«А ныне слушай, Иаков, раб Мой, и Израиль, которого Я избрал.
Так говорит Господь, создавший тебя и образовавший тебя, помогающий тебе от утробы матерней: не бойся, раб Мой, Иаков, и возлюбленный [Израиль], которого Я избрал» Ис.44:1,2.
В первых двух текстах 44-й главы Господь напоминает Своему народу в древности несколько важных истин, которые хорошо бы помнить и «современному Израилю» , а именно:
- он избран Богом;
- он создан Богом;
- Бог помогает ему от «утробы матерной», т.е. с момента его «появления на свет»;
- он возлюблен Богом.
Кроме того, очень хотелось бы адресовать эти «напоминания» к каждому конкретному человеку. Дорогой Друг! читая 44 главу Исаии помни:
- ты создан Богом!
- ты избран Богом!
- ты возлюблен Им!
- и Он помогает тебе с того момента, как ты «появился»в утробе матери!
«ибо Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; излию дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих» Ис.44:3.
Первая часть данного стиха имеет символическое значение, раскрываемое во второй его части. Излитие Святого Духа Божьего сравнивается с освежающими потоками дождя см. Иоиль.2:23,28-29
«Жаждущее»— это те, кто жаждет Бога и Его праведности см. Пс. 41:2-3; Матф.5:6; Иоан.4:13-14). Жаждем ли мы?
Бог предлагает Своё благословение, проявляемое в одном из самых величайших даров — даре Святого Духа! Но обладание этим даром — зависит от нас!
Е. Уайт пишет: «Обетование Духа не оценивается надлежащим образом, поэтому оно и не исполняется так, как это было бы возможно. В этом проявляется отсутствие Святого Духа, которое делает евангельское служение совершенно лишенным силы. Человек может иметь превосходное образование, таланты, красноречие, различные природные дарования и приобретенные способности, но без присутствия Духа Божьего ни одно сердце не будет тронуто, ни один грешник не будет приобретен для Христа. С другой стороны, будучи в союзе со Христом, приняв дары Духа, даже самый бедный и необразованный из Его последователей будет обладать силой, которая будет говорить к сердцам. Бог делает таких людей проводниками самого сильного влияния во Вселенной»– {Наглядные Уроки Христа 328.1}.
Глядя на нашу христианскую жизнь, на наше евангельское служение — хочется сказать, что нам очень необходимо сегодня «освежиться потоками небесного дождя», получить излитие дара Святого Духа! (Простите меня те, у кого с христианской жизнью и евангельским служением всё в порядке, имею ввиду ).
Стихи с 6 по 20 44 главы составляют особый раздел, в котором Господь противопоставляет Себя идолам — ничтожным и бесполезным. Он выдержан в некоем сатирическом ключе. Стихи 21-22 образуют переход к торжественному гимну благодарения истинному Богу, который звучит в стихе 23. Со стиха 24, со слов «Так говорит Господь» начинается следующий раздел, продолжающийся по 45:8.
Эта часть речи Исаии (стихи 6-20, через которые «красной нитью» проходит противопоставление всемогущества, величия и милости истинного Бога никчемности и абсурдности идолов), которую «замыкают» стихи 21-22, приобретала особое значение для иудеев, в особенности для тех, которые стали бы читать их в вавилонском изгнании.
О превосходстве Бога над «богами», сделанными людьми (44:6-23)
- «И кроме Меня, нет Бога».
Ис. 44:6-8. Об этом, устами Своего пророка, говорит Сам Господь, выделяя различные аспекты Своей Личности: Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Всемогущий… первый и… последний. Он бросает вызов любому, кто решился бы принять его, ссылаясь на Ему одному присущее всезнание относительно прошедшего и будущего (стих 7, сравните с 41:22-23; 43:9).
Опять звучит призыв к избранному Им народу «не бояться и не страшиться» (стих 8).
«Нет другой твердыни» Еврейское слово «твердыня», часто встречаемое в Писании название Бога, указывающее на Его постоянство и силу (см. Втор. 32:4; 2Цар.22:3; 23:3; Пс.17:3; ср.Ис. 26:4). С Богом Израилю нечего бояться, ибо Он был их сила и защита. - О бесполезности идолов.
Ис. 44:9-20. Вкратце мысль о никчемности «богов», сделанных человеческими руками, Исаия выражал и прежде (40:18-20; 41:6-7), но здесь она передана более подробно и, так сказать, «всесторонне аргументирована». Ничтожны не только идолы, но и делающие их себе «в помощь», хотя сами же они свидетели бесполезности их. Мастерящие «богов» словно бы не видят и не разумеют, и потому будут посрамлены (стих 9). В стихах 10-14 и далее эта мысль получает наглядно-художественное развитие. Не абсурдно ли, что из того же материала, который служит человеку топливом и для выпечки хлеба на огне, он делает бога, которому поклоняется (стихи 15-17).
Бог ли закрыл глаза их, чтобы не видели? Да, в стихе 18 подразумевается, что Он, но не в смысле «злонамеренного ослепления» людей, а в смысле предоставления им возможности пожинать естественные плоды своей свободной воли, которой Бог не лишает ни одного человека. Позднее апостол Павел сказал об этом же в послании Римлянам (Рим. 1:28).
Обманутое сердце ввело язычников в заблуждение (стих 20), оно «не пропускает» в себя истинного виденья и разумения (окончание стиха 18 и начало стиха 19). Здесь, у Исаии та глубокая и верная мысль, что изначальным своим появлением заблуждения наши обязаны не столько несовершенному уму человека, сколько нравственной его испорченности (эгоизму, бессердечию) и злой воле. - Да радуется Израиль в Господе!
Ис. 44:21-23. Тема стихов 1-8 в этой главе, и в особенности стиха 8, предваряющего раздел о бесполезности идолов, вновь возникает в стихе 21 и звучит до конца главы. Это тема всемогущества Господа, сотворившего вселенную и «образовавшего» для Себя народ израильский. Об этом Иакову надо помнить (начало стих 21).
В большой древневосточной семье, связанной не только кровными узами, но и исполнением различных хозяйственных функций, раб рассматривался как один из домочадцев. Обращение Бога к Иакову и Израилю в стихе 21: ты раб Мой — может рассматриваться как признание Богом особой близости к Нему иудеев, что подтверждается фразой не забывай Меня; впрочем, эту фразу переводят и как «Я не забуду тебя», и при таком прочтении более «органично» воспринимается следующая фраза, начинающая стих 22: Изглажу беззакония твои. Израилю обещается тут спасение, но при одном условии: обратись ко Мне — ведь Я искупил тебя, напоминает избранному Своему Господь.
В стих 23 — гимн благодарения Создателю, искупившему Иакова, Который прославится в Израиле; торжественно и радостно воспеть его предлагается «горам и лесу» (иносказание всеобщей радости творения, в центре которого стоит человек). Звучащий ближе к концу главы 44, этот гимн как бы соединяет две части ее, раскрывающей величие и всесилие Господа Иакова, в противопоставление ничтожеству языческих богов (первая часть), и Его верность народу Своему как в прошлые, так и в предстоящие времена (вторая часть).
Пророчество о Кире (44:24-45:8)
Тут содержится поразительное предсказание о появлении на исторической арене 150 лет спустя царя, который назван по имени. Не царем, а пастырем Кир назван в силу той особой попечительной миссии, которую он осуществит по отношению к еврейскому народу.
Пастор Руслан Симоненко