Возвращение к нашим корням или падение под влиянием каждого ветра доктрин.
Я серьезно встревожен.
В христианстве в целом, как и в адвентизме, существует тенденция переосмысления и нового применения различных пророчеств из Библии. Это особенно тревожно, поскольку акцент во многих из этих переосмыслений делается на человеке, а не на Христе. Комитет по исследованию Даниила и Откровения 32 года назад предупредил адвентистскую церковь почти угрожающим предсказанием: «Сегодня адвентисты седьмого дня стоят практически в одиночестве как выразители историцистских принципов пророческого толкования. Последние события указывают на то, что Контрреформация — хотя и отсроченная — уже стучится в двери адвентистов. Историцистская система толкования, а также вытекающие из нее позиции подвергаются сомнению. Как футуристская, так и претеристская перспективы настойчиво предлагаются церкви. В эти времена для христиан адвентистов седьмого дня крайне важно понять принципы и их разумное обоснование, на основании которых мы как народ истолковали важные пророчества Даниила и Откровения »1.
Постмилленаристский утопизм
Переосмысление и повторное применение библейских пророчеств в христианском мире включает в себя те толкования, которые подчеркивают восстановление Америки как «нового Израиля». Эта точка зрения фокусирует свое внимание на законодательстве религии. Хотя нет сомнений в том, что Соединенные Штаты были основаны на иудео-христианских принципах, одним из самых важных принципов является Божий дар свободной воли. Для того чтобы Его любовь действительно была любовью, она должна давать право ответить «да» или «нет». Существует опасность в переосмыслении пророчества, которое подчеркивает необходимость законодательства и власти для установления Божьего Царства и его утверждения на земле. Эта идея — всего лишь восстановленная и крещеная версия постмилленаристского утопизма. Христианство отказывается от основополагающих историко-библейских толкований пророчества и заменяет их человекоцентричными толкованиями, которые сосредоточены на политической и временной власти. К сожалению, мы перестаем отличаться от древнего Израиля: «пусть царь будет над нами, и мы будем как прочие народы: будет судить нас царь наш, и ходить пред нами, и вести войны наши» (1 Цар. 8:19, 20). Что мы можем сделать?
Мы должны вернуться к нашим истокам историко-библейского понимания пророчества. Это понимание фактически является одним из основ того, что делает нас адвентистами седьмого дня. Как указывает Комитет по Даниилу и Откровению, адвентист седьмого дня — это не просто «христианин, соблюдающий седьмой день субботу и готовящийся ко второму пришествию Спасителя».2 Это нечто большее.
Именно в пророчествах Даниила и Откровения адвентисты нашли «свое время, свою идентичность и свою миссию».3 Выводы, которые были сделаны «благодаря использованию принципов исторической „школы“ пророческого толкования». Историцистский взгляд — это тот же взгляд, который использовали миллериты и реформаторы шестнадцатого века.
Пришло время для новой реформации. Реформации, которая вернется к историческим принципам, на которых была основана Церковь адвентистов седьмого дня. Реформации, которая возродит личное восхищение пророчеством и поделится им с другими. К сожалению, слишком многие из нас приняли наши пророческие корни как должное и потеряли понимание библейской реальности, которую они порождают. Как мы можем оценить эти корни и вернуться к ним?
Прочтите еще раз
Я не был воспитан с преимуществом знания истины о пророчестве. Я вырос в католической церкви, и когда я достиг подросткового, а затем студенческого возраста, у меня возникло много вопросов. Это заставило меня изучать другие религиозные взгляды. Я изучал другие христианские деноминации, а также восточные религии. Запутавшись духовно, я чувствовал себя так, словно пытался собрать головоломку, которую невозможно было разгадать, потому что в ней было так много несочетаемых частей. Однако в 1995 году я столкнулся с мощным библейским посланием. В частности, я столкнулся с пророчеством.
Помните ли вы, как впервые услышали и исследовали Даниила 2 главу? Я помню, как я был поражен и взволнован тем, что Бог дал Навуходоносору сон (а затем тот же сон показал Даниилу), в котором заранее была описана мировая история. Так важно вернуться к нашим пророческим корням. Давайте на минуту вернемся к пророчеству из 2-й главы книги Даниила, которое было дано около 2600 лет назад.
Навуходоносор был царем Вавилона. Вавилон только что завоевал Иудею и захватил Иерусалим. В качестве трофеев вавилонской победы они увели лучших юношей из Иерусалима в Вавилон, чтобы обучить их вавилонским традициям, а затем поставить над завоеванным народом, чтобы управлять им. Это была обычная практика, чтобы создать у завоеванного народа иллюзию, что правит «один из своих»… но их правление было в соответствии с интересами народа-завоевателя.
В 605 году до н.э. одним из представителей еврейской знати, уведенных в Вавилон, был пророк Даниил. Он вместе с тремя своими друзьями, Ананией, Азарией и Мисаилом, оставался верен Богу и Его путям на протяжении всего времени пребывания в Вавилоне. Они не только были верны, но и преуспели во всем, о чем их просил царь. Эта деталь важна для событий, произошедших во 2 главе книге Даниила.
Во второй главе книги Даниила мы читаем, что Навуходоносор увидел сон. Библия говорит, что он был встревожен этим сном, забыл некоторые, если не все, моменты сна и не знал, что все это значит, даже из того, что он мог вспомнить. Сначала он искал ответ на свой тревожный опыт у своих советников, мудрецов, магов и прорицателей. Однако он был жестоко разочарован их неспособностью помочь ему узнать сон и понять его. Он был так раздосадован их некомпетентностью, что в порыве ярости приказал убить всех мудрецов в стране. Когда воины пришли в дом Даниила и трех его друзей, которые причислялись к мудрецам, Даниил спросил, почему это так срочно, и попросил дать ему время. Мы не знаем, почему Даниил и трое его друзей не были частью первоначальной группы, отправившейся на помощь царю, но теперь Даниилу была предоставлена возможность внести свой вклад.
Даниил знал Бога, а Бог знал Даниила. Даниил, Анания, Азария и Мисаил искали милости Божьей в молитве, и Бог помог Даниилу узнать сон и его толкование. Даниил предстал перед самым могущественным царем своего времени и поделился с ним тем, что Бог открыл ему. Царь увидел во сне предмет, состоящий из многих металлов — сон, который Даниил пересказал, а затем истолковал как пророчество о смене могущественных царств на протяжении истории и кульминации в установлении Божественного царства (Дан. 2:31-45).
Самой важной частью этого пророчества является великое обещание надежды, что все эти человеческие царства будут разрушены «камнем … отторгнутым … без содействия рук» (стих 45). В Луки 20:18 сказано: «Кто упадет на этот камень, тот разобьется; а на кого он упадет, того раздавит». Это обетование дано в контексте Псалма 117:22: «Камень, который отвергли строители, соделался главою угла». Какое замечательное обетование! Именно Иисус Христос вмешается в историю человечества и положит конец всем этим царствам и всем нынешним политическим силам. Этот конец наступит, когда Иисус придет снова и окончательно установит Свое Царство, новое небо и новую землю. Ждете ли вы этого дня? Только вмешательство Иисуса в человеческую историю положит конец всякому злу. Я хочу призвать каждого из вас присоединиться ко мне в принятии историко-библейского толкования Божьих пророчеств и полностью довериться Ему.
Крис Холланд — старший евангелист Hope Channel International и президент Школы евангелизма Живая Надежда.
1 Уильям Х. Шеа, Избранные исследования по толкованию пророчеств, ред. Фрэнк Б. Холбрук, Серия Комитета по Даниилу и Откровению, пересмотренное издание (Силвер Спринг, штат Мэриленд: Институт библейских исследований, Генеральная конференция адвентистов седьмого дня, 1992).
2 Там же.
3 Там же.
По материалам Adventist Review