На пути к Иерусалиму Иисус продолжает учить Своих последователей истинной природе Царства Небесного. Вопрос Петра о том, какую награду получат они за то, что оставили все и последовали за Ним (Мф. 19:27) показывает, что им еще предстоит многому учиться. Поэтому Иисус рассказывает им притчу о работниках в винограднике, получивших одинаковую плату (Мф. 20:1–16), после чего следует третье и последнее предсказание Его приближающейся смерти и воскресения (Мф. 20:17–19).
Словно полностью игнорируя то, что только что сказал Иисус, мать Иакова и Иоанна просит, чтобы ее сыновья заняли самые видные посты в царстве (Мф. 20:20–28). Глава завершается исцелением Иисусом двух слепых на окраине Иерихона (Мф. 20:29–34).
ТОЛКОВАНИЕ 20-Й ГЛАВЫ
- Стихи 1-16
- Используя слово «ибо», Иисус как бы соединяет притчу с принципом обращения, который Он только что дал: «Многие же будут первые последними, и последние первыми» (Мф. 19:30). Тот же принцип, изложенный в обратном порядке, является заключением притчи о работниках в винограднике (Мф. 20:16).
Другими словами, в Царстве Небесном, кто «первый», а кто «последний», определяется совершенно иначе, чем в царствах этого мира.
- Сравнение Царства Небесного с владельцем виноградника (буквально по-гречески «хозяин дома»; ср. Мф. 10:25) указывает на то, что характер и поведение владельца показывают, как действует Царство Небесное.
- Виноградарство был важной отраслью в Израиле и использовалось пророками как символ нации (Ис. 5:7; Ос. 10:1). Согласно Иосифу Флавию, у входа в храм находились ворота, «покрытые золотом», с «золотыми лозами над ними, с которых свисали гроздья винограда высотой с человеческий рост»1.
- В притче пять групп работников нанимаются в течение дня, начиная с шести утра, когда прохладно, и работают до шести вечера (ср. Пс. 103:22–23). Но только первые работники соглашаются на определенную плату — один динарий, что было обычной платой за полный рабочий день (ст. 2). Остальные просто соглашаются с обещанием хозяина платить им «все, что положено» (ст. 3–7), предположительно пропорционально отработанному ими времени.
- Работали ли те, кто был нанят в одиннадцатом часу, где-то еще, или не хотели работать в разгар дня, или они только поздно поняли, что им нужно больше денег? Нам об этом не говорят, но у нас складывается впечатление, что из пяти нанятых групп эти рабочие были наименее желательны.
- В соответствии с законом Моисея работникам платили в конце дня (Втор. 24:14–15). Откладывать плату даже до следующего дня означало лишить семью еды (ср. Лев. 19:13; Пр. 3:27–28).
- В стихе 8 хозяин назван «господином» (греч. kyrios) виноградника, предполагая, что здесь представлен либо Иисус, либо Бог. Управитель (греч. epitropos) относится к очень ответственному лицу, которому поручено управлять домашним хозяйством или землей. Слово, переведенное как «плата» (греч. misthos), часто используется для обозначения небесной награды (Мф. 5:12, 46; 6:1; 10:41–42).
- Удивительно, но с работниками, пришедшими последними, обращаются лучше всего, потому что им платят первыми и платят за полный рабочий день (Мф. 20:8–9). Обычно мы думаем, что те, кто проработал дольше всех, должен получить зарплату в первую очередь, но вместо этого им платят в последнюю очередь. Порядок оплаты не только иллюстрирует более широкую картину спасения, но и гарантирует, что все рабочие увидят щедрый характер владельца виноградника.
- Совсем не удивительно, что те, кто работал дольше всех, когда они видят, что заработная плата отдается другим, начинают ожидать получить больше, но получают динарий, как и все остальные (Мф. 20:10). Поэтому они начинают роптать и жаловаться хозяину за то, что он сделал последних работников «равными нам, перенесшим тягость дня и зной» (Мф. 20:11–12).
Справедливое обращение не обязательно означает равное обращение. Рабочие не были в равных условиях: они приходили в разное время, работали в разное время, но не получили зарплату за проработанное время. Вместо того, чтобы получить плату за отработанные часы, результаты оказались равными — всем им выдали зарплату за полный рабочий день. Это была сумма, необходимая для того, чтобы прокормить семью.
- Интересно, что владелец виноградника обращается к жалующемуся работнику: «Друг» (Мф. 20:13).
Такая форма обращения используется у Матфея только дважды: к человеку, пришедшему на свадьбу без брачной одежды (Мф. 22:12) и к Иуде во время предательства (Мф. 26:50).
Хозяину не нужно объяснять свои действия, но он все равно это делает, указывая на соглашение, заключенное в начале дня. Эмфатическая форма вопроса в греческом языке (ouchi) предполагает сильный утвердительный ответ.
- Владелец виноградника объясняет, что имеет право делать со своими деньгами все, что хочет. Если он хочет быть щедрым, он может быть таковым (Мф. 20:14–15). Кто может с этим поспорить? Последний вопрос хозяина («Или глаз твой завистлив от того, что я добр?») противопоставляет его щедрость жадному отношению рабочих первого часа. То, на чем мы решаем сосредоточиться, сильно влияет на наше отношение и то, как мы рассматриваем обстоятельства. Работники первого часа сосредотачиваются на земной плате (Мф. 20:8; греч. misthos, «награда») за свой труд и потому они не в состоянии оценить характер владельца виноградника. Утверждение «Я добр» перекликается с тем, как Иисус описывает Себя у Матфея и в других евангелиях. Все это намекает на Его близкие отношения с Отцом (Мф. 11:29; 14:27; 18:20; 28:20; Марк. 14:62; Ин. 8:58; ср. Мф. 19:17).
- Если и нас смущает эта притча, полезно спросить себя, почему. Отождествляем ли мы себя с работниками первого часа, или с работниками одиннадцатого часа? Не нуждаемся ли и мы в милосердии или щедрости, подобной той, что была оказана тем, кто проработал только один час?
- Стихи 16-19
- Из всех предсказаний Иисуса о Своих страданиях и смерти это третье является наиболее наглядным, поскольку оно включает упоминание о смертном приговоре и о том, что Он будет предан язычникам для осмеяния, бичевания и распятия. Раньше Иисус избегал ареста, но теперь Он идет в Иерусалим именно для этой цели (ср. Ин. 10:18).
- Матфей тщательно описывает исполнение предсказаний Иисуса: насмешки отмечены три раза (Мф. 27:29, 31, 41); Пилат приказывает бичевать Иисуса (ср. Ин. 19:1) и отдает Его на распятие (Мф. 27:26).
- Матфей добавляет, что Иисус отвел двенадцать учеников в сторону, чтобы показать, что вскоре с Ним произойдет. Многие тогда путешествовали в Иерусалим на приближающуюся Пасху, и Иисус предпринял шаги, чтобы Его слова не были услышаны другими.
- Стихи 20-28
- Иаков и Иоанн были, вероятно, самыми младшими из двенадцати (в Мф. 4:21 подчеркивается, что они были со своим отцом).
Хотя Марк и не упоминает об этом эпизоде, в иудейской или римской среде не было ничего необычного в том, что мать ходатайствовала и «часто [ее просьба] оказывалась более действенной, чем прямое прошение мужчины за себя»2.
Ее коленопреклонение может намекать на поклонение Иисусу (как это часто встречается у Матфея (см., например, Мф. 2:2, 8, 11; 4:9–10; 8:2; 9:18; 15:25).
- Их мать «была среди женщин, которые сопровождали Иисуса на Голгофу, а позже она стала свидетельницей пустой гробницы, что позволило идентифицировать ее как Саломею (ср. Мф. 27:56; Марк. 15:40; 16:1), сестру Марии, матери Иисуса3.
- Греческий глагол, переведенный как «просить» (aiteō), используется для обозначения просьб, обращенных к Богу, и, на самом деле, только Отец может удовлетворить эту просьбу, как указывает Иисус (Мф. 20:23).
- Правая рука означает силу, власть и расположение (например, Исх. 15:6, 12; 3 Цар. 2:19; Пс. 15:11), поэтому просьба состоит в том, чтобы ее сыновьям было отдано второе и третье положение в царстве после Самого Иисуса.
- Несмотря на то, что Иисус только что предупредил Своих учеников о приближающемся бедствии, ученики как будто не услышали предупреждения.
Поэтому Иисус спрашивает Иакова и Иоанна, «могут ли они испить чашу» (страданий) и «креститься» крещением» (смерти)4. В конце концов, все ученики (кроме Иуды) поймут истинный смысл этих слов и сочтут за честь пострадать за Иисуса (ср. Мф. 5:10–12).
- Сказать, что другие ученики были «недовольны» этой просьбой, значит ничего не сказать. Греческое слово, используемое для описания их чувств (aganakteō), означает «возмущенный» и «гневный». Но Иисус, не желая, чтобы мирской дух соперничества продолжал сохраняться среди Его ближайших учеников, подчеркивает, что это именно тот же дух господства Рима, который так возмущал иудеев. История изобилует примерами угнетенных, надеющихся на позитивные перемены, которые обретают власть только для того, чтобы самим стать угнетателями (ср. Пр. 28:15).
Выход из этого порочного круга возможен через изменение сердца, которое в реальности может осуществить только Святой Дух.
- Последователи Иисуса не должны руководствоваться мирскими ценностями, которые включают господство, принуждение и контроль. Дух небес прямо противоположен этому. Иисус подчеркивает это весьма решительно: буквально «Между вами да не будет так». Подобно Иисусу, Его последователи должны руководствоваться желанием благословлять (Мф. 5:3–10), давать (Мф. 10:42) и жертвенно любить (Мф. 16:24).
- Первые христиане считали привилегией быть «слугами» (греч. diakonoi) по отношению друг к другу (Рим. 16:1; 1 Кор. 3:5; Еф. 6:21; Кол. 1:7) и «рабами» (греч. douloi) Христа (Деян. 4:29; Рим. 1:1; 2 Кор. 4:5; Кол. 4:12), подражая Истинному Рабу (Мф. 20:28; ср. Рим. 15:8; Флп. 2:7).
- Упоминание Иисусом в стихе 28 Страдающего Раба Исаии (ср. Ис. 53:10–11) — не единственное среди Его высказываний (см. Лук. 22:37; ср. Ис. 53:12) и соответствует модели постепенного раскрытия Иисусом Своей мессианской личности ученикам (ср. Мф. 16:21). Его смерть «для многих» (греч. anti pollōn) указывает на идею замещения (1 Тим. 2:6).
- Иисус умер за «прегрешения наши», «беззакония наши» и «беззакония всех нас» (Ис. 53:5–6; ср. Рим. 4:25; 5:6, 8; 2 Кор. 5:21; Гал. 1:4) и тем самым искупил нас от греха и смерти (Рим. 3:24; Еф. :7; Кол. 1:14; Евр. 9:15).
- Стихи 29-34
- Иерихон был последним крупным городом на пути из Галилеи в Иерусалим.
К этому времени старое поселение, по-видимому, было в значительной степени заброшено (ср. Неем. 3:2; 7:36), а римский город Иерихон находился к юго-востоку, ближе к трем дворцам, построенным Иродом Великим. Последний участок до Иерусалима включает затяжной подъем на три тысячи футов (914 м) на протяжении пятнадцать миль (двадцать пять километров).
- У слепых, как правило, не было средств к существованию, поэтому они занимались попрошайничеством. Согласно Матфею и Марку, исцеление произошло, когда Иисус покидал Иерихон5.
- Обращение к Иисусу как к «Сыну Давидову» (Мф. 20:30–31) выражает не только веру слепых в Иисуса как в Мессию; это также показывает, что у них была вера в исцеление, такая вера, что даже сильный упрек окружающих не способен был заставить их замолчать. На самом деле, это только сделало их еще более решительными, а плач еще громче.
- Вопрос Иисуса о том, чего хотят эти люди (Мф. 20:32), может показаться странным, но Иисус хочет услышать от самих слепых людей, верят ли они, что Он может вернуть им зрение.
Формулировка Матфея связывает их мольбу с ожиданиями Исайи о Мессии (Ис. 35:5; 42:7; ср. 29:18), означая, что, несмотря физическую слепоту, они видят в Иисусе исполнение этих мессианских пророчеств.
- Сострадание Иисуса явно проявляется в том, что Он коснулся их глаз (Мф. 20:34), а тот факт, что «они последовали за Ним», показывает, что исцеление привело к тому, что они стали Его учениками.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
Вот некоторые ценные уроки из 20-й главы Евангелия от Матфея:
- Как и в случае с вызовом, брошенным богатому юноше, притча о работниках в винограднике бросает вызов нашей шкале ценностей и нашему отношению к небесной награде. «Тот, кто скупится на награду другому, забывает, что сам спасается только благодатью. Не продолжительность нашего труда, а наша готовность и верность работе делают ее приемлемой для Бога»6.
- Стремление Иакова и Иоанна к само-возвышению подобно желанию Люцифера, которое вначале привело к возникновению греха (Ис. 14:12–14). Но Царство Небесное характеризуется самоотверженной любовью и желанием благословлять других.
- Хотя страдание за Христа никогда не бывает желанным или приятным, этот опыт может привести нас к более тесному общению с Ним и усилить нашу признательность за Его искупительную жертву (Фил. 1:29; 3:10). «Из всех даров, которыми Небеса могут одарить людей, общение со Христом в Его страданиях является самым весомым доверием и самой высокой честью»7.
- Вместо того, чтобы пытаться взять правосудие в свои руки, Библия призывает нас довериться «Богу справедливости» и терпеливо ожидать Его (Ис. 30:18), потому что только Он может принести мир и установить «справедливость на земле». (Ис. 42:4; ср. Зах. 9:10).
- Дух небес — это дух служения (ср. Мф. 4:11). Иисус призывает нас жить в мире, который так пронизан эгоизмом и зациклен на статусе, богатстве и влиянии, не поддаваясь обольщениям современной культуры.
- Иисус ничего не требует от Своих последователей, чего Он Сам уже не продемонстрировал в Своем собственном опыте (Фил. 2:5–8; ср. 1 Кор. 11:1).
- Стойкая вера, подобная вере двух слепых, которую не может поколебать никакое противодействие, является важным качеством для последователей Иисуса. «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь; Я победил мир» (Ин. 16:33; ср. 2 Тим. 3:12).
Клинтон Уолен, Ph.D., заместитель директора Института Библейских Исследований
1 Josephus, War, 5.210. Ср. с тем, как об этом пишет Эллен Уайт: «У входа в храм находилась лоза из золота и серебра с зелеными листьями и массивными гроздьями винограда, выполненная самыми искусными художниками. Это изображение представляло Израиль как процветающую виноградную лозу». См. Ellen G. White, The Desire of Ages (Mountain View, CA: Pacific Press, 1898), 575.
2 Craig S. Keener, Bible Background Commentary: New Testament (Downers Grove, IL: InterVarsity,
3 Michael J. Wilkins, Zondervan Illustrated Bible Backgrounds Commentary: New Testament, 4 vols. (Grand Rapids, MI: Zondervan, 2002), 1:122–23.
4 В качестве примеров этих двух метафор см. Ис. 51:17, 22; Лук. 12:50; Рим. 6:3.
5 Согласно Д. А. Карсону, Марк и Лука сосредоточены на Вартимее, а упоминание Матфеем двух мужчин «показывает личное знание событий». См. D. A. Carson, Matthew, rev. ed., The Expositor’s Bible Commentary 9 (Grand Rapids, MI: Zondervan, 2010), 435.
6 Ellen G. White, Christ’s Object Lessons (Oakland, CA: Pacific Press, 1900), 402.
7 White, Desire of Ages, 225.
По материалам Бюллетеня Института Библейских Исследований