3. На ваш рогатый скот. До настоящего времени эпидемии были направлены против самих египтян, а не против их собственности. Собственность, возможно, пострадала несколько от предыдущей язвы (см. Исх.8:24), но прежние страдания вызывали скорее досаду и боль. Теперь имущество было затронуто. Был ли Фараон более впечатлен бедствиями, приведшими к обнищанию своих подданных, чем теми, которые причинили ему личные страдания еще неизвестно. С этой целью рука Бога была сначала возложена на их рогатый скот, или скорее, на всех их домашних животных.
Лошади. Лошади были неизвестны до вторжения гиксосов, и, следовательно, не появляются в списке животных, представленных Аврааму (Быт.12:16). Впервые получили распространение при Восемнадцатой Династии. Они, кажется, использовались в основном на войне.
Верблюды. Верблюды не использовались широко на древнем Ближнем Востоке до 13 века до Р.Х.; и нечасто упоминается о них в более ранних библейских отчетах. Однако, изображения верблюдов, найденных в Египте, Сирии, Палестине и Месопотамии начиная с третьего и второго тысячелетия до Р.Х., показывают, что случаи приручения этих животных имели место задолго до 13-го века до Р.Х. (см. Быт.12:16; 24:11).
Моровая язва. Обычный еврейский термин для «падежа» скота, так предоставленный и в RSV. Поскольку особая болезнь здесь затрагивала только животных, слово могло бы быть предоставлено «чумой животных». Эпидемические болезни рогатого скота весьма распространены в Египте, и время от времени уносили огромное количество животных. Удивительный характер этого наказания, однако, был в том, что его объявили накануне, и тем фактом, что животные евреев оставались нетронутыми.
5. К следующему дню. Определенное время было установлено для появления язвы, как в предыдущем случае (Исх.8:23), чтобы Фараон мог признать в нем суд Бога. Кроме того, было бы время для тех, кто поверил Моисею и привел свой скот с полей (см. Исх.9:3).
6. Весь скот Египта. То есть, весь скот на полях (ст. 3). Во время следующей язвы многие египтяне все еще обладали животными (ст. 19). Факт, что много египтян увели свой рогатый скот, указывает, как глубоко они были впечатлены властью Бога и катастрофами, которые следовали одна за другой в быстрой последовательности.
Не умерло ничего. О различии между израильтянами и египтянами см. Исх.8:22.
7. Фараон послал. Впервые Фараон проявляет любопытство относительно этих эпидемий. Но, несмотря на подтверждение того, что факты соответствуют словам Моисея, он не был серьезно впечатлен. В каком-то смысле он, кажется, был менее затронут этой язвой, чем другие. Очевидно, он не понес большой личной потери, и денежные убытки его людей вызывали у него мало интереса. Он, возможно, приписал спасение животных Израиля здоровому воздуху Гесема, или лучшему уходу владельцев, так как они были профессиональными пастухами. Упрямое сердце всегда находит объяснения тому, чему оно хочет верить.
8. Возьмите. Шестая язва, как и третья, началась без предупреждения, хотя чудо должно было быть выполнено в присутствии фараона. Возможно, это произошло, как он был на пути к реке для совершения ежедневных обрядов, которые он выполнял там (см. Исх.7:15; 8:20).
Пепел печи. Ученые разделены относительно значения еврейского слова, переведенного как «пепел». Некоторые думают, что это должно быть переведено как «сажа». Печь была заводом. Эта язва в особенности, кажется, является выполнением обещания, сделанного Авраааму четырьмя столетиями ранее (ПП 267).
9. Воспаление. Возможно, «нарыв» или «воспаление с волдырями». Точный характер этой болезни не ясен. Некоторые считают, что так называемое Нильское воспаление случается ежегодно и оно вызывает почти невыносимый зуд. Так как эта болезнь распространена в Египте, люди едва считали бы это сверхъестественным, если бы оно не привело к беспрецедентной степени тяжести. Некоторые думали, что эта язва — оспа или кожное заболевание, подобное проказе.
11. Волхвы не могли устоять. Кажется, что фокусники до этого времени всегда присутствовали, когда творились чудеса, хотя они уже в течение некоторого времени не произвели свои поддельные чудеса. В этом случае язва коснулась их так серьезно, что они не могли сопровождать царя, но убежали в дома для защиты и лечения.
12. Господь ожесточил. Посмотрите на Исх.4:21.
13. Встань перед Фараоном. Шестая язва не повлияла на жестокое сердце Фараона, который не был тронут страданиями его людей или его собственным несчастьем. Моисею поэтому приказали, показаться, перед ним еще раз и предупредить его относительно еще более ужасных последующих наказаний.
Скажи ему. Моисей должен был повторить то же самое сообщение в тех же самых словах, как и прежде, указав, что Бог не изменяется (см. Исх.8:1, 20; 9:1; и т.д.). Длинное сообщение содержит предупреждения, данные, чтобы произвести впечатление даже на наиболее закоренелого грешника.
14. Язвы Мои в сердце твое. Это решительное объявление противопоставило ближайшее будущее недалекому прошлому и сообщило фараону, что Бог должен был привести на него еще более серьезный суд, чем раньше. Он мог бы теперь ожидать язвы большей интенсивности и в более быстрой последовательности, направленной прежде всего на его закоснелый и упрямый дух. Потеря первенца, будущего наследного принца, укротит его огрубевшее сердце, и он будет даже просить израильтян уйти, упрашивая их вождей, его злейших врагов, дать ему их благословения (Исх.12:32).
15. Я простер руку. На еврейском глаголы этого стиха находятся во времени группы perfect а не в будущем, как KJV передает их, и, таким образом, создает, по крайней мере, очевидное противоречие (см. далее ст.16).
16. Показать. Бог продолжает объяснять причину того, что не уничтожил Фараона, упрямство которого давно должно было привести к такому наказанию. Причина, здесь представленная, является двоякой:
- чтобы Фараон мог бы испытать и, таким образом, осознать силу истинного Бога и неоднократно вынужден был воздать славу Иегове;
- чтобы имя Бога могло бы быть объявлено всюду на земле.
Это произошло, и Фараон был вынужден признать не только превосходящую силу Бога, но также и Его справедливость (см. ст. 27). Могущественные события, предшествовавшие и сопровождавшие Исход, стали всемирно известными. В соответствии с египетским обычаем, не записывать неблагоприятных событий, египтяне не оставили записей об опыте Исхода на своих памятниках. Но они не могли предотвратить распространение истории этих великих событий другими странами (см. Исх.15:14; И.Нав.2:10; и т.д.) . И сегодня, спустя больше чем три тысячелетия после того, как эти «изумительные вещи» произошли «на земле Египта в области Цоана» (Пс.78:12), эта история все еще читается больше чем на тысяче языков, в каждой стране мира, провозглашаемая бесчисленными тысячами проповедников, и принимается миллионами евреев и христиан. Какое-либо пророчество могло быть более буквально выполнено, чем то, о котором говорят про фараона Египта?
Будущее время, используемое KJV в описании Исх.9:15-16 (см. на ст. 15) привело к непониманию характера Бога и природы Его деловых отношений с людьми. Это привело к тому, что может показаться, что Бог предопределил Фараону, чтобы проводить политику сопротивления Богу, и чтобы Бог мог воспользоваться его жестокосердием. Получается, что Бог создал его и посадил на трон Египта с одной целью — обречь его действовать вопреки Божественной воле. Такой вывод находится в противоречии со многими простыми заявлениями Священного писания, которые подтверждают, что Бог не предопределяет судьбу никакого человека, и при этом Он не «програмирует» человеческий выбор (см. И.Нав.24:15; Ис.55:1; Ин.1:12; Ин.3:16; Ин.7:37; Откр.22:17; и т.д.).
В оригинале мысль ст. 15 и 16 более верно выражена такими словами: «К настоящему времени Я, возможно, простер руку и поразил тебя и твоих людей язвой, и ты будешь удален с земли; но Я для того позволил тебе жить, чтобы показать тебе Мою власть, так, чтобы Мое имя могло быть объявлено всюду по всей земле» (RSV).
17. Ты еще противостоишь народу моему? Подразумевается, что даже в этот поздний час, Фараон возможно, избежал крупных бедствий, которые позже случились с ним и его людьми. У фараона должна была все же быть возможность решить для себя, будет ли он сотрудничать с Богом. В еврейском этот стих не является вопросом, а простым обьявлением факта, хотя смысл не изменен: «ты все еще возвеличиваешь себя», и т.д.
18. Завтра, в это самое время. То, что время было установлено до начала язвы, будет свидетельствовать фараону, что Иегова является Господом неба и земли, и что силы природы, все объекты египетского идолопоклонства, были существами в Его власти и подвластны Его воле. Далекие от способности помочь им, эти элементы, оцененные египтянами как их боги, находились под контролем Бога их врагов, и Он будет теперь использовать их в качестве инструментов для наказания тех, кто поклонялся им. Как сильно Бог ненавидит идолопоклонство!
Град весьма сильный. Дождь и, соответственно, град, сравнительно редки в Египте. Область Каира имеет только 50 мм ежегодных осадков, а к югу от Каира дождь — редкое явление. Иногда ни капли дождя не выпадает в течение многих лет. Понятно, поэтому, что град, такой как описан в ст. 23 и 24, был настолько экстраординарным случаем, что его считали действием Божественного наказания (см. ст. 27).
Со дня его основания. Это другое типично египетское выражение, использованное Моисеем на еврейском, которое с многочисленными другими, показывает, что автор хорошо знаком с египетским языком. В ст. 24 та же самая мысль выражена словами, «так как он стал народом». Много египетских надписей относятся к древнему прошлому, когда их первый царь объединил несколько племен в одну страну.
19. Собери стада твои. Даже во время суда Бог все еще проявлял милосердие, предупреждая египтян о нависшей смерти и советуя им спасти себя и свою собственность. Если бы Фараон и его слуги вняли предостережению, так милостиво данному, жизни людей и животных были бы спасены. Но предупреждение не было принято и произошли большие потери (ст. 25).
20. Убоялись. Впервые сделан намек, что были египтяне, которые научились бояться Господа. Очевидно эффект эпидемий постепенно убеждал многих из них, что Бог евреев был действительно могущественным Богом. Они, вероятно, еще не знали Его как единственного истинного Бога, но только как Того, кого было выгодно уважать и умилостивить. В результате эпидемий много египтян, должно быть, пришли к выводу, что это было бы для них преимуществом, чтобы присоединиться к презираемым евреям, по крайней мере, в формальной приверженности их Богу. Здесь, во время седьмой чумы, первый признак разногласия среди египтян, которые, кажется, до настоящего времени были едины в их оппозиции израильтянам. Некоторые из «слуг [должностных лиц] фараона» извлекли пользу из предостережения Моисея (гл. 9:19) и оставляли дома скот и пастухов в ожидании надвигающейся бури.
21. Не обратил сердца. Град достаточных размеров, чтобы подвергнуть опасности жизни людей и животных не был известен египтянам и казался совершенно невозможен. Моисей и Аарон, должно быть, поэтому обратились к большому количеству египтян, как и Лот говорил своим зятьям, но им «показалось, что он шутит» (Быт.19:14).
22. К небу. Направление руки к небесам было соответствующим, поскольку язва должна была прийти с небес. Рука Аарона была протянута на воды схожим способом во время первой и второй эпидемии (Исх.7:19-20; 8:6), и на «пыль земли» для третьей (Исх.8:17).
23. Моисей. Начиная с седьмой язвы Моисей выходит вперед как единственный представитель Бога. Называя представителей израильтян, Фараон все еще посылал за Моисеем и Аароном (ст. 27; Исз.10:8), поскольку эти двое, с которыми он имел дело со времени начала язв. Но Моисей теперь стал представителем Бога в присутствии фараона и исполнителем Божественных судов. К настоящему времени он, должно быть, потерял свою робость и боязливость и стал бесстрашным победителем для дела Божия, каким он и оставался до завершения его жизни.
Гром и град и огонь. Хотя был предсказан только град, молния и гром обычно сопровождают ливни в местностях с теплым климатом. Специфический электрический разряд, описанный здесь как огонь, бегущий «вперед на землю», кажется, был чем-то соответствующим «шаровым молниям».
25. Град. Серьезное бкедствие, поскольку молния, возможно, ее сопровождала, но град вызвал большее разрушение. Согласно данному предупреждению (ст.19), в открытом поле были убиты пастухи и оставленный рогатый скот.
Побил каждую траву. Не абсолютно всю, с тех пор согласно Исх.10:5 некоторая растительность сохранилась. Это указывает, скорее вид культуры и плодового дерева. Из Исх.9:31 видно, что только две зерновые культуры были полностью уничтожены, ячмень и лен, в то время как другие понесли ущерб в меньшей степени.
26. Только на земле Гесем. См. Исх.8:22; 9:4; 10:23.
27. Я согрешил. Язва града произвела более сильное впечатление на фараона, чем любая из предыдущих. Это был первая язва, которая приведет к смерти людей и была самым поразительным и ужасным проявлением Божественной власти, которую он испытал (ст. 24). Фараон вел себя поэтому скромнее, чем прежде, хотя он уже дважды звал Моисея и просил удалить эпидемии (Исх.8:8, 28), это было первым разом, когда гордый правитель признал ошибочность своих путей. Замечательным было это признание, но оно, однако, не свидетельствовало об искреннем раскаянии, на что указывает ограничение «на этот раз». Это было, скорее, результатом бедствий, больше причиненных молнией и разрушительным градом, чем подлинным раскаянием для греха..
28. Не буду удерживать. Снова фараон дал свое слово, чтобы позволить евреям уйти, если язва прекратиться.
29. Из города. Возможно Мемфис или Танис, более вероятно последний (см. на Исх.7:15), где фараон проживал, и в который Моисей и Аарон пошли, когда их послал Бог.
Простру руки. Это — один из нескольких текстов, в которых упомянут обычай простирания рук в молитве. Не только Моисей молился так, но также и Иов (Иов.11:13), Соломон (2Пар.6:13), и Ездра (Ездр.9:5).
Господня земля. Хотя слово переведено «земли», могло также означать «земля», и таким образом относиться к Египту, первый, вероятно, правилен, потому что Бога желал учить людей признавать Его, не как местного бога, но как Правителя неба и земли.
30. Но я знаю, что Вы еще не убоитесь. Моисей знал, что отношение фараона осталось бы столь же неизменным как всегда, как только облегчение от язвы наступит, но был достаточно смел, чтобы выразить его убеждение в присутствии короля. Истинный страх перед Богом приводит к повиновению Его заповедям, но страх Фараона был того вида, который испытывают бесы, поскольку они «также верят и трепещут» (Иак.2:19). Божий страх приводит к повиновению, но страх в сердце Фараона привел его к ложным обещаниям и еще большему греху. Подлинный «страх перед Господом» не является парализующим страхом, который почувствовал Фараон, но дух почтительного уважения, следующего из осознания возвышенного величия и власти Бога.
31. Лен. Информация относительно зерновых культур, которые пострадали, указывает на приблизительное время года, в котором появилась язва. Египтяне выращивали лен, потому что они предпочитали льняные одежды. Священники носили только полотно.
«Осеменился». Лучше, «цвел». Это указывало бы на конец января или начало февраля.
Ячмень. Ячмень выращивался, в основном, для производства пива, напитка древних египтян. Он также использовался для корма лошадям и использовался в качестве хлеба бедными классами людей.
32. Пшеница. В Египте урожай пшеницы начался приблизительно на месяц позже, чем урожай ячменя и продолжился до начала апреля.
Рожь не выращивалась в Египте, и скорее, еврейское слово здесь переведенное как «полба», в действительности обозначает низший сорт пшеницы, теперь обычно собираемой в Египте как второй урожай.
Замечание, что лен и ячмень были уничтожены, но что пшеница избежала уничтожения, показывает, что град, должно быть, появился или в конце января или в начале февраля. Это было бы за два или три месяца до Исхода. О продолжительности язв смотрите Исх.7:25 и 9:31.
34. Продолжал грешить. В извращенной закоренелости король «ожесточил сердце», как Моисей предсказал. Очевидно его советники поддерживали его в этом решении, хотя следующая язва убедила их в бессмысленности дальнейшего сопротивления (Исх.10:7). Поддерживали ли они Фараона из-за власти рабства или потому, что они еще не были убеждены во власти Бога, не ясно.
Как некоторые предыдущие эпидемии, седьмая снова продемонстрировала бесполезность раскаяния, порожденного страхом. Бог мог бы таким образом обеспечить подчинение всех людей, но это было бы бесполезно, потому что человеческие сердца не были бы покорены. Бог открывается, не в буре и огне страха, а в голосе совести, говорящей в груди человека.
По материалам библейского комментария АСД