29, 30 и 31 глава — это последняя речь Иова. В 29 главе он описывает свое благополучное прошлое, в 30 главе — жалкое настоящее, а в 31 главе произносит серию клятв, утверждающих его благочестие. Друзья сказали свое слово. Их доктрина: действия человека — вот фундамент его судьбы. Грешники страдают, праведники благоденствуют. Поскольку абсолютная праведность недостижима, со стороны Бога справедливо наказать любого.
Слово Иова — в прошлом он благоденствовал, сейчас он в беде. Но эта беда — не результат греха. Он готов поклясться в том, что он такой же, каким и был всегда, и что перемены в его жизни — не результат изменений в его духовности.
Очень интересно описание тех, кто смеется над Иовом.
3 Бедностью и голодом истощенные, они убегают в степь безводную, мрачную и опустевшую;
4 щиплют зелень подле кустов, и ягоды можжевельника— хлеб их.
5 Из общества изгоняют их, кричат на них, как на воров,
6 чтобы жили они в рытвинах потоков, в ущельях земли и утесов.
7 Ревут между кустами, жмутся под терном.
8 Люди отверженные, люди без имени, отребье земли! (Иов 30:3-8)
Своего рода «генералы песчаных карьеров». Молодые, вороватые, голодные беспризорники. Люди с самым низким общественным статусом. Те, кого презирают. И Иов не скрывает — он тоже презирал их, и ставил ниже собак. Но теперь он стал ниже их. Они презирают его и смеются над ним.
Так как Он развязал повод мой и поразил меня, то они сбросили с себя узду пред лицом моим. (Иов 30:11)
В современном переводе этот текст звучит иначе:
На беду мне тетива моя ослабла — вот и сбросили они узду передо мной.
Джон Хартли утверждает, что под тетивой подразумевается веревка, которой натягивается шатер. Жизнь человека, или тело часто в Библии представлено в виде жилья. Иов использует метафору шатра для того, чтобы показать свою беззащитность. Шатер — очень неустойчивое жилье. Для Бога поразить шатер очень просто — нужно просто лишить его веревки. Палатка упадет сама.
Иов выражает разочарование. Он откровенно говорит о том, что Бог поступил с ним так, как этого не ожидалось. Теперь Иов еще раз попытается показать безосновательность Божьего суда. Он призовет на себя проклятие, если он действительно виновен.
В 31 главе Иов перечисляет 14 грехов, к которым он не причастен. Перечисление носит характер клятв. Каждый пункт начинается со слова «Если». Четырнадцать — это семь два раза. Возможно, Иов имеет в виду, что он полностью (7) безгрешен и это истинно (2 по аналогии с двумя свидетелями, Иов как бы дважды свидетельствует). А может, это попытка сказать, что он был в полноте благочестив в прошлом, и так же благочествив в настоящем.
- Похоть (Иов 31:1–4)
- Нечестность (Иов 31:5–6)
- Жадность (Иов 31:7–8)
- Прелюбодеяние (Иов 31:9–12)
- Жестокость (Иов 31:13–15)
- Нежелание кормить угнетенных (Иов 31:16–18) (В синодальном переводе этот пункт не начинается со слова «если», но в оригинале начинается)
- Нежелание одеть бедных (Иов 31:19–20)
- Несправедливость (Иов 31:21–23)
- Надежда на богатство (Иов 31:24–25)
- Идолопоклонство (Иов 31:26–28)
- Радость от несчасться врагов (Иов 31:29–30)
- Негостеприимство (Иов 31:31–32)
- Утаивание греха (Иов 31:33–34)
- О земле (Иов 31:38—40b).
Список приведен согласно Hartley, J. E. (1988). The Book of Job. The New International Commentary on the Old Testament (408). Grand Rapids, MI: Wm. B. Eerdmans Publishing Co.
В этом списке есть немало интересных вещей. Во-первых, конечно, здесь большая часть грехов — это не те поступки, которые напрямую осуждаются обществом. То есть простой эгоизм. Не кормишь сироту — грех. Не одел бедного — грех. Надеяться на богатство грех. Интересно также, что не исповедать, скрывать грех — тоже грех. Иов уже говорил, что грехи у него были. Но он верил в Божье прощение при условии покаяния. Еще один интересный момент — грех радоваться, когда твоим врагам плохо.
И последнее:
38 Если вопияла на меня земля моя и жаловались на меня борозды ее;
39 если я ел плоды ее без платы и отягощал жизнь земледельцев,
40 то пусть вместо пшеницы вырастает волчец и вместо ячменя куколь. Слова Иова кончились. (Иов 31:38-40)
Этот же образ использует Иаков.
Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас…
…Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха ГОСПОДА Саваофа. Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания. (Иак 5:1-5)
Библейские авторы, показывая тяжесть греха, говорят, что даже неживые предметы взывают к Богу о грехах людей, даже само наличие земли, на которой эксплуатируют рабочих, денег, которые нечестно удержаны, крови, которая невинно пролита — все это кричит к Богу о воздаянии.
Пастор Денис Медведев