Уроки из 24-ой главы евангелия от Матфея

Уроки из 24-ой главы евангелия от МатфеяГлавы 24 и 25 евангелия от Матфея являются частью заключительной речи Иисуса, которая начинается в главе 231.

Покидая территорию храма и направляясь на Елеонскую гору, Иисус предсказывает разрушение храма. Поэтому некоторые ученики (Петр, Иаков, Иоанн и Андрей, согласно Марка 13:3) спрашивают о времени этого события и Его второго пришествия. Двойная структура ответа Иисуса отражает двойственную природу вопроса2. Это видно «из повторения событий в двух разных моментах Его речи, включая явление лжехристов (Мф. 24:5, 23–24) и лжепророков (ст. 11, 24), скорби (ст. 9, 21) и различных потрясений в природе (ст. 7, 29)»3. О более близких событиях, связанных с разрушением Иерусалима и храма, свидетельствуют выражения «это», «всё сие» (ст. 2–3, 8, 33–34) и «род сей» (ст. 34)4.

Более отдаленные события, связанные со Вторым пришествием и концом света, обозначаются ссылкой на «кончину века» (ст. 3) и «те дни» (ст. 22, 29)5. Краткое содержание 24-ой главы евангелия от Матфея можно представить следующим образом: описание повторяющихся событий, кульминацией которых является Второе пришествие6, за которым следуют призывы быть готовыми в форме трех притч, заключающих в себе предупреждение о днях Ноя:
А. События, предшествующие разрушению Иерусалима (Мф. 24:4–8);
Б Скорбь/обман: лжехристы/лжепророки (Мф. 24:9–14);
C Мерзость запустения (Мф.24:15–20; ср. Дан. 9:26–27; Лук. 21:21–24);
Б’ Скорбь/обман: лжехристы/лжепророки (Мф. 24:21–28);
А’ События, предшествующие пришествию Сына Человеческого (Мф. 24:29–31; ср. Дан. 7:14, 27).

  1. Притча о смоковнице (Мф. 24:32–35): двойное применение; конец Иерусалима/мира Подобно дням Ноя (Мф. 24:36–41): пришествие Сына Человеческого.
  2. Притча о пришествии вора (Мф.24:42–44): пришествие Сына Человеческого.
  3. Притча о верных и злых рабах (Мф. 24:45–51): призыв к верности.

ТОЛКОВАНИЕ 24-ОЙ ГЛАВЫ

1. СТИХИ 1-8

2. СТИХИ 9-14

3. СТИХИ 15-20

4. СТИХИ 21-28

5. СТИХИ 29-35

6. СТИХИ 36-41

7. СТИХИ 42-51

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ГЛАВЫ

Некоторые важные уроки, которые мы можем извлечь из Евангелия от Матфея 24, включают в себя следующее:

  1. Иногда лучше смиренно слушать и учиться, особенно когда Бог говорит с нами через Свое Слово. В противном случае мы можем пропустить послание, которое Он приготовил для нас.
  2. Защита от обмана, сатанинского влияния и ложных идей требует мудрости от Бога, приобретаемой, прежде всего, посредством изучения Священного Писания под руководством Духа (Мф. 22:29; Ин. 16:13).
  3. Хотя некоторые общества предлагают относительную свободу религиозного исповедания и свободу от репрессий, Библия никогда не гарантирует этого. Поскольку библейские принципы становятся все более непопулярными, еще более важно найти способы убедительно выразить эти принципы и иметь смелость высказать свои убеждения с любовью и мудростью, а не идти на компромисс, чтобы соответствовать духу времени.
  1. Иисус никогда не заявлял, что весь мир будет обращен, Он лишь говорил о том, что евангельская весть будет передана всему миру в качестве свидетельства. Это точно так же, как исцеленный прокаженный стал свидетелем для священников (Мф. 8:4), и возможно, это одна из причин их обращения, ибо «многие» из них в конечном итоге стали последователями Иисуса (Деян. 6:7). Точно так же то, что мы говорим, и, что еще более важно, как мы это говорим, может оказать важное влияние на Царство Небесное.
  1. Пророчества о разрушении Иерусалима Вавилоном и Римом (вспомните предыдущие комментарии к Матфея 24:15) представляют собой серьезное предупреждение для народа Божьего сегодня, чтобы он избегал любой формы греха и мерзости, особенно в свете того факта, что что один из самых известных эпитетов Вавилона последнего времени – «МАТЬ БЛУДНИЦАМ И МЕРЗОСТЯМ ЗЕМНЫМ» (Откр. 17:5).
  1. Чудеса не всегда являются верным признаком работы Бога, но их необходимо проверять в том, соответствует ли сопровождающая их весть Библии или нет (Втор. 13:1–4).
  2. Словами «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Мф. 24:35) Иисус подчеркивает абсолютную и нерушимую природу пророческого слова. Пророчество – одно из самых верных указаний на существование Бога и правдивость Библии (Ис. 46:9–10; 2 Петр. 1:19–21). Как подтвердил Иисус, «не может нарушиться Писание» (Ин. 10:35). Таким образом, нас предостерегают от любых предположений о том, что отдельные части Слова Божьего можно просто игнорировать.
  1. Иисус совершенно ясно говорит: «В который час, не думаете приидет Сын Человеческий» и поэтому призывает нас «быть готовыми» (Мф. 24:44). Мы должны помнить, что не только допотопные жители были удивлены потопом, несмотря на проповедь Ноя, ученики Иисуса также были удивлены Его страданиями и смертью, хотя Он трижды ясно предупреждалих о том, что должно было произойти. Поэтому нам надлежит извлечь урок из их опыта и более серьезно отнестись к предсказаниям Иисуса.
  1. В заключительной притче из 24-й главы Евангелия от Матфея Иисус ясно дает понять, что чтобы быть готовым к Его возвращению, нужно всегда быть верными Его последователями. Слуга мудр, потому что он верен своему хозяину.

Клинтон Уолен, заместитель директора Института библейских Исследований

1 См. Clinton Wahlen, “Lessons from Matthew 23,” Reflections 82 (2023): 11.

2 Основная часть 24-й главы Евангелия от Матфея, иногда называемая «Синоптическим Апокалипсисом» (Мф. 24:1–44), имеет параллели с Марк. 13:1–37 и Лук. 21:5–36. Сам вопрос перекликается с языком Дан. 12:6–7.

3 Clinton Wahlen, “Have the Signs in the Sun, Moon, and Stars Already Happened?,” в Interpreting Scripture: Bible Questions and Answers, ed. Gerhard Pfandl, rev. ed., Biblical Research Institute Studies 2 (Silver Spring, MD: Biblical Research Institute, 2017), 285.

4 Все библейские цитаты взяты из Синодального перевода, если не указано иное.

5 Дэвидсон видит разницу в стихе 19 (ср. Лук. 21:23), основанную на демонстрационном прилагательном, которое стоит перед существительным (en ekeinais tais hemerais), а не следует за ним, как это происходит в стихах 22 и 29. См. Richard M. Davidson, “‘This Generation Shall Not Pass’ (Matt 24:34): Failed or Fulfilled Prophecy?,” in The Cosmic Battle for Planet Earth: Essays in Honor of Norman R. Gulley, ed. Ron du Preez and Jiří Moskala (Berrien Springs, MI: Old Testament Department of the Seventh-day Adventist Seminary at Andrews University, 2003), 312–313, 316

6 «Примечательно, что в своей книге Желание Веков (стр. 628–633) Э. Уайт применяет знамения, перечисленные в стихах 4–14, в первую очередь к падению Иерусалима, а некоторые из них – во вторую очередь к нашему времени, а знамения в стихах 21–30 совершенно исключительно к событиям, связанным со Вторым пришествием Спасителя». Francis D. Nichol, ed. The Seventh-Day Adventist Bible Commentary, vol. 5 (Hagerstown, MD: Review and Herald Publishing Association, 1980), 497.

7 Josephus, Jewish War 2.60–65, 118; and Josephus, Jewish Antiquities 20.97, 102, 161.

8 Греческая фраза, обозначающая «мерзость запустения» (to bdelygma tēs erēmōseos, Мф. 24:15), соответствует переводу Септуагинты Даниила 12:11, который, кажется, указывает на более широкое и более развитое проявление, подразумеваемое уже упомянутой «окончательной гибелью» в Дан. 9:27.

9 Paul J. Ray, Jr., “The Abomination of Desolation in Daniel 9:27 and Related Texts: Theology of Retributive Judgment,” в To Understand the Scriptures: Essays in Honor of William H. Shea, ed. David Merling (Berrien Springs, MI: Institute of Archeology/Siegfried H. Horn Archeological Museum, 1997), 208–209.

10 Josephus, Jewish War 2.535–540; ср. Ellen G. White, The Great Controversy (Mountain View, CA: Pacific Press, 1911), 25: «Когда идолопоклоннические знамена римлян должны были быть установлены на святой земле, которая простиралась на несколько стадий за пределы городских стен, тогда последователи Христа должны были спастись бегством».

11 См. Ray, 211. Ángel Manuel Rodríguez, “Daniel,” Andrews Bible Commentary (Berrien Springs, MI: Andrews University Press, 2020), 1059. Родригес применяет Дан. 12:7 конкретно к «1260 годам («времени, времен и полу-времени») папского господства и гонений».

12 Josephus, Jewish War 2.556.

13 Несмотря на частые попытки связать этот период со «временем скорби», упомянутым в Дан. 12:1 (перевод LXX которого имеет другую формулировку на греческом языке), еврейское выражение (‘et tsarah) часто относится к периоду страданий, вызванных вражескими силами, от которых будет избавлен народ Божий (например, Пс. 36:39; Ис. 33:2; Иер. 14:8; 15:11; 30:7).

14 Историческое обоснование этих дат см. в Heinz Schaidinger, Historical Confirmation of Prophetic Periods, Biblical Research Institute Release 7 (Silver Spring, MD: Biblical Research Institute, 2010), 28–29, 33. Ср. с Ellen G. White, The Desire of Ages (Mountain View, CA: Pacific Press, 1898), 631. Эллен Уайт пишет: «На протяжении более тысячи лет на последователей Христа обрушивались такие гонения, каких мир никогда прежде не знал. Миллионы и миллионы Его верных свидетелей должны были быть убиты. Если бы Божья рука не была простерта, чтобы сохранить Свой народ, все бы погибли. «Но ради избранных, — сказал Он, — сократятся те дни» [Мф. 24:22]» (скобки прилагаются).

15 Wahlen, “Have the Signs in the Sun, Moon, and Stars Already Happened?,” 287.

16 Там же (имеется в виду «затмение» 19 мая 1780 г. и великий метеорный поток Леониды 13 ноября 1833 г.).

17 См. J. Robert Spangler, ed., “Questions and Answers on Doctrinal Issues,” Ministry (October 1980), 30.

18 Для дальнейшего знакомства см. Clinton Wahlen, “Matthew and the Genesis Creation,” в The Genesis Creation Account and Its Reverberations in the New Testament, ed. Thomas R. Shepherd (Berrien Springs, MI: Andrews University Press, 2022), 168.

По материалам Института Библейских Исследований

Exit mobile version