvin, III.xx.17.
32 Это особенно видно в апокалиптических книгах Даниила и Откровение.
33 Библия признает случайный грех – то есть, грех, который совершен незапланированно и непреднамеренно (см. Числ. 35:11, 15; И. Нав. 20:3, 9). В ней также говорится о случаях, когда люди скрывали свою личность и страдали от неожиданных и случайных последствий непреднамеренных действий, как, например, когда стрела попала в переодетого царя Иосию в 2
Пар. 35:22-24, что повлекло за собой его гибель.
34 В Ин. 8:44 сатана назван отцом лжи.
35 Библия прямо учит, что мы не знаем точного дня и часа пришествия Христа (Деян. 1:7) и не знаем, когда жених Иисус придет вновь (Мф. 25:13). Посему мы призваны быть бдительными и не спать.
36 Следующий список не является исчерпывающим, но скорее призван дать понимание того, почему теории заговора привлекают некоторых людей. См. также обсуждение этого вопроса в Joe Forrest, “Why Your Christian Friends and Family Members Are So Easily Fooled by Conspiracy Theories,” Instrument of Mercy (blog), May 7, 2020, https://instrumentofmercy.com/2020/05/07/why-your-christian-friends-and-family-members-are-so-easily-fooled-by-conspiracy-theories/ (доступ 11 ноября 2021 г.).
37 См. Philipp E. Dow, Virtuous Minds: Intellectual Character Development (Downers Grove, IL: InterVarsity, 2013), который упоминает следующие важные характеристики поиска истины: интеллектуальная смелость, внимательность, упорство, справедливость, любопытство, честность и смирение.
38 Jolley, Mari, and Douglas, 231.
39 Nocun and Lamberty, 31.
40 См. Forrest.
41 Nocun and Lamberty, 53–55.
42 Цит. по Forrest.
43 Там же.
44 Simona Stano, “The Internet and the Spread of Conspiracy Content,” в Butter and Knight, Routledge Handbook, 483.
45 Joseph E. Uscinski, Darin DeWitt, and Matthew D. Atkinson, “A Web of Conspiracy? Internet and Conspiracy Theory,” в Dyrendal, Robertson, and Asprem, 106.
46 Там же, с. 111, указывается, что интернет подтверждает конспирологические взгляды тех, кто уже их придерживается.
47 Там же, 111. В Nocun and Lamberty, 127 говорится, что интернет изменил фундаментальные параметры, и люди, желая транслировать свои мысли большому количеству людей, более не зависят от классических СМИ.
48 Это вывод в Tom Nichols, The Death of Expertise: The Campaign Against Established Knowledge and Why it Matters (Oxford: Oxford University Press, 2017), 105–133.
49 Там же, с. 5.
50 Неверное информирование – непреднамеренное распространение ложной информации; дезинформация – намеренное распространение ложной информации.
51 См. Yochai Benkler, Robert Faris, and Hal Roberts, Network Propaganda: Manipulation, Disinformation, and Radicalization in American Politics (New York: Oxford University Press, 2018); и Petter Törnberg, “Echo Chambers and Viral Misinformation: Modeling Fake News as Complex Contagion,” PLOS ONE 13, no. 9 (2018): 1–21, https://doi.org/10.1371/journal.pone.0203958 (доступ
10 ноября 2021 г.), цит. по https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2021.646394/full#B4 (доступ 10 ноября 2021 г.).
52 Butter, 122.
53 Там же, с. 129.
54 Darin Dewitt, Matthew D. Atkinson, and Drew Wegner, “How Conspiracy Theories Spread,” in Butter and Knight, Routledge Handbook, 324. См. также обсуждение в Nichols. В некоторых случаях основные СМИ могут быть частью проблемы из-за того, что идеологическая предвзятость некоторых журналистов больше не вызывает у аудитории доверия как беспристрастная передача информации.
55 Butter, 1, 28. Similarly also Nocun and Lamberty, 95.
56 Термин «инфодемия» использовал генеральный директор Всемирной организации здравоохранения Тедрос Адханом Гебрейсус, который предупреждал еще на Конференции по безопасности в Мюнхене в феврале 2020 г., когда теории заговора о вирусе COVID-19 распространяются так же быстро, как и сам вирус; см. колонку “The COVID-19 Infodemic, The Lancet: Infectious Diseases 20, no. 8 (August 2020), https://doi.org/10.1016/S1473-3099(20)30565-X (доступ 3 декабря 2021 г.).
57 Butter, 128. См. Nichols и др.
58 Nichols, 10–11, 24.
59 Butter, 143–144.
60 Там же, с. 144.
61 Там же, с. 127.
62 DeWitt, Atkinson, and Wegner, 324. Согласно исследованиям, распространение ложной информации в интернете на 70% более вероятно и успешно, чем распространение правды. Правде, чтобы распространиться
среди 1500 человек, нужно в шесть раз больше времени, показали исследования (см. Giuliano da Empoli, “Wut + Algorithmus = Chaos,” interview by Oliver Gehrs, Fluter, December 15, 2020, https://www.fluter.de/algorithmus-populismus-l%C3%BCgen-interview [доступ 3 декабря 2021]). О предвзятом характере результатов поиска на Youtube см. отчет в Nocun and Lamberty, 140–143.
63 Butter, 130. См. также Giovanni Luca Ciampaglia and Filippo Menczer, “Biases Make People Vulnerable to Misinformation Spread by Social Media,” Scientific American, June 21, 2018, перепечатано из The Conversation, https://www.scientificamerican.com/article/biases-make-people-vulnerable-to-misinformation-spread-by-social-media/ (доступ 29 ноября 2021 г.).
64 Butter, 131.
65 Там же, с. 150.
66 Там же, с. 130.
67 В дальнейших пунктах мы следуем совету, данному изданием Associated Press в статье “How to
Talk to Believers of COVID-19 Conspiracy Theories,” от 6 апреля 2021 г., https://apnews.com/article/how-to-talk-to-be-lievers-covid-19-conspiracy-theories-c2a0c3e9d6816629da61d9b-c3f317e5 (доступ 10 ноября 2021 г.) и информации под заголовком «Identifying Conspiracy Theories», распространенной Европейским Союзом, https://ec.europa.eu/info/live-work-travel-eu/coronavirus-responsefighting-disinformation/identifying-
conspira-cy-theories_en (доступ 10 ноября 2021 г.).
68 Adam Grant, Think Again: The Power of Knowing What You Don’t Know (New York, NY: Viking, 2021),
160
69 Nocun and Lamberty, 62.
70 Grant, 159. Таким же образом, Dow, 52, где подчеркивается, что «мало что дает людям большее
ощущение своей исключительности и ценности как личностей, чем то, что их по-настоящему слушают. Когда нам уделяют такое внимание, это показывает, что наши взгляды важны, а значит и
мы сами. И ничто не привлекает нас к другому человеку больше, чем уверенность, что этот человек нас ценит».
71 Nocun and Lamberty, 283–284.
72 В дипфейках используются мощные техники машинного обучения и искусственного интеллекта, когда на существующей фотографии или видео заменяют изображение одного человека другим.
Это все приправлено широким вниманием к манипуляциям ими в порнографии, ложных новостях и финансовых махинациях.
73 Такую проверку фактов необходимо проводить через организации и вебсайты, сертифицированные Международной сетью проверки фактов. См. “International Fact Checking Network (IFCN) Codes and Principles,” Fighting Disinformation, Rand Corporation, https://www.rand.org/research/projects/truth-decay/fighting-disinformation/search/items/international-fact-checking-network-ifcn-codes-and.html (доступ 30 ноября 2021 г.) и “International Fact-Checking Network: Empowering Fact-Checkers Worldwide,” Poynter, https://www.poynter.org/ifcn/ (accessed November 30, 2021). Среди надежных организаций dpa-Faktencheck; см. “dpa-Faktencheck,” Credibility Coalition, https://credibilitycoalition.org/credcatalog/project/dpa-faktencheck/ (доступ 30 ноября 2021 г.).
74 Nocun and Lamberty, 271.
75 Там же, с. 272.
76 Joana T. Puntel and Moisés Sbardelotto, “From the Historical Reformation to the ‘Digital Reformation,’” The Ecumenical Review 72, no. 2 (2020): 215.
77 См. ссылку No73 данной статьи. В нашей поляризованной политической и социальной среде
сбалансированный взгляд, учитывающий источники со всего социально-политического спектра,
может быть полезным.
«Величайшие победы — как в Церкви Христа, так и в жизни каждого христианина — совершаются не благодаря способностям, или образованности, или богатству, или благосклонности окружающих. Эти победы христианин одерживает в уединении, наедине с Богом, когда в своей искренней и борющейся вере опирается на могущественную руку Всесильного»
Э. Уайт, Патриархи и пророки, 203

Exit mobile version