В седьмой главе Евангелия от Матфея Иисус продолжает излагать этику Небесного Царства, включая несколько замечательных обещаний. Но Он также бросает нам личный и индивидуальный вызов относительно того, как мы относимся к Божьему закону и Его учению. Наше отношение к осуждению, прошению и дарованию, центром которого является Золотое правило, показывает, правильно ли мы относимся к Богу (ст. 1-12). Затем, в свете грядущего суда, Иисус делает два личных воззвания (ст. 13-23). Он завершает эту знаменитую проповедь притчей о двух строителях (ст. 24-27), первой притчей в этом Евангелии. Матфей заканчивает эту часть рассказом о том, как повлияло учение Иисуса на слушавшую Его толпу (ст. 28-29).
Толкование главы
Стихи 1-12
- Заповедь Иисуса не судить других известна очень хорошо, но, как правило, ее применяют слишком широко. Она не запрещает оценивать правдивость чьего-то учения, справедливость действий другого человека или измерять чью-то открытость к евангельскому посланию, но предостерегает от суждения о мотивах человека или того, спасен он или потерян, потому что мы не можем читать в сердцах и «Все мы предстанем пред суд Христов» (Рим. 14:10).
- Зачастую легче увидеть чьи-то недостатки («сучок») и быть слепыми по отношению к своим («бревно»). Вот почему так важны ежедневное чтение Библии, изучение жизни Иисуса и молитва — все это может помочь нам увидеть собственные духовные нужды. Только тогда мы будем в состоянии помочь человеку, впавшему в искушение (Гал. 6:1).
- Псы и свиньи, бывшие образцом нечистоты для евреев, символизируют людей, не ценящих Царство и не желающих освобождения от рабства греха и мирских соблазнов (ср. Ин. 8:34-36). Фактически, подкрепленное благочестивой жизнью провозглашение истины может спровоцировать жестокие нападки, мало чем отличающиеся от того, как дикий кабан атакует добычу (ср. Деян. 9:1-2).
- Иисус, побудив нас молиться непосредственно нашему Небесному Отцу, который уже знает наши нужды, теперь призывает нас продолжать просить и не сдаваться (ср. Лук. 18:1). Распоряжение «искать» также предполагает усилия и настойчивость, а «стук» подчеркивает необходимость ждать, когда Господь ответит в Свое время и Своим способом.
- Бог, кто один действительно благ (Мф. 19:17), больше расположен давать своим детям хорошие подарки, чем человеческие родители; более того, Он дает лучшие дары (Иак. 1:17). Но мы должны просить и верить, что получим просимое (Иак. 4:2–3; 1:6–7).
- Получив обещанные добрые дары, последователи Иисуса имеют возможность таким же образом давать другим — делая для них то, что сами хотели бы получить. Это «Золотое Правило» выходит за рамки стандартного еврейского принципа: не делать другим того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе, сосредотачиваясь на том, чтобы приносить пользу другим. Тем самым оно перефокусирует внимание, которое мы обычно уделяем себе и своим нуждам, и использует его как руководство к тому, как мы должны обращаться с другими. Любовь к другим и стремление быть для них благословением суммируют всю раскрытую волю Бога (ср. Мф. 22: 37-40) и служат примером закона и образа жизни на небесах (PP 34–35).
Стихи 13-23
- Есть лишь два возможных жизненных пути, и, вопреки мирской мудрости, только один ведет к вечной жизни.
- Широкие врата, в которые легче войти — это стандартный выбор, что объясняет, почему многие идут ими, невзирая на то, что этот путь ведет к гибели. Напротив, через узкие врата войдут «немногие», потому что ничто мирское ими не пройдет (ср. Евр. 12:1-2).
- Путь жизни может казаться тяжелым и сложным, потому что он требует «изобилующей» праведности, которая может быть получена только от Иисуса (Мф. 5:20), но на самом деле это более простой путь (Мф. 11:28-30), несмотря на трудности и даже гонения, к которым он может привести (Мф. 5:10-12).
- Ложное пророчество является особо опасным обманом, потому что поддельные заявления подрывают подлинный пророческий дар (Иер. 27:9-17; Иез. 13:1-7).
- Библейское основание для суждения об истинности пророческого утверждения включает в себя:
- Его «плоды» (т.е. хорошим или плохим является результат служения человека);
- Его соответствие с прежним пророческим откровениям (Ис. 8:20; 1Кор. 14:32);
- Исполнение пророчества (Втор. 18:21-22);
- Провозглашение Божьего послания, каким бы тревожным оно ни было (3 Цар. 22:6-8);
- Отсутствие материалистических мотивов (Мих. 3:11-12);
- Четкое подтверждение божественно-человеческой природы Христа (1 Ин. 4:2-3);
- Способствует ли оно единству и ясному пониманию библейской истины среди Божьего народа (Еф. 4:13-14).
- Как плод с хорошего или больного дерева, качество нашей жизни свидетельствует о подлинности нашего исповедания. Слово, переведенное как «добрый» (kalos) означает «превосходный во всех отношениях». Это же слово используется во фразе «доброе семя», символизируя «сынов Царствия» (Мф. 13:27, 38) и во фразе «добрая земля» (те, кто слышат слово и понимают), которая приносит обильные плоды (ст. 8, 23).
- Даже называние Иисуса «Господом» (что может просто значить «Господин», но у Матфея оно значит признание Иисуса Мессией) не является доказательством спасительной веры или истинного следования за Христом. Все, что имеет значение — исполнение воли Отца (Гал. 5:6).
- Как и в случае с даром пророчества, чудеса не являются доказательством того, что действует именно Бог (Мф. 24:24; 2Фес. 2:9). В конце концов, египетским волхвам удалось имитировать несколько чудес, выполненных Моисеем (Исх. 7:11-12, 22; 8:7) и Откровение предупреждает нас о ложных знамениях непосредственно перед Вторым пришествием (Откр. 13:13).
- Решающим на суде будет обладание более чем поверхностным знанием того, Кем является Иисус (ср. Лук. 13:25-27) и знает ли Иисус нас — подразумевается тот вид знания, которое можно получить, только имея с кем-то длительные близкие отношения. Действительно знать Иисуса (и для Него знать нас, ст. 23) — значит любить Его и подчиняться Ему (Ин. 14:15-17; 17:3; 1 Кор. 8:3).
Стихи 24-29
- Иисус завершает Нагорную проповедь обращением в форме притчи, которая противопоставляет мудрого человека глупому. Оба слышат слова Иисуса. Но только мудрый человек применяет их на практике.
- Применение учения Иисуса на практике подобно строительству своего «дома» (будущей безопасности и судьбы) на камне (греч. petra), а не на песке. Слово petra относится не к маленькому камню, а к массивному, в том числе к скальному основанию. Параллельный текст описывает глубокие усилия, вложенные в то, чтобы копать глубоко, что символизирует размышление над учением Иисуса и тщательное его изучение с целью понять и применить (Лук. 6:48).
- Этот первый из пяти основных блоков учения Иисуса (каждый из которых заканчивается одной и той же фразой, ср. Мф. 11:1; 13:53; 19:1; 26:1) достиг широкой аудитории, которая, кажется, признала внутреннюю правдивость и логический авторитет слов Иисуса, отличающиеся от учений книжников, чьи неопределенные заявления и умозрительные идеи оставляли людей во многом неуверенными относительно того, что имело в виду Божье Слово (см. DA 253).
Практическое применение главы
Важные уроки, которые можно извлечь из этой главы, включают в себя:
- Духовная проницательность важна для того, чтобы мы могли приносить наибольшую пользу, потому что будут вещи (или люди), которые отвлекают, отговаривают и отбивают охоту выполнять Божью работу и упражняться в том, что правильно.
- Суть урока Иисуса о прошении и поиске наводит на мысль о том, что для ответа на наши молитвы от нас требуется некоторое количество усилий и настойчивости, и мы не должны попросту ожидать, что все необходимое спустится к нам с небес.
- Одним из доказательств нашей веры в Бога и Его Слово как Божьих детей является наше решение просить только о том, что соответствует Его воле (1 Ин. 5:14) и наша готовность подчинить нашу волю Ему (Мф. 6:10; 26:42).
- Поскольку бури жизни непредсказуемы и обычно приходят внезапно, это знак мудрости — вкладывать в наше духовное будущее до того, как нагрянут неприятности. Как постройка дома, который выстоит испытание временем, это может потребовать значительных затрат времени и энергии, но в итоге окажется, что оно того стоило.
Клинтон Уолен, Институт Библейских Исследований
По материалам бюллетеня Института библейских исследований
____________________
* Все библейские цитаты взяты из Синодального перевода Библии