Времена изменились. Откровение 13 не изменилось. Как понять сценарий последнего кризиса и множество причин верить в него.
Адвентистская вера родилась в пророческой колыбели. Апокалиптические пророчества определяют ее идентичность и миссию. Однако в последнее время изощренные рассуждения разрушают базовые основы толкования. В последнее время наблюдается «всплеск антиадвентистской эсхатологии… Рим больше не является важным игроком; воскресные гонения никогда не настанут; наш сценарий последнего времени исходит от Эллен Уайт, а не от Библии», — предупредил недавно Клиффорд Голдштейн1. Этот вопрос привлек внимание Института Библейских Исследований Генеральной Конференции2 и стал предметом этой статьи.
Исторически сложилось так, что связь между начертанием зверя и будущим введением воскресных законов является ключевым элементом адвентистской библейской эсхатологии. Начертание зверя имеет тесную связь с идентификацией первого и второго зверей, вестью трех ангелов, субботой, а также с некоторыми другими элементами. Это комплексное понятие, и оно не является чем-то второстепенным. Эта статья посвящена теме, объединяющей множество областей знаний, но при этом она ограничена по объему. Она начинается с библейского понимания, корней адвентистского толкования, роли Эллен Уайт в этом процессе и значительных современных тенденций.
Два зверя
В Откровении 13 два зверя появляются, чтобы преследовать остаток Божьего народа в последние моменты истории. Первый из них — это воплощение ненормальности, нарушающее сотворенные категории животных, созданных «по роду их» (Быт. 1:24). Это чудовище-гибрид также нарушает четкое разделение между сухопутными и морскими животными (Быт. 1:21, 24). Агрессивные формы первого зверя указывают не только на нарушение границ (Лев. 19:19), но и на его безбожную сущность. Составленный из частей нечистых животных (Лев. 11), он представляет собой верх нечистоты. Чем больше у него голов, зубов и рогов, тем больше его сила и прожорливость. Второй зверь не так ужасен, но он говорит, как дракон (сатана, см. Откр. 12:9). Движимые дьявольским гневом, оба зверя стремятся навредить остатку жены, «хранящим заповеди Божии и веру Иисуса» (Откр. 12:17).
Рассмотрим характеристики первого зверя (Откр. 13:1-10). Во-первых, он представляет собой смесь четырех зверей из Даниила 7. Из сравнения пророчеств Откровения и Даниила мы узнаем, что он также преследовал святых в течение 1 260 лет (Откр. 12:6; Дан. 7:25)3 во время, казалось бы, бесконечной эпохи инквизиции. Одна из его голов получила смертельную рану, что, по мнению протестантских толкователей, означает постепенную потерю силы папства, вплоть до заключения Пия VI в тюрьму французским генералом Луи-Александром Бертье в 1798 году. И наконец, первый зверь восстанавливается и изумляет мир, что предвещает восстановление Римской церкви и всемирное возвеличивание папы. Эта тысячелетняя, римско-христианская, преследующая власть, которая вновь появится в эсхатологическом будущем, может быть только церковью Рима и папством, как считали Лютер и другие реформаторы в свою эпоху.4
Агрессивные очертания первого зверя указывают не только на нарушение границ, но и объявляют о его безбожной сущности. Составленный из частей нечистых животных, он представляет собой верх нечистоты.
Второй зверь (Откр. 13:11-18) поднимается из земли, а не из вод, типологически понимаемых как народы или существующие нации (Откр. 17:15). В отличие от преемственности, наблюдаемой в Даниила 2 и 7, он не возник из империи, завоевавшей другую бывшую имперскую территорию. Зверь, похожий на агнца, «возникает» в гораздо более обширном и менее населенном регионе мира.5
Этот сухопутный зверь имеет облик агнца (что наводит на мысль о его религиозности) с двумя рогами или главенствующими силами. Он завоевывает мировое господство по мере того, как рана первого зверя восстанавливается (Откр. 13:12). Это уникальное сочетание глобальной мощи и религиозной привлекательности не описывает ни одну другую нацию так хорошо, как Соединенные Штаты Америки. Тем не менее, этот сухопутный зверь отмечен двумя характеристиками — «рогами», под которыми Эллен Уайт понимает республиканство и протестантизм, а также двумя основными политическими партиями. Его двусмысленные характеристики (внешний вид и поведение) отражают США как страну религиозной свободы, протестантских основ, идей Просвещения и демократии (внешний вид, похожий на ягненка), но в то же время его голос выдает склонность к жестокой нетерпимости в самом конце истории. Тем не менее, это зверь6, глобальная сверхдержава.
Образ и печать
Шедевр обмана последнего времени, разработанный драконом/сатаной и исполненный двумя зверями, призван привлечь к себе всеобщее поклонение (Откр. 13:4). Второй зверь, также названный «лжепророком» (16:13; 19:20; 20:10), служит первому. Он предпринимает глобальные усилия, чтобы убедить и заставить мир сделать что-то для первого зверя, создавая его образ и призывая мир поклоняться этому образу. Чудесными знамениями (Откр. 13:12) зверь, похожий на ягненка, убеждает большую часть мира. Этот эсхатологический лжепророк творит знамение истинного — Илии на горе Кармил, низводя огонь с неба, ибо «Бог, Который отвечает посредством огня, Он есть Бог» (1 Царств 18:24; Откр. 13:13). Все это служит для того, чтобы прославить зверя и самого дракона в широком восстании против Бога.
Чудесные знамения убедят мир. Второй зверь/лжепророк вкладывает «жизнь» в образ, который начинает говорить и заставляет «всех, кто не поклонится образу зверя, быть убитыми» (Откр. 13:15). По аналогии с постановлением Даниила 3 «поклоняйся или умри», типологически уместно сказать, что образ зверя, таким образом, является юридическим инструментом, законом.
В последнем кризисе знамения, совершаемые христианами, убедят законодателей принять закон о нетерпимости. На протяжении более чем столетия замечательные пятидесятнические и харизматические опыты, связанные с говорением на языках, исцелениями и другими сверхъестественными проявлениями, воспринимались сотнями миллионов христиан как знаки божественного одобрения. Нам также необходимо рассмотреть культурную вездесущность спиритизма. В прошлом, посредством чудес и мистических искусств, маги и лжепророки противостояли подлинному пророческому голосу (Исх. 7:11, 22; 8:7). То же самое произойдет в конце, с «духами бесовскими, творящими знамения» (Откр. 16:13).7
Далее вступает в действие дьявольская классификация: начертание зверя (Откр. 13:16, 17). Оно разделит человечество на тех, кто сотрудничает с господствующей системой, и тех, кто не сотрудничает. Оно будет способствовать безжалостному эмбарго или санкциям, запрещая несогласным «покупать или продавать» (Откр. 13:16, 17), что следует понимать так же буквально, как и смертельную угрозу, которую оно несет (ст. 15).
В новозаветном мире «начертание» (charagma, от греческого глагола charasso) связано с видом клейма, оставляющего несмываемую метку, подобную той, которую цари ставили на монетах, рабах и животных.8 Очевидно, что оно обозначает господство и владение. Однако, чтобы расшифровать начертание зверя, необходимо выяснить, что представляет собой соответствующая «печать Божья».
Печать Божья (sphragida Theou, Откр. 7:2, 3, вероятно, от глагола phrasso, «останавливать», «окружать», «препятствовать») — это аналог начертания зверя. Оно относится к древним формам удостоверения подлинности царей, с их перстнями и печатями, которые наносились на восковые печати для заверения документов и писем. Оно указывает на нечто тайное, личное или санкционированное. В книге Иезекииля печать защищает некоторых евреев от истребления захватчиками (Иез. 9:1-11), подобно тому, как кровь на дверных косяках уберегла израильтян от ангела-губителя (Исх. 12:21-23)9.
Печать Божья — это отличительный признак Его народа, соблюдающего Его заповеди и имеющего веру Иисуса (Откр. 14:12). Среди всех заповедей четвертая — единственная, которая открывает Бога как Творца (Исх. 20:8-11). Язык этой заповеди заложен в послании первого ангела (Откр. 14:6, 7), которое проповедуют запечатленные люди (Откр. 14:1; 7:1-8). Помимо веры в Иисуса, они соблюдают заповеди как отличительный элемент идентичности, подчеркивая четвертую заповедь: соблюдение субботы седьмого дня.
Это народ с двоякой печатью: с Евангелием для спасения (2 Кор. 1:22; Еф. 1:13; 4:30; 2 Тим. 2:19) и с защитой для противостояния последнему кризису.10 Суббота была знамением между Богом и Его народом во все века (Иез. 20:12, 20). Поэтому, если Божья печать каким-то образом проявляется в соблюдении заповедей, особенно субботы, то начертание зверя возникает как «антисуббота», воскресенье, начертание папской, римской власти.
В давней американской протестантской традиции воскресенье по сей день называется «субботой» и соблюдается набожными людьми. Переход от субботы к воскресенью был осуществлен Римской империей и папским Римом (Дан. 7:25), и принятие воскресенья евангелистами справедливо понимается как знак подчинения Римской церкви.11 Сам светский мир уже принял воскресенье как день отдыха. Международная организация по стандартизации, известная как ISO, действующая в 162 странах, с 1975 года считает воскресенье седьмым днем недели, и это отражено во многих популярных календарях.
Мы должны избегать заблуждения принципа презентизма, то есть толкования прошлого в свете последующих событий.
Воскресенье уже является почти универсальной реальностью в христианских, особенно западных, обществах, но Откровение 13 указывает на то, что оно будет «обожествлено» — раздуто законами, которые еще не были приняты, чтобы стать начертанием зверя. Это будет «широкая и подробная подделка».12 Сатана будет имитировать даже второе пришествие Христа как свой почти неотразимый обман.13
Печать Божья будет помещена на лоб, что будет означать сознательное принятие. Начертание зверя, в свою очередь, будет помещено на лоб или на руку, символизируя сознательное или просто легкое принятие. Земные силы будут угрожать тому, кто не примет начертание зверя. С другой стороны, те, кто примут начертание зверя, подвергнутся божественному гневу (язвам) и будут страдать от второй смерти в озере огненном (Откр. 13:9-11; 20:4, 5, 9, 10, 14, 15). Каждый примет решение и выберет свою конечную судьбу.
Пророческое подтверждение
Как пророческое служение Эллен Уайт способствовало такому пониманию? Хотя она писала людям о ближайших событиях, ее основной работой было рассмотрение и подтверждение богословских позиций (и некоторых толкований), достигнутых в результате тщательного коллективного изучения Писания адвентистскими пионерами. Это касалось нескольких тем, включая начертание зверя. Это не было ее нововведением, а в некоторых случаях даже не нововведением пионеров.
Уже в 1766 году преподобный Эбенезер Фротингем, конгрегационалистский священник из Коннектикута, определил «Америку» как зверя, похожего на агнца из Откровения 13.14 Удивительно, но он пришел к этому выводу за 10 лет до Американской революции и за 23 года до принятия Конституции США!
ЛеРой Эдвин Фрум отмечает, что развитие адвентистской доктрины было процессом, основанным на глубоком изучении Библии, чему способствовала подтверждающая роль Эллен Уайт, которая укрепляла позиции и развязывала противоречия.15 Джозеф Бейтс в 1847 году первым определил начертание зверя как соблюдение воскресенья.16 В том же году Эллен Уайт написала Бейтсу письмо, в котором поддержала его толкование17, и придерживалась этой позиции на протяжении 68 лет, вплоть до своей смерти в 1915 году.
Фрум подчеркивает, что к январю 1849 года Бейтс уже понимал, что соблюдение воскресенья будет навязано законом.18 В своем издании «Печать Бога Живого» он сказал: «Эта небожественная власть, из которой вызван народ Божий [Откр. 18:4], все же, как теперь видно, примет закон с явной целью заставить всех поклониться и соблюдать субботу (воскресенье) папы римского».
Семьдесят пять процентов евангелистов согласились с тем, что в США должен править набор христианских ценностей, что будет означать фактический конец отделения церкви от государства.
В 1850 году Джозеф Бейтс, Джеймс Уайт, Дж. Линдсей и Хирам Эдсон определили начертание зверя как соблюдение первого дня недели, как отмечает Альберто Тимм19. В том же году Г. У. Холт и Хирам Эдсон поняли, что «поклонение зверю и образу его» (Откр. 14:9, 11) означает «соблюдение первого дня недели вместо седьмого».20 В мае 1851 года Дж. Н. Эндрюс определил второго зверя как Соединенные Штаты, страну, через которую Рим будет навязывать начертание зверя.21 Наконец, Урия Смит развил общее толкование темы в своем комментарии к Откровению.22
Ревизионизм
Одним из наиболее тонких аргументов ревизионизма, применяемого к роли и трудам Эллен Уайт, является искусственное приведение их в соответствие со своим временем. Несомненно, очень важно понимать ее слова в их первоначальном контексте и сохранять их смысл. Мы должны знать, что природа самого значения слов разрушалась со времен Иммануила Канта и продолжает разрушаться в эпоху постмодернизма. Мы должны понимать «времена и сроки» — когда интерпретация по принципу «читатель — реакция» берет верх, когда люди навязывают тексту свое восприятие, релятивизм переписывает смысл, а творческие, вымышленные контексты говорят громче, чем сам текст.
Применяя слова Дэниела Фишера к пророчеству, мы должны избегать заблуждения презентизма, то есть толкования прошлого в свете более поздних событий, как если бы мы обрезали сухие ветви прошлого и оставили только зеленые ветви, более поздние.23 Итак, чтобы быть справедливыми к любому автору, мы должны рассматривать более поздние заявления вместе с предыдущими, всю структуру, линию и ход мысли, чтобы понять их, чтобы как можно лучше разглядеть смысл произведения.
Книга «Великая борьба» широко понимается как определяющий труд служения Эллен Уайт и ее взглядов на эсхатологию. Это единственная книга с предисловием, написанным ею самой. В торжественных строках она заявляет, что книга представляет собой запись сцен борьбы между добром и злом «через озарение Святого Духа».24 Особого внимания заслуживает видение, которое она пережила в Ловеттс-Гроув, штат Огайо, 14 марта 1858 года и которое привело к первой версии «Великой борьбы», книге «Духовные дары», опубликованной шесть месяцев спустя.
На этом этапе мы можем сделать несколько серьезных выводов. Во-первых, ключевые элементы взглядов Эллен Уайт на начертание зверя уже в зачаточном состоянии присутствовали в ее первом видении великой борьбы. В 1847 году миссис Уайт определила действия папства и начертание зверя как подделку печати Божьей.25 Четыре года спустя она сослалась на указ: «И им придется многому разучиться и учиться заново. И те, кто не примет начертание зверя и его образ, когда выйдет указ, должны принять решение сейчас, чтобы сказать «нет»»26.
Во-вторых, ее взгляды на великий конфликт имели кумулятивный эффект. Они добавляли и расширяли информацию на одной и той же основе. Ее труды 1880-х годов, когда существовала реальная угроза принятия в Сенате Соединенных Штатов резолюции о национальном воскресном законе, придали большую остроту и ясность тому, что уже было решено. В 1882 году она заявила: «Тридцать шесть лет назад мне было показано, что произойдет то, что происходит сейчас, что подчинение институту папства будет навязано народу с помощью воскресного закона».27 Заявления, содержащиеся в версии «Великой борьбы» 1888 года, хотя в некоторой степени и находились в контакте с ее контекстом, были не недавним, ответным проявлением его, а расширением прошлых взглядов, и они оставались такими до окончательного варианта книги (1911 год), который Эллен Уайт тщательно контролировала.28
После кризиса 1888 года Эллен Уайт сохраняла свою позицию в отношении начертания зверя и воскресенья вплоть до своей смерти в XX веке. В то время она указывала не на прошлое, а на будущее. 22 марта 1910 года она заявила: «Когда протестантские церкви объединятся со светской властью для поддержания ложной религии, за противостояние с которой их предки терпели жесточайшие гонения, когда государство будет использовать свою власть для исполнения постановлений и поддержания институтов церкви, тогда протестантская Америка сформирует образ папства «29.
Некоторые могут попытаться оценить позицию Эллен Уайт в отношении начертания зверя, задавшись вопросом, было ли ее служение классическим или апокалиптическим пророчеством. Классические пророки, такие как Исайя, Иеремия и Иона, провозглашали много условных пророчеств, которые могли произойти или не произойти, в зависимости от послушания тех, кто получал послания, в то же время заглядывая в славное будущее, задуманное Богом. Апокалиптическое пророчество, однако, относится к тому, что должно произойти; другими словами, оно является безусловным (Откр. 1:1). Поэтому понимание Эллен Уайт апокалиптического видения само по себе связано с безусловной природой этого вида пророчества.
Папские энциклики, такие как Dies Domini («День Господень», 1998) и Laudato Si’ («Да будет хвала», 2015), в целом движутся в том же направлении, что и многие евангельские ценности.
Применение подхода «да или нет», «А или Б» к сложному не двузначному вопросу является заблуждением.30 Иисус имел дело с этим в Своем служении (Матф. 22:17; Марк 11:30). Поэтому лучшим вопросом в отношении Эллен Уайт и начертания зверя, как и в отношении любой другой ее позиции в Откровении, может быть следующий: Как ее пророческое служение указало на лучшее понимание этого апокалиптического (безусловного) пророчества? Ее позиция относительно начертания зверя не является условной — из-за безусловного характера пророчества, на которое она ссылается. Книга Откровение является безусловной, как и ее открытое толкование о начертании зверя. В конце концов, это все о сути ее служения: светить меньшим светом, чтобы помочь нам понять и выбрать правильные выводы о большем.
Современные сигналы
Как могла страна свободы совершить такое, а мир пойти по ее пути? Марвин Мур посвятил этому целую книгу (Could it Really Happen? Откровение 13 в свете истории и текущих событий), чтобы ответить на этот вопрос. Со времен Эллен Уайт «предсказания» подобного рода казались «беспочвенными и абсурдными», как она сама признавала.31 Хотя пророчество герменевтически связно, мы верим в него верой, а не полагаемся на логику или правдоподобность. Однако, когда время движется вперед и происходят удивительные события, направленные на исполнение пророчества, мы должны быть бдительными и уметь распознавать их.
В конце концов, пророчество было бы бессмысленным без его предсказательного характера, который направляет и подтверждает веру людей (Иоанна 13:19). Жизненно важно различать тенденции, сигнализирующие о конце, но также необходимо быть осторожным, чтобы не навязывать Библии газетные заголовки. «Но берегитесь; смотрите, Я сказал вам все наперед. Так и вы, когда увидите, что сие происходит, знайте, что близко, при дверях!» (Марка 13:23, 24). Ссылаясь на название этой статьи, мы должны следить за следующими тенденциями:
Сотрудничество Америки с Ватиканом. Первая встреча между американским президентом и Папой Римским состоялась в 1919 году. Сорок лет спустя произошла вторая. Однако с 1963 по 2017 год состоялось 28 встреч 12 американских президентов с пятью папами. Это кое-что говорит о взаимном уважении сторон, а также об общих глобальных вызовах и интересах. Например, мирная риторика, огромная мягкая сила обеих сторон и харизматический призыв к массам, запущенный Иоанном Павлом II в партнерстве с Рональдом Рейганом, привели к разрушению Берлинской стены и 40-летнего железного занавеса. Толпы людей горячо приветствовали Папу Франциска во время его последнего визита в США.32 Действующий Папа также впервые в истории обратился к Конгрессу США. Вашингтон и Ватикан — крупные глобальные игроки, сотрудничающие на протяжении десятилетий.
Христианские правые в США. Согласно опросу, проведенному Институтом Барна33, только 25 процентов американских евангелистов согласны с тем, что «ни один набор ценностей не должен доминировать в стране». И наоборот, 75 процентов евангелистов согласились с тем, что в США должен господствовать набор христианских ценностей, что означало бы фактический конец отделения церкви от государства. Христианские правые, всегда присутствовавшие в американской политике, стали публично известны в современную эпоху в 1970-х годах и представляют собой религиозно-политическое движение, поддерживаемое колоссальным комплексом институтов, лоббистов, веб-сайтов, телевидения и радио, книжных магазинов и групп по сбору средств. Реагируя на растущую тенденцию дехристианизации американского общества, эти силы действуют, по крайней мере, по трем направлениям: (1) в защиту семейных ценностей; (2) за христианский подход к гражданскому законодательству (включая защиту так называемых «голубых законов»); и (3) для увеличения своего политического влияния, помогая избирать политиков, особенно президентов. Бунт в Капитолии 6 января 2021 года также широко ассоциируется с элементами как белого национализма, так и христианских правых.34 Беспрецедентное нападение на Капитолий США считается «одним из самых экстремальных политических действий, которые предпринимала какая-либо группа евангелистов в новейшей истории». Безусловно, это результат 150-летней диспенсационалистской апокалиптики евангелистов, которая выходит далеко за рамки последних и следующих выборов в США.35
Алгоритмы позволяют политическим партиям, правительствам и крупным корпорациям «пасти» массы, не привлекая внимания общества.
Актуальность воскресенья для Ватикана и светского мира. Папские энциклики, такие как Dies Domini («День Господень», 1998) и Laudato Si’ («Да будет хвала», 2015), в целом движутся в том же направлении, что и многие евангельские ценности, добавляя спасение человеческого достоинства и заботу об окружающей среде. Они также перекликаются с требованиями построения экологически чистого будущего. Некоторые религиозные лоббисты, профсоюзы и общественные организации прилагают все усилия для утверждения единого дня отдыха, особенно в Европе.36 Глобальный климатический кризис также привел к призыву сократить потребление и снизить выбросы углекислого газа. Параллельно диалог вокруг единых ценностей связан с экуменизмом — процессом, начатым Римской церковью на Втором Ватиканском соборе. Папа Франциск недавно сказал, что экуменизм «необратим», «является необходимым требованием веры, которую мы исповедуем». «Мы вместе идем по пути, ведущему к цели видимого единства», — добавил он.37
Угрозы тирании. Соединенные Штаты еще не достигли пророческого состояния нетерпимости. Они по-прежнему пропагандируют идеалы свободы. Однако, как показывает богатая история, ситуация может измениться незаметно. Нападение на Перл-Харбор (1941 год) привело к тому, что исполнительная власть приостановила права 110 000 американских граждан японского происхождения, включая принудительную депортацию в лагеря для интернированных и последующую конфискацию их законно принадлежащего им имущества. Всего через шесть недель после терактов 11 сентября Патриотический акт открыл беспрецедентную эпоху массовой слежки. Нельзя исключать новых преследований и посягательств на гарантированные Конституцией права, поскольку «тревоги нашей эпохи могут вновь породить козлов отпущения и воображаемых врагов», — заметил Тимоти Снайдер в статье в New York Times38.
Алгоритмы, ИИ и Массивы данных. Новые технологии позволили создать и расширить невообразимую сеть наблюдения, особенно с появлением Массивов Данных и искусственного интеллекта (ИИ). Некоторые, например, израильтянин Юваль Ной Харари, предупреждают о растущей угрозе «диктатуры алгоритмов».39 Алгоритмы позволяют политическим партиям, правительствам и крупным корпорациям «пасти» массы, не привлекая внимания общества. В неумелых руках эти поражающие воображение новые технологии могут привести к почти абсолютному контролю над целыми обществами — что уже стало суровой реальностью в некоторых странах. Такие технологии также являются соблазном для демократических стран, поскольку они могут помочь повысить международную конкурентоспособность. Алгоритмы позволяют более точно отделять тех, кто не согласен или не действует в соответствии с преобладающими ценностями и законами. Такие технологии могут привести к индивидуальной дискриминации и целевому использованию, как это уже происходит с нашими кредитными рейтингами. Кроме того, мы стали свидетелями растущей способности экономически блокировать страны и, в последнее время, отдельных людей с помощью санкций. Оливер Нахтвей отмечает «опасную перспективу регрессивного процесса децивилизации», в котором мы видим растущее разочарование в экономике, политике и снижении социального статуса большинства. Наконец, это приводит к обвинению других — элиты, глобализации, женщин и иммигрантов, и парадоксальным образом вызывает чувство «принятия принуждения авторитарного лидера» как радикального способа обрести идентичность.40
Эсхатологический Вавилон усиливает свою власть, но некоторые в «Израиле» настроены скептически.
Все плохие новости, описанные до сих пор, звучат привычно для тех, кто знаком с библейскими пророчествами. Пророчества и шокирующие реалии находятся перед нами, но все еще могут показаться некоторым непонятными. Мы живем, говорят некоторые, как во времена Иезекииля, когда перспективы плена исполнялись и не исполнялись одновременно. Два вавилонских нашествия уже произошли, но Иудейское царство и храм еще стояли. Бог спросил пророка: «Сын человеческий, что это за пословица, которую вы имеете о земле Израильской, которая говорит: «Дни проходят, а видения всё не сбываются?» (Иезек. 12:22, 23). Некоторые по-прежнему скептически относились к третьему вторжению.
Сегодня эсхатологический Вавилон наращивает свою мощь, но некоторые в «Израиле» настроены скептически. Другие тонут в теориях заговора и сенсациях. Легко впасть в крайности. Нам нужно безопасное место. Правильное понимание библейского пророчества ведет к активной христианской жизни — не скептической, преувеличенной, равнодушной, анемичной, а жизни, питаемой надеждой. Мы призваны доверять пророческому слову (2 Кор. 20:20) и готовиться к его давно объявленному сценарию, потому что внезапно Господь может снова сказать: «Я упраздню эту пословицу» (Иез. 12:23 ИПБ).
Проходящие дни не могут стереть видение. Наши глаза должны вновь засиять надеждой на пророчество.
Оригинальная версия этой статьи появилась в августовском номере журнала Revista Adventista за 2021 год.
Диого Кавальканти получил степень магистра иудаики в Государственном университете Сан-Паулу и учится на доктора философии по теологии Ветхого Завета в Университете Адвентиста-дель-Плата. Автор книг и статей, он работает старшим редактором книг в Бразильском Издательском Доме.
1 Клиффорд Голдштейн, «Все тот же старый вой (о Вавилоне)», Adventist Review online, 17 июня 2021 г., https://adventistreview.org/same-old-whine/.
2 Институт Библейских Исследований, «Ответы на вопросы о знаке зверя и событиях последнего времени», Генеральная конференция адвентистов седьмого дня, 25 июня 2021 года, https://www.adventistbiblicalresearch.org/30710/.
3 Фрэнсис Д. Никол, ред., Библейский комментарий адвентистов седьмого дня (Хагерстаун, MD: Review and Herald), 7:895.
4 Деннис Петтибоун, «Мартин Лютер и антихрист», Perspective Digest 13, № 2 (2008), стр. 6, 12.
5 Норман Р. Галли, Систематическое богословие: The Church and Last Things (Berrien Springs, MI: Andrews University Press, 2016), 524. Однако современные историки коренных народов Америки оценивают численность населения Северной Америки до 1492 года в десятки миллионов человек, некоторые из которых были оседлыми, а некоторые — мобильными, в основном в составе племенных групп и конфедераций племен, вопреки старым утверждениям о том, что Америка была «незаселенным» регионом. Первый контакт с европейцами резко сократил это население из-за передающихся болезней, в результате чего некоторые европейские поселенцы XVII века считали, что им досталась почти пустая пустыня.
6 Галли, Систематическое богословие: Церковь и последние события, с. 525.
7 Эллен Г. Уайт, Великая борьба (Mountain View, CA: Pacific Press, 1911), стр. 588, 589.
8 Зигфрид Хорн, ред., Библейский словарь адвентистов седьмого дня, пересмотренное издание (Вашингтон, округ Колумбия: Ревью энд Геральд, 1979), с. 706, 707.
9 См. Ранко Стефанович, Откровение Иисуса Христа, 2-е изд. (Берриен Спрингс, МИ: Andrews University Press, 2009), стр. 261, 262.
10 Иржи Москала, «Две печати Бога: Печать Евангелия и апокалиптическая печать», Ministry, May-June 2018, pp. 22-24, https://www.ministrymagazine.org/archive/2017/12/seals.
11 Марвин Мур, «Может ли это действительно произойти? Откровение 13 в свете истории и текущих событий (Nampa, ID: Pacific Press, 2007), стр. 188, 189.
12 Вандерлей Дорнелес, Последняя империя (Tatuí, SP: Casa Publicadora Brasileira, 2015), с. 45.
13 Уайт, «Великая борьба», с. 624.
14 «Статьи отдельных церквей», в книге «Великое пробуждение», под ред. Алан Хеймерт и Перри Миллер (Индианаполис: Боббс-Меррилл, 1967), с. 452.
15 ЛеРой Эдвин Фрум, » Movement of Destiny» (Washington, DC: Review and Herald, 1971), p. 109. Примечательно, что она одобрила конкретные толкования о начертании зверя.
16 Джозеф Бейтс, «Суббота седьмого дня, вечный знак», брошюра (1847), с. 57, https://archive.org/details/JosephBatesTheSeventhDaySabbathAPerpetualSignFromTheBeginningTo_35/mode/2up.
17 Ранко Стефанович, «Знак зверя», в Энциклопедии Эллен Г. Уайт, под редакцией Дениса Фортина и Джерри Муна (Хагерстаун, MD: Review and Herald, 2013), стр. 961.
18 Фрум, Движение судьбы, с. 87.
19 Альберто Тимм, Убежище и послания трех ангелов: Integrating Factors in the Development of Seventh-day Adventist Doctrines (Berrien Springs, MI: Adventist Theological Society Publications, 1995), p. 85.
20 Тимм, Святилище и послания трех ангелов, стр. 85.
21 Герберт Е. Дуглас, Драматические пророчества Эллен Уайт: Истории о мировых событиях, предсказанных Богом (Нампа, ИД: Пасифик Пресс, 2007), с. 109, 110.
22 Урия Смит, Мысли, критические и практические, о Книге Откровения (Battle Creek, MI: Steam Press, 1865), стр. 224.
23 Дэвид Хакетт Фишер. Historians’ Fallacies: Toward a Logic of Historical Thought (New York: Harper Perennial, 1970), p. 135.
24 Уайт, «Великая борьба», стр. x.
25 Эллен Г. Уайт, «Слово к малому стаду» (Вашингтон: «Ревью энд Геральд», 1847 г.), с. 19.
26 Эллен Г. Уайт, «Очерк христианского опыта и взглядов Эллен Г. Уайт» (Саратога-Спрингс, Нью-Йорк: Джеймс Уайт, 1851 г.), с. 55, курсив добавлен.
27 Эллен Г. Уайт, Свидетельства для Церкви (Маунтин-Вью, Калифорния: Пасифик Пресс, 1882 г.), 5:137.
28 Эллен Г. Уайт, Избранные вести (Вашингтон, округ Колумбия: «Ревью энд Геральд», 1980), 3:123, 124. См. также Douglass, Dramatic Prophecies of Ellen White, pp. 156, 157.
29 Эллен Г. Уайт, «Знак верности», Знамения времени, 22 марта 1910 года, курсив добавлен.
30 Фишер, Заблуждения историков, стр. 8.
31 Уайт, «Великая борьба», с. 605.
32 Только что завершившееся «покаянное паломничество» Папы Франциска в Канаду с целью извиниться за сексуальное насилие и лишающее культуры поведение католического духовенства по отношению к детям и народу первых наций является замечательной иллюстрацией того, как эффективная коммуникационная стратегия может помочь залечить восприятие «смертельной раны».
33 Barna Group, «Беспокойство по поводу религиозной свободы возросло за последние три года», исследовательский релиз, 1 октября 2015 года, https://www.barna.com/research/concerns-over-religious-freedom-have-increased-in-last-three-years/.
34 Мишель Бурштейн, «Носящий рога «шаман». Ковбой-евангелист. Для некоторых нападение на Капитолий было своего рода христианским бунтом». The Washington Post, 6 июля 2021 года, https://www.washingtonpost.com/religion/2021/07/06/capitol-insurrection-trump-christian-nationalism-shaman/. См. также Элана Шор, «Христианство, выставленное напоказ во время беспорядков в Капитолии, вызывает новые дебаты», Ассошиэйтед Пресс, 28 января 2021 г., https://apnews.com/article/christianity-capitol-riot-6f13ef0030ad7b5a6f37a1e3b7b4c898.
35 Мэтью Эйвери Саттон, «Столичный бунт раскрыл самые темные кошмары белых евангелистов Америки: как 150 лет апокалиптической агитации завершились восстанием», The New Republic, 14 января 2021 года, https://newrepublic.com/article/160922/capitol-riot-revealed-darkest-nightmares-white-evangelical-america.
36 См. веб-сайт Европейского воскресного альянса, доступный по адресу http://www.europeansundayalliance.eu/.
37 «Папа Римский — финской делегации: Ecumenical Journey Is Not Optional», Vatican News, January 19, 2019, https://www.vaticannews.va/en/pope/news/2019-01/pope-to-finnish-delegation-ecumenical-journey-is-not-optional.html.
38 Тимоти Снайдер, «Следующий геноцид». The New York Times, 9 сентября 2015 года, https://www.nytimes.com/2015/09/13/opinion/sunday/the-next-genocide.html.
39 См. главу 2, «Работа», в книге Харари «21 урок для 21 века» (Нью-Йорк: Random House, 2019).
40 «Децивилизация: О регрессивных тенденциях в западных обществах», Генрих Гейзельбергер, «Великая регрессия», Apple Books, e-pub, p. 245, 245, 261, 262.
По материалам Adventist Review