1. Вот родословие — В родословии, представленном в этой главе, охвачен период в 1500 лет. В нем приводятся имена лишь главных патриархов, их возраст при рождении первых сыновей и их полное число лет. Перед нами проходит несколько однообразная картина их рождения. возмужания, рождение ими детей и их смерти. Потомкам известны лишь их имена. Остальных превосходят своим благочестием только двое — Енох и Ной. Енох был первым грешником, получившем спасение посредством благодати, восхищенным на небо. Ной же был единственным отцом семейства, пережившем потоп.
Эта глава подобно другим содержит в себе родословный список, вплетенный в разных местах в ткань ветхозаветного повествования. Выражение «родословие» — специальный термин для обозначения генеалогического древа (Матф.1:1).
2. Нарек им имя: человек — Их сотворение по подобию Божию, их различие по признаку пола, а также их Божественное благословение описаны здесь в сжатом виде. Единственное и новое сведение здесь — это имя «Адам» — «человек», данное ему Богом. Из этого стиха видно, что имя «Адам» несет на себе отпечаток рода, заключает в себе понятие мужчины и женщины. Оно эквивалентно /равнозначно/ нашему понятию «человечество».
3. По подобию своему — Хотя Сиф и не был первородным сыном Адама, тем не менее он был единственным, через кого должна была продлиться родословная линия благочестивых мужей. История жизни Адама после грехопадения коротко передана в трех стихах, которые служат образцом для последующих жизнеописаний.
5. Всех же дней жизни Адамовой — Выдающаяся продолжительность жизни допотопных людей является предметом критики многих исследователей. Некоторые из них заявляют, что приведенные цифры объясняются либо развитой в древнее время мифологией, либо неверным переводом текста. Другие полагают, что речь идет не об отдельных личностях, а о целых династиях или что счет следует вести не в годах, а в месяцах. Все эти толкования должны быть отвергнуты как нарушающие буквальный смысл текста и его богодухновенность. Приведенные цифры мы должны воспринимать как исторические источники.
Большую продолжительность жизни допотопных жителей можно объяснить следующими причинами:
- Первоначальная жизнеспособность, которой были наделены люди при творении.
- Большая благочестивость и более обширные умственные способности.
- Влияние, оставшееся от плода дерева жизни.
- Более высокое качество пищи.
- Божья милость, отсрочившая возмездие за грех.
Адам пережил восемь поколений. Поскольку продолжительность его жизни составляла более половины допотопного периода, то ясно, что многие из его уст могли слышать историю сотворения, Эдема, грехопадения, а также план искупления, так как он был открыт ему.
И он умер — Этими грустными словами оканчивается краткая биография Адама. Неизменное повторение этих слов в конце каждой биографии, за исключением биографии Еноха, подтверждает владычество смерти (Рим.5:12). Это показывает, что смертный приговор не был пустой угрозой. Смерть постоянно напоминает нам о природе и плодах непослушания.
Биографии всех последующих патриархов построены по образу Адамовой биографии и не требуют специального разъяснения (см. гл.4:17-18) о значении некоторых имен.
22. Ходил Енох перед Богом — Особенная жизнь Еноха приковывает к себе пристальное внимание. О нем дважды говорится, что «он ходил пред Богом». Эти слова так же записаны относительно Ноя (гл.6:9) и подобные выражения встречаются в других местах Св. Писания (Быт.17:1, Втор.17:4, Пс.116:9, Мих.6:8, Ефес.5:1-2). Приведенные слова изображают жизнь исключительно высокого возвышенного благочестия, не только постоянное сознание Божественного присутствия или даже постоянное стремление к святому послушанию, но прежде всего состояние самых близких отношений с Богом. Жизнь Еноха была в полном и совершенном согласии с волей Божьей.
По рождении Мафусала — Слова о том, что «он ходил» перед Богом» по рождению Мафусала не означает, что до этого он был безбожным человеком и только теперь обратился. Он принадлежал к верующему классу людей и несомненно служил Богу верно в течении первых шестидесяти лет своей жизни. Но когда у него родился сын, чтобы дополнить радость семейного очага, он на собственном опыте понял всю глубину отцовской любви и доверчивость беспомощного дитя. Как никогда раньше он почувствовал свое влечение к Богу, своему небесному Отцу, и в результате был восхищен на небо. Его хождение пред Богом заключалось не только в созерцании Бога, но и в действенном служении своим ближним. Он взирал на второе пришествие Христа, торжественно предостерегая грешников от ужасной участи, ожидающей нечестивых (Иуд.14-15).
Триста лет — Постоянная верность Еноха проявляется им в течении трехсот лет, является ободрением для тех христиан, которым кажется трудно «ходить пред Богом» даже один день.
И родил сынов и дочерей — Согласно Св. Писания, Енох родил сынов и дочерей в течении этой жизни исключительного благочестия. Здесь мы видим неопровержимое доказательство того, что брачная жизнь нисколько не противоречит самой возвышенной святости.
24. Не стало его, потому что Бог взял его — Самое значительное событие допотопного мира, событие, наполнившее верующих надеждой и радостью —вознесение Еноха, передано Моисеем в этих коротких простых словах. Енох переселен был так, «что не видел смерти» (Евр.11:5). Смысл этого выражения виде в слове «лака» т.е. (Бог) «он взял его», которое никогда не употребляется для обозначения смерти. Применение этого выражения современными христианами в качестве эвфемизма смерти не имеет никакого основания в Св. Писании. Оно употребляется так же в связи с переселением (взятием) Ильи на небо (4Цар.2:3,5,9-10). Насколько нам известно, Енох был единственным допотопным жителем среди верующих, который не увидел смерти. Как пример добродетели Енох «седьмой от Адама» находился в резком контрасте с седьмым поколением Каинитов в лице Ламеха, который к многоженству прибавил еще и убийство (Иуд.14, Быт.4:18-19).
Переселение Еноха было засвидетельствовано как праведным, так и нечестивым. Взятие Еноха на небо было в плане Божьем не только как награда праведного человека за его благочестие, но и как явное доказательство Бога относительно неизменности Его обещания освободить человека от греха и смерти. память об этом выдающемся событии сохранилась в иудейской традиции (Екл.14:18), в христианском повествовании (Евр.11:5, Иуд.14) и даже в языческих баснях.
В апокрифической «Книге Еноха» говорится о том, что патриарх увещевал своего сына и всех своих современников, предостерегая их о грядущем суде. В иудейской юбилейной книге говорится, что он был переселен в рай, где он составил приговор над всеми людьми. Арабские легенды превратили его в изобретателя арифметики и письменности. Его переселение на небо по-видимому произвело на его современников огромное впечатление. Об этом мы можем судить по тем масштабам, в которых история Еноха дошла до последующих поколений. Примерная жизнь Еноха, увенчавшаяся славной победой, свидетельствует о возможности в наши дни жить в нечестивом мире и не касаться его.
25. Мафусал — Краткая земная жизнь Еноха, который прожил на земле только 365 лет, была продолжена его сыном Мафусалом, дожившим до потопа. Всех лет его жизни было 969. Значение его имени неясно. Толкователи объясняют по-разному. То это «вооруженный воин», то «рослый человек». Значение имени его сына Ламеха еще белее туманно.
29. Ной — В надежде, что его первенец будет обетованным семенем искупителем, пришествие которого так горячо ожидали верные Божии, Ламех дал ему имя «Ной» т.е. «покой», говоря: «Он утешит нас». Имя «Ной» (Нуах) — отдыхать, покоиться и слово «утешить» (нахам) указывают на общий корень, означающий «вздыхать, дышать, отдыхать и ложиться». Ламех был благочестивым человеком. Он шел по стопам своего благочестивого деда Еноха и своего богобоязненного отца долгожителя Мафусала.
В работе нашей — Ламех вероятно чувствовал тяжесть труда при возделывании земли, которую Бог проклял, и с верой взирал на то время, когда существующие бедствия и страдания прекратятся и наступит избавление от проклятия. Его надежда на то, что это может исполниться через его сына, не сбылась, по крайней мере в том виде, как он этого ожидал. И все же Ною было суждено смело возвестить миру весть предостережения от зла и стать основателем человеческого рода после потопа.
Ною было пятьсот лет — На еврейском языке это выражение буквально звучит так: «Ной был сыном 500 лет т.е. что в это время ему шел 600 год». Поэтому выражение «сын года», строго говоря, означает «на первом году жизни» (Исх.12:5). Этот факт, будучи весьма существенным в еврейской хронологической летописи, становится более понятным при сравнении 6 и 11 стихов 7 главы. Хотя оба стиха говорят о начале потопа, тем не менее один из них определяет возраст Ноя в это время в 600 лет, тогда как другой свидетельствует, что указанное событие произошло на 600 году жизни Ноя. Следовательно, предыдущий стих «Ной был сыном 600 лет» нужно понимать «ему шел 600 год», а не 602 как мы могли бы заключить в данном случае.
Ни один из предыдущих патриархов не ожидал столь много лет проявления силы как Ной. Ему пришлось ожидать этого радостного события целых 600 лет. Приведенная здесь родословная заканчивается Ноем. При этом упоминается рождение им только трех сыновей. Их упоминание проливает свет на их исключительную роль заселении земли после потопа.
Родил Ной Сима, Хама и Иафета — Эти слова позволяют указать еще на один принцип иудейского родословия. Последовательность сыновей Ноевых наводит на мысль, что из трех сыновей Сим был старшим, а Иафет младшим. Но это не верно, что видно из сравнения этого стиха с другими. Сыновья Ноя не были близнецами (Быт.9:24, 10:21). Согласно (Быт.9:24) из всех братьев Хам был младшим. Далее в гл.10:21 речь идет о Симе и Иафете, как о старшем из двух братьев, хотя не совсем ясная конструкция еврейского языка не позволяет со всей достоверностью заключить кто из них старше.
Из гл.11:10 видно, что Симу было 100 лет спустя два года после потопа, когда его отцу исполнилось 602 года. Следовательно, Ною при рождении Сима должно быть 502 года, а не 500 как можно заключить из гл.5:32. Но один из троих был старше, родился когда Ною шел 500 год. Эти места приводят нас к выводу, что фактически Иафет был старшим сыном Ноя. Он родился, когда его отцу было 500 лет. Затем родился по порядку Сим и Хам. Последнюю часть главы Быт.5:32 можно таким образом, передать более точно в следующих словах: «И родил Ной Иафета, Сима и Хама».
Из числа трех сыновей Сим назван первым в виду его исключительной роли как основателя родословной линии патриархов, от которой должен произойти избранный народ божий вместе с обетованным семенем. Вторым назван Хам, как праотец народов, с которыми читатели Ветхого Завета Моисеева периода и позднее имели общения больше, чем с потомками Иафета, поселившимся в более отдаленных районах. Тот же принцип мы видим и в родословии Фарры, где Авраам, будучи младшим из сыновей, назван первым (Быт.11:27) в сравнении с теми, о ком далее идет речь. сократив возраст Иареда, Мафусала и Ламеха при рождении ими первенцев, самарийское пятикнижие оставляет разрыв между творением и потопом в 1307 лет вместо 1659 согласно еврейскому тексту.
Перевод Семидесяти напротив, указывает период в 2262 года путем добавления целого столетия к возрасту каждого из пяти патриархов, а также к возрасту Еноха при рождении им старших сыновей, а также путем незначительного изменения в возрасте двух последующих патриархов. Одно существенное разногласие в хронологии, взятой из перевода Семидесяти, делает ее неосновательной. Если придерживаться этой хронологии, то число лет Мафусала при рождении Ламеха будет приходиться на 14 год после потопа.
Но из перевода со всей очевидностью следует, что после потопа остались в живых только Ной и его сыновья с женами. Изменения, допущенные в самарийском переводе, учитывая тот факт, что в нем имеются и ряд других вольных изменений в пользу религии самарян, делает хронологию, представленную в нем весьма сомнительной. Допотопная история, согласно Иосифу Флавию (всего 2256 лет) практически та же самая и поэтому не представляет большой ценности. В виду этих фактов целесообразно отвергнуть все эти варианты древних переводов, как не имеющих реальной ценности и нужно остановиться на еврейском подлиннике, свидетельствующем о разрыве между творением и потопом в 1656 лет.
Древняя месопотамская традиция также свидетельствует о 10 поколениях до потопа и большей продолжительности жизни людей того времени. Вавилонская летопись начинается словами о том, что «Всевышний сошел с небес и сделал «алулим» т.е. человека основателем всего человеческого рода (ср. Евр. «Адам»). Между той и другой летописью другого сходства нет ни в именах, ни в исторических периодах.
По материалам библейского комментария АСД