«Не судите, да не судимы будете».
Более десяти лет моей любимой книгой Эллен Уайт была книга «Путь ко Христу». Я читал ее по крайней мере раз в год, каждый раз покупая новый экземпляр, чтобы прочитать ее «заново». Это был эликсир для моей души, когда я стремился укорениться в Божьей любви и Его плане по моему спасению.
Однако все изменилось несколько лет назад из-за двух страниц в другой ее книге, которую я наконец-то прочитал. Что это была за книга? Наглядные уроки Христа. Страницы? Первые две страницы в главе под названием «Не судить, а исполнять»*.
Там, размышляя над словами Иисуса в Матфея 7:1: «Не судите, да не судимы будете», Уайт объясняет, как отсутствие уверенности в Божьей любви приводит к тому, что люди начинают судить других. Такие люди, пишет она, «нагромождают человеческие требования в качестве защиты от греха». Они строят «систему человеческих измышлений» и создают «многочисленные требования», становясь «эгоцентричными судьями и мелочными соглядатаями» и осуждая всех, «кто не соответствует [их] установленному человеческому стандарту». Более того, они вторгаются «в область совести» и осуждают «друг друга в вопросах, которые лежат между душой и Богом».
То, что она описывает, по сути, является тем, что евреи называют «чумра», или «возведение забора вокруг Торы». Боясь даже близко подойти к нарушению закона и тем самым потерять свой статус избранного Богом народа, они нагромождают правило за правилом, полагая, что их безопасность обеспечивается тем, что они держатся как можно дальше от неповиновения Божьим заповедям. Такая практика неизбежно приводит к осуждению тех, кто игнорирует ограду.
Размышляя об этом духе, Эллен Уайт не жалеет слов. «Не устанавливайте себя в качестве стандарта», — пишет она. «Не делайте свои мнения, свои взгляды на долг, свои толкования Писания критерием для других и в своем сердце не осуждайте их, если они не соответствуют вашему идеалу». Мы не должны «критиковать других, догадываться об их мотивах и выносить им приговор», — говорит она. В конце концов, мы можем видеть только «внешний облик» и не можем «читать сердце». Поэтому мы должны доверить такие заботы Христу, Который один «знает тайные мотивы поступков, действует нежно и сострадательно».
Я мог бы, конечно, привести множество примеров того, как мы часто судим других, пытаясь заставить их соответствовать нашим «толкованиям Писания». Но тем самым я буду виновен в том, против чего я пишу.
Достаточно сказать, что ни одна «группа» нашей религиозной общины не имеет права на такой дух. Смотреть на других снисходительно и судить их по нашим стандартам свойственно всем нам — и либералам, и консерваторам — особенно мне.
Вместо этого мне интересно, что произойдет, если мы все возьмем на себя обязательство регулярно читать эти две страницы, искренне просить Святого Духа показать нам, как мы можем участвовать в таком отношении к людям, а затем просить Христа укрепить нас в Его любви и избавить от такого отношения. Я думаю, если бы мы все посвятили себя такому регулярному упражнению, мир был бы вовлечен в прекрасное сообщество любви«.
* Эллен Г. Уайт, Мысли с горы благословения (Наглядные уроки Христа) (Маунтин-Вью, Калифорния: Пасифик Пресс Паб. Ассн., 1956), стр. 123, 124.
Шон Брейс — пастор и автор из Бангора, штат Мэн, чья последняя книга «Стол, которого я жажду» (издательство «Знамения») рассказывает о своем и его церкви недавнем путешествии в жизнь, ориентированную на миссию. Он также является доктором философии Оксфордского университета, изучающим американское христианство XIX века.
По материалам Adventist Review