Эта глава завершает заключительную речь Иисуса (Мф.23–25) и состоит из трёх притч: «О десяти девах» (25:1–13), «О талантах» (25:14–30) и «О овцах и козлах» (25:31–46). Каждая из них завершается сценой окончательного суда. Первая притча посвящена разнице между мудрыми и неразумными последователями Иисуса, вторая — тому, как они обращаются с вверенными им талантами, а третья — бескорыстным актам милосердия и благотворительности по отношению к бедным, нуждающимся и одиноким.
Толкование 25-1 главы
- СТИХИ 1–13, ПРИТЧА О ДЕСЯТИ ДЕВАХ
- Притча состоит из трёх сцен: (1) десять девушек, ожидающих жениха, засыпают (Мф. 25:1–5); (2) прибытие жениха, мудрые заходят на брачный пир, а неразумные остаются в стороне (ст. 6–10); (3) просьба неразумных девушек о входе отклонена (ст. 11–13).
- На типичной еврейской свадьбе жених покидал свой дом (ср. Быт. 2:24) и присоединялся к невесте в её доме, после чего праздничная процессия следовала на свадебный пир в доме жениха. В притче основное внимание уделяется ожиданию присоединения к этой процессии.
- Интересно то, что глагол при сравнении стоит в будущем времени («подобно будет»), вероятно, чтобы подчеркнуть пророческую природу этой притчи, поскольку она касается суда в связи со Вторым пришествием (ср. Мф. 7:24, 26).
- Мудрость – одна из важнейших добродетелей в Священном Писании (Пр. 3:15). Важной характеристикой мудрости является готовность и планирование на будущее, чтобы максимизировать положительные результаты (Пр. 6:8; 20:18; 21:31; 24:27; 30:25; ср. Лук. 14:28–32). Мудрые девы не просто ждали, но были готовы к приходу жениха; их подготовка завершилась готовностью к свадебному пиру. Подобным образом, во «время конца» мудрыми будут считаться те, кто понимает пророчества, признает их исполнение и действует соответственно, позволяя своему характеру усовершенствоваться и очиститься (Дан. 12:10; Мал. 3:2–3).
- У десяти дев было много общего: все были девственницы, у всех были масляные лампады, которые горели и давали свет, всех их потянуло ко сну, и они заснули. Видимо, никто не ожидал такого долгого ожидания. Все проснулись по зову встречать жениха и поправили светильники.
- Решающим отличием была подготовленность мудрых дев к неожиданной встрече. Неразумная пятёрка, напротив, не предвидела такой длительной задержки и слишком поздно поняла, что их запасы масла недостаточны. «У десяти дев была всего одна задача: быть готовыми с ярко горящими светильниками, когда появится жених», а в Евангелии от Матфея 5:16 объясняется, «что значит поддерживать ярко горящий светильник»1 .
- Неразумные девы не лицемеры (ср. Мф. 24:51), они подобны слушателям на каменистой почве, чей опыт поверхностен и «длится лишь некоторое время» (13:20–21).
- Время прибытия жениха описывается лишь приблизительно («среди ночи»), указывая на неопределённость точного времени второго пришествия, что часто подчёркивает Иисус (Мф. 24:36, 42, 44, 50; Деяния 1:7). Таким образом, даётся наставление «бодрствовать» и быть всегда наготове (Мф. 25:13; Марк 13:35–37; ср. 1 Фес. 5:6, 8).
- Окончательность приговора подчёркивается словами: «и двери затворились» (Мф. 25:10), которые не изменят никакие мольбы (ст. 11–12).
- Обращение «Господи, Господи» напоминает предупреждение Иисуса о том, что исполнение воли Отца является важным элементом готовности войти в Царство Небесное (Мф. 7:21; ср. Лук. 6:46).
- Хотя нам следует избегать аллегоризации притчи, многие притчи Иисуса содержат аллегорические элементы. Жених явно символизирует Иисуса (Мф. 9:15; ср. Ин. 3:29), пришествие которого, кажется, задерживается. Таким образом, мудрые и неразумные девы представляют собой тех, кто верит в истину, полученную от Иисуса (2 Кор. 11:2; Еф. 4:21) и кто ожидает Его возвращения (ср. Откр. 7:1–4; 14:4).
- СТИХИ 14–30, ПРИТЧА О ТАЛАНТАХ
- Идея отсутствующего домовладельца, который на время отсутствия поручает своё имущество управляющим, была довольно распространена в римском мире. От управляющих ожидалось, что они умножат предоставленные им средства и таким образом докажут, что они достойны распорядителей богатства своего господина.
- Талант серебра весил около 34 кг и стоил шесть тысяч динариев2 — почти двадцатилетний заработок для обычного рабочего; им были выданы довольно большие суммы. Разные суммы денег были розданы каждому «по его способностям» (Мф. 25:15). Очевидно, господин хорошо знал своих слуг.
- Двое слуг, получивших больше всего, удвоили деньги своего господина, что обеспечило 100% возврат первоначальных инвестиций. Хотя, закапывая деньги хозяина, третий слуга использовал обычную практику для сохранности богатства (ср. Мф. 13:44; И. Нав. 7:21), как уже отмечалось, даже сдавая их в долг банкирам (или менялам) можно было получить прибыль 20% годовых, поскольку они, в свою очередь, предоставили бы кредит по ещё более высокой ставке3 .
- Хозяин вернулся только «через долгое время», что ещё раз подчёркивает элемент ожидания и очевидной задержки, а призыв каждого к ответу намекает на следственный суд, в котором оцениваются действия так называемых слуг Господа.
- Хотя двум верным слугам были даны разные суммы в зависимости от их разных способностей, и они добились разных результатов, их награда была совершенно одинаковой (Мф. 25:21, 23). Это показывает, что мы не спасаемся делами, даже если по ним нас судят (2 Кор. 5:10; Откр. 22:12).
- Награда (вхождение в «радость господина твоего») применяет притчу к будущей жизни, но Царство Небесное обещает радость и в настоящем (Мф. 13:44).
- Злой раб нападает на характер своего господина, хотя в притче он кажется вполне образцовым. Хозяин «посеял», дав человеку талант для инвестирования. На самом деле слова этого слуги являются скорее отражением его собственного характера; у него были веские причины бояться, но этот страх не превратился в достойные действия.
- Этого слугу называют ещё«ленивым», потому что он не сделал ничего полезного из того, что ему дали.
- Поскольку каждый человек уникален, обладает индивидуальными дарами и талантами, а возможности служения варьируются от одного человека к другому, результаты не могут быть идентичными, и, вероятно, именно поэтому такая концепция никогда не рассматривается в Священном Писании4 .
- СТИХИ 31–46, ПРИТЧА ОБ ОВЦАХ И КОЗЛАХ
- Эта третья и последняя притча у Матфея состоит из трёх сцен: (1) разделение людей Сыном Человеческим на две группы; (2) награда, данная «овцам», и диалог с царем об их актах милосердия; (3) награда, данная «козлам», и их диалог с царем о том, что им не удалось сделать.
- Иисус называет овец «благословенными Отца Моего», тех, кто «унаследует Царство» (Мф. 25:34). Представление об овцах как символе Израиля (Мф. 9:36; 10:6; 15:24; Ин. 10:2–4; ср. Иез. 34:11–17) и последователей Иисуса (Мф. 10:16; 26: 31; Ин. 10:15–16, 27; 21:16–17; ср. Зах 13:7) довольно распространено. Правая рука была местом благосклонности и привилегий (Мф. 20:21; 22:44; ср. 3 Цар. 2:19; Пс. 15:11; 109:1, 5). Таким образом, овцы символизируют спасённых всех времён.
- Иисус называет козлов (Мф. 25:41), которых Он ставит на Свою левую сторону, то есть явно на сторону стыда и неодобрения, «проклятыми». Принимая во внимание более широкий контекст притчи, козлы представляют собой заблудших последователей Иисуса.
- Иисус («Сын Человеческий») впервые открыто говорит о Себе как о «Царе» (ст. 34, 40), хотя это подразумевалось в более ранних притчах, ориентированных на будущее (Мф. 18:23; 22: 2, 7, 11, 13). «По завершении работы следственного суда, начатой в 1844 году. . . Иисус получит «Своё Царство» (Великая борьба 426, 613, 614; Евангелизм 55, 280). Окончательная коронация и возведение на престол Христа как Царя вселенной произойдёт в конце тысячелетия на глазах у всех людей – и тех, кто является подданными Его славного Царства, и тех, кто отказался быть верным Ему5 .
- Во всех притчах Иисуса есть элемент неожиданности, но в этой притче удивляются все. Деяния доброты и милосердия, которые блаженные оказали «одному из сих братьев Моих меньших», были зачтены так, как если бы они были сделаны Иисусу. Такова близость, с которой Он отождествляет Себя со Своим народом (ср. Мф. 10:40–42). Эти дела милосердия напоминают описания праведников в Ветхом Завете (Иез. 18:5–9; Ис. 58:6–7)6 .
Данная притча призывает к служению доброты для удовлетворения нужд окружающих нас людей.
Павел говорит: «Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал. 6:10).
Те, кого представляют козлы, не чувствуют такой обязанности и не понимают, что служение другим — это служение Иисусу.
- Важным элементом такого служения является гостеприимство, которое высоко ценилось как в иудейских, так и в христианских кругах (например, Быт. 18:1–16; 4 Цар. 4:8–11; Рим. 12:13; Титу 1:8; Евр. 13:2)7 , и по-прежнему важно для нас сегодня.
- Наказание огнём, ожидающее заблудших, никогда не предназначалось для людей; оно было «приготовлено диаволу и ангелам его» (Мф. 25:41). Бог желает, чтобы все спаслись, и не желает, чтобы кто-либо погиб (1 Тим. 2:4; 2 Пет. 3:9).
- Огонь назван «вечным» (Мф. 25:41), потому что его действие вечно, а не потому, что он горит во веки веков. Сказано, что Содом и Гоморра подверглись «казни вечного огня» (Иуды 7), но очевидно, что этот огонь не продолжает гореть сегодня8 . Его также называют «неугасимым» (Мф. 3:12; ср. Ис. 34:10; Иер. 17:27), потому что он будет продолжать свою работу до тех пор, пока нечестивые не будут полностью истреблены, не оставив «ни корня, ни ветвей» (Мал. 4:1).
Все эти образы подчёркивают тотальность и необратимость окончательного уничтожения греха.
Практические выводы из данной главы
Вот некоторые важные уроки, которые мы можем почерпнуть из 25-й главы Евангелия от Матфея:
- Перспективное планирование изменит ситуацию не только в этой жизни, но и в будущей9 . Мы должны жить каждый день не только ради настоящего, но и с перспективой на вечность.
- Пять неразумных дев, думая, что масла у них достаточно, полагались на то, что они считали минимально необходимым, тогда как мудрые планировали с учётом непредвиденной ситуации.
- Подготовка и готовность взаимосвязаны, причём первое является необходимой предпосылкой для второго.
- Все три притчи учат, что так называемые «мелочи» на самом деле имеют большое значение; то, как человек к ним относится, может быть барометром его характера, потому что их часто недооценивают.
- Притча о талантах учит, что усердие есть добродетель (ср. Рим. 12:11; Гал. 6:9). В Священном Писании она восхваляется как важное выражение мудрости (Пр. 4:23; 6:6–8; 10:4; 12:24, 27; 13:4; 14:23; 21:5), тогда как лень беспощадно осуждается (Пр. 18:9; 21:25).
- Те, кто следует за Иисусом, захотят верно служить Ему каждым доверенным им даром и талантом. Со стороны Бога нет никаких ограничений, есть только наша готовность быть использованными Им для достижения небесных целей10.
- К сожалению, нечестивые слишком поздно обнаружат свои неверные приоритеты, будь то богатство, потраченное на эгоистические занятия и удовольствия или неспособность использовать свои таланты для Царства Небесного. Каждому из нас было бы полезно время от времени задумываться о том, как наша жизнь может быть измерена беспристрастным небесным Судьей, чтобы внести коррективы в жизненный путь уже сейчас, пока у нас ещё есть возможность сделать это (2 Кор. 13:5).
- В конце концов, притча об овцах и козлах подчёркивает важность «бескорыстной благотворительности», то есть нахождения радости и удовлетворения в том, чтобы отдавать себя другим, не ожидая ничего взамен. Иисус – «совершенный образец». Его жизнь отличалась бескорыстной благотворительностью»11. Это качество также будет характеризовать Его «овец», которые следуют за Ним и направляются Святым Духом, чтобы помогать бедным и нуждающимся.
Клинтон Уолен, заместитель директора Института библейских исследований
1 T. W. Manson, The Sayings of Jesus (Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1979), 243.
2 Clinton E. Arnold, ed., Zondervan Illustrated Bible Backgrounds Commentary (New Testament) (Grand Rapids, MI: Zondervan, 2002), 1:156.
3 Ceslas Spicq, “κερματιστής, κολλυβιστής, τραπεζίτης,” Theological Lexicon of the New Testament (Peabody, MA: Hendrickson, 1994), 2:316.
4 См., например, Откровение 2:17; 21:24. Ср. Ellen G. White, The Great Controversy (Mountain View, CA: Pacific Press, 1911), 677.
5 Francis D. Nichol, ed., Seventh-day Adventist Bible Commentary (Hagerstown, MD: Review and Herald Publishing Association, 1980), 5:512.
6 Cedric E. W. Vine, Jesus and the Nations: Discipleship and Mission in the Gospel of Matthew (Eugene, OR: Wipf and Stock, 2022), 43–44. Автор отмечает соответствие предыдущего отрывка Десяти заповедям. Грэм Н. Стэнтон говорит, что отрывок из Исайи «несомненно наиболее близок» к языку притчи. См. Graham N. Stanton, A Gospel for a New People: Studies in Matthew (Louisville, KY: Westminster/John Knox, 1992), 218.
7 См. также Christine D. Pohl, Making Room: Recovering Hospitality as a Christian Tradition (Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1999), 16–51.
8 Оба отрывка имеют одно и то же выражение на греческом языке (pyr aiōnion), но в отрывке от Матфея есть артикль, потому что он относится к окончательному и бесповоротному уничтожению нечестивцев.
9 Эллен Г. Уайт говорит, что «прогресс, достигнутый здесь, будет нашим, когда мы вступим в будущую жизнь». См. Ellen G. White, Review and Herald, September 20, 1882, par. 9.
10 См. Ellen G. White, Christ’s Object Lessons (Washington D.C.: Review and Herald, 1900), 333– 353. Здесь можно найти весьма практическое применение этой притчи в отношении талантов ума, речи, влияния, времени, здоровья, денег, добрых порывов и привязанностей.
11 Ellen G. White, Testimonies for the Church (Boise, ID: Pacific Press, 1947), 4:218.
По материалам Института Библейских Исследований