Это слегка отредактированная версия проповеди, прочитанной 28 января 2023 года в церкви адвентистов седьмого дня «Триадельфия» в Кларксвилле, штат Мэриленд. Элементы устного выступления сохранены.- Редакторы.
Испытывали ли вы настоящий ужас?
Все мы испытывали страх и тревогу, но бывают моменты, когда страх абсолютно необъясним.
Это случилось много лет назад, но я помню это, как будто это было вчера. Мы жили в Перу и решили с группой друзей отправиться высоко в горы Анды, на альтиплано, в крошечную деревню. После непростого путешествия, включавшего остановки и пропуски поворотов, мы, наконец, прибыли в пункт назначения когда было уже темно. В маленькую деревню, расположенную высоко в Андах, нельзя было добраться по дороге. Нам пришлось оставить машины на обочине дороги и подниматься пешком по узкой тропинке, чтобы добраться до деревни. Поскольку было уже темно, нас встретили и проводили к месту, где мы остановились. У нашего проводника впереди был фонарик, а остальные просто держались друг за друга, пока мы шли к дому. Мы вошли в большую комнату, поднявшись по лестнице.
После целого дня путешествия, включая недомогание от перепада высот, мы просто положили свои спальные мешки и вскоре крепко заснули. Я проснулась посреди ночи и поняла, что мне нужно найти туалет. Была кромешная тьма. Я нашла дорогу к двери, осторожно нащупав ее, идя вдоль стены, и медленно открыла дверь. Снаружи было так же темно, как и внутри. Стояла кромешная тьма без лунного света. Должно быть, небо затянули тучи, потому что я не видела ни одной звезды или даже тени.
Я медленно спустилась по лестнице и прошла вдоль грубой глинобитной стены до угла здания, а затем остановилась, услышав какой-то звук. Я осознала, что была не одна. Я слышала, как что-то дышит. Все волосы на моей шее встали дыбом. Я замерла в ужасе. Где-то рядом со мной что-то было, но я понятия не имела, что именно. Затем я снова услышала тяжелое дыхание. Оно было очень сильным. Не знаю, как долго я там простояла, но вдруг у меня появился какой-то прилив энергии, и я практически взлетела обратно по лестнице. Мне больше не нужно было искать туалет.
Рассвет нового дня был прекрасным и ясным. Вместе со своей группой я спустилась по лестнице. Мне было интересно посмотреть, остались ли там какие-нибудь следы моей ночной встречи. Дойдя до угла дома, я уперлась в стену высотой в плечо. Заглянув через стену, я увидела большую, длинную морду обезьяны.
Без шуток
Моя встреча с ужасом закончилась забавно. Однако когда мы говорим об ужасе, мы обычно не думаем, что это смешно. Упомяните большинству адвентистов фразу «время скорби», и можно почти увидеть страх в воздухе. Сегодня я хотела бы вернуться к первоначальному «времени скорби», упомянутому в Писании, которое служит как предисловием, так и картой всех времен скорби. Время бедствий Иакова описано в Бытие 32. Но прежде чем читать эту историю, давайте рассмотрим предысторию этого бедственного времени.
У беды всегда есть предыстория. Время испытаний Иакова имело тревожную предысторию. Мы помним, что Иаков был одним из близнецов. Его брат, Исав, был старшим из близнецов, и когда Иаков родился, он, очевидно, схватил брата за пятку. Это и послужило причиной его имени на иврите, которое имело двойное значение. «Тот, кто хватается за пятку», также означает обманщик или мошенник. Это не очень-то похвальное имя. Однако все было не так уж плохо, потому что его мать еще до его рождения получила божественное заверение о том, что младший унаследует первородство, станет наследником и продолжит род, из которого придет Мессия.
То, чего Иаков, рожденный обманщиком, действительно хотел, казалось недосягаемым. Его потенциал просто не был замечен, пока, возможно, он не поверил, что у него его нет.
Иаков жаждал благословения. Он хотел получить право первородства. Он хотел духовных благословений, которые могли бы прийти вместе с ним. Мы видим, что Исав явно не годился для получения этого наследства, хотя бы по тому, как быстро он продал его за миску чечевичной похлебки. Весь этот обмен несколько сомнителен. Как можно купить или продать благословение?
Обманывать — и быть обманутым
Печальная история Иакова включает в себя еще одну интригу — на этот раз с участием его матери — чтобы получить благословение, выдавая себя за своего брата. После этого жизнь Иакова резко идет на спад. Он вынужден бежать, потому что Исав поклялся убить его. Он бежит к своему дяде, но там все быстро меняется, и Иаков становится жертвой многих хитроумных планов. Его обманом заставляют жениться не на той женщине. У него постоянно меняют зарплату. А затем он становится, казалось бы, беспомощной пешкой для своих жен, которые являются одновременно родными сестрами, поскольку они соревнуются в рождении детей. Несмотря на все это, Иаков благословлен и процветает в финансовом отношении. Но домашняя жизнь, конечно, нелегка. Наконец, Бог велит Иакову уйти и вернуться домой. После трудного бегства, когда тесть преследовал его по пятам, Иаков наконец смог уйти. Однако, избежав гнева тестя, Иаков неожиданно сталкивается с другой сложной ситуацией, которая приводит его к бедственному времени.
Долгий путь домой
В Бытие 32 описано, что стало причиной бедственного времени Иакова. Но я задаюсь вопросом: Что вообще приводит к беде? Я думаю, что это комбинация различных вещей. Иногда обстоятельства, не зависящие от нас, создают идеальный шторм. Но мы также знаем, что наш сильный противник, дьявол, любит причинять как можно больше боли и неприятностей. В случае с Иаковом мы видим множество вещей, которые входят в планы дьявола. Это соперничество между братьями и сестрами с самого рождения. Воспитание, которое он получил, конечно же, не улучшило ситуацию. А потом был еще и выбор Иакова. Его стремление получить первородство не было плохим. Оно было основано на вере в Божьи обетования. Но Иакову еще предстояло научиться ждать Божьего времени. Иаков не усвоил, что Бога интересует не только результат наших действий; Он использует процесс, чтобы приблизить нас к Себе. Бог использует даже бедственные времена.
Бытие 32:1, 2 начинаются на очень позитивной ноте со встречи с ангелами, призванной ободрить Иакова в его путешествии домой. Он видит ангелов. Этого должно быть достаточно, чтобы ободрить его и придать ему уверенности во всех предстоящих проблемах, не так ли? Как можно иметь проблемы после встречи с ангелами?
Подождите минутку. Вы когда-нибудь получали ободрение в своей жизни? Делал ли Бог когда-нибудь что-то особенное для вас? Видели ли вы когда-нибудь Божье провидение или, возможно, даже чудо? Замечали ли вы, что каким бы ободряющим ни был этот прошлый опыт, когда мы сталкиваемся с кризисом, все прошлые свидетельства словно испаряются?
Иаков послал вперед послов, чтобы сообщить своему брату, что он возвращается (стихи 3-5). Никто не любит сюрпризов, особенно неприятных. Иаков называет себя «раб твой», а Исава — «господин мой». Он хочет дать понять, что не представляет угрозы; что он возвращается домой не для того, чтобы претендовать на первородство. Однако полученное ответное сообщение, вместо того чтобы успокоить его, усиливает его тревогу (стих 6).
Внимание: в это трудное время Бог станет реальным и личным в большей степени, чем Иаков может себе представить. Мы получаем представление о душевном состоянии Иакова, когда он молится. Он взывает к обетованиям, что является одним из лучших способов молитвы (стихи 9-12). Но его молитва не приносит мгновенного облегчения. Вы когда-нибудь молились и не получали мгновенных ответов? Бывало. Иногда Бог кажется очень молчаливым. Наверное, я часто не могу услышать Его за шумом всех моих тревог и страхов. Для Иакова страх и напряжение растут, а вместе с ними и ужасное чувство вины. Иаков смотрит на своих детей, жен, слуг и понимает, что подвергает их всех опасности.
Будучи всегда стратегом, он делит свою группу на две части, надеясь дать им хоть какую-то надежду. Он снова пытается установить контакт с Исавом, посылая довольно значительный подарок вместе с успокаивающим посланием, а затем в стихе 24 мы видим его в полном одиночестве.
Одиночество в Его присутствии
Это не первый раз, когда Иаков был один. Спасаясь от смерти, он спал под открытым небом с камнем в качестве подушки (см. Быт. 28). Там Иакова утешило чудесное видение лестницы, ведущей от земли к небесам, по которой поднимались и спускались ангелы. Проснувшись, он назвал это место Вефилем, то есть «домом Божьим». Именно там он по-новому посвятил свою жизнь Богу. Когда вся земная помощь и комфорт уходят, Бог приходит именно в эти моменты. Он не оставляет нас в подвешенном состоянии. Он присутствует с нами.
Иаков снова остается один, и на этот раз ставки еще выше. На этот раз он несет ответственность за гораздо большее количество жизней. На этот раз он понимает, что последствия его грехов затрагивают не только его самого, но и многих других людей. И вот Иаков начинает борьбу. Бороться со своим чувством вины. Это борьба, которую каждый из нас должен вести в свои личные трудные времена.
У сатаны есть чрезвычайно эффективная стратегия. Когда мы поддаемся искушению что-то сделать, что-то сказать, как-то отреагировать или сделать неправильный выбор, он делает так, чтобы это казалось несущественным. Но как только мы сделали этот выбор, как только мы сделали этот шаг, как только мы откусили от этого плода, внезапно его стратегия меняется. Чувство вины переполняет нас. Он говорит нам, что мы зашли слишком далеко, что мы никогда не сможем вернуться назад. Мы больше не любим и не любимы. Это такой эффективный ход. Он заставляет нас оставаться в одиночестве в темноте. Слишком напуганные, слишком виноватые, чтобы прийти к Богу.
И все же Бог не может быть яснее. Есть так много стихов. Вспомните Иоанна 3:16 или Исаию 49:15, или один из моих любимых: «любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение» (Иер. 31:3). Список можно продолжать и продолжать. Но в такие моменты нам трудно поверить в эти стихи. Легко сказать другим, что Бог любит их, но часто труднее всего поверить в то, что Бог любит меня. Это и есть борьба за веру. Вера может показаться очень большой и сложной концепцией, но это не так.
Когда Иаков боролся со своим чувством вины, он вдруг почувствовал руку на своем плече. Он поворачивается и с приливом адреналина пытается стряхнуть с себя предполагаемого нападавшего. Оказывается, еврейское слово, переведенное в этой главе как «бороться», в других местах означает «обнимать». Испуганный Иаков, испытывающий чувство вины, проводит ночь, борясь с Божьими объятиями.
За все эти долгие часы с трудом сдерживаемого дыхания, напряженных мышц и ощутимого страха не было произнесено ни слова. Ближе к рассвету что-то происходит. Внезапно Божественный Борец протягивает руку и касается бедра Иакова. Иаков побежден простым прикосновением. И тут партнер Иакова по борьбе заговорил. Иаков сразу же понимает, что это не враг, а друг. Все меняется для Иакова.
Благословение
Иаков осознает, что он боролся с Богом. Вместо того чтобы бороться за то, чтобы вырваться, Иаков — с вывихнутым бедром и сильной болью — борется за то, чтобы удержать Бога. С каждой каплей энергии и силы он держится и отказывается уходить, даже когда незнакомец говорит, что пришло время отпустить его. Иаков наконец-то верит, что в его руках находится все, чего он когда-либо хотел, все, о чем он когда-либо мечтал. Иаков знает, что все его планы, все его интриги, все его попытки бесполезны. Если он хочет получить благословение, которого всегда жаждал, оно должно быть даром. Единственное, что он может сделать, чтобы получить его, — это держаться изо всех сил и просить о нем. Его нельзя заслужить. Оно придет только как дар.
Затем происходит нечто очень замечательное, неожиданное. Иаков не просто получает благословение. Он получает новое имя (стих 28). Его новое имя — Израиль. Отныне его дети не будут известны как дети Авраама, или народ Исаака, или даже как потомки Иакова-обманщика, лжеца или человека с очень сложной семейной ситуацией — нет, теперь он Израиль. Почему? Потому что он научился держаться за Бога. Он научился тому, что он ничего не может предложить. Он узнал, что даже когда мы испытываем физическую боль, даже когда мы ослеплены чувством вины и страхом, мы можем держаться, и это все, что мы можем сделать. Вот что Бог считает победой!
На следующее утро усталый, бледный, хромой Иаков (или, лучше сказать, Израиль) встречает Исава без страха. Оглядываясь назад, на трудные времена Иакова, мы понимаем, что хотя Иаков мог чувствовать себя подавленным, напуганным и одиноким, он никогда не был таковым. Бог работал. Бог вмешивался. Бог говорил с Исавом, и Бог жаждал взять Иакова в Свои объятия. Иакову потребовалось много часов мучительной борьбы, чтобы понять это, но когда он понял, то стал победителем.
Наши времена скорби
Я не знаю, где вы находитесь сегодня. Столкнулись ли вы с личными трудностями? Вы боретесь с чувством вины? Вы пытаетесь понять, привели ли вас к этому плохие поступки или просто ужасные обстоятельства? Вы боитесь? Вы испытываете физическую боль? Эмоциональную боль? Вы боретесь с беспокойством за детей, за родителей, за любимого человека? Чувствуете ли вы себя одиноким? Нам говорят, что однажды для тех, кто живет в последние времена истории Земли, тоже наступит великое всеобщее время скорби. Как мы сможем противостоять этому? Так же, как мы переживаем эти маленькие личные времена. Чему мы можем научиться у Иакова? Во-первых, мы приносим свою вину — неважно, откуда она исходит — к Богу и оставляем ее там. Мы держимся и храним в памяти Его великие и могущественные библейские обетования. «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Иоанна 1:9). Тогда, вместо того чтобы сопротивляться или вырываться из Его объятий, мы крепко держимся за Него. С верой мы держимся. Мы держимся за Иисуса — даже когда темно. Даже когда мы не понимаем. Даже когда наше прошлое возвращается, чтобы преследовать нас — мы держимся и позволяем Ему, как доброму пастырю, вести нас через темную долину, зная, что, несомненно, благость и милость будут следовать за нами во все дни нашей жизни, и мы будем жить в доме Господнем вечно.
Шанталь Дж. Клингбейл, доктор философии, почти 30 лет была миссионером в разных культурах и с 2013 по 2023 год работала помощником директора отдела наследия трудов Эллен Г. Уайт. Недавно она переехала со своей семьей в Германию.
По материалам Adventist Review