Однако иногда я сталкиваюсь с тем, что некоторые из нас, пусть и неосознанно (я надеюсь), продвигают толкование Даниила 2, которое, если его принять, может произвести хаос в нашей эсхатологии.
Что же это за толкование и почему оно неверно?
Начнем с того, что мы, адвентисты, практически одиноки в христианском мире с нашим «историцистским» подходом к толкованию Даниила. Две наиболее распространенные школы толкования, «претеризм» и «футуризм», доминируют в том, как христиане рассматривают пророчества Даниила и Откровения.
Футуризм, наиболее распространенный, захватил богословское воображение консервативного христианства, о чем свидетельствует, например, пандемическая популярность серии книг «Left Behind», которая недавно сделала с западным (особенно американским) христианством то, что в 1970-80-е годы сделал Хэл Линдсей своей книгой «Будущее великой планеты Земля», а именно — обманула его. Как бы ни варьировались натяжки, большинство футуристов придерживаются основного сценария. Отделив последнюю неделю 70-недельного пророчества Даниила 9:24-27 от первых 69 недель, они переносят эту последнюю неделю, которую они рассматривают как семь лет (по крайней мере, они правильно поняли принцип день-год), в наше будущее, в то время, когда неизвестный пока антихрист вызовет «Великую скорбь». Верные христиане, уже тайно вознесенные на небо, будут избавлены от скорби, хотя 144 000 верующих в Иисуса евреев, все девственники, будут в это время проповедовать Евангелие по всему миру. Другие события включают в себя восстановление Иерусалимского храма и жертвоприношения животных до тех пор, пока антихрист не прекратит их — «в середине той седмины положит конец приношениям и жертвам» (Дан. 9:27 ИПБ) — и не начнутся всемирные гонения на евреев, но затем Иисус вернется и установит на земле мирное царствование на 1000 лет.
В противоположность этому, претеризм доминирует в христианском научном мире, особенно в его либеральном крыле, и часто основывается на идее, что библейские пророки не могут предсказывать будущее, но, как в случае с Даниилом (который, по их утверждению, не жил во времена Вавилона), рассказывают истории, такие как о трех евреях в огне или Данииле в львином рву, чтобы ободрить евреев второго века до н.э., столкнувшихся с преследованиями селевкидского царя Антиоха IV Епифана (умер в 164 г. до н.э.). Фактически претеризм, по крайней мере, в отношении Даниила (в отношении Откровения, как утверждают они, речь идет о языческом Риме), заканчивает пророчества правлением Антиоха Епифана, то есть почти за два века до Иисуса, включая, даже особенно, 8 главу Даниила и очищение святилища (Дан. 8:14). Этой точки зрения придерживается большинство библейских комментариев (кроме нашего) за последние сто лет, что оставляет нас, как я уже сказал, практически в одиночестве, рассматривая Даниила так, как мы это делаем.
Так вот, ни к футуризму, ни к претеризму не подходит и другая точка зрения, время от времени распространяемая среди нас. А именно: камень, высеченный без содействия рук в Даниила 2:34, который разбил истукана, — это Иисус на кресте. Это была победная смерть Иисуса на Голгофе над силами зла. Знаете, «Обезоружив правления и власти и выставив их на всеобщее обозрение, Он восторжествовал над ними на кресте» (Кол. 2:15 ИПБ) и т.п.
Конечно, кому не нравится крестоцентричное толкование ветхозаветных событий? То, что в центре любого толкования стоит крест, — это несомненная победа. А кто готов с этим не согласиться?
Единственная проблема заключается в самом тексте. Что именно сделал камень, высеченный без содействия рук, с элементами истукана? Там говорится, что он разбил их на куски, и «железо, и глина, и медь, и серебро, и золото разбились вместе и стали как мякина на летних гумнах; ветер унес их, так что не осталось от них и следа» (Дан. 2:35).
После того как ветер унес их, «не осталось от них и следа». Никаких следов? (На арамейском языке читается более буквально: «и следов их не нашли».) Я что-то упускаю? Разве четвертое царство, изображенное как железо, а затем как железо, смешанное с глиной (Дан. 2:33; 40-43), еще не здесь? Разве другие земные власти не существуют до сих пор? Как же это может быть крест?
Даниила 2 глава с ее последовательным чередованием четырех земных империй — Вавилона, Мидо-Персии, Греции и Рима, за которыми следует вечное Божье Царство, образует парадигму, которой следуют Даниила 7 и 8 главы, только более подробно (причем Вавилон в восьмой главе Даниила отсутствует). Важнейшим моментом является следующее: во всех трех главах после Древней Греции возникает только одна держава, которая существует до сверхъестественного разрушения мира в конце (Дан. 2:34, 35, 44; 7:14, 26, 27; 8:25).
Во 2-й главе Даниила, хотя акцент делается скорее на политике, чем на религии, железо, возникшее после Древней Греции, остается, но теперь уже в ступнях и пальцах ног, до сверхъестественного конца мира. В 7-ой главе Даниила власть зверя, четвертого зверя, возникшего после Древней Греции, остается — даже если акцент делается на небольшом роге, который является частью четвертого зверя — до сверхъестественного уничтожения в конце мира. В 8-й главе книги Даниила сила, возникшая после Древней Греции, — маленький рог — также существует до сверхъестественного уничтожения в конце (см. Дан. 8:17, 19, 24).
Какая сила возникла после Древней Греции и существует до сих пор? Это исключительно, полностью и только лишь Рим (сначала языческий, затем папский). Рим — это все, чем он когда-либо был и будет, до самого конца этого мира, несмотря на многочисленные попытки представить его как нечто иное, что только угодно. Можно верить в воскресение мертвых во время Второго пришествия, но кому нужна вера, чтобы понять, что последнее мирское царство, возникшее после Древней Греции и просуществующее до конца, — это только Рим? Придерживаясь этой трактовки, можно уберечься от множества ошибок, особенно от представления Антиоха как последней земной державы.
Именно поэтому толкование Иисуса, умершего на кресте, как камня, высеченного без содействия рук во 2-й главе Даниила, если его принять, практически разрушает эту парадигму, которая имеет решающее значение для нашего сценария последнего времени, в котором образы из этих глав Даниила, особенно из 7-й, вновь появляются в 13-й главе Откровения, изображая продолжающуюся деятельность Рима в последние дни. Напротив, окончание второй главы Даниила крестом подрывает нашу интерпретацию, которая занимает центральное место в посланиях трех ангелов. К счастью, Даниил 2:35, если его толковать так, как он говорит, по-прежнему указывает на Иисуса, но на Иисуса во время Его второго пришествия, а не первого, как мы верим.
Клиффорд Голдштейн, редактор «Руководства по изучению Библии для взрослых».
По материалам Adventist Review