Заглавие
Книга «бытие» иудеями называется «Берешит», т.е. «в начале» — соответственно первому слову еврейского оригинала. В Талмуде она значится как «Книга создания мира». Ее подзаголовок «Первая книга Моисея» не является частью еврейского оригинала. Он был добавлен несколько столетий спустя.
Авторство
Иудеи так же, как и христиане считают Моисея великим законодателем и вождем евреев во время выхода их из Египта, автором книги «Бытие». Это мнение оспаривалось некоторыми из язычников в ранний период христианства. Но до самой середины XVIII века ни у христиан, ни у иудеев относительно этого вопроса сомнений не было.
Более двухсот лет назад многие традиционные верования и взгляды в любой области человеческого знания стали подвергаться сомнению. У людей пробудилось желание к новым открытиям и изобретениям, которые изменили образ жизни нашего мира. Тот же критический дух побудил критически настроенных людей сомневаться в подлинности Священного Писания, как основы христианской веры.
Книга Бытие была первой книгой, которая подверглась критике нашего времени (современного века). И эта критика родила эру критического отношения к Библии. В 1753 году французский придворный врач Жан Аструк опубликовал книгу под названием «Предположения», в которой он утверждает, что различные названия Бога, встречающиеся в книге Бытие, свидетельствуют о том, что эта книга является литературным сборником, составленных из разных источников. Моисея он считал составителем этой книги. Но уже его последователи вскоре перестали видеть в Моисее автора Бытия. Критики-богословы почти два столетия старались отделить друг от друга литературные источники и отнести их к различным авторам, по крайней мере к периодам, в которые по их предположению, они составлялись, изменялись, редактировались, и наконец, были собраны в одну книгу. Придерживаясь этого критического направления, ученые сошлись в одном, а именно, что книга Бытие состоит из документов различной ценности, различных по времени их возникновения, их написания разными авторами, впрочем, их мнения сильно расходятся относительно того, какие части и какие документы конкретно, относятся к тому или иному периоду. Большое различие во взглядах между отдельными критическими школами, показывает, сколь несостоятельно основание их гипотез. Ошибочность многих их доводов становится очевидной в результате археологических раскопок, проведенных за последнее столетие. Критики были вынуждены постоянно менять свои слова и теории. Несмотря на это, многие из них продолжают отвергать Моисея как автора книги Бытие. Из многочисленных доводов, которые они приводят с этой целью, мы остановимся только на некоторых.
- Употребление трех разных имен Бога с преимущественным повторением одного из них в одной части, а другого в другой, показывает, что в составлении книги участвовал не один человек. Поэтому те части книги, где имя Иеговы упоминается наиболее часто, ученые-критики относят к автору, которого называют иеговистом, а те части, где «Бог» происходит от еврейского «Элохим» — элогистом и т.д.
- Неоднократные повторения исторических эпизодов, содержащихся в книге, показывает, что при составлении ее использовались параллельные источники, которые более поздним издателем в необработанном виде были соединены в один рассказ. Но сам автор не мог скрыть того факта, что при составлении книги он пользовался материалом, взятым из разных источников.
- Условия жизни, изображенные в книге «Бытие» не соответствуют тем историческим периодам, о которых идет речь, а соответствуют более поздним периодам.
- Многим географическим местам даны названия более позднего периода, не соответствующие более раннему их наименованию.
- Сказания о творении, потопе и патриархах в том виде, как они существовали в древнем Вавилоне, столь похожи на библейское повествование, что большинство современных богословов считают: еврейские писатели заимствовали эти сказания от вавилонян во время своего нахождения в плену и обработали их в духе монотеизма с тем, чтобы сделать их приемлемыми для еврейских писателей.
Христиане не могут согласиться с этими доводами по следующим причинам:
- Совершенно очевидно, что священные имена: Бог, Господь и Иегова во всей Библии употребляются одинаково, т.е. без предпочтения одного другому и совсем не свидетельствуют о разных авторах, как это утверждают критики. Перевод Семидесяти и древнейшие библейские рукописи, написанные по-еврейски, включая недавно найденные свиток книги пророка Исаии, свидетельствуют, что имя «Бог», упоминаемое в определенном месте, называется «господь», «Иегова» и наоборот.
- Повторения, часто встречающиеся в рассказе, не могут с полной достоверностью свидетельствовать о наличии разных источников данного произведения. Отстаивающие единство книг, написанных Моисеем, на основании многих не библейских примерах, показали, что подобные повторения нередко встречаются в древних литературных произведениях одного и того же автора, а также в произведениях современных авторов.
- Более точные и обширные познания истории древнего мира и условий жизни того времени показали, что автор «Бытия» был хорошо осведомлен о времени, о котором он писал, что патриархи точно соответствуют описанной исторической обстановке.
- Географические имена в некоторых случаях были модернизированы переписчиками с тем, чтобы сделать их более доступными для читателей Библии.
- Тот факт, что у вавилонян сохранились сказания, до некоторой степени сходные с еврейскими сказаниями, нисколько не доказывает, что один народ заимствовал у другого. Напротив, это доказывает, что в основе обоих сказаний лежат общие события. Богодухновенная книга «Бытие» излагает события, переданные Богом в возвышенном и безукоризненном стиле, тогда как в вавилонском варианте те же события имеют грубый вульгаризированный языческий оттенок.
Настоящее введение не ставит своей целью опровергнуть многочисленные утверждения авторитетных критиков, сделанные в защиту выдвинутых им теорий. Нет. Оно желает обратить наше внимание на те доказательства, которые говорят об авторстве Моисея.
Автор «Исхода» является автором и «Бытия», поскольку вторая книга Пятикнижия есть продолжение первой и написана в том же духе и с той же целью. Поскольку авторство книги «Исход» было ясно подтверждено Самим Христом, Который ее назвал «книгой Моисея» (Марк.12:26), то понятно, что и предшествующая книга «Бытие» так же была написана Моисеем. Использование египетских слов и выражений, а также близкое знакомство с жизнью египтян и их обычаями, что видно из рассказа о жизни Иосифа, вполне соответствует тому образованию и жизненному опыту, которые имел Моисей. Хотя авторство Моисея в книге «Бытие» не столь ясно и непосредственно выражено, как в других книгах Пятикнижия, тем не менее особенности языка, присущие всем пяти книгам, показывают, что авторам их является один человек. А в Новом Завете мы читаем свидетельство о том, что этот человек писал, будучи движим Духом Божьим.
Свидетельство Иисуса Христа, когда Он приводил некоторые места из книги Бытие говорит о том, что Он эту книгу рассматривал как составную часть Священного Писания, тексты из Бытие 1:27 и 2:24. Иисус предпосылает им такие слова: «Не читали ли вы?» (Матф.19:4-5) показывая, что в данных словах содержится истина, сохранившая всю силу и знания. Из рассказа Марка 10:2-9 о прении фарисеев с Иисусом о разводе, установленном Богом, видно, что слова, взятые из книги Бытие, Он относит к Моисею. Когда противники Его задали Ему вопрос: «Позволительно ли разводиться с женами?» — то на их вопрос Он ответил вопросом: «Что заповедал вам Моисей?» При этом фарисеи согласились на установление, сделанное Моисеем (Втор.24:1-4). Христос ответил, что Моисей дал им эту заповедь по жестокосердию, но что раньше не было так. Свои слова Он подтвердил еще двумя местами из книги Моисея (Быт.1:27; 2:24).
В других случаях Христос ссылался на события, описанные только в книге Бытие, показывая этим, что Он считал ее точным историческим повествованием (см. Лук.17:26-29, Иоан.3:37 и др.).
Многочисленные выдержки из книги Бытие, которые встречаются в Писаниях апостолов, ясно свидетельствуют о том, что апостолы также были убеждены в богодухновенности этой книги, и в том, что автором ее является Моисей (см. Рим.4:17, Гал.3:8;4:30, Иоан.2:23).
В виду всех этих свидетельств христиане твердо могут верить в то, что автором книги Бытие является именно Моисей. Говоря о пребывании Моисея в Мадиамской земле Е.Уайт пишет: «Здесь под действием Духа Божия он написал книгу «Бытие».
Историческая обстановка
Книга «Бытие» была написана за 1500 лет до Христа, когда евреи еще находились в рабстве у египтян. Она содержит в себе краткий обзор истории мира на протяжении многих столетий. Первые главы книги нельзя вплести в историческую канву в том смысле, как мы понимаем историю. Мы не имеем никаких сведений о допотопном мире, кроме тех, какие описаны Моисеем. У нас нет так же археологических данных, кроме немного и часто неясного свидетельства ископаемых окаменелостей.
С историей после потопа дело обстоит иначе. Лопата археолога открыла нам целую летопись народов, их обычаев и форм правления в течение периода, описанного в последних главах книги «Бытие». Время Авраама нам уже известно, например, хорошо. Так же и история Египта в период рабства Израиля может быть воспроизведена с достаточной точностью. В течение этой эры и от Авраама до Исхода, успели расцвести многие цивилизации в долине Месопотамии, а также вдоль реки Нила. К северу от этих территорий укреплялось царство Хеттеев. В Палестине обитали воинственные народы под управлением мелких князьков. Грубые обычаи были отражением темного языческого духа этих народов.
Прочные расовые связи соединяли патриархов «Бытия» с семитскими племенами верхней и нижней Месопотамии. Участие патриархов в некоторых из этих великих событий того времени, как например, сражение царей в долине Сиддим (Быт.14), разрушение городов этой долины (гл.18-19), а также сохранение египетского населения в период необычайного голода в этой стране (гл.41) описаны подробно. Люди, описанные в книге «Бытие» предстают перед нами как пастухи и воины, как жители городов и кочевники, как государственные деятели и беженцы. Повествования о их жизни приводит читателей книги в контакт с великими народами древности, равно как и с менее значительными племенами, с которыми время от времени соприкасались евреи.
Великие царства, возникшие в Египте, так же, как и в Месопотамии, в книге «Бытие» не описаны, но их существование ясно ощущается в жизни патриархов. Народ Божий не жил совершенно обособленно ни в политическом, ни в социальном отношении. Он составлял часть народов и его культура существенно не отличалась от культуры окружающих племен, за исключением религии, которая была отлична от всех других религий. Будучи потомками истинных поклонников Господа, они по этой причине оказались в центре внимания богодухновенного автора при описании мировых событий. Эта очевидная способность изложения материала автором невольно ставит перед нами вопрос: «С какой целью Моисей написал книгу «Бытие?»
Тема
Всякий внимательный исследователь книги «Бытие» отчетливо видит в ней основную тему: во-первых, повествование о действиях Божиих по отношению к Его детям, которые хотя и в небольшом количестве, однако искренне и верно служили Ему, во-вторых рассказ о глубине греховности, в какую впали оставившие Бога и Его заповеди. Книга «Бытие» — это первое, навечно записанное откровение Божие, данное людям.
Эта книга имеет так же доктринальное значение. Она рассказывает о сотворении нашего мира и всех живых существ, о появлении греха и обетовании Божием о спасении. Она учит тому, что человек — это нравственно независимое существо, обладатель свободной воли и что нарушение закона Божия является источником или причиной всякого человеческого несчастья. В ней содержатся наставления относительно соблюдения субботнего дня как дня покоя и поклонения Богу, относительно святости брака и организации домашнего очага, относительно награды за послушание и наказания за грех.
Книга написана самобытным языком и дает широкий простор воображению молодых людей. Ее возвышенные нравственные темы — пища для зрелого ума, а наставления — поучения для всех. Такой предстает перед нами книга «Бытие», изучением которой не может пренебрегать ни один христианин и благородству героев, которым могут уверенно подражать все дети Божии.
Тематический план
I.От создания мира до Авраама 1:1-11:26.
1.Творение неба и земли 1:1-2:25.
- Шесть дней творения 1:1-31
- Установление субботы 2:1-3
- Подробный рассказ о создании человека и об Едемском саде 2:4-25.
2. История грехопадения и его плоды 3:1-5:32
- Искушение и падение 3:1-3
- Изгнание из рая 3:9-24
- Каин и Авель 4:1-15
- Каиниты 4:16-24
- Поколения от Адама до Ноя 4:25-5:32
3. Потоп 6:1-9:17
- Вырождение жителей земли после потопа 6:1-13
- Строительство ковчега 6:14-22
- Рассказ о потопе 7:1-8:14
- Завет Ноя 8:9-15, 9:17
4. От Ноя до Авраама 9:18, 11:26
- Судьба сынов Ноя 9:18-29
- Родословие народов 10:1-32
- Смешение языков в Вавилоне 11:1-9
- Поколения от Содома до Авраама 11:10-26
II. Патриархи Авраам и Исаак 11:27-26:35
1.Авраам 11:27-16:16
- Призвание и странствование в Ханаан 11:27-12:9
- Случай в Египте 12:10-20
- Отделение от Лота 13:1-18
- Спасение Лота и встреча с Мелхиседеком 14:1-24
- Завет с Богом 15:1-21
- Женитьба на Агаре. Рождение Исмаила 16:1-16
2. Авраам 17:1-25 — 18
- Возобновление завета. Аврам становится Авраамом и установление обрезания 17:1-27
- Авраам и ангелы, разрушение Содома и окружающих городов 18:1-19,38
- Случай в Гераре, рождение Исаака, изгнание Исмаила 20:1-20, 21:34
- Великое испытание Авраама 22:1-24
- Смерть Сарры и ее погребение 23:1-20
- Женитьба Исаака на Ревекке 24:1-67
- Потомки Авраама 25:1-18
3. Исаак 25:19-26 — 35
- Сыновья Исаака 25:19-34
- Исаак и Авимелех, царь Герарский 26:1-35
III. Патриарх Иаков 27:1-36 — 43.
1. Хитрость Иакова 27:1-55
- Иаков получает благословение путем обмана 27:1-46
- Бегство Иакова и ведение в Вефиле 28:1-22
- Иаков трудится за своих жен и воспитывает свою семью 29:1-30, 43
- Бегство Иакова от Лавана 31:1-55
2. Израиль — избранный Божий 32:1-36,43
- Возвращение Иакова в Ханаан
- Случай в Пенуэле 32:1-33
- Бесчестие в Сихеме, домашние неприятности 34:1-35
- Потомки Исава 36:1-43
IV. Иосиф — избавитель 37:1 — 50:26
- Иосиф и его братья 37:1-36
- Падение Иуды 38:1-30
- Верность Иосифа 39:1-40:23
- Иосиф становится избавителем из египетского плена 41:1-57
- Иосиф и братья его 42:1-45
- Иаков отправляется в Египет 46:1 — 47:31
- Благословение Иакова 48:1-49
- Смерть Иакова и Иосифа 50:1-26
По материалам библейского комментария АСД