Я помню, как мы сидели с моим дедом и слушали его рассказы о колонизации Кореи. Моего деда заставили учить японский язык, изменили его имя и практически уничтожили все элементы корейской культуры. Когда он рассказывал мне о том, как с ним обращались как с гражданином второго сорта, я чувствовал боль, которую он испытывал все эти годы.
Последствия колонизации до сих пор проявляются в психике поколения моих бабушек и дедушек, и эмоции сильны, поскольку последствия коллективного изнасилования нации в условиях колониализма остаются.
Хотя я родился в Соединенных Штатах и уже одно поколение избавлено от травм колонизации, я по-прежнему сталкиваюсь с другими аспектами. Помню, как на одном из богословских симпозиумов корейский адвентистский ученый рассказывал о том, как его мать в подростковом возрасте просила его изучать пророчества. После учебы он пришел к матери и спросил: «Мама, а где Корея?». А где весь остальной мир, если на то пошло? Развивающийся мир» и «Глобальный Юг», похоже, полностью выпадают из повествования. Такая герменевтика выглядит вполне европоцентристской.
Когда западноевропейские державы колонизировали остальной мир, они принесли с собой христианство. Возможно ли, что они принесли с собой и европоцентристскую интерпретацию Писания? Например, традиционное пророческое толкование 2, 7 и 8 глав Даниила включает Грецию, Рим и страны Западной Европы, но весь остальной мир, за исключением Вавилона и Медо-Персии, остается в стороне. Может быть, это герменевтическая предпосылка европоцентристского мышления ушедшей эпохи? Не является ли наше толкование книги Даниила просто пережитком колониализма?
Герменевтика колониального человека
Прежде чем мы попытаемся ответить на этот вопрос, верующий в Библию христианин не может преуменьшить значение книги Даниила в ее связи с проблемой колониализма. Даниил сам стал жертвой колонизации. Он был взят в плен, его имя было изменено, возможно, он был кастрирован, а его культура систематически искоренялась. Более того, Иисус, живший под колониальным игом Римской империи, одобряет книгу Даниила в Матфея 24:15, когда призывает нас читать и изучать эту книгу в последние дни. Невозможно переоценить тот факт, что и Иисус, и Даниил понимали, что значит быть колонизированным. Это было не просто исторической сноской в их опыте; это было частью их экзистенциальной реальности.
Я утверждаю, что книга Даниила не одобряет колонизацию, а отвергает ее.
Во-первых, нельзя отрицать наличие у Даниила интерпретационной основы для описанных сил. В Даниила 2:38 Даниил, жертва колонизации, интерпретирует видение металлического истукана, утверждая, что золотая голова представляет Вавилон. 2, 7 и 8 главы Даниила построены на одной и той же основе. 2 глава Даниила закладывает фундамент. Седьмая развивает ту же тему, дополняя ее деталями, а 8 глава повторяет и расширяет ее. Таким образом, отправной точкой для могущественных государств, которые следуют за всеми видениями Даниила 2, 7 и 8 глав, является Вавилон.
Учитывая, что Даниил, подвергшийся колонизации, истолковал видения Даниила 2, 7 и 8 глав как начинающиеся с Вавилона, за которым следует Медо-Персия (Дан. 6; 8:20), а затем Греция (Дан. 8:21), он устанавливает, что эта схема соответствует историческим данным о геополитических державах, подчиняющих себе и колонизирующих другие народы. Это отнюдь не утверждение, а описание исторических фактов, предсказанных книгой Даниила.
Обращаясь к Новому Завету, мы имеем в Евангелии от Луки 2:1 рассказ о власти, которая последовала за Грецией: Цезарь Август издает указ о том, что «весь мир должен быть обложен налогом» (KJV). Тот, кто взимает налоги со всего мира, правит миром. Событием, определившим место рождения Иисуса, стало болезненное свидетельство того, что Он родился в народе, который был колонизирован Римской империей. Даниил описывает эту власть как ту, которая будет «раздроблять и сокрушать» все (Дан. 2:40).
Герменевтика колонизированного человека, Даниила, является потрясающим изображением колониальных держав Вавилона, Медо-Персии, Греции и Рима. Однако на этом все не заканчивается. Даниил 7 описывает распад Римской империи на 10 государств Западной Европы. Иными словами, колониализм будет продолжаться. Однако колонизацией будет заниматься не одна держава, а несколько западноевропейских держав.
Почему официальным языком Чили, Колумбии, Панамы и Перу является испанский? Почему официальным языком Бразилии и Мозамбика является португальский? Почему официальным языком Габона, Гваделупы, Мали и Мартиники является французский? А почему официальный язык Ганы, Гамбии, Намибии и Замбии — английский? Ответ прост — колонизация мира Западной Европой.
Чудо благодати
Пророчества книги Даниила с неоспоримой точностью описывают колонизацию мира, начиная с Вавилона и заканчивая западноевропейской колонизацией. Это не европоцентристская герменевтика; это герменевтика человека, который переживает разрушительные последствия колонизации в реальном времени. Однако повествование до этого момента в пророчестве Даниила носит описательный, а не предписывающий характер.
Откуда мы это знаем? Потому что следующее царство разрушает всю человеческую конструкцию колонизации. «И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно» (Дан. 2:44).
Царство Божие навсегда прекращает господство колонизации. Это герменевтика колонизированного человека.
В новом Царстве листья с дерева жизни предназначены для «исцеления народов» (Откр. 22:2). Другими словами, лидер нового царства признает, что существуют национальные раны, которые необходимо исцелить. Древо жизни — это не только источник индивидуального исцеления для моей души, но и место коллективного исцеления для всех наций, родов, племен, языков и народов. В новом царстве зимбабвийцы смогут поклоняться вместе с англичанами, бразильцы — с португальцами, корейцы — с японцами, а евреи — с немцами, потому что Бог — целитель наших коллективных национальных травм.
Повторим, что книга Даниила не одобряет колонизацию, она ее отрицает. Однако отказ Даниила от философии колонизации привел его на уникальный путь. В 4 главе книги Даниила Даниилу поручено истолковать сон для своего притеснителя. Навуходоносор был тем, кто разлучил Даниила с его родителями, когда он был подростком, и повел его за 1000 миль через пустыню в цепях в Вавилон. Возможно, его родители были убиты на его глазах в результате хладнокровного геноцида.
Даниил стал жертвой физического, психологического и эмоционального насилия. Его еврейская культура была заменена вавилонской, а его личность систематически разрушалась. Его родной город лежал в руинах, а любимый храм был разрушен. Навуходоносор был квинтэссенцией колонизатора и олицетворением поработителя и тирана.
Несомненно, Даниил заботился о своем народе. Он посвятил свою жизнь им; он молился о восстановлении Иерусалима три раза в день. Даниил молился Богу во вретище и пепле, прося восстановить свой народ и освободить его из плена (Дан. 9). Даниил упал в обморок и не мог есть из-за таинственного видения, показывающего будущее (Дан. 8:27). Последствия колонизации были глубокой частью его эмоциональной психики и переживаний. Думаю, можно с уверенностью сказать, что Даниил ненавидел колонизацию. Но ненавидел ли он поработителя своего народа? Как он относился к своему угнетателю?
В четвертой главе книги Даниила Навуходоносору приснился еще один сон. Этот сон предвещал его гибель. Если царь не раскается, он лишится рассудка и на семь лет превратится в зверя. Справедливость. Воздаяние. Возмездие. Он заслужил это. Наконец-то царь получит по заслугам.
Дух Даниила поражает воображение; Даниил, истолковав царю пророческий сон, взывает к его душе (Дан. 4:27). Очевидно, что Даниил глубоко переживал за спасение своего угнетателя. Как такое вообще возможно? Как возможно, что Даниил, отвергающий колониализм, может любить того самого человека, который несет полную ответственность за изнасилование его народа? Это чудо благодати. Это свидетельство того, что нам не нужно ждать новой земли, чтобы получить исцеление от травм колонизации, в котором мы так отчаянно нуждаемся. Мы можем получить это исцеление уже сейчас. Тот же Бог, который исцелил сердце Даниила, может исцелить мое сердце сегодня. Бог — великий целитель сердец. Божье исцеление позволяет нам преодолеть горечь националистических обид и направить ее на наполненную благодатью работу по спасению души«. В его книге есть только одна глава, написанная не Даниилом. Она написана его колонизатором (Дан. 4). Эллен Уайт предполагает, что Навуходоносор будет на небесах, потому что он был «совершенно обращен»*. Это герменевтика колонизированного человека.
Дэвид Шин
* Эллен Г. Уайт, в «Ревью энд Геральд», 11 января 1906 г.
По материалам Adventist World