Исход глава 17
1. Расположились в Рефидиме. Между пустыней Син, где Израиль впервые получил манну, и Рефидимом, было две остановки, Дофка и Алуш (Числ.33:12-13). Местоположение этих стоянок, а также Рефидима, неизвестно. Большинство библеистов искало Рефидим в Вади Фейран, который приводит к традиционной горе Синай. Другие отождествили его с Вади RefaЖyid, прежде всего, из-за подобия его имени с Рефидим. Вади RefaЖyid находится на расстоянии нескольких часов пути от горы Синай. Этот факт способствует идентификации Рефидим, с тех пор в нескольких текстах гора Хорив используется почти синонимично с горой Синай (см. Исх.17:6; 33:6; Пс.106:19; и т.д.).
Никакая вода. Путешествуя в конце весны, люди ожидали найти воду в долинах. Это, вероятно, объясняет тот факт, что вода не была взята в достаточном количестве. Сухое русло реки долины Рефидим, как оказалось, было причиной волнения более серьезного, чем какое-либо, которое они испытывали раньше.
2. Дайте нам воды пить. Несколько раз люди роптали; теперь они с горечью выражали недовольство. Так как Моисей уже дал им мясо и хлеб для еды, люди, возможно, ожидали, что он обеспечит их также и водой. Но их жалоба выразила сомнение, а не веру.
Искушаете Господа. Дети Израиля «искусили» Бога, испытывая Его терпение и вызвали Его святой гнев их непрерывным недостатком веры и благодарности. Вся история их странствия в пустыне — одно разражение. Долготерпение Бога к таким людям, которые «искушали и огорчали Бога Всевышнего» (Пс.77:56), удивительно. Они неоднократно » раздражали [Бога] делами своими» (Пс.105:29), «роптали в шатрах своих» (Пс.105:25), «возмутились у моря» (Пс.105:7), и «искусили Бога в необитаемой» (Пс.105:14).
3. Уморить жаждою нас. На короткое время слова Моисея, кажется, успокоили людей, но когда их жажда стала невыносимой, они возвратились к Моисею, пылая гневом. Снова обвинив его в том, что он привел их к смерти (см. Исх.14:11), они проявили печальное отсутствие веры.
4. Что мне делать? Моисей всегда приносил свои проблемы Господу (см. Исх.15:25; 32:30; 33:8; Числ.11:2, 11; 12:13; 14:13–19; и т.д.). Со своей стороны Моисей изучил Того, который призвал его, чтобы быть лидером Его народа, и каждый раз, когда он достигал предела человеческой мудрости, он находил всегда готового оказать помощь Помощника.
Побьют меня камнями. Ситуация, должно быть, была очень серьезной, и действительно, жизнь Моисея была в опасности. Практика побивания камнями впервые упомянута в Исх.8:26. Так как никакого описания смерти из-за побивания камнями не было найдено в Египте, эта форма смертной казни, кажется, возникла здесь, и была, несомненно, удобна из-за обилия доступных скал. Побивание камнями позже использовалось греками во время персидских войн (Геродот ix 5), и некоторыми другими народами. Это был один из самых легких способов убить преступника, не проливая его крови и казался особенно подходящим, когда все общество должно было быть призвано, чтобы отомстить за определенное преступления, такие как богохульство (Лев.24:16) или идолопоклонство (Втор.13:10; 17:5–7). Здесь в Рефидим, однако, это был случай мятежа, прямого восстания, чтобы избавиться от ненавистного лидера, которого они считали ответственным за их невыносимые страдания. Жажда, может, конечно, оказаться, худшей пыткой.
5. Пройди перед народом. Беря с собой некоторых старейшин, как свидетелей, Моисей должен был оставить людей в Рефидиме и подняться в горы перед местом, где люди расположились лагерем. Совершение этого чуда должно было засвидетельствовано только старейшинами, в отличие от второго подобного опыта, когда вода была дана в присутствии всех людей (Числ.20:8—11).
6. Я стану перед тобой. Господь обещал прийти лично на помощь Моисею. Именно Его милостивое присутствие заставило воду потечь из скалы, хотя этого не должно было быть, Моисей не должен был ударять его своим жезлом, чтобы люди могли бы признать его, как представителя Бога.
7. Масса и Мерива. «Искушение» и «ропот». Неверие, проявленное здесь, этими именами должно было продолжать напоминать Израилю Божьи уроки, разработанные, чтобы научить их (Втор.6:16; Пс.78:20; 95:8; 105:41). Местоположение этой скалы не известно, но ввиду факта, что это было «в Хориве» (ст. 6), это, кажется, было близко к Рефидиму.
8. Тогда пришли Амаликитяне. Амалекитяне были потомками внука Исава, в честь которого их назвали (Быт.36:12). Отделившись от своих братьев, вскоре они, кажется, стали лидерами среди народов в северной части Синайского полуострова. Хотя они были родней Израилю, они смотрели с подозрением на занятие своих пастбищ евреями и были приговорены к уничтожение (ПП 300). Начиная с этого первого столкновения в Рефидиме, долгая и горькая вражда развилась между этими двумя народами. Год спустя израильтяне были побеждены Амаликитянами, которые объединили свои силы с Хананеями в Кадес-Варни (Чис.14:45). В период судей амаликитяне стремились подчинить Израиль, но были побеждены войском Гедеона (Суд.6:33). Саул и Давид неоднократно побеждали их (1Цар.14:48; 15: 7.; 27: 8; 30:17, 18; 2Цар.8:12)., И, наконец последние остатки этой нации были уничтожены сынами Симеона во время царствование царя Езекии (1Пар.4:41-43)
Воевали с Израильтянами. Это сражение началось с предательского нападения с задней стороны длинной колонны евреев. «Побил сзади тебя всех ослабевших, когда ты устал и утомился, и не побоялся он Бога» (Втор.25:18). Это позорное нападение было расценено Богом как личное оскорбление, и хотя заключительное возмездие долго откладывалось, об этом никогда не забывали, поскольку в свое время Бог поручил Саулу уничтожить их (1Цар.15:2-3). Именно из-за ропота израильтян Бог разрешил Амаликитянам нападать на них в Рефидиме (ПП 298).
9. Иисус. Преемник Моисея и позже руководитель Израиля, здесь появляется в рассказе впервые. Иисус, имя которого означает «Иегова спасение», или «Иегова помогает», был князь колена Ефремова, который личное помогал Моисею или до, или вскоре после сражения с Амаликитянами (см. Числ.13:8;Исх.24:13). Когда он был избран Моисеем, его имя было Hoshea или Осия, что означает «спасение». Его более значащее имя, Иегошуа или Иисус, «Иегова — спасение» или «Иегова, помогает», было дано ему Моисеем позднее (Числ.13:8, 16). Имя Иисус — греческий эквивалент еврейского имени Иешуа (см. Евр.4:8).
Выбери нам мужей. Это было, вероятно, вечером, когда Моисей услышал о нападении с тыла, и было мало возможностей исправить положение до следующего дня (Исх.17:9). Но приготовления относительно встречи врага следующим утром были сделаны. Эта подготовка состояла в выборе мужчин, пригодных для сражения, и, вероятно, также во встречах для обсуждения стратегии с лидерами группы и инструкциями в последние минуты для сражения утром.
Жезл Божий в моей руке. В то время как Моисей послал своих мужей в бой и сделал все по-человечески возможное, чтобы гарантировать победу над предательским врагом, он продемонстрировал также свое доверие к Богу, а не к человеческой силе (cf. Иер.17:5). Хотя он знал, что победа приходит от Господа, это доверие не препятствовало ему приложить все усилия, чтобы защитить женщин и детей, стариков и немощных. Божественная сила всегда должна объединяться с человеческим стремлением.
10. Ор. Ор, который также занимал видное положение (Исх.24:14), был потомком Иуды через Халева, сына Есрома (1Пар.2:18—20). Его внук, Веселиил, был строителем скинии (Исх.31:2). Согласно одной еврейской традиции, он был мужем Мариамь, а согласно другой, ее сыном.
11. Израиль одолевал. Подъем рук обычно расценивался древними еврейскими учеными, отцами церкви, Реформаторами, и многими современными комментаторами, как признак или поза для молитвы. На протяжении Библейских времен обычай поднимания рук в молитве соблюдался благочестивыми и искренними верующими. Несколько комментаторов расценили позу Моисея, с его поднятыми руками, как положение командующего, управляющего и направляющего сражение, но это мнение должно быть отклонено, так как Моисей не выступал в роли главнокомандующего.
Он передал командование Иисусу (ст. 9). А сам он обращался в искренней молитве к Богу за помощью и победой (ПП 299). Вопрос был поднят относительно того, почему Моисей не продолжал молиться, даже когда его руки устали. Только те, кто пытался молиться непрерывно в течение больших промежутков времени, знают, насколько трудное такое действие. Возможно, когда Моисей опускал руки из-за усталости, он отдыхал также от умственного напряжения, необходимого для молитвы. Чтобы запечатлеть в сердцах Израиля важность заступнической молитвы, Бог разрешил победе и поражению чередоваться. В то же время Бог хотел, чтобы Его народ узнал, что успех должен был быть найден в сотрудничестве с поставленными Им руководителями.
12. Аарон и Ор. Работа в команде преобладала. В то время как Израиль под командованием Иисуса Навина боролся за свое существование внизу в долине, два товарища Моисея поддержали его. Эта поддержка не была только физической, но и, вероятно, также духовной. Они продолжили вместе с ним заступничество, пока окончательная победа не была одержана в конце дня.
В этом опыте находится глубокий духовный урок для каждого христианина и для церкви в целом. Из него мы узнаем, что молитва и прошение важны для победы над нашими врагами. Пока руки протянуты и душа взывает в молитве, наши духовные противники будут побеждены. Когда о молитве забывают, и связь с Богом ослаблена, духовные противники будут одерживать победу, так что в итоге связь с небесами может быть полностью разрушена. С другой стороны, церковь уверена в победе над всеми силами зла, пока его руководители — мужи молитвы, и пока ее члены сотрудничают со служителями, поддерживая их молитвами и примерной жизнью.
14. Напиши. Это — первое упоминание в Священном Писании. До недавнего времени не было известно, как это было сделано и какой вариант записи использовался. Факт, что алфавитное письмо существовало во время Моисея, был обнаружен во время Первой мировой войны. Ранее, было известно только то, что алфавитное письмо использовалось различными народами Палестины, особенно финикийцами в первом тысячелетии до Р.Х., и что европейские алфавиты разработаны, через промежуточные стадии греческого и латыни, из этого оригинального финикийского подлинника. Авторитетные критики насмехались над идеей, что Моисей, возможно, написал Пятикнижие на еврейском языке в течение второго тысячелетия до Р.Х., убежденные, что еврейской письменности не существовало в то время. Те, кто признавали, что Моисей, возможно, написал часть Пятикнижия или определенные события, такие как это, считали, что он, должно быть, использовал или египетский иероглифический шрифт или вавилонский клинописный.
Согласно доказательствам кажется вероятным, что первая алфавитная форма письма была изобретена — если не в Финикии или южной Палестине — в самой области Синая, где Моисей получил указание записать историю поражения Амалика в книге. В 1916 году доктор Алан Гардинер опубликовал свою первую попытку расшифровать надписи, найденные приблизительно десятью годами ранее сэром Флиндерсом Петри в египетских медных рудниках Вади MagaЖra на Синае. Последующие экспедиции добавили еще больше надписей из этого места, и объединенный труд многих выдающихся лингвистов привел к возможности расшифровать этот ранее неизвестный отрывок. Эти записи освещают удивительный факт, что они составляют самые ранние попытки создания Семитской письменности, состоявшей приблизительно из 25 знаков.
Изобретателями этого алфавита были, вероятно, Хананеи, которые работали на египтян в шахтах на Синае. Они, возможно, не имели никакого собственного письменного языка, но познакомились с иероглифической системой написания, используемой в течение многих веков в Египте. Например, единственный способ, которым египтяне могли выразить в письменной форме идею дома, был, иероглифический рисунок или картинка дома. В какой-то момент хананеям, работавшим в шахтах, пришла в голову блестящая идея использовать определенные египетские иероглифы, чтобы передать абстрактные фонетические звуки вместо конкретных объектов. На ханаанском языке дом был bayith. Первый звук слова bayith — b, они привязали к египетскому иероглифу «дом». Применение этого принципа позволило небольшому количеству знаков выражать то, что они хотели сказать. Это было изобретением, имеющим далеко идущее значение. И при этом оно не было значительно улучшено с тех пор. Мы все еще используем модифицированную форму алфавитного письма, изобретенного, вероятно, на Синайском полуострове перед Исходом. Наша буква b, например, является прямым потомком того первого символа, использованного на Синае для обозначения этого звука.
Изобретение алфавитного письма незадолго до Исхода было таким же чудесным подарком Бога, как изобретение печати наборным шрифтом незадолго до Реформации. Библия никогда, возможно, не стала бы «народной книгой», если бы было необходимо написать ее сложными иероглифическими или клинописными системами, которые предшествовали изобретению алфавитного письма. С этими новыми возможностями, с которыми Моисей, вероятно, познакомился во время своего длительного пребывания на Синае, было легко записать историю взаимоотношений Бога с Его народом, а также различные постановления, содержащиеся в Пятикнижии. Было также легко научиться читать такое письмо. Не случайно, еврейские Священные Писания составляют самую старую и самую полную хронологическую запись человеческого рода и попыток Бога спасти человека из царства сатаны.
В книгу. «Книга», в которой Моисей написал историю нападения и поражения Амалика, вероятно, состояла из свитков папируса, наиболее распространенных египетских письменных принадлежностей. Этот предок бумаги был сделан из волокон стебля растения папируса, произраставшего в болотах Нильской Дельты. Листы папируса состояли из одного слоя пропитанных волокон и наложенным сверху другим слоем, расположенным волокнами в другом направлении. Слои склеивались, спрессовывались, сушились и разглаживались протиранием листов камнем пемзы. Наконец, несколько листов были скреплены вместе, чтобы сформировать рулон средней ширины 9 или 10 дюймов и длиной от 10 до 30 футов. Такой свиток был бы достаточно длинным, чтобы вместить любую из пяти книг Пятикнижия.
Из замечания, сделанного в Числ.33:2 видно, что Моисей вел дневник странствия Израиля по пустыне, которая сформировала основу записей Числа 33 гл. и исторического рассказа, который он оставил нам. Моисей, вероятно, приобрел привычку вести дневник в течение первых 40 лет его жизни при египетском дворе, поскольку мы знаем из отчетов Тутмоса III, вероятного современника Моисея, что все события, связанные с военными кампаниями, были «зарегистрированы в [каждый] день его именем», и что после завершения кампании эти полевые записи были внесены в «кожаный свиток в храме Амона» (cf. ПП 245). Для Моисея, поэтому, не показалось бы удивительным, получив указание, сделать запись предательского нападения и поражения Амалика для дальнейшего использования как «летописи».
Внуши Иисусу. Эти слова показывают, что Иисус Навин был уже избран Богом, чтобы следовать за Моисеем.
Я совершенно изглажу память. Разрушение этой отрасли Едомитов было установлено приказом, тогда как остальная часть Едомитян находилась под Божественной защитой (см. Втор.2:4-5). Амаликитяне жестоко напали на Божий народ, не проявив сострадания даже к собственным родственникам (Втор.25:18). Это нападение, совершенно неспровоцированное, показало их ненависть и отвержение Бога и предопределило их гибель как нации (ПП 300).
15. Моисей построил жертвенник. Строительство жертвенника подразумевает принесение жертвы. Поскольку жертва приносилась в ознаменование победы, это, должно быть, была жертва благодарности.
Иегова-Нисси. В названии жертвенника Моисей последовал примеру Иакова, который назвал один из своих жертвенников El-elohe-Israel (Быт.33:20). Название жертвенника Моисея означало «Господь — мое знамя» и было предназначено, чтобы прославить Бога за победу над Амаликитянами. Моисей держал «Жезл Бога» (Втор.17:9), во время сражения, как солдаты держат свои знамена, и как солдаты следуют за знаменем, Израиль также следовал указаниям Бога. Таким образом Господь стал их знаменем. В то время как в Египте израильтяне часто видели военные знамена египетских армий, которые несли на себе иллюстрированные изображения их богов Аминь, Ра, Пты, Sutekh и других, в честь которых и были названы эти армии. Называя жертвенник «Господь мое знамя», Моисей использовал знакомый язык и в то же время обратил внимание на то, что знамя Господа было более могущественным, чем эмблемы амаликитян.
Название «Иегова Нисси» выступает святым дерзновением.
16. Поскольку Господь поклялся. Буквально, «Поскольку рука [Amalek] была против престола Господа». Еврейский текст этого отрывка неясен. Предоставление RSV, «Рука на знамени Господа!» основано на изменении одного согласного, которым слово «трон» превращается в «знамя». Еврейские буквы n и k подобны, и какой-нибудь переписчик, возможно, легко принял первое за последнее. Много комментаторов сегодня предпочитают этот перевод, потому он, кажется, больше в соответствует контексту, особенно ст. 15, где то же самое еврейское слово означает «знамя».
По материалам библейского комментария АСД