Уроки из 21-ой главы Евангелия от Матфея

Уроки из 21-ой главы Евангелия от МатфеяКонец служения Иисуса быстро приближается. Пришло время триумфального въезда Иисуса в Иерусалим. Таким образом, Он делает то, от чего до сих пор постоянно отказывался: публично представляет Себя как Мессию во исполнение пророчества. Он также впервые принимает признание Себя как Мессии толпой (Мф. 21:1–11). Значение этого события очевидно, что дополнительно подчеркивается его описанием во всех четырех евангельских повествованиях (Марка 11:1–10; Луки 18:28–40; Иоанна 12:12–19).

В Своей мессианской роли Иисус претендует на власть над храмом, очищая его от торговцев. Ему противостоят религиозные лидеры — сначала первосвященники и книжники, а затем первосвященники и старейшины (Мф. 21:12–27). Глава завершается тем, что Иисус рассказывает две притчи, каждая из которых представляет собой серьезное предупреждение для вождей иудейской нации.

Толкование 21-ой главы Евангелия от Матфея

1. Стихи 1–11, Триумфальный вход

• По мере того, как Иисус «приближается» к Иерусалиму, происходит и дальнейшее исполнение временных пророчеств Даниила 9:26–27. До этого момента Матфей использовал слово (греч. engizō) только для обозначения приближения Царства Небесного (Мф. 3:2; 4:17; 10:7), но теперь будет использовать его также и для Божьего суда над Израилем (Мф. 21:34) и Своей предстоящей смерти (Мф. 26:45).

• Иисус поручает Своим ученикам раздобыть «осла» для того, чтобы Он въехал в Иерусалим во исполнение Захарии 9:9. В отличие от Марка и Луки, Матфей (внимательно следуя еврейскому тексту) упоминает как ослицу, так и ее осленка (Мф. 21:5), предполагая, что последний еще молод и нуждается в матери.

• Цитирование пророчества Матфеем (отсутствующее в параллельных отрывках Марка и Луки) подчеркивает кротость Мессии (ср. Мф.11:29) в отличие от популярных ожиданий милитаристского мессии, который избавит Израиль от гнета римлян (см., например, Псалмы Соломона 17:21–25; 4Q285 4 1–8; 2 Варух 40).

• Описание двух животных в связи с триумфальным входом, по-видимому, отражает рассказ очевидца, потому что осленок был таким, «на которого никто никогда не садился» (Марка 11:2)и не был готов отделиться от своей матери, особенно ввиду большой толпы с ее громкими возгласами (Мф. 21:8–9).

• Чтобы понять значение этого события, полезно представить его с точки зрения тех, кто наблюдал за ним из ворот храма. «Величайшее множество», растянувшееся по узкой дороге от Елеонской горы до Иерусалима и наступившее на храм, было беспрецедентным и могло бы показаться религиозным властям весьма угрожающим.

• Осанна заимствована из Псалма 117:25–26 и представляет собой один из хвалебных псалмов, традиционно связанных с еврейскими праздниками, особенно с Пасхой. Этот конкретный псалом представляет собой «царскую благодарственную песнь за военную победу»2, которая, по-видимому, описывает торжественное шествие царя в храм3 . Мессианское ожидание толпы достигает своего пика.

• Первоначальная конфронтация процессии с встревоженными жителями Иерусалима (Мф. 21:10; ср. 2:3) и религиозными лидерами подразумевается только в сокращенном рассказе Матфея о самом входе (ср. Лк. 19:39; Ин. 12:19. Более подробное описание этого события можно найти в книге Желание веков, стр. 580–581). Как видно из Марка 11:11, к тому времени, когда Иисус ускользает от толпы (и противостояния) и входит в храм, становится уже поздно, поэтому на ночь Он уходит в Вифанию.

2. Стихи 12–17.

Иисус очищает храм

Матфей сразу же переходит к описанию следующего важного события: очищению Иисусом храма, из которого Он изгнал как покупателей, так и продавцов (ср. с Марка 11:15)4. Греческое слово, используемое всеми тремя синоптиками (ekballō), относится к насильственному удалению (см., например, Мф. 7:4–5; 8:12; 9:25; 21:39), включая изгнание бесов (Мф. 7:22; 8:16, 31, и т.д.).

• Помимо продавцов голубей и животных для жертвоприношения нужны были менялы, потому что обычные монеты с изображениями римского императора нельзя было использовать в храме, и их нужно было обменивать на тирские шекели, которые имели более высокое содержание серебра, а также изображение бога Тира Баал-Мелькарта.

• Этот бизнес купли-продажи служил примером распространяющейся эллинизации, которая беспокоила многих набожных евреев. Его вторжение в сам храмовый комплекс могло быть оправдано тем, что Ирод значительно расширил Храмовую гору, а зона торговли вероятно располагалась у южного входа на площадь, вдали от самого храма. Даже если священники и правители не считали это место святым, для Иисуса, а также для паломников, которые очищались перед входом в храм и поднимались по ступеням на площадь, это была святая земля.

• Место, освященное Божьим присутствием (ср. Мф. 23:21), предназначалось для «дома молитвы», а не для бизнеса, и Иисус настаивал на том, чтобы к нему относились именно так (ср. Мф. 23:16–22). Что еще более серьезно, Он также процитировал пророчество из Иеремии 7:11, которое предвещает разрушение Вавилоном первого храма. Таким образом, Христос предупреждает, что неспособность жить согласно Божьему плану для Израиля и храма, примером которого являются коррумпированные действия торговцев, приведет к подобному запустению (Мф. 24:2, 15; ср. Дан. 9:26).

• Только Матфей отмечает, что к Иисусу в храме приходили слепые и хромые. Эта ситуация представляла собой проблему: те, кто страдал от таких болезней, считались ритуально нечистыми, потому что считались неспособными должным образом соблюдать законы чистоты. Иисус справился с этой проблемой, исцелив их, исполнив пророчества о возвращении Господа на гору Сион (Ис. 29:18; 35:5–6).

• Восхваление Иисуса как Сына Давидова раздражает первосвященников и книжников, потому что оно приписывает Ему мессианскую власть. Они явно игнорируют «чудеса» (греч. thaumasia), которые Он творил (Мф. 21:15). Греческое слово, используемое для обозначения чудес, встречается в Новом Завете только здесь, но несколько раз встречается в Септуагинте для обозначения чудес, совершенных Богом в связи с исходом (Исх. 3:20, LXX; Втор. 34:12; Пс. 77:11–12). Таким образом, эти исцеления, по-видимому, также означают более глубокое избавление, принесенное Иисусом, прообразом которого был исход.

• Отвечая на возмущение лидеров, Иисус цитирует Псалом 8:3, который иудейские традиции связывают с песней избавления при исходе (Исход 15) и восхвалением Бога детьми у Красного моря5.

3. Стихи 18–27. Иисус проклинает смоковницу;

Его авторитет подвергается сомнению

• Проклятие Иисусом смоковницы после бесплодных поисков смокв кажется совершенно нехарактерным для Него, особенно в свете того, что еще слишком рано ожидать спелых смокв (Марка 11:13). Но в это время года можно было найти ранний инжир, известный своей сладостью 6. Как и многие чудеса Иисуса, этот поступок преподал более глубокий урок. Поскольку «дерево познается по плодам» (Мф. 12:33), израильских лидеров мог ожидать определенный суд, если их сопротивление Иисусу и упорная неспособность приносить плоды праведности продолжатся (ср. Мф. 3:10; 7:19).

• Для учеников чудо содержит урок веры. Иисус хочет, чтобы они осознали удивительные возможности, открывающиеся перед тем, кто верит и не сомневается. Истинная вера исключает колебания и сомнения (Иак. 1:6–8), потому что последние, подобно ржавчине, подтачивают и, в конце концов, разрушают веру медленным, но неуклонным процессом. Иисус дополняет эту мысль заверением, что «все, чего ни попросите в молитве, если веруете, получите» (Мф. 21:22, перевод автора).

• С этой историей о вере и приношении плода тесно связан вопрос, который иудейские лидеры задали Иисусу относительно власти сразу после Его возвращения в храм. Его встречают двусмысленным вопросом. Оппозиция нарастает, потому что работа Иисуса теперь сосредоточена в храме, в очень нестабильном месте. Первосвященники и старейшины надеются, что их вопрос приведет Иисуса либо к подтверждению, либо к отрицанию Своей превосходящей власти. Если Он подтвердит Свой авторитет, против Него будет возбуждено судебное дело, которое римляне доведут до конца, если же Он будет отрицать, это подорвет Его влияние на народ и утвердит их собственный авторитет.

• Но вопрос власти сложен, потому что он неотделим от жизни людей и их средств к существованию и пронизывает все культуры и социальные группы — от семьи до более широкого сообщества, институтов и общественного пространства. Иисус признает, что все дело вращается вокруг одного ключевого вопроса — отношения человека к проповеди и крещению Иоанна.

• Иисус избегает спрашивать о самом Иоанне, поскольку это может иметь политические последствия. Тем самым Он исключает политические вопросы, которые могли бы помешать Его миссии. Ссылка на Иоанново крещение подчеркивает важность вести Иоанна (и Иисуса) о покаянии, которой религиозные авторитеты постоянно сопротивлялись (ср. Мф. 3:7; 12:33–34, 39).

• Если они ответят «с небес», это будет признанием того, что Иоанн — истинный пророк, и его посланию нужно верить и принимать его. Их отказ ответить на вопрос является безмолвным свидетельством их неверия в ниспосланную небесами весть Иисуса и Иоанна. А их дальнейшее нежелание сказать, что крещение «от человеков», то есть чисто человеческого происхождения, объясняется их страхом перед людьми. Подобно Ироду (Мф. 14:5), они боятся потерять свое авторитетное положение. Таким образом, они доказывают, что являются именно теми, кем их называет Иисус на протяжении всего Евангелия от Матфея: лицемерами/актерами.

4. Стихи 28–32.

Притча о двух сыновьях

• Зная, что недруги замышляют Его погубить, Иисус предлагает им две притчи, призванные раскрыть их лицемерие: притчу о двух сыновьях (Мф. 21:28–32) и о злых виноградарях (Мф. 21:33–46). Первая встречается только у Матфея, а вторая значительно длиннее, чем у Марка и Луки. Обе притчи относятся к работе в винограднике, символизирующем Израиль (ср. Ис. 5:7).

• При истолковании притчи полезно напомнить себе о двух уровнях значения, обсуждавшихся в предыдущей статье: значение самой истории и духовное значение, которое эта история будет иметь для аудитории, впервые услышавшей притчу7. Как и в двух более длинных притчах из 13-й главы Евангелия от Матфея, в этих двух притчах есть аллегорические элементы, которые необходимо распознать, чтобы правильно понять и истолковать их 8.

• Двое сыновей, к которым отец обращается в ласковой форме (с греч. teknon, «дитя»), совершенно противоположно реагируют на просьбу отца поработать в винограднике. Первый отвечает, как избалованный ребенок: «не хочу» (Мф. 21:29, перевод автора), но потом жалеет о своем ответе и все-таки идет на работу. В отличие от первого сына, второй сын сразу соглашается идти работать, но на самом деле не идет. Он проявляет большое уважение к своему отцу, обращаясь к нему «сэр». Это греческое слово (kurie) можно перевести и как «господин», что предполагает, что отец в притче символизирует Бога.

• На вопрос, кто из сыновей исполнил волю отца, первосвященники и старейшины естественно ответили: «первый». Затем Иисус применяет это к «мытарям и блудницам» — социальным изгоям, которые не проявляли никакого религиозного интереса как граждане Израиля, но поверили вести Иоанна Крестителя (ср. Лук. 3:12–13). Другими словами, они не остались мятежными сборщиками налогов и блудницами, но через крещение покаяния Иоанна обрели статус в Израиле. По иронии судьбы, израильские религиозные лидеры вели себя как второй сын, на словах проявляя огромное уважение к Богу и заявляя, что исполняют Его волю, но упорствуя в своем неверии вести Иоанна и, косвенно, вести Иисуса, на чье служение указывал Иоанн (Мф. 3:11–12).

5. Стихи 33–46.

Притча о злых виноградарях

• Виноградарство было важной отраслью сельскохозяйственного производства в тогдашнем римском мире, в том числе и в Израиле, и некоторые из слушателей Иисуса, возможно, работали в виноградниках или даже владели ими. Виноградник был долгосрочным вложением, и требовалось несколько лет, прежде чем он начинал плодоносить и приносить доход. Тем не менее, в течение этого времени рабочим нужно было платить, и, когда, наконец, подходило время сбора винограда, согласованный процент отдавался владельцу, а заработная плата виноградарей выплачивалась из остатка. Слуги были посланы за плодами в качестве платы за аренду виноградника (ср. Мф. 21:33).

• Удивительно, но виноградари из притчи ведут себя так, как будто это они владеют виноградником, а не арендуют его, и делают все возможное, чтобы эгоистично оставить виноградник, его плоды и прибыль при себе. Они жестоко расправляются со слугами, посланными за плодами в качестве платы за аренду.

• Наконец, владелец решает послать своего сына, ожидая, что виноградари с уважением отнесутся к нему, потому что, в отличие от слуг, у сына будут права на виноградник. Но вместо того, чтобы опомниться, признать свою вину и подчиниться авторитету сына, виноградари видят последнюю возможность присвоить себе виноградник и, чтобы завладеть им, убивают сына владельца.

• Эта притча во многом похожа на притчу о работниках в винограднике (Мф. 20:1— 16): виноградник представляет Израиль, а землевладелец представляет Бога 9.
Учитывая исторический и литературный контекст данной притчи, представленные в ней виноградари указывают на религиозных лидеров, которые должны ухаживать за виноградником-Израилем 10.

• Люди, слушающие притчу, легко определили бы другие элементы притчи: слуги, посланные землевладельцем (Богом), представляют пророков, которых часто преследовали вожди Израиля; сын представляет Иисуса; дальняя страна, в которую отправился землевладелец, указывает на небо, где обитает Бог. Эти отождествления предполагают, что временные рамки притчи охватывают значительную часть истории страны до времен Иисуса, когда многих пророков избивали (Иер. 20:1–2; 37:15; 3 Цар. 22:24), убивали (3 Цар. 18:4, 13; Иер. 26:20–23) и даже побивали камнями (2 Пар. 24:21—22)11. Наконец, послан Сын Божий, которого вожди также хотят уничтожить (Мф. 21:46).

• Иисус предлагает слушателям самим вынести приговор, то есть первосвященникам и старейшинам (Мф. 21:23), спрашивая их, что сделает с этими виноградарями хозяин. Их ответ в стихе 41 указывает на три результата: (1) суд — хозяин безжалостно уничтожит этих нечестивцев; (2) передача — он сдаст свой виноградник в аренду другим виноградарям; и (3) обоснование — новые арендаторы будут отдавать владельцу плоды в свое время.

• В стихе 42 Иисус цитирует 117-й псалом, который иудеи признали мессианским (ср. его применение к Иисусу толпами и детьми в Мф. 21:9, 15). Устанавливая эту связь, Иисус имеет в виду игру слов на иврите, которая соотносит отвергнутого «сына» (bēn) из притчи с отвергнутым камнем (eben) из псалма. Строители храма Соломона отвергли очень большой камень и отложили его, потому что не могли найти для него места, но он оказался самым важным камнем из всех: краеугольным камнем основания храма12. Отвергнутый камень указывает на Иисуса с Его неизбежным отвержением и распятием. Его окончательное положение в качестве «главы угла» указывает на Его оправдание при воскресении и Его роль краеугольного камня в новом «храме», церкви (Еф. 2:19–22; 1 Пет. 2:4–10).

• В стихе 43 значение виноградника расширяется — он больше не является символом просто национального Израиля, но Царства Божьего, центром которого является новая община (греч. ekklēsia), которую учреждает Иисус (Мф. 18:17). Отнятие виноградника и передача его другим относится не к смене режима в Израиле, а к передаче ответственности за Царство Божие другому «народу» или людям, который будет приносить
его «плоды» — добрые дела праведности и милосердия (Мф. 12:33; ср. 23:23). Эти новые люди будут определяться своим отношением к Иисусу, принимая Его евангелие царства.

• Противоположные состояния (когда человек падает на камень и разбивается и когда камень падает на человека и раздавливает его) намекают на два отрывка из Писания: (1) Ис. 8:13–15, где Сам Бог описывается либо как святилище (т. е. убежище из камня) для тех, кто боится Его, или как «камень преткновения и скала соблазна» для тех, кто не боится; и (2) камень из Дан. 2, который разбивает истукан Навуходоносора на куски и превращает его в порошок (Дан. 2:34–35). Этой последней деталью Иисус намекает на будущую гибель Израиля как нации.

• Эти два различных действия камня указывают на двухэтапный процесс в развитии Царства Божьего.
Первый этап, когда люди решают упасть на камень и разбиться, находится в процессе сейчас и описывает, как проповедь Евангелия приводит людей к вере в Иисуса и членству в Царстве Божьем. Второй этап, когда на них упадет камень и раздавит их в прах, произойдет во время Второго пришествия и описывает, как отвергшие Иисуса будут уничтожены вместе с царствами этого мира (Мф. 24:27–28).

Практическая значимость главы

Вот некоторые ценные уроки из 21-й главы евангелия от Матфея:

1. Подобно тому, как Иисус ждал подходящего времени, чтобы осуществить цель Своей жизни, приводя в движение заключительные события Своим триумфальным входом в Иерусалим, так и мы должны ждать подходящего времени и способа для осуществления Божьих целей в нашей жизни. «Всему свое время, время всякой вещи под небом» (Еккл. 3:1).

2. Подобно Иисусу, мы должны по возможности избегать разногласий и конфликтов без ущерба для принципа, но говорить и не молчать, когда библейская истина находится под угрозой.

3. Меры, предпринятые Иисусом по очищению храма, иллюстрируют важность наличия тихого времени и места для молитвы и общения с Богом, отделенных от повседневных дел. Это также иллюстрирует Его способность очищать наши сердца от мирских принципов и заменять их небесными принципами, воплощенными в Его учении и примере.

4. Обещание Иисуса о том, что наши прошения, возносимые с верой, будут удовлетворены, следует понимать в связи с другими библейскими принципами, касающимися молитвы: мы просим во имя Иисуса и согласно Его воле (Ин. 13:13–14; 1 Ин. 5: 14–15) и «соблюдайте заповеди Его и делайте угодное в очах Его» (1 Ин. 3:22).

5. Подобно первому сыну из притчи, какими бы ни были наши прежние пути, Божья благодать позволяет нам открыть наши сердца для покаяния и преобразования сердца и жизни через веру и принятие Евангелия.

6. Иисус плакал, когда жители Иерусалима отвергли единственную весть, которая могла спасти их и их город (Лк. 19:41; ср. Мф. 23:37). Здесь Он представляет иудейским лидерам две притчи в качестве последнего предупреждения, потому что Он заботится о них и отчаянно хочет спасти Израиль от гибели. Они также предупреждают нас не игнорировать, не сопротивляться и не отвергать призывы, которые Бог обращается к нам лично через Св. Писание и через Свой Дух.

Клинтон Уолен

1 Все библейские цитаты взяты из Синодального перевода, если не указано иное.
2 Leslie C. Allen, Psalm 101–150, rev. ed., Word Biblical Commentary 21 (Nashville, TN: Thomas Nelson, 2002), 165.
3 Derek Kidner, Psalms 73–150: An Introduction and Commentary, Tyndale Old Testament Commentaries 16 (Downers Grove, IL: InterVarsity, 1975), 447.
4 Согласно Ин. 2:13–22, Иисус очистил храм также и в начале Своего служения.
5 W. D. Davies and Dale C. Allison, A Critical and Exegetical Commentary on the Gospel According to Saint Matthew, International Critical Commentary, 3 vols. (Edinburgh: T&T Clark, 1988–1997), 3:142.
6 Michael J. Wilkins, Zondervan Illustrated Bible Backgrounds Commentary: New Testament, 4 vols.
(Grand Rapids, MI: Zonder- van, 2002), 1:130.
7 Clinton Wahlen, «Lessons From Matthew 13,» Reflections 72 (October 2020): 7.
8 Обратите внимание на этот ключевой принцип толкования в Craig L. Blomberg, Interpreting the
Parables, 2nd ed. (Downers Grove, IL: InterVarsity, 2012), 80: «Обычно основными деталями, которые
раскрывают аллегорический уровень значения, являются главные персонажи повествования, и
значения, приписываемые им, должны быть теми, которые усмотрели бы их современники, пытавшиеся понять их в историческом контексте».
9 См. Clinton Wahlen, «Lessons From Matthew 20,» Reflections 79 (July—September 2022): 13.
10 Данная интерпретация понимает притчу как аллегорию, что согласуется с тем, как Сам Иисус интерпретирует некоторые из более длинных притч (например, Мф. 13:18–23, 37–43). См. сноску 6 выше; ср. Wahlen, «Lessons From Matthew 13,» 8.
11 D. A. Carson, Matthew, Expositor’s Bible Commentary 9 (Grand Rapids, MI: Zondervan, 2010), 510.
12 См. Ellen G. White, The Desire of Ages (Mountain View, CA: Pacific Press, 1898), 597–598

По материалам Института Библейских Исследований

Exit mobile version