Пока мы ждем ответа от Бога, мы можем смотреть в ночь и видеть слезы в Его глазах.
В этом месяце мы публикуем отрывки из статьи в номере журнала «Адвентистское обозрение» от 25 июня 1981 года, в которой Л. Джин Шелдон рассуждает о кажущемся молчании Бога и о том, как мы можем быть уверены в Божьей любви даже во время жизненных потрясений.
Ничто так не разочаровывает, как разговор с человеком, который никогда не отвечает.1 Молчание Бога принять еще труднее… Молчание обычно свидетельствует об отношении «мне все равно», а Богу, безусловно, не все равно.
Однако бывают моменты, когда Бог кажется безмолвным. Может быть, это происходит ночью, когда вы лежите в постели и вглядываетесь в темноту, пытаясь услышать хоть что-нибудь, а в ответ лишь тишина… Может быть, вы только что получили известие о том, что кто-то из ваших близких умер, а в ответ на ваши молитвенные вопросы — только тишина.
В такой момент так и тянет сказать Богу: «Почему Ты не отвечаешь? Неужели Тебе все равно?»
Но Бог — не безразличное Существо, которое позволяет нашим молитвам отправляться в третий ящик для бумаг. … Он может молчать, но никогда без причины.
Почему Бог иногда кажется молчаливым? Ответов много.
1. Нам нужно слушать Бога. Проблема может быть в том, что мы не слушаем, а не в том, что Бог молчит. Возможно, мы так громко кричим на небеса, что перегрузили линии связи… Через молчание Он, возможно, приглашает нас прислушаться.
Молчание также может быть Божьим способом показать нам грехи, которые мы скрывали даже от самих себя. «Рука Господа, как и раньше, может спасать, — писал Исайя, — по-прежнему слышит ухо Его; но грехи стали преградой между вами и вашим Богом, из-за ваших злых дел Он отвернулся, не слушает вас» (Ис. 59:1, 2, РБО)2.
Возможно, мы оставили Его сторону, чтобы идти в одиночестве. Бог не будет навязывать нам Себя, если мы решим не поддерживать с Ним отношения. Часто Он терпеливо, молча, ждет, пока мы не обнаружим, что отделились от Него.
2. Молчание укрепляет нашу веру. Иов, человек, пораженный ужасной трагедией, обнаружил это. Часто он ощущал молчание Бога так сильно, что ему казалось, будто Бог безразличен. «Зову Тебя, — молился он, — но Ты не отвечаешь, стою перед Тобою — а Ты и не взглянешь» (Иов 30:20, РБО).
Но позже, когда вера Иова подверглась полному испытанию, Бог ответил ему откровением о Себе. Молчание, хотя и было почти невыносимым, укрепило веру Иова.
Бог страдает вместе с нами, когда мы страдаем, и Он молчит.
Веру, как ириску, нужно растягивать, чтобы она затвердела. Одно из лучших средств для растяжения веры — тишина. Именно в тишине мы напрягаемся, чтобы яснее услышать сострадательный голос Бога, Его нежный шепот мира.
Тишина также дает нам возможность подумать о Боге и пересмотреть доказательства того, что Он заслуживает доверия…
Одна из самых утешительных причин.
3. Бог контролирует ситуацию… Молчание может быть свидетельством того, что Богу нет нужды говорить. Ситуация находится в Его руках. Даже если может показаться, что жизнь достигла катастрофического предела, рядом с Богом все будет хорошо.
Аввакум должен был усвоить этот урок молчания. «Господи, — взывал он, — сколько же еще взывать мне о помощи, а Ты не слышишь?» (Авв. 1:2, ИПБ). Ответ. «А Господь – во святом чертоге Своем, и вся земля пред Ним да молчит!» (гл. 2:20, ИПБ). Или, как выразился один мой друг, «Тише, земля! Все хорошо на небесах!»
Позже Аввакум мог сказать: «Даже если все исчезнет и нечего будет есть, „в Господе я буду ликовать, радоваться Богу спасения моего!“» (глава 3:18, ИПБ).
4. Мы бы неправильно поняли. Незадолго до Своей смерти Иисус столкнулся с дилеммой, как много нужно рассказать ученикам о Своих крестных страданиях. Он сказал, что Ему есть что рассказать им, но они еще не могут этого воспринять.
Иногда Бог хотел бы показать нам, что происходит на самом деле или почему происходят события, но, если бы Он это сделал, мы бы не поняли Его замысла. Чтобы мы поняли Его и не отвергли, Ему приходится ждать, пока мы не будем готовы и не сможем понять. В некоторых случаях мы можем не понять, пока не попадем на небеса.
Подобно художнику, Бог не может сразу нарисовать всю картину нашей жизни. Иногда Ему приходится затенять более темную часть, которая выглядит уродливо и вызывает недоумение. Но позже Он может провести Своей кистью по этой тьме золотой краской, чтобы она засияла Его славой.
5. Молчание указывает на то, что Бог тоже страдает. Иногда причина молчания лежит вне личной воли Бога.
Как в истории с Иовом, сатана, возможно, говорит Богу: «Ты должен дать мне возможность увидеть, действительно ли он считает, что Ты стоишь его доверия, когда все пойдет не так». И Бог ждет, все время страдая вместе с человеком.
Как, должно быть, сжалось сердце Его Отца, когда в безмолвной тьме Голгофы Иисус воскликнул: «Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27:46). Как, должно быть, Он жаждал сказать что-то утешительное Своему Сыну!
Но вера Иисуса в то, что молчание Отца не было признаком безразличия, должна придать нам мужества. Бог страдает вместе с нами, когда мы страдаем, и Он молчит. Даже когда Он молчит, потому что мы не слушаем, Он полон жалости к нам, когда мы взываем: «Боже, где же Ты?».
Он никогда не бывает далеко. Молчание — это Его милостивый способ дать нам новые возможности проверить нашу жизнь на предмет ее связи с Его жизнью. Это наш шанс показать окружающим, что мы по-прежнему доверяем Ему, верим, что Он все контролирует и что однажды мы все поймем.
А в ожидании Его ответа, возможно, мы сможем взглянуть сквозь тьму ночи на Его лицо и увидеть слезы в Его глазах, зная, что Он тоже страдает вместе с нами в тишине.
1 Л. Джин Шелдон, «Когда Бог молчит»: Пока мы ждем ответа от Бога, мы можем смотреть в темноту и видеть слезы в Его глазах», Адвентистское обозрение, 25 июня 1981 г., стр. 4, 5.
2 Библейские тексты, приписанные R.S.V., взяты из Пересмотренной стандартной версии Библии, авторское право © 1946, 1952, 1971, Отдел христианского образования Национального совета церквей Христа в США. Используется с разрешения.
L. Джин Шелдон работает преподавателем религии в колледже Пасифик Юнион уже почти 30 лет. Когда эта статья была опубликована, она училась на втором курсе теологии в Университете Эндрюса.
По материалам Adventist Review