Я был удивлен, прочитав в Псалме 17:21, что «Господь воздал мне по правде моей». Не является ли это оправданием по делам?
Это, конечно, звучит так, но это не так. Прежде чем обратиться к процитированному утверждению, давайте сначала рассмотрим понимание псалмопевцем состояния человека перед Богом и значение Божьей праведности в Псалтири.
Состояние человека: Когда речь заходит о природной доброте человека, Псалтирь ясно говорит: «Нет делающего добро, нет, ни одного» (Пс. 13:3; ср. Рим. 3:12). Греховность присуща человеку (Пс. 31:1) до такой степени, что люди совершают грехи, о которых даже не подозревают (Пс. 18:12). Наша греховность — это врожденная или заложенная в падшую человеческую природу составляющая: «Я родился в беззаконии, и во грехе зачала меня мать моя» (Пс. 50:5). Что же касается праведности перед Богом, то псалмопевец заявляет: «не оправдается пред Тобой ни один из живущих » (Пс. 142:2). Все мы осуждены перед Богом за отсутствие праведности.
Божья праведность: Решение проблемы нашей неправедности заключается в Божьей праведности. Божественная праведность по-разному проявляется в жизни Израиля, но для нашей цели наиболее важным является прощение грехов. Для того чтобы люди могли без страха предстать перед Богом, необходимо справиться с грехом (см. Пс. 129:3, 4). Это дело исключительно Божье. Давид просил Господа простить его грех и обещал, что его «язык будет петь о правде Божией», т.е. о прощающей и оправдывающей благодати Божией (Пс. 50:14; ср. стихи 1-7). Бог «„творит“ праведность», и поэтому Он не поступает с нами «по грехам нашим» (Пс. 102:6, 10). Те, кому прощены грехи, называются «праведниками» (Пс. 31:1, 2, 11). Таким образом, праведность — это дар Бога нам. Даже те, кто послушен Господу, идут в храм, чтобы получить «благословение от Господа и праведность» (Пс. 23:5; ср. стихи 3, 4), т.е. божественное провозглашение праведности. Исаия поясняет, что таким образом Иисус объявит многих праведными, «ибо Он понесет на Себе беззакония их» (Ис. 53:11). Бог может вменить нам праведность, потому что наши грехи были возложены не на нас, а на Раба Господня (Христа).
Праведность верующих: Исходя из того, что мы обсудили, псалмопевец не выражает оправдания через человеческие дела в процитированном вами отрывке. Контекст поясняет, что, говоря «праведность моя», он утверждает верность завету или то, что мы называем освящающей благодатью. Давид заявляет о своей невиновности, говоря, что он «хранил пути Господни», но не в законническом смысле, поскольку, добавляет он, именно Господь «делает путь мой совершенным» (Пс. 17:32). Его праведная жизнь — это результат работы Бога в нем, основанный на Божьей милости, а не на самоправедности (стих 50). Псалмопевец говорит о своей праведной жизни в смирении и зависимости от Бога, а не как о проявлении гордыни, ибо он хорошо знает, что Господь «смиренных спасет, а надменных низложит» (стих 27). Христос также ожидает от нас праведной жизни (Мф. 5:20), а Иоанн категорически заявляет: «Всякий, поступающий по правде, праведен, как и Он [Иисус] праведен» (1 Ин. 3:7). Оправдание по вере ведет к праведной жизни перед Богом и другими людьми (см. Мк. 6:20).
Анхель Мануэль Родригес, доктор богословия, вышел на пенсию после работы в качестве пастора, преподавателя и теолога.
По материалам Adventist World