Бытие глава 46
И отправился Израиль со всем, что у него было, и пришел в Вирсавию – Стан Иакова вероятно находился в Хевроне много лет (Быт.35:27, 37:14). Здесь были похороны его деда Авраама и отца Исаака, а также многих членов семейства. Вирсавия видимо была местом расставания. Здесь по пути в Египет на границе с Ханааном, где Авраам (Быт.21:33) и Исаак (Быт.26:25) воздвигли жертвенник Иегове, Иаков остановился. Когда Иаков проходил это священное место и видел вероятно остатки жертвенника, построенного его отцом, то он остановился, чтобы принести жертвоприношение Богу, Который в прошлом поступил с ним так милостиво. Эти жертвоприношения, вероятно, были жертвой благодарности за добрые известия об Иосифе. Возможно так же Иаков желал посоветоваться с Богом о своем странствовании в Египет, которое было связано с мрачным предзнаменованием в виду бедственных событий, открытых Аврааму (Быт.15:13). Иаков несомненно на этом месте вручил себя и свое семейство попечению Божию.
И сказал Бог Израилю –Это, по-видимому, было первое видение, которое Иаков получил за много лет. Прошлые откровения он получал ночью в виде сновидений (Быт.28:12, 31:11). Данное откровение названо не сном, а ночным видением.
Иаков! Иаков! – Бог назвал его этим именем вероятно потому, чтобы напомнить ему, кем он был раньше. Отражение своего прежнего характера он теперь ясно видел в характере своих сыновей. Когда-то он обманул своего отца и брата. Его собственные сыновья держали его в обмане относительно Иосифа целых 22 года. Много раз он надеялся увидеть в характере своих сыновей более благородные черты, но увы всякий раз сталкивался с невоздержанными плотскими привычками, которые были присущие ему самому в течение многих лет.
Бог сказал: Я Бог, Бог отца твоего; не бойся идти в Египет – Этот призыв Божий показывает, что Иаков боялся, будет ли его странствование в Египет во благо. Он очень хотел увидеть Иосифа, своего давно пропавшего сына. Но вместе с тем он помнил о пагубных последствиях странствования Авраама в Египет (Быт.12:14-20), а также о том, что Бог однажды запретил Исааку идти туда когда там был голод (Быт.26:2) Будет ли его странствование одобрено Богом или нет? Этот вопрос для патриарха был весьма серьезным. Но вот Бог Сам одобрил его странствования и дал ему убедительные обетования. Как и раньше, отправляясь в Месопотамию, так и теперь в Египет – Иаков получил заверение Божие в том, что Он будет с ним, что Его обетование относительно потомства остается в силе, и что его переселение в Египет не означает оставление обетованной земли.
Я пойду с тобою в Египет, Я и выведу тебя обратно – В узком смысле это обетование исполнилось в отношении лично Иакова, когда его тело было возвращено в Ханаан для погребения, но в более широком смысле оно исполнилось при выходе потомков Иакова из Египта приблизительно 215 лет спустя.
Иаков и весь род его с ним – Ободренный Божественным обетованием, данным ему в ночном видении, Иаков отправился в Египет в сопровождении детей и внуков. Многие комментаторы обращают внимание на могильное изображение, найденное в Египте в Бени Хазан. По своему содержанию оно аналогично переселению Иакова в Египет, его описание уже встречалось в связи с первоначальным переселением Авраама в Египет (Быт.12:10). Оно рассказывает о прибытии в долину Нила в XIX веке до Р.Хр. во время царствования 12 династии. Это было по крайней мере два столетия до переселения Иакова в Египет, и, следовательно, данное изображение могло служить иллюстрацией описываемых здесь событий. Однако оно дает возможность ясно себе представить, как происходило переселение Иакова: изображает семитов мужчин и женщин с имуществом, нагруженным на ослов, и детей, находящихся в плетеных корзинах. Далее оно изображает разноцветную одежду и покрой этой одежды, обувь, оружие и даже музыкальные инструмент – миру.
Вот имена сынов Израилевых – Это выражение здесь встречается впервые. Численность семьи Иакова, которая должна стать великим народом, приводится здесь с ясной ссылкой на исполнение обетований, с которыми они пришли в Египет. Перечень именно включает не только «сыновей Израиля» в строгом смысле этого слова, но и самого патриарха, а также Иосифа с его двумя сыновьями, которые родились у него до переселения Иакова в Египет.
Сыны Рувима – Из четырех сыновей Рувима последние двое были вероятно грудными младенцами, т.к. при первом возвращении Рувима из Египта у него было только двое сыновей (Быт.42:37). Их имена имеют следующие значения: Ханох – это имя первородного сына Каина (Быт.4:7), его носил так же патриарх Енох (Быт.5:19). Оно означает – посвященный. Имя Хваллу значит «отделенный». Хецрон – «ограда», Харьми – «виноградарь» или «мой виноград».
Сыны Симеона – Иемуил означает «день Божий», Иамин – «правая рука», Огад – «соединенный», Иахин – «Он Бог», Цохар – «белизна» или «блеск», Саул – «просимый».
Хананеянка – Упоминание об одном из сыновей – Симеоне, как о «сыне хананеянки» указывает , что сыновья Иакова жен из хананеев обычно не брали. Как правило жен себе они брали из родственников, живущих в Месопотамии, семейств Измаила, сыновей Хеттуры или Исава. Жены хананеянки были, по-видимому, только у Симеона и Иуды (Быт.32:2).
Сыны Левия – Гирсон означает «изгнание», Кааф – «собрание», Мерари – «горький».
Сыны Иуды – О значении имени Фарес и Зара см. Быт.38:29-30. Ир и Онан, умершие в Ханаане, в число не входят. У Фареса было уже два сына «Есром» означает «ограда» (см.ст.9), Хамулл – «получивший милость».
Сыны Иссахара – Фола – «червь» или «красный», Фува – «рот». Иов – видимо сокращенная форма от «Иашув» (см.Числ.26:24, 1Цар.7:1) оно означает «поворачиваться». Имя Шимран означает «стража».
Сыны Завулона – Серед – «страх», Елон – «дуб», Иахмил – «жди Бога».
И Дину, дочь его – Дина, по-видимому, осталась незамужней вследствие того несчастья, которое произошло с ней в Сихеме. Поэтому здесь она упоминается как независимый член семьи.
Всех душ сынов его и дочерей его — тридцать три – Это число действительно лишь при условии если из него исключены Ир и Онан, а вместо них включены Иаков и Дина. Шесть сыновей Лии, 23 правнука, которые еще были живы, два правнука сына Фареса и одна дочь составляют 32 лица, а вместе с Иаковом – 33.
Сыны Гада – Цифион означает «ожидание», Хапи – «праздничный», Шуни – «спокойный», Эцбон – «трудящийся», Эри – «охраняющий», Ароди – «сгорбленный» и Арели – «лев Божий».
Сыны Асира – Значение имени Имна не ясно. Ишва и Ишви означают одно и то же «он равен». Имя их сестры Серах означает «изобилие». Хеврон – «друг, товарищ», Малхиил – «царь Божий».
Трудно представить себе, чтобы в числе многочисленных внуков Иакова, из которых 51 перечислены по именам, была всего одна женщина, дочь Асира. Она упоминается здесь, вероятно, по той же причине, что и Дина (ст.15), потому что она осталась незамужней.
Шестнадцать душ – 2 сына Зелфы, 11 внуков, 1 внучка и 2 правнука составляют число 16.
Манассия и Ефрем – см. Быт. 41:50-52.
Сыны Вениамина – Бела – «пожирающий», Бехер – «молодой верблюд». Значение имен Ашбил, Гера, Муппим и Арц – не ясно. Нааман – «удовольствие», Эхи – «брат мой», Рочи – «глава», Хуппим – «покрывала». В родословии Вениамина согласно Числ.26:40 Нааман и Ард указаны как сыны Белы, т.е. внуки Вениамина. Дело в том, что два сына Вениамина – Нааман и Ард умерли без наследников. Таким образом Бела назвала своих сыновей по именам своих умерших братьев. Таким образом они не только приняли имена своих дядей, но и заняли соответствующее положение в колене – стали главами семейств. Имена Бехер, Нера и Рош, упоминаемые в Числ.26, так же могут быть опущены потому что названные лица так же умерли, не оставив после себя наследников.
Всего четырнадцать душ – Два сына Рахили и 12 внуков составляют число 14.
Сын Дана: Хушим – Здесь указан только один сын Дана. Множественное число «сыны» здесь употребляется как стереотипная форма, вернее фраза. Другим примером аналогичного употребления служит ст.15, где говорится о дочерях, хотя упоминается лишь одна Дина. Значение имени «Хушим» здесь не ясно.
Сыны Неффалима – Иахцеил означает «предназначенный Богом». Значение «Гуни» неизвестно. Иецер означает «образ» или «рама», Шилем – «воздаяние».
Всего семь душ – В это число входят 2 сына и 5 внуков Валлы.
Всех душ, пришедших с Иаковом в Египет – В это число входят только потомки Иакова, которые в момент переселения в Египет были живы. Но в это число не входят жены его сыновей и его замужние жены, поскольку таковые вошли в другие колена. В число 66 входят следующие лица:
Одиннадцать сыновей Иакова и одна незамужняя дочь …12
Сыновья Рувима . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 4
Сыновья Симеона . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
Сыновья Левия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 3
Три сына и два внука Иуды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
Сыновья Иссахара . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Сыновья Завулона . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Сыновья Гада . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 7
Четыре сына, одна дочь и два внука . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Сын Дана . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ….. . . . . . . . . 1
Сыны Неффалима . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . 4
Сыновья Вениамина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 10
В С Е Г О : 66
Семьдесят – К числу 66 потомков Иакова, поселившихся в Египте, Моисей добавляет имена Иакова, Иосифа и его двух сыновей. Согласно Деян.7:14 Стефан увеличивает это число до 76. Это объясняется вероятно тем, что в это число он включил 5 внуков Иосифа.
Иуду послал он пред собою к Иосифу – Родословие дома Иакова сопровождается рассказом о переселении в Египет. Иуда, который показал свои способности руководителя в течение их первого странствования в Египет, теперь естественно был избран ими представлять престарелого патриарха и возвестить о его прибытии. Он должен так же получить от Иосифа необходимые указания относительно их поселения и, вернувшись, вести караван в землю Гесем (см. Быт.45:10). Тот факт, что на Иуду было возложено это задание, свидетельствует о том, что он уже был избран Иаковом как наследник его первородства. Вениамин, хотя был любимым сыном, был юн и неопытен и, как выяснилось впоследствии, не обладает способностью руководителя. Вениамин был только «волк» в то время как Иуда – «лев» (Быт.49:9,27).
Пал на шею его – Выражение «выехал навстречу» употребляется обычно для описания явления Божия. Здесь оно свидетельствует о славе, в которую был обличен Иосиф при встрече со своим отцом. Эта встреча ознаменовала для обоих высокий момент их жизни. Как горячо они стремились увидеть друг друга. Это можно себе представить, но не описать. Их любовь друг ко другу, переполнившаяся при этой радостной встрече в их сердцах, вылилась в слезах, которые они не могли больше удержать. Это были слезы радости, которые наступили после слез горя, пролитых во время долгой разлуки.
И сказал Израиль Иосифу: умру я теперь – Иаков не хотел умирать. Эти слова говорят только о том, что он был в высшей степени удовлетворен. Увидев Иосифа собственными глазами и убедившись в том, что его возлюбленный сын счастлив, он чувствовал, что большей радости у него в жизни не будет. Последнее желание его сердца было полностью удовлетворено, и он теперь был готов закончить свою жизнь, когда и где это будет угодно Богу.
Если фараон призовет вас и скажет – Первое, что намерен был сделать Иосиф, пригласив своих родственников в Египет – это представить отца и братьев фараону. Фараон вероятно думал поставить некоторых из них начальниками, считая, что они будут полезны ему как и Иосиф. Последний, видя соблазны египетской придворной жизни, а также неустойчивый характер своих братьев боялся, что они вскоре поддадутся и потеряют из виду свое будущее, определенное для них в плане Божием. Поэтому Иосиф указал им, чтобы они, если спросят их, что они по своему занятию пастухи и, следовательно, для придворной жизни не подходят.
Чтобы вас поселили в земле Гесем – Земля Гесем, расположенная в восточном районе дельты Нила, была исключительным местом для их скотоводства, хотя и близко от столицы (Быт.45:10), она изолировала их от египтян, и позволяла им жить своей собственной жизнью, иметь собственную культуру и служить, не мешая другим, своему Богу. Кроме того, они будут жить сравнительно близко от Ханаана, и в случае нужды смогут быстро переселиться туда. Таким образом Иосиф видел судьбу своего народа, веря, что настанет время, когда он должен будет покинуть Египет.
Ибо мерзость для Египтян всякий пастух овец – Эти слова, вероятно, принадлежат не Иосифу, а Моисею как историку, разъясняющему совет и поступок Иосифа. Если его братья заявят о своем желании продолжать занятие пастухов, то царь, по всей вероятности, согласится на их поселение в земле Гесем, которая изолирует их от Нильской долины, а также от египтян. Высказывание Моисея относительно пастухов подтверждается греческими писателями (Геродот) и Иосифом Флавием (Древности), а также изображениями на рельефах и картинах. Пастухи часто изображены несчастными людьми, грязными и нечесаными, оборванными и полуголодными, нередко хромыми или калеками.
По материалам библейского комментария АСД