1. Авраам поднялся оттуда — О причине переселения Авраама из дубравы Мамре близ Хеврона (Быт.13:18, 14:13) на юг в Негеб (Быт.13:1) ничего не говорится. Возможно, что Сам Бог направил его стопы туда, чтобы он проводил жизнь странника, либо для того, чтобы он был свидетелем окружающим народам. Возможно так же, что его стадам были необходимы свежие пастбища, или же политические неурядицы нарушали мир и его спокойствие в той стране, где он жил. В то время как в Мамре, близ Хеврона, владычествовали первые союзники Авраама — Ешкол и Анер, аморреи (Быт.14:13), то позднее этими районами завладели хеттеи (Быт.23:3). Критики утверждают, что до XIX века до Р.Хр. хеттеи могли поселиться в Южной Палестине, однако недавние раскопки показывают, что было именно так, как описано в Библии. Некоторые из них, видимо, добрались до Хеарона и изгнали оттуда Аморреев. Если это так, то Авраам вероятно, переселился в Негеб, чтобы пережить неустойчивое время. Чтобы ни привело его на юг, он оставался там 20 лет.
Кадес и Сур — Кадес-Варна находился в 80 милях к юго-западу от Хеврона, а Сур к западу от Кадеса, недалеко от Египта (см. Быт.16:7). Слово «поселился» видимо указывает на то, что Авраам некоторое время провел в этой местности, что должно быть пробудило священные воспоминания с сердце Агари (см.Быт.16:7-14).
Герар — Поскольку южный Негеб был полупустынным районом, то его пастбища временами оказывались недостаточными. Эта местность, имевшая лишь немного оазисов, впоследствии была названа «Пустыней Син». Повернув на север, Авраам временно переселился в Герар, расположенном в весьма плодородной долине к югу от Газы. Огромные зернохранилища Персидского периода, найденные в большом Герарском холме, показывают, что этот город был центром производства зерна. Хотя данных нет, но можно предполагать, что город в те времена имел большое значение.
2. Она сестра моя — Хотя Авраам жил в мире и спокойствии по всей земле Ханаанской, где он ставил шатры свои, на этот раз у него были основания не доверять царю Герарскому из земли филистимской (Быт.21:33). Странно видеть того, кто нанес поражение объединенным войскам четырех месопотамских царей, неожиданно устрашившемуся единственного царька в небольшом городе. Еще более удивительно видеть то, как Авраам, являющийся мужем веры, неожиданно прибегает к такой же хитрости, которая принесла ему в Египте столько волнений и неприятностей (Быт.12:10-20). После многочисленных доказательств всемогущества и охраны Божьей, которые видел к себе Авраам, его вторичное малодушие и в самом деле удивительно. После его первой ошибки прошло 20 лет и возможно, что время стерло всякую память об этом.
Авимелех — Имя «Авимелех» — «мой отец царь» видимо представляло собой вместо личного имени филистимский эквивалент титула «фараон» в Египте. Царь Герара во дни Исаака назван Авимелехом (Быт.26:8) так же как Анхус царь Ефеский во дни Давида (1Цар.21:10). Царь Герарский, по-видимому, брал в свой гарем всех незамужних женщин своего царства, которые нравились ему. Более странно, чем 25 лет назад, кажется то, что Сарра в возрасте 90 лет продолжала оставаться настолько привлекательной, что ее пожелал взять к себе палестинский царь. Впрочем, у нее впереди оставалось еще целых 40 лет. Авимелех, по-видимому, так же посредством этого брака намеревался утвердить союз между ним и Авраамом. Он чувствовал, что присутствие рядом с ним Авраама несет за собою благословение (Быт. 20:15).
3. Во сне — Посредством сна Бог обычно открывался язычникам, как например фараону (Быт.41:1), а также Навуходоносору (Быт.4:5). Патриархам и пророкам Бог давал видения. Но иногда Он беседовал с ними и во сне.
Ты умрешь — К Авимелеху пристала болезнь, постигшая весь его дом.
4. Не прикасайся к ней — Авимелех не мог обесчестить Сарру. От этого его удержала болезнь, о природе которой в приведенном стихе не говорится. Слова из приведенного стиха имеют целью подчеркнуть, что Исаака, который должен был родится вскоре, нельзя считать сыном Авимелеха, но сыном Авраама.
Владыка, неужели Ты погубишь — В древние времена сны считались от Бога, и Авимелех естественно поверил, что Явившийся ему, был Богом. Власть, с какой обратился к нему, была явно выше его царского авторитета.
6. В простоте сердца твоего — Авимелех не умышленно причинил обиду посланнику Небесного Царя. По-видимому, языческий царь был человеком справедливым, ибо его совесть осталась незапятнанной. Этот факт говорит о том, что филистимляне в то время не были столь развратны, как жители Содома. Вероятно, то же можно было бы сказать и о других ханаанских народах. Мера их беззакония еще не наполнилась (Быт.15:16).
7. Он пророк — Здесь впервые упоминается это слово «пророк» (наби). Оно происходит от корневого слова «наба», что значит «провозглашать, вызывать, объявлять». Следовательно, в Библии это слово «пророк» обозначает того, кто возвещает Божественные вести. Эти вести могут относится к прошлому, настоящему и будущему. Они представляют собой либо, описание, призыв, наставление, утешение, либо предсказание. В слове «пророк» так же заключена мысль о посредничества. Он «просит» за кого-либо. Он может беседовать с человеком от имени Бога, или наоборот. Из ст.7 видно, что об Аврааме сказано во втором смысле. Он должен был помолится Богу об Авимелехе. Тот факт, что слово «наби» (пророк) употребляется здесь впервые, не исключает мысли о том, что дух Пророчества был среди людей с самого начала (Быт.9:25-27, Деян.3:21, Иуд.14-15). Утверждение о том, что употребление этого слова в книгах Моисея указывает, что их происхождение нельзя относить к более древнему периоду, чем жизнь Самуила, до которого пророк назывался «прозорливец» (1Цар.9:9) так же лишено основания. Слово «пророк» в устах Моисея означает «получатель» Божественных откровений. Слово «прозорливец» прочно вошло в употребление во дни судей и дожило до дней Самуила, при жизни которого оно было вытеснено более древним словом.
Помолиться о тебе — О ценности посреднической молитвы хорошо сказано в Иак.5:16. Обещание Авимелеху о том, что по молитве Авраама к нему возвратится его здоровье, подтверждает истину о том, что праведник может стать средством благословения другим (см. Деян.9:17-18). Намерение Божие состоит в том, чтобы к Его представителям направлять тех, которые восприимчивы к истине.
8. Призвал всех рабов своих — еврейское слово, переведенное здесь словом «рабы», обозначает служителей всех рангов. Они так же были обеспокоены сложившимся положением и ожидали от царя правильного решения.
9. Призвал Авимелех Авраама — Укоризненные слова, сказанные некогда фараоном Аврааму (Быт.12:18-19) здесь были еще более уместны. Слова Авимелеха, по-видимому, показались Аврааму особенно унизительными. Тот, кто был послан посредством учения и личной жизни быть представителем истинного Бога пред языческими народами, теперь сам заслуживал осуждения со стороны языческих царей. Это неискреннее поведение не только омрачало счастье его собственного дома, но и причиняло скорбь людям, гостеприимством которых он воспользовался.
12. Она . . . сестра мне — Авраам защищал свой поступок, исходя из того, что в Гераре нет «страха Божия», и, следовательно, его жизнь находилась в опасности (Быт.12:4-10). Больше того, он оправдывал свою отговорку тем, что Сарра действительно было его сестрой (двоюродной), и в то же время его женой. Он старался сделать вид, что он ни в чем не отклонился от истины. Но открыв свою истину о себе, он оказался обманщиком. О браках между братьями и сестрами см. Быт.4:1.
13. В какое ни придем место — Это уже не первый случай, когда Авраам выдавал Сарру за свою сестру. По-видимому, это стало у него привычкой, и только в Египте его хитрость причинила ему большую неприятность. Обман, успешно применявшийся Авраамом много лет подряд, с тех пор, как он имел горький опыт с фараоном, заставил его забыть об этом уроке нравственности (Еккл.8:11), а легкость, с которой Бог избавил его от серьезного затруднения, видимо так же сделала его менее осторожным. Уединенная жизнь женщин способствовала Аврааму воспользоваться изобретенной им хитростью. Проводя большую часть своего времени в шатрах, вдали от посторонних взоров, женщины редко видели мужчин (Быт.18:9). Встреча Авимелеха с ней, по-видимому, была случайной, возможно в тот момент, когда она отлучилась из дома, чтобы почерпнуть воды из общественного колодца (Быт.34:1-4). Как бы там ни было, но время рождения обетованного семени быстро приближалось (Быт.21:1) и сатана воспользовался слабостью Авраама с тем, чтобы помешать исполнению божественного намерения (Быт.12:12-20, Откр.12:1-4).
14. Взял Авимелех крупного и мелкого скота — Дары Авимелеха были подобны дарам фараона (Быт.12:16), но побудительная сила их была другая. Дары фараона были «ради Сарры», как приданное, дары же Авимелеха имели целью умилостивить Авраама за то зло, которое он причинил ему.
15. Вот земля моя пред тобою — Это благородное предложение Авимелеха противоположно просьбе фараона, которую он высказал в подобных обстоятельствах (Быт.12:19-20). Авимелех старался убедить Авраама в том, что он не желает ему зла и желает с ним поддерживать хорошие отношения, почитая его за богатого месопотамского князя. Зная о том, что за несколько лет до этого Авраам спас жителей Содома, Авимелех видимо боялся отмщения за свой поступок.
16. Тысячу сиклей серебра — Хотя в еврейском подлиннике нет слова «сиклей», однако оно является непосредственным дополнением к слову «тысячу». Чеканных денег до персидского периода не было. Драгоценные металлы дробились на кусочки и оценивались по весу. Поскольку вес сикля в разных местностях и в разные времена были разными, то оценить его достоинство в наши дни в денежном выражении очень трудно. Один сикль, найденный при раскопках в Кириат-Шефере, на территории Палестины, весит 11,4 гр., тогда как египетский и вавилонский сикль весит от 8,8 гр. До 9,9 гр. Если один сикль мы будем считать за 10 гр., то тысяча сиклей будет соответствовать 22 фунтам. Поскольку денежная покупательная способность в то время была намного выше, то приведенную цифру следует значительно увеличить с тем, чтобы иметь правильное представление о ценности дара, который получил Авраам. Выражение «брату твоему» Авимелех по-видимому употребил в ироническом смысле.
Вот это тебе покрывало для очей — Значение этих стихов не ясно. В буквальном смысле «покрывало» означает вуаль для лица, в переносном — «дар умилостивления за перенесенное зло». Еврейское слово, переведенное в первом издании английской Библии словом «он» (т.е. Авраам), можно перевести так же словом «оно», как относящееся к Аврааму, тогда Авимелех имел здесь в виду, что отныне отдает Сарру под покровительство Авраамово, или что отныне он должен проявить о ней большую заботу. Если же с другой стороны оно относится к дару, то Авимелех имел в виду следующее: «Прими мой дар как доказательство твоей невиновности, а также как знак моего благорасположения». Три особенности контекста указывают на то, что приведенное выражение относится скорее к дару, чем к Аврааму:
- Авимелех желал иметь дружбу с Авраамом. (см.ст.15);
- Предыдущие слова говорят о том, что дар был в центре внимания.
- Покрывало должно было свидетельствовать служанкам Сарры о том, что зло устранено и неприятность улажена.
Пред всеми, которые с тобою — Вероятно эти слова относятся к служанкам Сарры, которые во время происшедшего находились рядом с ней. Выражение «пред всеми» может относится ко всем домочадцам дома Авраамова или к тем, которым стало известно о данном случае. Из этой фразы видно, что «покрывало» имело целью по крайней мере частично скрыть ее «лицо» пред остальными членами дома Авраама, что среди жителей Востока считалось очень важно.
Ты оправдана — Это выражение в еврейском подлиннике заставляет нас столкнуться с двумя трудностями.
- В некоторых ранних переводах опущено слово «и так», объединяющее это выражение со словами «пред всеми».
- Из еврейского подлинника не ясно: имеется в виду «она» или «ты». Указание на гласный звук, которое делает различие между словами, было добавлено мазоретами несколько столетий после Христа. Если согласиться с мазоретами, то Сарра была порицаема Авимелехом за то, что стала виновницей неприятности. Если же мазореты допустили ошибку, то приходится признать правильным следующий вариант: «. . . и во всех отношениях ты оправдана», или «пред всеми ты оправдана».
17. Исцелил Бог Авимелеха — Если бы Авраам не получил удовлетворения, то Авимелех был бы предан смерти (Быт.3:7). Еврейское слово, переведенное как «рабыни», относится к женщинам, находившимся в царском гареме. Для обозначения женщин-служанок в ст.14 употребляется другое слово.
18. Заключил — По мнению жителей Востока, у которых рождение детей считалось самым большим благословением, бесплодие почиталось величайшим несчастьем. Быть бездетным считалось позором (Быт.30:23, Лук.1:25 и т.д.). Более того, если в семействе Авимелеха не будут более рождаться дети, то это значит, что его семейство со временем вымрет.
По материалам библейского комментария АСД